Альманах №15

От редакции

В этом выпуске альманаха мы предлагаем читателю две работы одного автора – Н.Н.Малофеева. Это работы разного жанра: первая – «Похвальное слово инклюзии» - представляет иронический подход к рассмотрению болезненных и дискуссионных вопросов развития инклюзивного образования в России; вторая – часть серьезного исторического исследования, освещающая драматический период развития советской специальной школы, связанный со знаменитым постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов». Объединяет эти работы обращение к сложным, переломным периодам становления специального образования в России, когда реальные экономические и социальные трудности и доминирующие идеологические установки начинают достаточно жестко диктовать свои условия и определять, менять направление развития системы помощи детям с проблемами в развитии. Мы не хотим выстраивать прямые аналогии между процессами, происходившими в тоталитарном государстве и в условиях развивающегося гражданского общества, и все же общее есть – резкая смена ориентиров, понимания того, что хорошо и что плохо для ребенка.

Сейчас вопрос часто ставится так: что лучше, интеграция или специальное образование. Понятно, что где-то там, в будущем, традиция вберет в себя новые тенденции, и будет странно непонимание того, что ребенку для развития и социализации нужна интеграция в условия обычных детских садов и школ, в общество обычных сверстников, и доля ее должна быть разумно выверенной, не превышающей и не занижающей его возможностей, т.е. соответствующей зоне ближайшего развития. Общим местом станет понимание, что заранее подготовить «особого ребенка» к беспроблемной инклюзии невозможно, что такой ребенок, как правило, имеет не только общие, но и особые образовательные потребности, определенные его индивидуальными особенностями и спецификой проблем развития и нуждается поэтому в специальной психолого-педагогической помощи, а ресурсом средств такой поддержки является опыт исследований и практики дефектологии.

Надеемся, что когда-нибудь мы все скажем, что наши сегодняшние трудности дали импульс развитию всей системы образования и общей и специальной и созданию общей, безбарьерной образовательной среды. Но сейчас встает вопрос, что делать с поколением «особых детей», попавших в поток необеспеченной инклюзии, как им помочь. Число таких вопросов, пришедших на образовательный портал ИКП РАО от родителей и учителей обычной школы, за последние три года возросло в шесть раз. И, возможно, здесь будут нам полезны уроки прошлого, хотя бы потому, что показывают, как много в условиях ломки привычного зависит от порядочности и ответственности конкретных людей, от уровня развития добротной профессиональной традиции, от стремления специалистов разных образовательных сред к сотрудничеству, от выстраивания баланса влияния государственных и общественных структур.

Статьи выпуска:

    Похвальное слово инклюзии

    Малофеев Н.Н.

    Читать

    Ключевые слова

    Похвальное слово инклюзии

    дети с ОВЗ
    интегрированное обучение
    инклюзивное образование
    специальное образование в России
    Аннотация

    Похвальное слово инклюзии

    Любезный читатель, в недавние дни, возвращаясь из Пскова, в милую моему сердцу столицу, и не желая, чтобы время, проведенное в поезде, тратилось в пустых разговорах, чуждых высоким раздумьям о нынешнем состоянии специального образования, предпочел я размышлять о совместных наших деяниях на доброй ниве забот о детях с ограниченными возможностями здоровья, с нежностью вспоминая покинутых участников международной конференции, не менее меня обуреваемых теми же печалями.

    Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» и развитие специальной школы

    Малофеев Н.Н.

    Читать

    Ключевые слова

    Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» и развитие специальной школы

    ЦК ВКП(б)
    Наркомпрос РСФСР
    государственный заказ
    вспомогательная школа
    обучение лиц с нарушением слуха
    обучение лиц с нарушением зрения
    Аннотация

    Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» и развитие специальной школы

    Как мы уже знаем, оживление в строительстве европейских национальных систем специального образования всегда происходило в контексте позитивных перемен в экономике и культурной жизни страны. При резкой смене политического климата, в пору экономических катаклизмов система специального образования впадала в анабиоз, как это случилось между двумя мировыми войнами в Англии и Франции, а то и подвергалась сознательному уничтожению, как это произошло в фашистской Германии. Не избежала тяжелых испытаний и советская специальная школа - во второй половине 1930-х годов государство в лице ЦК ВКП (б) обвинило её в неоправданном разрастании.
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности