Альманах №16
24.10.2012 Дата публикации статьи: 24.10.2012
Альманах №16 · Как сделать видимыми скрытые проблемы развития ребенка
Альманах №16 · Как сделать видимыми скрытые проблемы развития ребенка

Решение житейских задач: поиск меняющихся ориентиров. Одеваемся по погоде

Гончарова Е.Л. ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» Российской академии образования, Москва
Кукушкина О.И. ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» Российской академии образования, Москва
Королевская Т.К. ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» Российской академии образования, Москва

Чему обычно уделяется внимание?

«Одежда» — это та тема, которой уделяется достаточно много времени в процессе обучения ребенка в детском саду и в специальной школе. Однако если проанализировать сложившуюся практику и традиции обучения, легко заметить, что из-за выраженных речевых трудностей детей внимание учителя сосредоточено, главным образом, на том, чтобы научить различать и правильно называть одежду и обувь, включать эти слова во фразы, внятно произносить их, отчитываться о совершенном действии.

К сожалению, многие педагоги и родители уверены в том, что, обеспечивая развитие речи, мы тем самым уже обеспечиваем подготовку ребенка к реальной жизни. Развитие речи, действительно, одна из важнейших задач обучения детей, нуждающихся в особой помощи, однако задача подготовки к реальной жизни ею не исчерпывается. Таким детям необходимы специальные практикумы, моделирующие типичные жизненные ситуации. В процессе целенаправленного обучения ребенок должен научиться анализировать такого рода ситуации, находить необходимые ориентиры для принятия разумных житейских решений, обосновывать свой выбор, выслушивать аргументы других, и, в случае необходимости корректировать принятые решения спокойно, без раздражения. Именно этому поможет учить ребенка программа «Одеваемся по погоде».

Может ли забота быть чрезмерной?

Поскольку речь идет о детях, нуждающихся в особой помощи, нельзя не сказать о естественном желании большинства окружающих и, прежде всего, родителей, как можно больше опекать их, часто (а иногда и постоянно) совершая за них Л выбор и предлагая воспользоваться готовыми решениями. К сожалению, это происходит даже в самых простых ситуациях. Родители часто не только не имеют времени, но и не видят необходимости подумать вместе с ребенком о том, почему вчера он ходил в теплой байковой рубашке с длинным рукавом, а сегодня ему предлагают надеть легкую футболку.

Постепенно ребенок привыкает к опеке, привыкает к тому, что решение будет принято за него, и через некоторое время уже не может обойтись без помощи взрослого даже в тех житейских ситуациях, где уже вполне мог бы действовать осознанно и самостоятельно. Все те, кто работал в школах-интернатах, сталкивались с тем, что, даже имея выбор, ребенок часто не переодевается в ту одежду, которая соответствует изменившейся погоде. Так, если в понедельник мама привела ребенка в тёплом пальто, а свитер просто положила в сумку, вполне вероятно, что «наш» ребенок всю неделю будет выходить на прогулку в пальто, даже если на улице стало теплее. Он переоденется только в том случае, если ему об этом скажет взрослый: учитель или воспитатель. И дело не в том, что ребенок не осознает неудобства, просто он привык к тому, что решения принимает за него взрослый, а петому ждет его указаний.

Авторы этой программы, имеющие большой практический опыт работы с детьми, нуждающимися в особой помощи, и глубоко верящие в их огромные потенциальные возможности, ни в коей мере не хотят сказать, что эти дети вообще не задумываются о том, соответствующим ли образом они одеты. Речь идет о другом: без целенаправленной работы такие дети не могут научиться принимать самостоятельные решения даже в простых жизненных ситуациях. Вспомните, сколько раз Вы сами были свидетелем непонимания и даже конфликта между ребенком и взрослым (родителем, воспитателем, учителем) по поводу того, что и в какой ситуации следует надеть. Ребенок, не умея аргументировать свой выбор, не понимает скрытых, неявно представленных доводов взрослых. Взрослый же, не понимая, почему ребенок не хочет прислушаться, сердится на его упрямство. В результате возникает взаимное недовольство, и взрослый, как правило, подавляет ребенка, навязывая ему свой выбор вместо того, чтобы использовать сложившуюся ситуацию и научить.

Вспоминая трудности общения в подобных ситуациях и с собственными детьми, и со своими учениками, мы сочли необходимым смоделировать в компьютерной программе ряд типичных жизненных ситуаций, связанных с выбором одежды, которые помогут учить ребенка одеваться по погоде, готовить одежду на завтра, собирать вещи в дорогу.

Новый поворот темы

В программе «Одеваемся по погоде» используется традиционный материал, но, с точки зрения поставленных задач — это принципиально новый «поворот» темы «Одежда». И изменение содержания обучения происходит по линии «социализации» ребенка, целенаправленного формирования умения самостоятельно и осознанно принимать решения в житейских ситуациях, соответствующих его возрасту. Смысл всех заданий программы в том, чтобы научить ребенка подбирать одежду и обувь по погоде, объяснять свой выбор, корректно отстаивать свое решение, не конфликтуя и принимая во внимание аргументы других.

Названия блоков программы «Одеваемся по погоде», позволяют представить себе содержание, сюжетную канву предлагаемых упражнений:

  • Шуба или шорты?
  • Одеваемся по погоде
  • Одежда на завтра
  • Собираемся в дорогу

Выполняя упражнения программы, ребенок на модели учится выбирать одежду и обувь по погоде, готовить одежду на завтра, ориентируясь на телевизионный прогноз погоды; собирать чемодан в дорогу, имея в виду сезон года, место, время, цель и продолжительность поездки. Предлагаемые в программе упражнения «толкают» ребенка к поиску ориентиров для принятия решения, осмысления и аргументации выбора.

Два уровня: картинки и слова

При создании программы была учтена общая особенность детей, нуждающихся в особой помощи, — недостаточное развитие их словесной речи. При работе с такими детьми очень часто возникает проблема: если ребенок не может объясниться он, действительно, не знает или не может выразить свою мысль в речи? Это важно понимать» так как в зависимости от характера испытываемых трудностей и строится обучение. Именно поэтому в программе «Одеваемся по погоде» заложена возможность работы и с картинками, и с речевым материалом, включающими названия одежды, обуви, туалетных принадлежностей.

Работа с наглядным материалом покажет, как ребенок ориентируется в теме, может ли выбрать одежду по погоде, умеет ли анализировать житейские ситуации и выделять ориентиры для принятия решения. Успешное выполнение таких заданий будет означать, что даже если ребенок не вполне владеет словарем по теме, не следует думать, что он не ориентируется в ней. И наоборот, если ребенок уверенно называет все предметы одежды, преждевременным будет вывод о его способности найти этой одежде нужное применение. Следует специально проверить его умение самостоятельно действовать, принимать разумные решения и объяснять свой выбор.

Сравнивая успешность выполнения одного и того же задания на наглядном и речевом материале, взрослый сможет понять, в чем именно состоят трудности ребенка, и в какой помощи он нуждается.

Шуба или шорты?

Первый блок «Шуба или шорты?» является «твердым орешком» для детей, нуждающихся в особой помощи, хотя, кажется, что задания совсем несложные. В соответствии с инструкцией ученик должен помочь герою определить, что надеть на прогулку: шубу или шорты? При внимательном изучении экрана можно увидеть, что календарь закрыт, шторы на окне опущены, градусник не работает. Нет точек опоры, тех существенных для данной ситуации признаков, которые являются ориентирами для принятия разумного решения. «Изюминка» этого внешне простого задания состоит в том, что, не открыв окно и не узнав, какая погода на улице, нельзя выбрать соответствующую одежду для прогулки. Любой формальный выбор закончится поражением: герой окажется в шубе среди летних цветов, либо в шортах на снегу. Многие дети поступают именно так и, увидев героя в шубе на фоне летнего пейзажа, сначала недоумевают, а затем громко смеются, поняв абсурдность выбора. Сообразив, что шуба не подходит, они быстро меняют решение, предлагая шорты для прогулки. Но герой вновь оказывается в нелепом виде, замерзая в шортах на снегу. Выбор исчерпан, а правильного решения нет. Так программа «подталкивает» ребенка к мысли о том, что избранный путь механического перебора предложенных вариантов является тупиковым. Только тогда, когда он поймет, что выбор одежды должен основываться на анализе погоды за окном, он сможет одеть героя на прогулку так, чтобы ему было тепло и удобно.

Результаты самостоятельного выполнения этого упражнения со всей очевидностью покажут взрослому, осознает ли ребенок зависимость выбора одежды от состояния погоды, умеет ли использовать полученные в школе знания об окружающем мире в качестве ориентиров для решения житейских задач.

При использовании этого блока программы в качестве обучающего, следует сначала уделить внимание формированию у детей умения искать ориентиры (открывать окно); находить существенные признаки ситуации (выделять значимые для выбора одежды детали пейзажа); аргументировать сделанный выбор, стараться убедительно и понятно объяснить другому человеку основания для принятого решения, привлекая в качестве доказательства свой жизненный опыт (если на улице ... , то надеть нужно ... потому что ...).

Задача учителя — создать такие условия обучения, в которых ребенку становится необходимо и интересно объяснять сделанный выбор. Для этого организуется коллективное обсуждение результатов работы каждого ребенка в классе, поскольку в такой ситуации недостаточно показать, как Коля оделся в этот день на прогулку, нужно убедить других в том, что одеться следует именно так, а не иначе. В ходе обсуждения станет ясно, на что опирался каждый ребенок, одевая Колю на прогулку, что оказалось для него важным. Он сам будет стараться рассказать об этом, а педагог — помогать формулировать, уточнять и «разворачивать» аргументы, а в случае необходимости, и корректировать их.

Детей, нуждающихся в особой помощи, необходимо специально учить объяснять, аргументировать принимаемые житейские решения, даже самые элементарные. Не раз и не два в своей жизни они столкнутся с тем, что окружающие люди не понимают их или считают их решения неоправданными, необоснованными. Взрослые должны помочь детям, как можно раньше, начать учиться убеждать собеседника, а не конфликтовать с ним в подобных случаях. Упражнение «Шуба или шорты» дает возможность проводить такую работу на доступном и интересном ребенку материале.

Одеваемся по погоде

Выполняя задания второго блока, ребенок будет продолжать помогать Коле собираться на прогулку в разные дни, месяца, сезоны года, однако по сравнению с предыдущими упражнениями его задача усложняется. Он будет выбирать уже не один, а несколько предметов туалета, включая и одежду, и обувь. Пейзаж за окном теперь придется анализировать многократно и всякий раз под новым углом зрения. Программа сделана так, что появление каждого нового предмета туалета требует изменить ракурс анализа — только в этом случае можно найти нужный ориентир для принятия решения. Так, если появляются резиновые сапоги, ребенок должен обратить внимание на то, есть ли за окном лужи, идет ли дождь, холодно ли в этот день. В зависимости от этого придется отдать предпочтение либо непромокаемым сапогам, либо теплым. Если же на экране появляются шуба и куртка, то анализировать пейзаж придется с точки зрения погоды: не замерзнет ли Коля в куртке при такой температуре и не вспотеет ли он в шубе?! Температура воздуха становится главным ориентиром для принятия решения.

Любое упражнение этого блока может быть выполнено на наглядном и речевом материале. В первом случае предметы туалета ребенок выбирает в картинках, во втором — ориентируется на их названия.

Для того чтобы в реальной жизни справиться с подбором одежды, необходимо уметь устанавливать причинно-следственные связи типа: «Если на улице ..., то я надену ...». Вначале важно добиться понимания этих связей и умения действовать на основании собственных выводов и размышлений. Дети младшего школьного возраста должны уметь делать это самостоятельно и обоснованно. Тем же из них, кто еще не освоил это умение, поможет данный блок упражнений, в котором моделируются типичные жизненные ситуации, и ребенок может на модели учиться принимать решения, которые от него потребуются в жизни.

Внимание детей должно быть сосредоточено не только на том, какую одежду лучше выбрать для прогулки в заданный день года, но и на том, что следует иметь в виду, делая выбор. Предлагая обсуждать выбор детей, учитель создает условия, при которых каждому ребенку необходимо еще раз проанализировать и описать в словесной речи те детали пейзажа, которые, по его мнению, важны для принятия решения. Так, например, видя за окном тающий снег, сосульки на крышах домов, лужи на тротуаре, одни дети отдают предпочтение резиновым сапогам, и объясняют свой выбор тем, что на улице мокро. Другие же в этом случае выбирают теплые зимние сапоги, и аргументируют свое решение тем, что на улице снег, зима. Они не обращают внимания на лужи, т.е. не считают эту деталь пейзажа существенной для выбора обуви. Не стоит указывать на ошибки, гораздо полезнее предложить сравнить выбор, представить свои аргументы и попытаться отстоять принятое решение. Рассуждая вместе и «вслух», дети учатся тому, что впоследствии должны будут делать самостоятельно и «про себя».

Заметим, что в дальнейшем, когда ребята станут старше, их также необходимо будет специально учить выбирать одежду, соответствующую той ситуации, в которой они должны оказаться. Так, очевидно, что, в школу, в театр и на день рождения следует одеться по-разному. Однако данная программа адресована дошкольникам и младшим школьникам, нуждающимся в особой помощи, и эти проблемы они пока решают с, помощью взрослых.

Одежда на завтра

И в этом блоке ребенок продолжает помогать Коле собираться на прогулку, но знакомая задача еще раз усложняется. Теперь он будет выбирать одежду и обувь, не видя картины за окном и ориентируясь на телевизионный прогноз погоды.

Усложнение задания происходит за счет увеличения условности ситуации. Опираясь на символическое описание, ребенку придется представить себе погоду и выполнять задание на основе сложившегося представления. Усложнения такого рода очень важны для детей, нуждающихся в особой помощи, так как им достаточно легко действовать на наглядной основе, и много труднее перейти к мысленному моделированию процессов и явлений. Научить их этому — специальная задача обучения, которая сохраняет свое значение применительно к любой изучаемой теме.

В начале работы с упражнением важно убедиться в том, что дети могут «расшифровать» прогноз и представить себе, какой может быть погода завтра. Напомним, что они учились этому в предыдущей части — программе «Погода», однако теперь умение составить Представление о погоде на основании набора символов становится не целью, а условием для решения новой задачи.

В этом блоке сохраняется возможность выполнять каждое упражнение на наглядном и речевом материале. Выбор уровня сложности остается за учителем.

Как и в предыдущих блоках, предмет обсуждения — соответствие выбранной одежды погоде за окном. В центре внимания учителя остается умение детей анализировать житейскую ситуацию и выделять признаки, значимые для правильного выбора, осознанно принимать решение, обосновывать его, быть понятным и убедительным.

При работе с компьютерной программой выявляется свойственный каждому ребенку темп деятельности. Опыт авторов показывает, что в компьютерном классе часто опровергаются представления взрослых о том, в каком темпе может работать ребенок. Становится ясно, что возможности одних детей недооцениваются, а других — переоцениваются. Нам кажется, что правильнее не торопить работающих более медленно, продумывая дополнительные задания для той части класса, которая справляется с заданием быстрее.

Собираемся в дорогу

Так называется следующий блок упражнений. Его название отражает задачу ребенка. Теперь ему предстоит помочь герою собрать чемодан в дорогу. В этом блоке дети будут на модели учиться делать то, что должен уметь каждый в жизни — собраться в поездку, не досаждая окружающим бесконечными просьбами, продумать список вещей заранее, отобрать самое необходимое и не класть в чемодан лишнее, для этого необходимо представить себе далеко стоящую во времени ситуацию.

Знакомая задача, связанная с выбором одежды, еще раз усложняется по сравнению с предыдущими упражнениями и при этом по нескольким направлениям.

Теперь ребенок должен представить себе ситуацию не на основе приближенного к реальности пейзажа за окном или прогноза погоды в символах, который позволяет все же достаточно легко определить ее, а на основе краткого и обобщенного словесного описания всей ситуации. Например: «Март», «Каникулы». Эти слова должны вызвать у ребенка целый комплекс представлений, о ситуации, далеко отстоящей от него во времени, «перенестись» в эту ситуацию и подобрать одежду так, чтобы она не испортила веселых каникул. Собирая чемодан в дорогу, придется задумываться над выбором и одежды, и обуви, и туалетных принадлежностей.

Понадобится умение находить не один, а несколько ориентиров, быстро «перестраиваться», свободно переходя от одних к другим. Для того чтобы ребенок упражнялся в этих важных умениях, в программе используется принцип: меняется предмет туалета — меняются аспекты анализа ситуации и, соответственно, — меняются ориентиры для принятия решения. Так, например, если на экране появились кроссовки, то задумываться придется и о том, какой может быть погода в марте, и о том, что именно будет делать герой во время весенних каникул. Оба ориентира важны. Если же на экране появилась зубная паста, то размышления о погоде и занятиях во время каникул бессмысленны. Чистить зубы необходимо каждый день, независимо от обстоятельств и времени года. Если компьютер предъявил домашние тапочки, то задуматься следует над тем, куда и к кому отправляется герой. Если это поездка на дачу к бабушке, то, вероятно, в ее доме найдутся тапочки для внука, и едва ли стоит их класть в чемодан. Если же это поездка с родителями в дом отдыха, то тапочки не помешают.

Хотя задача ребенка стала сложнее, компьютер не отслеживает ошибки детей, он вносит в список все, что они выбрали. Компьютер помогает в другом — показывает на следующем экране список вещей в чемодане у каждого ребенка и классифицирует предметы на три группы: одежда, обувь, туалетные принадлежности. Так легче и удобнее сравнивать наборы вещей и обсуждать их соответствие ситуации.

Что же в чемодане?

Там, где заканчивается работа с персональным компьютером, начинается обсуждение результатов деятельности — значительно более длительный и сложный, но совершенно необходимый этап обучения, поскольку мы преследуем цель — не «натаскать» ребенка на стереотипные решения типичных задач, а помочь ему научиться анализировать житейские ситуации, делать осознанный выбор, обосновывать и отстаивать свое решение.

Предмет обсуждения — есть ли в чемодане все необходимое, и нет ли там лишнего. В процессе организованной учителем дискуссии каждый ребенок должен будет объяснить, почему он положил в чемодан именно эту одежду, обувь и туалетные принадлежности.

В ходе обсуждения списков взрослый помогает ребятам разобраться в том, что может случиться с погодой во время мартовских каникул, и как это влияет на список вещей. Он озадачивает их размышлениями о том, чем они планируют заниматься во время отдыха, и какая одежда и обувь в связи с этим потребуется.

Обратите внимание: не забыли ли дети положить в чемодан мыло, зубную щетку и пасту. Не считают ли они, что, забыв расческу, можно вполне позаимствовать ее у подруги или соседа?! Не показался ли им ненужным предметом носовой платок?! Список вещей в чемодане — это тема для обсуждения не на один урок.

Пора подвести итоги...

Опишем несколько ситуаций, с которыми может столкнуться педагог при работе с данной программой.

Ситуация первая, самая благополучная: ребенок умеет осмысленно действовать и хорошо аргументирует свои действия. В этом случае можно задуматься, как продолжить работу, как вести ребенка дальше. Конечно, и учителю, и родителям хочется обогатить словарь ребенка, научив его названиям самой модной и современной одежды, например, «бейсболка», «лосины», «слаксы» и т.д. Однако, по мнению авторов, важнее научить ребенка, идя в гости, не надевать спортивный костюм, каким бы красивым и современным он ни был, объяснить, что самая модная и красивая одежда может быть неудобной, если она использована не к месту.

Ситуация вторая: ребенок хорошо выполняет задания на наглядном уровне, но затрудняется в решении тех же задач на речевом материале. Проблема состоит в недостаточном развитии речи, и необходима специальная работа в этой области.

Ситуация третья, очень настораживающая. Ребенок не выполняет или выполняет с грубыми ошибками задания даже на наглядном уровне. Необходимо привлечь внимание к этому факту всех специалистов, работающих с этим ребенком, его родителей. Вероятно, в этом случае будет полезен педагогический консилиум, а затем, возможно, и дополнительное медикопсихологопедагогическое консультирование ребенка. Ситуация четвертая, которая касается детей, чье предшествующее обучение было формальным. Обратите на нее внимание! В ответ на просьбу; «Назови одежду, обувь» ребенок может бойко перечислить вполне достаточное количество названий, а часто может и написать эти слова правильно. Однако, начав выполнять задания за компьютером, этот же ребенок явно не справляется с выбором одежды и обуви. Как правило, это результат предшествующего формального обучения, стиля работы учителя, для которого ценностью являются лишь слова в устах ребенка. Таким детям необходима специальная работа по формированию причинно-следственных связей, наполнению смыслом тех слов, которыми они формально владеют.

Успешное выполнение всех заданий, предложенных в программе «Одежда», не означает того, что работа закончена. В следующей программе «Рассказы о временах года» дети будут читать множество текстов, не похожих на те, что встречаются им в учебниках, и учиться восстанавливать временной контекст описанных в тексте событий.

  • 1. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / [Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова]. – М.: Просвещение, 2013. – 42 с. – (Стандарты второго поко
  • 2. Малофеев, Н.Н. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения [Текст] / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 5.
  • 3. Кукушкина, О.И. Информационные технологии в контексте отечественной традиции специального образования [Электронный ресурс]: монография / О.И. Кукушкина. –– М.: Полиграф Сервис, 2005.

Библиография


Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И., Королевская Т.К. Решение житейских задач: поиск меняющихся ориентиров. Одеваемся по погоде. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №16 2012 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-16/reshenie-zhitejskih-zadach-poisk-menjajuschihsja (Дата обращения: 18.04.2024)

©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности