Альманах №16
24.10.2012 Дата публикации статьи: 24.10.2012
Альманах №16 · Как сделать видимыми скрытые проблемы развития ребенка
Альманах №16 · Как сделать видимыми скрытые проблемы развития ребенка

Жизненный опыт ребенка: систематизация и обобщение. Времена года

Гончарова Е.Л. ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» Российской академии образования, Москва
Королевская Т.К. ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» Российской академии образования, Москва
Кукушкина О.И. ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» Российской академии образования, Москва

Каким детям необходима первая часть программы «Времена года»?

Первая часть «Времена года» может быть полезна всем детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста, но необходима она детям с отклонениями в развитии — тем, кому трудно:

  • выделять существенное и отграничивать от не существенного;
  • систематизировать и обобщать;
  • устанавливать взаимосвязь порядка природного и уклада собственной жизни;
  • описывать в речи личные впечатления, наблюдения и действия, связанные с явлениями окружающего мира и жизнью людей

В первой части ребенок знакомится с героем компьютерной программы, своим сверстником — Николаем и впервые попадает к нему в комнату, где будут происходить все последующие события.

Комната героя задумана авторами как учебная модель, своего рода обучающая среда, в которой ребенок сможет действовать, экспериментировать, пробовать и ошибаться.

Объекты действия:

  • окно, которое можно открывать, чтобы рассмотреть пейзаж за окном или выбрать подходящий;
  • градусник, на котором можно увидеть или установить самому температуру воздуха;
  • календарь, который можно «перелистывать», выбирая любой день года.

Детей ждет увлекательная работа – моделировать мир на основе своих представлений о нем: подбирать пейзаж за окном, подходящий дате календаря и показаниям термометра; находить в календаре дату, которая соответствовала бы виду из окна и температуре воздуха на градуснике; моделировать температуру воздуха, видя пейзаж за окном и зная дату…

Программа предоставляет ребенку возможность самому выдвинуть гипотезу, оттолкнувшись от личного опыта, наглядно представить ее, моделируя дату, погоду и картину природы за окном, проверить правильность своих представлений в ходе обсуждения со сверстниками и взрослым, выдвигая собственные аргументы и учась «прислушиваться» к аргументам других людей.

В чем преимущества компьютерного варианта?

Во-первых, компьютерная учебная модель дает детям возможность выполнить ряд действий, которые невозможны в реальном мире, но необходимы для систематизации и обобщения их представлений. Например: подобрать пейзаж за окном; подходящий к выбранной дате календаря и показаниям термометра; или найти в календаре дату, которая соответствует пейзажу за окном и температуре воздуха на градуснике; или смоделировать температуру воздуха, видя пейзаж за окном.

Во-вторых, компьютерная программа позволяет обеспечить ребенку необходимую и при этом увлекательную для него деятельность — моделировать окружающий мир на основе своих представлений о нем.

В-третьих, ребенок получает уникальную возможность «возвращать» любое время года из прошлого в настоящее и заглядывать из настоящего в будущее.

Практика в виртуальном мире призвана помочь ребенку осмысливать реальный мир, в котором он живет.

Основной принцип

Программа помогает ребенку сделать предметом анализа свой жизненный опыт впечатлений, наблюдений и действий, связанных с сезонными явлениями. Используется принцип — от опыта самого ребенка через осознанную познавательную деятельность и моделирование — к систематизации, обобщениям. Это означает, что всякий раз программа предоставляет возможность самому выдвинуть гипотезу, оттолкнувшись от личного опыта, наглядно представить ее, моделируя дату, погоду и картину природы за окном, проверить правильность своих представлений в ходе обсуждения со сверстниками и взрослым, выдвигая собственные аргументы и учась «прислушиваться» к аргументам других людей.Программа помогает создать условия обучения, в которых личный опыт каждого ребенка делается видимым, уточняется, систематизируется, обобщается и обогащается за счет опыта других. На этой основе формируются новые знания об окружающем мире.

Учимся работать с программой

Выбрав с помощью «мышки» первую строчку Основного меню. Вы окажетесь в блоке «Учимся работать с программой». Все задания в этом блоке призваны ввести ребенка учебную ситуацию, научить управлять объектами в «компьютерной комнате». Выбрав этот блок программы, Вы увидите подменю упражнений: — Управляем «мышкой» — Устанавливаем температуру — Наш герой и его комната

Учимся управлять мышкой

Прежде, чем приступить к непростым для детей, нуждающихся в особой помощи, упражнениям основной части программы «Четыре времени года», необходимо научить их управлять объектами на экране с помощью «мышки» и дать возможность как следует приспособиться к новому инструменту деятельности.

Заметим, что ребенок должен держать мышку в той руке, которая является для него ведущей. Левша, естественно, возьмет мышку в левую руку, и этот факт не должен вызывать беспокойства взрослых.

Подготовительные упражнения важны и для тех детей, кто никогда не управлял компьютером с помощью «мышки», и для тех, кто уже имеет некоторый опыт, например, играл в компьютерные игры, но все еще не очень умело обращается с ней в силу моторной неловкости. В данной программе ребенок будет учиться пользоваться мышкой в игре с четырьмя кругами, символизирующими сезоны года. Для того чтобы сыграть в игру, ребенку придется освоить «мышку», так как только с ее помощью можно открыть или закрыть круг на экране компьютера.

Круги на экране относительно большие по размеру, и попасть в них мышкой, чтобы открыть или закрыть, не так сложно. Однако начать нужно с трудного объекта на экране компьютера, дав ребенку возможность относительно легко «попасть» в него и испытать радость от правильно выполненного действия. Пока еще не так важна точность. Много важнее дать ребенку в игре понять: если ты хочешь что-то сделать с объектом на экране компьютера, нужно подвести к нему мышку и нажать на левую клавишу.

Не стоит рассказывать ребенку о, том, как управлять мышкой, а затем предлагать выполнить упражнение. Гораздо целесообразнее предложить понятную и увлекательную задачу, в данном случае — игру, в ходе которой ему самому понадобится узнать, как пользоваться мышкой, и захочется этому научиться. Для ребенка, нуждающегося в особой помощи, важно создавать условия обучения, в которых ему самому становится интересно и необходимо научиться что-то делать. Программа предоставляет взрослому значительную свободу в организации обучения, не ограничивая его деятельность каким-либо одним, заданным методическим образцом. Приведем несколько возможных вариантов.

Можно предложить детям просто «поиграть» с кругами на экране компьютера, показав предварительно, как открывать и закрывать их при помощи «мышки». Первое успешно совершенное самим ребенком действие с мышкой приведет к перевороту круга на экране и появлению картинки с пейзажем одного из времен года, что, как правило, вызывает, у одних детей удовлетворение, у других — видимую радость, а третьих — просто завораживает. Увидев пейзаж, одни ребята стараются разглядеть его как можно лучше, другие торопятся открыть следующую картинку, третьи приподнимаются на стуле, стараясь всеми силами заглянуть на экран другого компьютера, чтобы понять, какая картинка у соседа: такая же, как у него, или иная. Но, как бы ни различались реакции и поведение детей, их всех увлекает эта деятельность. Не ограничивайте ребят, не бойтесь дать им возможность «играть» столько, сколько они хотят, ведь переворачивая круги, они осваивают управление объектами на экране с помощью «мышки». Как только ребенок освоит предложенную «игру», она перестанет быть для него интересной, ему самому захочется «пойти дальше».

По мере игры действия всех детей будут становиться все более точными, однако, темп и характер приспособления к новому инструменту будут у разных детей разными. Обратите на это внимание, но не торопитесь вмешиваться, наблюдайте за детьми. Старайтесь раскрыть их тайные трудности, понять причины, понаблюдать за тем, как они сами себе помогают управиться с новым инструментом. Может быть, нужно только поддержать ребенка в его пока еще не умелых пробах?!

Вспоминается восьмилетняя слабослышащая девочка, которая вначале никак не могла управиться с новым инструментом. Крепко держащая мышку рука ходуном ходила на столе, совершая множество мелких и неточных движений, и, прежде всего, оттого, что желание ребенка открыть круг было слишком велико. Рассердившись на свою неловкость, девочка левой рукой зажала правую, придав ей большую стабильность и действуя уже двумя руками (странно и неправильно, с точки зрения взрослого), добилась успеха. Первым желанием было подойти и поправить, «снять» вторую руку, однако, удержавшись от этого, и спокойно продолжая наблюдать, мы увидели, что вскоре девочка сама убрала левую руку и все более уверенно стала действовать правой.

Помогать ребенку в процессе обучения работе с мышкой, корректировать его позу, положение пальцев, движения руки нужно только в том случае, если после неоднократных проб он никак не может справиться с ней сам, осознает, что у него не получается, и просит о помощи. В этом случае можно положить свою руку на руку ребенка и вместе с ним некоторое время управлять мышкой, всякий раз спрашивая его (или прося показать), что именно он хочет сделать, какой круг открыть. После нескольких «совместных» действий взрослому необходимо убрать свою руку, одновременно убеждая ребенка в том, что теперь у него обязательно получится.

Не стоит рассказывать ребенку о том, как управлять мышкой, а затем предлагать выполнить упражнение. Гораздо целесообразнее предложить понятную и увлекательную задачу — игру, в ходе которой ему самому понадобится узнать, как пользоваться мышкой, и захочется этому научиться. Для ребенка, нуждающегося в особой помощи, особенно важно постоянно создавать условия обучения, в которых ему становится насколько интересно, настолько и необходимо учиться решать новые задачи. Программа предоставляет взрослому значительную свободу в организации обучения, не ограничивая его деятельность каким-либо одним, заданным методическим образцом. Приведем несколько возможных вариантов.

Можно предложить детям просто «поиграть» с кругами на экране компьютера, показав предварительно, как открывать и закрывать их при помощи «мышки». Первое успешно совершенное самим ребенком действие с мышкой приведет к перевороту круга на экране и появлению картинки с пейзажем одного из времен года, что вызывает, у одних детей удовлетворение, у других — видимую радость, а третьих — просто завораживает. Увидев пейзаж, одни ребята стараются разглядеть его как можно лучше, другие торопятся открыть следующую картинку, третьи приподнимаются на стуле, стараясь всеми силами заглянуть на экран другого компьютера, чтобы понять, какая картинка у соседа: такая же, как у него, или иная. Опыт показывает, как бы ни различались реакции и поведение детей, их всех увлекает эта деятельность. Не ограничивайте ребят, не бойтесь дать им возможность «играть» столько, сколько они хотят, ведь переворачивая круги, они осваивают управление объектами на экране с помощью «мышки». Как только ребенок освоит предложенную «игру», она перестанет быть для него интересной, ему самому захочется «пойти дальше», и он непременно найдет способ дать знать взрослому об этом.

По мере игры действия всех детей будут становиться все более точными, однако, темп и характер приспособления к новому инструменту будут различаться. Обратите на это внимание, но не торопитесь вмешиваться, наблюдайте. Старайтесь раскрыть тайные трудности каждого, понять причины, понаблюдать за тем, как ребенок сам себе помогает управиться с новым инструментом. Может быть, нужно только поддержать ребенка в его пока еще не умелых пробах?! Вспоминается восьмилетняя слабослышащая девочка, которая вначале никак не могла управиться с новым инструментом. Крепко держащая мышку рука ходуном ходила на столе, совершая множество мелких и неточных движений, и, прежде всего, оттого, что желание ребенка открыть круг было слишком велико. Рассердившись на свою неловкость, девочка левой рукой зажала правую, придав ей большую стабильность и теперь, уже действуя двумя руками (странно и неправильно, с точки зрения взрослого), добилась успеха. Первым желанием было подойти и поправить, «снять» вторую руку, однако, удержавшись от этого, и спокойно продолжая наблюдать, мы увидели, что вскоре девочка сама сняла левую руку и все более и более уверенно стала действовать правой.

Нам представляется, что помогать ребенку в процессе обучения работе с мышкой, корректировать его позу, положение пальцев, движения руки нужно только в том случае, если после неоднократных проб он никак не может справиться с ней, осознает, что у него не получается, и сам просит о помощи. В таком случае можно положить свою руку на руку ребенка и вместе с ним некоторое время управлять мышкой, всякий раз спрашивая (или прося показать), что именно он хочет сделать, какой круг открыть. После нескольких «совместных» действий взрослому необходимо убрать свою руку, одновременно убеждая ребенка в том, что теперь него обязательно получится. При этом взрослый должен оставаться в пределах досягаемости и видимости ребенка, демонстрируя тем самым свою готовность в любой момент прийти на помощь.

Трудности в управлении мышкой испытывают на первых порах все дети, но дольше сохраняются трудности у тех, кто не уверен в себе, побаивается совершать самостоятельные действия, опасаясь, как бы они не привели к ошибке. Покажите ребенку, что, работая с компьютером, не страшно совершать ошибки, так как их всегда можно достаточно легко исправить, причем бесследно.

Одним детям понадобится большее количество проб, и они будут дольше играть с кругами, другим, более ловким — удастся управиться с мышкой быстрее. После того, как некоторая моторная неловкость снимется за счет практикума, ребенок сможет полностью сосредоточиться на содержательной работе. Он забудет о «мышке» и будет управлять ею так же привычно и легко, как пользуется ручкой или карандашом.

Как мы уже отмечали, можно организовать обучение работе с мышкой и по-иному. Собрав детей вокруг одного компьютера, продемонстрируйте очень быстро, как открывать с помощью мышки круги на экране, и предложите сделать это на своих персональных компьютерах. Ясно, сколь велико будет желание каждого ребенка сделать на своем компьютере то, что на их глазах сделал учитель. Однако, у тех, кто не запомнил характера и последовательности действий, возникнет проблема: как вызвать на экран красивую картинку, как перевернуть круг. Узнать это они могут только у Вас – единственного обладателя столь нужного ребенку знания. Используйте эту ситуацию для развития коммуникации ребенка. Взрослый должен стараться не пропускать возникающие в практической деятельности проблемные ситуации и максимально использовать их для развития общения. Видя и понимая трудности ученика, не торопитесь помогать - «держите паузу». Ребенок должен осмыслить возникшую у него проблему в работе, а «нашему» ребенку для этого нужно время. Ждите того момента, когда он поймет, что об этом можно спросить, нужно спросить и спросить именно у Вас. Заметьте, для формулировки возникшей проблемы не требуется знание каких-либо специальных терминов. Пусть он спросит так, как может. Используя желание ребенка узнать, каким же образом перевернуть круг, Вы всегда сможете подправить обращенную к Вам речь детей, предложив затем повторить предложенный образец фразы, например: Я не знаю, как перевернуть круг; Я не знаю, что нужно сделать, чтобы... Я не знаю, а Вы знаете, покажите, как...; Я не понял, что нужно сделать, покажите еще раз и т.д. В ответ на просьбу детей, стоит показать еще раз, как «перевернуть» круг с помощью «мышки». Теперь уже показывайте медленно, выделяя два связанных действия, комментируя их последовательность, но, не описывая сами действия. Так, произнеся слово «Сначала», покажите первое действие — подведение мышки к нужному кругу, затем сделайте небольшую паузу, произнесите «Потом» и покажите второе действие — нажатие на левую клавишу мыши. Теперь предложите ребенку самому открыть круг, помогая ему только словом: «Сначала» (ребенок подводит мышку к кругу), «Потом» (ребенок нажимает на клавишу). Убедитесь, что ребенок может, пусть еще медленно, но уже самостоятельно осуществить оба действия и не путает их последовательность.

После того, как все круги открыты, можно предложить ребятам закрыть их, но не показывать, как это сделать. Круги на экране открываются и закрываются одним и тем же способом, но об этом нужно догадаться. Если ребята не догадались, предложите им попробовать поискать способ закрыть круг. Если никто в классе не догадается о том, что нужно вновь подвести мышку к кругу и нажать на левую клавишу, придется помочь ребятам задуматься о том, у кого просить помощи и как сформулировать просьбу. Только после того, как дети попытаются обратиться к Вам за помощью, а Вы уточните формулировку просьбу, можно показать, как закрыть круги на экране компьютера, обращая внимание на аналогичность действий: круги закрываются так же, как открываются.

Поупражнять детей в умении управлять объектами с помощью «мышки» можно, предлагая им выполнять Ваши поручения и соревноваться в том, кто первый поймет, что надо сделать, и сделает правильно. Варьируйте инструкции, прежде всего, за счет глаголов, например: «открой весну ..»; «покажи весну...»; «переверни весну...»; «закрой весну ..»; «спрячь весну ...», затем поменяйте тактику - сохраняйте глагол в инструкции и варьируйте существительные, например: «Открой круг ... рисунок, картинку, лето». В этом случае каждое поручение будет выглядеть для ребенка по-новому, и упражнение не будет казаться ему монотонным и скучным. Следует упражнять детей до тех пор, пока они не научатся самостоятельно подводить мышку к выбранному объекту на экране и выбирать его нажатием левой клавиши.

Не требуйте от детей формальных, неестественных отчетов после каждого выполненного действия: «Я открыл (а) круг»; «Я закрыл (а) круг». Если Вы хотите добиться такого рода отчетов о выполненном действии, нужно создавать ситуацию, которая мотивирует ребенка к сообщению о проделанной работе, делает отчет естественным и необходимым как для него самого, так и для того, кому он об этом говорит. Например, учитель специально занимает такое положение в классе, при котором он, действительно, не видит экрана ребенка и поэтому просит его ответить, удалось ли ему закрыть (или открыть) круг. Либо учитель специально демонстрирует беспокойство по поводу того, справился ли ребенок с поставленной задачей, и не нужна ли ему помочь: «У тебя получилось... или тебе помочь?» В обоих случаях отчет ребенка о проделанном действии становится естественным и оправданным.

Обратите внимание на то, как в контексте работы с компьютером используются слова «мышка», «кнопка», «стрелка», «покажи», «нажми», «выбери». Часть этих слов используется в переносном смысле, следовательно, у ребенка предварительно должно быть сформировано основное значение этих слов, иначе «мышкой» для него навечно останется компьютерное устройство. После того, как решена вспомогательная задача — дети поняли, как управлять объектами на экране, и потренировались в использовании мышки, можно использовать экран по-другому. Теперь он может стать «ключиком», с помощью которого Вы «заводите» разговор по поводу времен года, ориентируясь на возможности, уровень развития детей и стоящие задачи. Так, можно поговорить о том, сколько кругов на экране и почему именно четыре, почему зима «голубая», а лето «зеленое», рассказать о любимых временах года, открыв только их; выяснить, кто запомнил, что изображено в кругах, и проверить каждую версию.

Можно предложить детям прежде, чем закрывать картинку, угадать и написать, какого цвета круг появится на месте рисунка, а затем проверить правильность предположений. Уместен разговор и том, почему определенная картинка сменяет круг определенного цвета, как соотносятся цвет изнанки и картинка в кругу. И здесь важно стимулировать ребенка не к угадыванию, а к размышлениям и аргументации своих гипотез.

Мы не будем каждый раз описывать все или множество методических вариантов работы. Нам хотелось бы, чтобы возможность вариативного использования каждого экрана программы Вы учитывали всякий раз сами, ориентируясь на уровень развития Ваших учеников и актуальные задачи обучения. Ведь компьютерная программа, и даже ее вспомогательные упражнения — это набор возможностей, которые каждый учитель может использовать многократно и по-своему.

Учимся устанавливать температуру

Так называется второе упражнение блока «Учимся работать с программой», которое также носит вспомогательный характер. Поскольку дети дошкольного возраста, чаще всего, еще не имеют ясного представления о температуре воздуха, не следует начинать формирование этого понятия с помощью данной программы. После знакомства с «кругами» дошкольников следует сразу познакомить с нашим героем, для чего описываемое упражнение нужно пропустить и выбрать в подменю последнюю строчку — «Наш герой и его комната».

С теми же детьми младшего школьного возраста, которые уже знакомы с понятием «температура воздуха», следует заняться вспомогательными упражнениями, которые помогут научиться управлять «электронным градусником» — устанавливать на нем различную температуру воздуха. Эта подготовительная работа необходима, так как в дальнейшем при работе с основными упражнениями программы температура воздуха будет одним из меняющихся и регулируемых ребенком параметров. Это существенный признак времен года.

В данном же подготовительном упражнении все внимание ребенка будет сосредоточено на самой процедуре, он будет учиться с помощью «мышки» поднимать и опускать ртутный столбик, фиксировать конец работы нажатием клавиши. При выполнении упражнения от ребенка не требуется сложной мыслительной деятельности, он не должен задумываться о том, почему он устанавливает именно эту, а не иную температуру воздуха на градуснике. Цель задания — научить ребенка точно устанавливать температуру в соответствии с инструкцией.

Наш герой и его комната

Выбрав такую строчку в меню, Вы увидите на экране входящего в дом героя программы — Колю. Здесь вполне уместен рассказ учителя о герое, цель которого — показать детям, что Николай — их сверстник, он тоже учится в школе, у него тоже есть дом, комната, в которой он живет. Однако пока это все, что мы знаем о нем. Попробуем войти в его комнату и узнать больше.

Первый экран носит демонстрационно-информационный характер и не требует никаких действий от ребенка. Он «вводит» его в учебную ситуацию, которая специально маскируется под житейскую.

На следующем, также демонстрационном экране, действия с объектами в комнате совершаются автоматически: на глазах ребенка открывается окно, устанавливается температура воздуха на градуснике, открывается календарь. Инструкция и последовательно подсвечиваемые объекты помогают следить за изменениями, происходящими на экране.

Далее появляется экран того же вида, но теперь от ребенка требуется выполнить действия в соответствии с появляющейся инструкцией: «Открой окно», «Проверь температуру», «Открой календарь». Стрелка-указатель «молча» подсказывает объект действия. Мера самостоятельности действий ребенка пока минимальна. В следующих упражнениях он будет самостоятельно, без каких-либо подсказок на экране управлять объектами на основании словесных инструкций («Открой календарь», «Открой окно», «Проверь температуру»).

«Проведя» детей через все подготовительные упражнения блока «Учимся работать с программой», можно быть уверенным в том, что они введены в учебную ситуацию; знают, как управлять объектами на экране компьютера с помощью «мышки»; понимают значение основных инструкций («Открой календарь», «Открой окно», «Проверь температуру») и могут пользоваться электронным градусником, устанавливая температуру воздуха. Иначе говоря, пропедевтика закончена, и можно переходить к основной работе.

Уровень 1 и Уровень 2

Обратите внимание: далее Вы встретитесь с двумя уровнями.

Первый уровень ориентирован на старших дошкольников. Мы не предлагаем детям этого возраста задумываться о температуре воздуха и устанавливать ее. Они будут экспериментировать только с календарными датами и пейзажами за окном, устанавливая их соотношения. Второй уровень ориентирован на детей младшего школьного возраста, уже знакомых с понятием «температура воздуха». Они будут экспериментировать с тремя параметрами — календарными датами, пейзажами за окном, температурами воздуха, устанавливая соотношение между ними применительно к любому сезону, месяцу, дню года.

В зависимости от уровня развития детей и этапных задач обучения, Вы можете выбирать необходимый уровень работы со всеми последующими блоками программы «Четыре времени года» — «настраивая» ее на каждого конкретного ребенка.

Любой день года. Что за окном?

Так называется первый блок основной части программы «Четыре времени года». В этом упражнении ребенок попадает в комнату к Николаю, где он может экспериментировать с датами календаря и температурой на градуснике. Стратегия деятельности такова: от выбора даты календаря к пейзажу за окном и к определению температуры воздуха.

В данном упражнении предоставляется полная свобода в выборе времени года, месяца, конкретного дня. Календарную дату может задать учитель, а может выбрать ребенок. Далее компьютер сам покажет пейзаж за окном, соответствующий выбранной дате. Зная дату и видя картину природы за окном, ребенок должен представить себе и смоделировать на градуснике подходящую температуру воздуха.

Поскольку очень сложно представить «вид за окном» на все 365 дней года, в программу заложены двенадцать пейзажей, наиболее типичных для начала, середины и конца каждого сезона года.

Ученик действует на основании последовательно предъявляемых вверху экрана словесных инструкций типа: «Покажи время года (месяц, число в календаре)», «Подумай, какая температура воздуха».

Используя этот блок упражнений, можно просмотреть все дни года, месяцы, сезоны, оценить полноту и качество представлений ребенка о таком существенном признаке времен года как температура воздуха, формировать необходимые обобщения о ее закономерном изменении на протяжении года.

Прежде, чем обучать...

Деятельность ребенка с компьютерной моделью сделает явным и видимым, понимает ли он, что погода, картина природы и дата календаря находятся в соответствии друг с другом; насколько полны и точны его представления о таком важном показателе сезона как температура воздуха. Понимает ли он, что температура все время меняется, но меняется в допустимых для каждого сезона, месяца границах. Это необходимо узнать, так как для детей, нуждающихся в особой помощи, характерны стереотипные представления частного характера, подменяющие собой обобщения. Например, Вы можете столкнуться с тем, что ребенок полагает: если за окном январь — то минус 20 градусов, если февраль — то минус 10 и др. И любая другая температура кажется ему недопустимой для данного месяца.

Задавая одну за другой даты календаря и наблюдая за тем, какую температуру подбирает каждый ребенок. Вы сможете понять, как различать представления детей, обучающихся, в одном классе: у кого из них заданные календарные даты картинами природы вызывают стереотипные представления о единственно возможной и строго определенной температуре воздуха; у кого сформировано представление о диапазоне температур, допустимых для заданного сезона, но этот диапазон пока еще не отражает в полной мере реальности; а кто совсем не может «связать» дату календаря и пейзаж за окном с температурой воздуха.

Изучая с помощью программы представления детей о том, какова температура воздуха в разные сезоны и как, по их мнению, она меняется, Вы получаете основания для индивидуализации дальнейшего обучения.

Учитывая неограниченные возможности выбора календарных дат и экспериментирования с температурой, этот блок может по-разному использоваться в процессе обучения. Но совершенно необходимым он становится учителю на этапе формирования обобщений о диапазонах температур, допустимых для того или иного сезона, о характере изменения температуры воздуха на протяжении любого сезона или месяца года. При формировании такого рода обобщений упражнение «Любой день года: что за окном» становится незаменимым инструментом и взрослого, и ребенка. Взрослый использует упражнение, чтобы предоставить каждому ребенку в классе уникальную возможность экспериментировать с температурой и исследовать ее изменения на протяжении заданного промежутка времени, собирая необходимый материал для построения обобщения. Ребенок получает инструмент, который позволяет ему стать «исследователем» — попытаться самому вывести обобщение на основе собранных им же данных.

В роли исследователя

Опишем кратко один из возможных методических вариантов работы педагога над обобщением о характере изменения температуры воздуха на протяжении сезона, выбрав в качестве примера осень.

В данном варианте стратегия экспериментирования задается учителем, и каждый ребенок в классе, следуя этой стратегии, собирает собственный материал для обобщения о характере изменения температуры на протяжении осени. Предлагается «исследовать» все три месяца данного сезона года, выбирая последовательно даты начала, середины и конца каждого осеннего месяца: 1 сентября, 15 сентября, 30 сентября, 15 октября, 1 ноября, 15 ноября, 30 ноября. В ответ на выбор ребенком даты в календаре, компьютер сам покажет соответствующий ей типичный пейзаж за окном. Появившаяся «картинка» будет служить ему опорой для выдвижения гипотезы о возможной температуре воздуха в этот день.

В случае выбора допустимой для заданного дня температуры воздуха компьютер подтвердит, что представления ребенка не утопичны и вполне соответствуют реальности, а, значит, он может отметить выбранную температуру в тетради. По горизонтали ребенок отмечает выбранные даты, а по вертикали проставляет допустимую температуру воздуха. Подчеркнем, что в тетрадь записываются лишь те, которые «принял» компьютер.

Моделируя на градуснике температуру воздуха, ребенок всякий раз проделывает важную мыслительную работу — он обращается к своему опыту, к имеющимся у него представлениям. Компьютер же только немного помогает ребенку, давая ему дополнительную опору в виде пейзажа за окном и подсказывая, соответствуют или не соответствуют его представления действительности. Так, например, на календаре в комнате 15 ноября, и за окном появился соответствующий осенний пейзаж. Ребенок должен предположить, какой может быть температура воздуха в этот день. В зависимости от того, каковы его представления о ноябрьской погоде, он выставляет температуру на градуснике. В программе на каждую дату календаря заложен диапазон допустимых температур, предоставленный Метеоцентром РФ, поэтому компьютер «принимает» предположения ребенка только в том случае, если он «попал» в этот диапазон. Если же нет — придется еще раз подумать. Если и в этот раз установленная температура воздуха окажется за пределами допустимого, экран будет «заморожен», и ребенок будет вынужден просить помощи, решая, у кого, о чем и как спросить. Коммуникация становится для него единственным средством разрешения сложившейся ситуации. И он, как показывает экспериментальное обучение, будет стараться искать знающего собеседника и использовать весь свой словарный запас для того, чтобы получить помощь, так как осознает необходимость в ней. В этом случае он принимает от учителя любую корректировку своей речи, готов повторять просьбу многократно, стараться как можно лучше произнести фразу, только бы получить ответ на свой вопрос и продолжить увлекательное экспериментирование. Программа помогает учителю создать условия обучения, в которых ребенок учится осознавать возникающие у него проблемы в деятельности, понимать, какие он может разрешить сам, а с какими ему еще не справиться. Он учится задумываться над тем, чья помощь ему нужна, как обратиться за помощью, как сформулировать суть просьбы, как достичь понимания и получить искомый результат. Ребенок осваивает задачи, имеющие принципиальное значение для его развития в целом, успешного освоения любых классов учебных задач, а не только представлений о том, как меняется температура воздуха на протяжении того или иного сезона года.

Получив возможность экспериментировать в пределах заданной учителем стратегии, каждый ребенок накапливает собственный материал для обобщения о том, как меняется температура воздуха на протяжении осени. После того, как работа с персональным компьютером закончена, определены и зафиксированы в тетради допустимые для каждой заданной даты показатели температуры, предлагается сделать вывод о том, меняется ли температура воздуха в течение осени. На этом этапе работы учителю важно добиться от каждого ребенка собственной мысли и помочь правильно сформулировать ее (уровень сложности лексико-грамматического оформления вывода зависит от уровня развития его речи и актуальных задач в этой области обучения). Вывод о том, что на протяжении осени температура воздуха меняется, должен быть проверен и подтвержден на материалах всех детей в классе.

Прежде, чем обсуждать, как именно она меняется на протяжении осени, учитель предлагает соединить точки (показатели температуры) и показывает, как это сделать. В результате у каждого в тетради получится «своя» кривая изменения температур в течение осени. Для каждой осенней даты указана допустимая температура воздуха, поскольку компьютер контролировал это, но сами температуры будут различаться. Так, например, у одного ребенка 15 ноября — минус 5, у другого — минус 1, у третьего — 0 градусов и т.д. Предметом обсуждения становится характер изменения температуры воздуха на протяжении осени. Не учитель предлагает обобщение в готовом виде, а каждый ребенок, в классе пытается сам вывести его на основе собранного им материала.

Предложенный вывод фиксируется учителем на доске и подкрепляется графиком ребенка, после чего организовывается групповое обсуждение, в процессе которого автор вывода должен попытаться доказать его справедливость другим.

В ходе группового обсуждения создаются условия, в которых ребенку становится необходимо не просто показать получившуюся у него кривую температур, но и описать в словесной речи ее смысл — характер изменения температуры. Одни смогут справиться с этой задачей без посторонней помощи. Другие, понимая, как меняется температура, будут затрудняться в формулировке, или приводить некорректные по форме высказывания. Так, например, в процессе экспериментального обучения третьеклассники специальной школы для детей с задержкой психического развития формулировали свои обобщения так: «Температура холодает». «Температура вниз». «Температура тепло, потом холодно», «Температура тепло, чуть-чуть тепло — чуть-чуть холодно, потом холодно». Очевидно, что дети смогли уловить характер изменения температуры, но испытывали трудности в формулировке вывода. В подобных случаях нужно помочь каждому правильно выразить свою мысль, дав точное слово, вставив нужный глагол, уточнив конструкцию фразы.

Вывод о том, что в течение осени температура воздуха постепенно понижается, должен быть проверен на материале каждого ребенка и подкреплен его личными впечатлениями, наблюдениями, случаями из жизни.

После этого полезно специально обратить внимание детей на то, что их материалы отличаются друг от друга, и кривые у всех разные. Не принимаются эти несущественные различия за существенные? Это вполне возможный, к сожалению, вариант. Многие дети с отклонениями в развитии с легкостью принимают любое несущественное отличие за существенное, а потому в процессе обучения следует постоянно проверять, насколько хорошо они понимают суть дела. Предложим сравнить кривые и ответить на вопрос, что общего во всех графиках. Как правило, ребята легко выделяют различия, и гораздо труднее — сходство. В этом случае им необходимо оказать помощь, но не предлагать вывод в готовом виде, а дать еще одну опору и таким образом немного облегчить эту деятельность. Можно предложить каждому ребенку выбрать цвет и перерисовать свой график на общий лист. Благодаря этому становится видно, что кривые не совпадают в точности, но все они «падающие».

Понятно, что подобным образом можно строить работу над обобщениями о характере изменения температуры воздуха применительно к любому временному промежутку: неделе, месяцу, сезону, году. 

Подходит — не подходит?

Упражнения этого блока помогут ребенку задуматься над тем, что на протяжении года закономерно меняется не только температура воздуха, но и пейзаж за окном, и эти изменения взаимосвязаны, они соответствуют друг другу. Это непростая задача для детей, нуждающихся в особой помощи, и для ее решения нужна специально организованная деятельность.

В этом блоке ребенок вновь будет устанавливать соответствие между тремя существенными признаками времен года, но теперь компьютер задает число и температуру воздуха, а от ребенка требуется подобрать подходящий пейзаж за окном. «Выглядывая» в окно, он должен, опираясь на свой опыт, определить, соответствует ли представленная картина природы заданному сезону, месяцу и температуре воздуха. Если пейзаж за окном соответствует, по мнению ребенка, дате календаря и погоде, он «мышкой» указывает слово «подходит». Если нет — выбирает словосочетание «не подходит», и за окном появляется иной пейзаж. Так продолжается до тех пор, пока ребенок не найдет подходящей сезонной картины природы.

Там, где заканчивается работа с персональным компьютером, начинается работа над осмыслением выбора, а за индивидуальной деятельностью закономерно следует групповая дискуссия, которую организовывает учитель. Предмет обсуждения — соответствие картины природы календарной дате и температуре воздуха.

Пока ребенок оставался один на один с компьютером, он помогал ему проверить правильность выбора, но в ходе обсуждения недостаточно показать выбранный пейзаж, требуется обосновать его соответствие дате календаря и температуре воздуха на градуснике. Наличие слушателей и оппонентов в лице ребят и учителя, делает оправданной развернутую речевую аргументацию. При умелой организации групповой дискуссии детям становится интересно все более тщательно анализировать картинку за окном, выделяя важные сезонные приметы, дополнять рассказы, друг друга, искать в опыте те эпизоды, которых не было у других, и стараться рассказать свою историю так, чтобы быть понятым собеседниками.

В комбинациях индивидуальной и групповой деятельности — ключ к методике работы с программой.

Когда это бывает?

Так называется следующий блок программы «Четыре времени года». Это упражнение является зеркальным отражением предыдущего. Теперь предлагается «открыть» окно, рассмотреть появившийся пейзаж и в ответ на инструкцию «Покажи время года» — выбрать сезон, месяц и число, после чего подобрать подходящую температуру воздуха.

Дети продолжают экспериментировать в хорошо знакомой им комнате, но соответствие устанавливается в новом направлении: от пейзажа — к сезону, месяцу, дню года и температуре воздуха.

Предмет обсуждения — промежутки года, на протяжении которых можно увидеть тот или иной пейзаж за окном, и соответствующие им температуры воздуха.

«Ключ» к методике работы с этим упражнением остается прежним — это комбинация индивидуальной деятельности и группового обсуждения ее результатов. В ходе работы с персональным компьютером дети моделируют соотношение картин природы, погоды и календарных дат, а в ходе групповой дискуссии будут аргументировать свой выбор, обращаясь к личному опыту, который к этому времени у каждого ребенка должен стать значительно более осмысленным, чем в самом начале работы с программой.

Итак...

Первая часть программы «Мир за твоим окном» — «Четыре времени года» предоставляет учителю значительный по объему и вариативности материал для упражнения ребенка в определении существенных признаков времен года и, главное — их соотношений. Она помогает сделать предметом анализа и размышлений ребенка личный опыт впечатлений, наблюдений и действий, связанных с сезонными явлениями.

Работая с упражнениями данной программы, ребята решают одну и ту же задачу, но:

  • каждый раз она выглядит для них как новая по содержанию и знакомая по форме;
  • устанавливая соответствие между календарным временем, картинами природы и событиями жизни людей, они отталкиваются от разных исходных данных: то от температуры воздуха, то от пейзажа за окном, то от даты календаря.

Какое бы упражнение ни выполнял ребенок, от него требуется аргументировать свои действия и гипотезы, выслушивать аргументы оппонентов, принимать во внимание чужое мнение и при необходимости корректировать ранее выдвинутые гипотезы.

Такое построение обучения носит коррекционный характер, так как детям, нуждающимся в особой помощи, для формирования системы представлений о временах года нужна не более длительная по времени, а развернутая по этапам учебная деятельность, большая вариативность каждой задачи, подробная и неторопливая «проработка» личного опыта. Программа «Четыре времени года» предоставляет несколько десятков упражнений для решения учебной задачи одного и того же типа, что позволит даже самому «трудному» ребенку начать систематизировать и обобщать свои представления о временах года.

  • 1. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / [Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова]. – М.: Просвещение, 2013. – 42 с. – (Стандарты второго поко
  • 2. Кукушкина, О.И. Информационные технологии в контексте отечественной традиции специального образования [Электронный ресурс]: монография / О.И. Кукушкина. –– М.: Полиграф Сервис, 2005.
  • 3. Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Гончарова Е.Л. Как сделать видимыми скрытые проблемы в развитии ребенка. Как сделать видимыми скрытые проблемы в развитии ребенка [Текст] : метод. пособие к специализир. компьютер. программе 'Мир за твоим окном' / О.И. Ку
  • 4. Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л., Королевская Т.К. Дневник событий жизни ребенка [Текст] : учеб.-метод. пособие для родителей и педагогов по развитию устной и письменной речи детей / О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, Т.К. Королевская ; Ин-т коррекц. педагогик
  • 5. Кукушкина, О.И. События жизни [Текст] : комплект рабочих тетр. по развитию речи для учащихся 1-4 кл. спец. (коррекц.) образоват. учреждений I, II, IV, V, VI, VII, VIII вида с крат. метод. рук. / О. И. Кукушкина . - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2007. - 1 п
  • 6. Гончарова, Е.Л. Психологическая реконструкция ранних этапов читательского развития (по материалам изучения и обучения слепоглухих детей) [Текст]: монография / Е.Л. Гончарова. – М.: Полиграф сервис, 2009. – 156 с.
  • 7. Никольская, О.С. Аффективная сфера как система смыслов, организующих сознание и поведение [Текст] / О.С. Никольская. – М. : МГППУ, 2008. – 464 с.
  • 8. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых [Текст] / М. В. Осорина. – Спб: Питер, 1999.
  • 9. Баенская Е.Р. Нарушения активного взаимодействия с окружающим миром у детей с аутизмом раннего возраста [Текст] / Е.Р. Баенская // Дефектология. – 2013. - № 3.

Библиография


Гончарова Е.Л., Королевская Т.К., Кукушкина О.И. Жизненный опыт ребенка: систематизация и обобщение. Времена года. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №16 2012 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-16/zhiznennyj-opyt-rebenka-sistematizacija-i (Дата обращения: 28.03.2024)

©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности