Раннее аффективное развитие детей с аутизмом / Альманах №19 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ института коррекционной педагогики
Альманах №19 "Детский аутизм: пути понимания и помощи"

Раннее аффективное развитие детей с аутизмом

Е.Р. Баенская ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» Российской академии образования, Москва

После полутора лет, ближе к двум годам обозначенные выше тенденции становятся все более очевидными.

  • Остаются и закономерно нарастают в ситуациях повышения требовательности со стороны родителей к ребенку трудности произвольной организации его поведения: сложно привлечь внимание, отвлечь от случайного впечатления, переключить на какие-то действия, предлагаемые взрослым, ввести необходимые запреты. Кажется, он не слышит обращения, по крайней мере, может не реагировать на него. Не формируется подражание близким взрослым и детям, хотя избирательно малыш может имитировать какой-либо механический звук или копировать яркое действие персонажа любимого мультфильма или рекламы. Не усложняются его манипуляции с игрушками (а в ряде случаев они и не привлекают его внимание) – он не обучается играть, а продолжает стереотипно разбрасывать или, наоборот, тщательно раскладывать в ряды машинки, кубики, карандаши, крутить колеса, или просто постоянно держит в руках какие-то предпочитаемые предметы (коробочки, палочки, веревочки и т.д.).
  • Становится более выраженным отставание в речевом развитии и его своеобразие: ребенок может не набирать активного словарного запаса и не реагировать на обращенную к нему речь; могут появляться лепет, отдельные слова, словосочетания, а в ряде случаев - не по возрасту сложные «взрослые» фразы, но они не носят характера обращения, не направлены на коммуникацию, не всегда понятна их связь с реальной ситуацией. Возможно появление «своей речи» - каких-то своеобразных звукосочетаний, слогов, бормотаний, сопровождающих стереотипные занятия ребенка и не адресованных окружающим (в этих случаях можно говорить об аутостимуляции, особенно, когда ребенок издает специфические звуки, не характерные для фонем родного языка, напоминающие щебет, щелкание, скрип или высоко звучащие гласные, гортанные звуки и т.п.).
  • Не развивается интерес к сверстникам (ребенок либо «не замечает» их, либо опасается и старается держаться в стороне).
  • Становятся заметными необычные стереотипные движения или действия с предметами, которые усиливаются в ситуациях, когда ребенок переживает какое-то сильное впечатление (как позитивное, так и негативное).
  • Появляются и усиливаются выраженные проблемы поведения (тревожность, пугливость, страхи, погруженность в себя, которые могут сочетаться с периодам повышенной возбудимости, расторможенности; негативизм; агрессия и самоагрессия; заметные трудности принятия всего нового, в том числе и появление серьезных ограничений в еде, сложности переодевания, смены маршрута прогулки и т.д.)

При благополучном развитии в этом возрасте обычный малыш тоже стремится к повторению и поддержанию сложившихся в его каждодневных взаимодействиях с близкими привычек; он тоже может становиться упрямым и демонстрировать протест агрессией, капризами; и в норме в этот период родители начинают замечать первые страхи (в том числе и ночные). Однако, эти возрастные особенности поведения не препятствуют развитию и усложнению эмоционального взаимодействия ребенка с близкими. Мама может успокоить испугавшегося малыша, уговорить его, отвлечь, заинтересовать чем-то новым.

При признаках тяжелого нарушения эмоционального развития отмечается особая легкость возникновения у ребенка аффективного дискомфорта (прямым знаком которого является самоагрессия), крайне длительная его фиксация на негативных впечатлениях. При этом малыш может не жаловаться, не обращаться к маме за помощью и, напротив, еще больше отгораживаться от контакта с близкими и прибегать к своим способам успокоения (в эти моментыи могут появляться особые двигательные разряды, раскачивания, закрывание ушей руками).

Рассмотрим подробнее наиболее характерные для раннего возраста поведенческие проблемы и их отличительные черты при формирующемся синдроме аутизма.

Страхи

Специфика страхов при аутистическом дизонтогенезе заключается не столько в их содержании (хотя традиционно в клинических исследованиях говорится о неадекватном характере страхов), сколько в их интенсивности и прочной фиксации. Однажды возникнув, каждый страх остается актуальным для ребенка на протяжении многих лет. Страхи, которые иногда производят впечатление нелепых, беспричинных (например, собственной босой ножки, высунувшейся из-под одеяла, раскрывшегося зонтика или дырки на колготках), становятся более понятными, если вспомнить, насколько аутичный ребенок может быть чувствителен к нарушению завершенной формы. Легкость возникновения страхов связана, конечно, и с особой избирательной сензитивностью такого ребенка к сенсорным впечатлениям определенной модальности (звуковым, тактильным, зрительным, вкусовым, обонятельным), когда субъективно повышается интенсивность определенных раздражителей.

Но самый характерный страх – это страх изменений: нарушения привычных условий жизни и форм поведения близких людей воспринимаются таким ребенком как угроза существованию.

Агрессия

Агрессия представляет собой одну из наиболее частых проблем поведения, возникающих у ребенка с нарушениями эмоционального развития достаточно рано.

Причины агрессивных проявлений и формы их выражения могут быть разнообразными. Для раннего возраста особенно характерна генерализованная агрессия, возникающая на фоне возбуждения ребенка, провоцируемая слишком сильными переживаниями (в том числе и положительными). Эта тенденция может наблюдаться и при вполне благополучном развитии, когда, например, расшалившийся малыш начинает все раскидывать, разбрасывать, растаптывать или неожиданно может подбежать и стукнуть или укусить маму или, чрезмерно возбудившись от шумной возни с другими детьми, ударить находящегося рядом ребенка или бросить в него чем-нибудь. В случае трудностей аффективного развития, когда имеет место особая легкость пресыщения, а, следовательно, и быстрота перерастания исходно положительного впечатления в отрицательное, данная тенденция выражена особенно сильно.

Другая частая причина агрессии - протестная реакция. Так же, как экранирующая неприятные внешние воздействия аутостимуляция, она выполняет в этом случае функцию защиты. Аутичный ребенок протестует, прежде всего, против превышения доступного ему уровня взаимодействия с окружающими и нарушения стереотипных условий его существования. При этом агрессивные действия ребенка могут быть направлены как на близкого человека, так и на самого себя (он может биться головой, стучать себя по голове, кусать руку). Характерно, что при симбиотической привязанности малыша к матери физическая агрессия по отношению к ней чаще возникает, когда ребенок ощущает угрозу потери ее стабильности, надежности (например, когда она очень расстроена, плачет или раздражена). Агрессия может проявляться и как влечение: стремление схватить за волосы, вдавиться подбородком в плечо взрослого.

Негативизм

При благополучном развитии ребенок, как известно, переживает этап особого расцвета негативизма в период “кризиса трех лет”, содержание которого - отстаивание собственного “Я”. Наблюдаемые у аутичного ребенка аналогичного возраста проявления негативизма качественно отличаются. Чаще всего они отражают не его протест против подавления своей самостоятельности (в связи с выраженной задержкой и трудностями формирования представлений о себе самом такие проявления возникают значительно позже), а все то же постоянное стремление сохранить неизменность окружающего и своих ограниченных форм взаимодействия с ним.

Отказ малыша от выполнения каких-то бытовых требований близких, естественно возникающих при попытке формирования его основных навыков (самостоятельной еды, одевания, приучения к туалету) связан, как мы отмечали, не только с реальными трудностями произвольной организации и подражания, но и с часто возникающим сильнейшим дискомфортом, страхом, который он переживает в этих ситуациях. Часто причиной возникновения негативизма является особая зависимость малыша от непосредственных влияний окружающего сенсорного поля: ему трудно оторваться от какого-то захватывающего впечатления, оборвать незавершенное действие и т.п. Возникающие в подобных ситуациях проблемы характерны при нормальном онтогенезе для годовалого возраста. В случае аутистических тенденций развития они приобретают особенно острый и непреходящий характер.

Могут наблюдаться и признаки регресса развития, когда теряется тот минимум эмоциональных связей, форм контакта, начинавших складываться навыков (в том числе и речевых), которые ребенок стал приобретать до того, как научился ходить. Так, в ряде случаев родители отмечали, что к полутора годам у ребенка появились элементы подражания (он играл в «ладушки», махал рукой при прощании, изображал «как говорит собачка или киса», обнимал маму), что малыш избирательно начинал что-то показывать на картинках (чаще указывать рукой и ждать, чтобы взрослый произнес название), что иногда просился на горшок (по крайней мере, можно было угадать его желание), но все эти достижения бывали выражены очень слабо, нестабильно и, не успев закрепиться, исчезали. Эта тенденция не соответствует тому, что происходит в норме с ребенком данного возраста, у которого после периода выраженного «попадания в полевую зависимость» тоже временно могут ослабевать и даже пропадать начальные бытовые навыки. После полутора лет, на фоне активного развития подражания, отмечается их интенсивное формирование. Регрессивные признаки при аутистическом дизонтогенезе обычно сочетаются с нарастающими проблемами поведения (выраженным дискомфортом, беспокойством или подавленным состоянием, страхами) и витальными нарушениями (в первую очередь, серьезными расстройствами сна).

Все перечисленные выше особенности отношений аутичного ребенка с окружающим миром и близкими людьми свидетельствуют о нарушении развития способов организации активных отношений с ними. В развитии такого ребенка с раннего возраста выражена тенденция превалирования стереотипной аутостимуляционной активности над реально адаптивной.

Эта характерная тенденция может проявляться по-разному, что отражается в оформлении к концу раннего возраста различных вариантов синдрома. Описаны четыре группы аутизма (О.С.Никольская, 1985), различающиеся уровнем дезадаптации ребенка, что проявляется разной степенью выраженности аутизма и преобладанием различных видов аутостимуляционной активности. Рассмотрим признаки формирования каждого из вариантов синдрома, выявленные в результате анализа историй развития детей, получивших при первичном осмотре диагноз аутизма определенной группы.

Библиография
Печать
Распечатать фрагмент
Поделитесь статьей с коллегами и друзьями
Баенская Е.Р. Раннее аффективное развитие детей с аутизмом // Альманах Института коррекционной педагогики. 2014. Альманах №19 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-19/rannee-affektivnoe-razvitie-detej-s (Дата обращения: 22.10.2021)
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.
Мы используем cookie. Во время посещения сайта вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
OK