Зрительное восприятие - сложный психофизиологический процесс, который включает поиск и обнаружение объекта, различение его отдельных признаков, эталонное сравнение и опознание.
Начальный этап восприятия - выделение и первичный анализ сенсорного стимула - осуществляется зрительной проекционной системой (И.А. Шевелев, 1971; В.Д. Глезер и др., 1975; Н.Ф. Подвигин, 1979; Л.П. Григорьева,1983).
В реализации последующих этапов зрительного восприятия важнейшая роль принадлежит ассоциативным областям коры и ряду других отделов мозга (В.Д. Глезер,1980; В.Д. Глезер и др., 1975; Т.Г. Бетелева,1981, 1990; Д.А. Фарбер, 1990).
Распознавание объектов внешнего мира является основным назначением зрительной перцептивной системы.
В работе представлены результаты исследования формирования зрительной перцептивной системы детей в возрасте от 1 до 12 месяцев в норме и при ранней депривации предметного зрения. В качестве метода исследования использовали объективный метод зрительных вызванных потенциалов (ЗВП) на реверсию изображений шахматных полей. ЗВП регистрировали от зрительной проекционной области коры мозга, позволяющие исследовать механизмы, лежащие в основе начального этапа зрительного восприятия.
Зрительная перцептивная система формируется в течение длительного периода онтогенеза. Наиболее быстро созревает проекционная зрительная система. В возрасте от 2 до 6 месяцев интенсивно формируются периферические и центральные механизмы сенсорного анализа. В результате этого улучшаются зрительные функции, лежащие в основе зрительного восприятия ребенка.
К 2-месячному возрасту появляется бинокулярная фиксация, являющаяся основой бинокулярного зрения (Л.О. Бадалян,1975). Острота зрения, определенная по пороговому ЗВП, имеет низкие значения и составляет в среднем 0,05±0,01. Кривая контрастной чувствительности ограничивается областью низких пространственных частот (J. Atkinson et. al.,1974,1979), вследствие чего младенцы воспринимают окружающий мир, лишенным многих деталей. К 6-месячному возрасту происходит расширение диапазона воспринимаемых частот. Острота зрения, установленная по пороговому ЗВП, увеличивается более чем в 3 раза, не достигая значений взрослого нормальновидящего человека.
В возрастном периоде от 2 до 6 месяцев происходит интенсивное созревание ЗВП: усложняется конфигурация, увеличивается амплитуда и существенно сокращается латентность основных компонентов, появляется реакция на шахматные поля с малым размером ячеек.
Значительные изменения ЗВП в этот возрастной период являются результатом бурного морфологического созревания всех уровней зрительного анализатора (Н.С. Преображенская,1965; Л.К. Семенова, В.А. Васильева,1990; Д.А. Фарбер,1990; L.J. Garey,1984).
Быстрое созревание ЗВП и зрительных функций в возрасте от 2 до 6 месяцев позволяет рассматривать этот возрастной период как сензитивный период формирования зрительной проекционной системы, являющийся наиболее чувствительным к ограничению зрительного опыта. Вследствие повышенной чувствительности к средовым воздействиям он одновременно может быть оптимальным для проведения лечебно-коррекционных мероприятий, направленных на компенсацию нарушенных зрительных функций и восприятия в целом.
Формирование зрительного образа в значительной степени зависит от целостности восприятия. Целостность восприятия изображения обеспечивается двумя подсистемами зрения, относительный вклад которых зависит от стадии формирования зрительного образа.
На первой стадии грубое целостное восприятие изображения осуществляется в результате вовлечения в деятельность быстропроводящей (магноцеллюлярной) подсистемы; стадия детального восприятия изображения обеспечивается медленнопроводящей (парвоцеллюлярной) подсистемой зрительного анализатора. Общая грубая оценка зрительного стимула и его детальный анализ - две стороны единого процесса формирования образа.
Магно- и парвоцеллюлярная подсистемы зрения формируются в онтогенезе гетерохронно. Первая, имеющая низкую разрешающую способность, созревает, в основном, к 6-месячному возрасту. Формирование подсистемы, связанной с высоким пространственным разрешением, продолжается в течение длительного периода онтогенеза, достигая значительной степени зрелости к 7 годам, и завершается к 15- летнему возрасту (Л.И. Фильчикова,1991).
Постнатальное формирование зрительных перцептивных процессов определяется врожденными механизмами и факторами внешней среды. Ранняя зрительная депривация, обусловленная врожденной катарактой, косоглазием и (или) нарушением рефракции приводит к морфофункциональным изменениям в зрительной перцептивной системе ребенка и отрицательно влияет на формирование зрительного восприятия. При высокой степени депривации нарушаются механизмы обеих подсистем зрения, осуществляющих целостное восприятие изображения. При этом в зрительной перцептивной системе происходит как недоразвитие, так и повреждение нервных связей, имеющихся к моменту рождения и ответственных за зрительное восприятие ребенка.
При слабой степени депривации преимущественно нарушаются механизмы подсистемы, обеспечивающей детальное восприятие зрительного стимула, и изменения, происходящие в зрительной системе, в большей мере носят функциональный характер.
Основой восприятия сложных изображений являются первичные сенсорные процессы, происходящие в зрительной проекционной системе. Заболевания периферического отдела зрительного анализатора (патология зрительного нерва, врожденная глаукома), вызывающие ограничение зрительной афферентации, оказывают отрицательное влияние на созревание межнейронных связей в ассоциативных областях коры и на формирование интегративных процессов мозга, лежащих в основе зрительного восприятия ребенка (Л.А.Новикова,1986; В.А. Толстова,1988,1993; J. Hyvarinen et al.,1981). При этом, подсистемы зрения, обеспечивающие целостное восприятие изображения, могут поражаться как вместе, так и раздельно в зависимости от этиологии и стадии заболевания.
Нарушение целостности восприятия приводит к фрагментарности и неточности отражения окружающего мира, создает трудности в формировании зрительного образа (Л.П. Григорьева,1983,1985,1988; Л.И. Солнцева,1996).
Для предотвращения последствий зрительной депривации и улучшения сенсорно-перцептивных возможностей ребенка необходима ранняя диагностика заболеваний органа зрения. Выявленные в исследовании особенности электрофизиологических показателей у детей с патологией периферического отдела зрительного анализатора свидетельствуют о том, что ЗВП являются надежным объективным методом ранней диагностики нарушений зрения, оценки и прогноза результатов лечебно-коррекционных мероприятий.
Раннее выявление зрительных нарушений позволяет своевременно назначить адекватное лечение и психолого-педагогическую коррекцию и, таким образом, предотвратить вторичные отклонения в когнитивном развитии ребенка.