Смысл кохлеарной имплантации и последующей реабилитации сурдопедагоги отечественной научной школы видят в переходе ребенка на путь естественного развития.
Проведенные в Институте коррекционной педагогики РАО многолетние психолого-педагогические исследования показывают, что успешная операция кохлеарной имплантации, подключение речевого процессора, его первичная настройка только открывают возможность перехода ребенка с КИ на путь естественного развития, однако воспользоваться новыми слуховыми возможностями сразу и самостоятельно такой ребенок, как правило, не может. Требуется специальная согласованная работа сурдопедагога и семьи по «запуску» новых слуховых возможностей.
Ориентиром в этой специальной работе сурдопедагогу служит логика развития слышащего ребенка первого года жизни, поэтому сурдопедагоги анализируют данные, накопленные в разных областях знания – аудиологии, сурдопедагогике, психологии развития и специальной психологии (Л.В. Нейман, Г.А. Таварткиладзе, Ф.Ф. Рау, Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко, Е.Р. Баенская, О.С. Никольская и др.).
Если слуховой онтогенез рассматривается как развитие слуховой функции, то он осмысливается как последовательный переход ребенка первого года жизни от слухового сосредоточения к локализации звуков в пространстве, и далее – к дифференциации неречевых и речевых звучаний.
Работа с имплантированными детьми, нацеленная на переход ребенка на путь естественного развития, заставляет нас рассмотреть становление слуховой функции на первом году жизни иначе - в контексте становления и развития взаимодействия ребенка с окружающим миром.
Переход в этот контекст приводит к пониманию того, что за слуховым сосредоточением (по типу безусловных реакций) следует важнейший этап развития взаимодействия ребенка с окружающим миром – становление эмоционального диалога ребенка с близкими взрослыми, что особенно ярко проявляется в комплексе оживления. Возникает ответная эмоциональная реакция ребенка на близкого взрослого – складывается эмоциональное заражение. Ребенок впервые начинает отвечать звуками на голос матери, появляется первая улыбка и первые голосовые реакции в ответ на разговор с ним, он не просто радуется, когда к нему подходят, он проявляет инициативу в общении, начинает его активно требовать, активно гулить, у ребенка происходит активизация общих движений и голосовых реакций, он предвосхищает удовольствие от общения с близким взрослым. На первый план выходит потребность ребенка не просто в присутствии взрослого в глазном и тактильном контакте с ним, а в его дифференцированном эмоциональном отклике.
Рассматривая дальнейшее развитие слуховой функции в контексте развивающегося эмоционального взаимодействия ребенка с миром, мы иначе осмысливаем и следующий этап - локализация звука в пространстве происходит за счет того, что он осмысливается в ситуациях взаимодействия. У ребенка появляется поза прислушивания, он поворачивает голову в сторону источника звука потому, что звук приобретает смысл в ситуации взаимодействия с близким взрослым, появляется общее с ним сосредоточение на сенсорно яркой и звучащей игрушке, переживание общего удовольствия. В это же время гуление начинает переходить в лепет.
Следующий этап развития слуховой функции (дифференциация звучаний), также рассматривается в контексте развития взаимодействия ребенка с окружающим миром и осмысливается как различение неречевых и речевых звучаний за счет их осмысления во взаимодействии с близким взрослым. Ребенок начинает различать звучания в ситуации эмоционального взаимодействия потому, что связывает их с определенными впечатлениями. Реакция на звучания содержит эмоциональное отношение ребенка к услышанному: удивление, обида, грусть, гнев, радость, растерянность и смущение и др.
Содержание и логика работы сурдопедагога с имплантированным ребенком на запускающем этапе реабилитации определяется логикой нормального развития ребенка первого года жизни, поэтому так важен поворот от понимания закономерностей развития слуховой функции к осмыслению ее становления в контексте развития эмоционального взаимодействия с близкими взрослыми. Постепенное усложнение которого естественным образом потребует от ребенка все более полного использования новых слуховых возможностей.
Покажем, как в ходе запускающего этапа реабилитации ребенок, имплантированный в возрасте 2 лет и восьми месяцев, проходит этапы раннего онтогенеза:
Слуховое сосредоточение
2015-09-22
Фрагмент коррекционного занятия на запускающем этапе реабилитации ребенка с КИ. Первый этап раннего онтогенеза - появление слухового сосредоточенияЭмоциональный диалог
2015-09-22
Фрагмент коррекционного занятия на запускающем этапе реабилитации ребенка с КИ. Второй этап раннего онтогенеза - появление эмоционального диалога в процессе взаимодействия с мамой и сурдопедагогомПоиск источника звучания
2015-09-22
Фрагмент коррекционного занятия на запускающем этапе реабилитации ребенка с КИ. Третий этап раннего онтогенеза - поиск источника звучанияИсследования Института коррекционной педагогики РАО показывают, что ребенок с КИ перейдет на путь естественного развития, если пройдет все этапы раннего слухового онтогенеза в контексте развития эмоционального взаимодействия с окружающим миром. Это необходимо вне зависимости от возраста, в котором проведена операция кохлеарной имплантации.