От момента принятия положительного решения до проведения операции может пройти достаточно много времени. Подчеркнем, что время ожидания операции не должно быть потерянным для развития ребенка, поэтому и до операции необходима педагогическая работа, как с ребенком, так и с его семьей. Если кандидатом на имплантацию становится внезапно оглохший дошкольник, то ему показана срочная операция, конечно, при отсутствии медицинских противопоказаний. Несмотря на краткость периода ожидания, сурдопедагог и в этом случае должен сделать все возможное, чтобы:
- сохранить ребенку речь
- подготовить его к настройке речевого процессора
подготовка ребенка к настройке речевого процессора
2015-09-22
Фрагмент коррекционного занятия. Сурдопедагог (А.И. Сатаева) готовит ребенка к настройке речевого процессора - включить семью в занятия с ребенком до операции
Если кандидатом на имплантацию становится глухой ребенок, то в период ожидания операции сурдопедагогу требуется продолжать (или немедленно начинать) систематическую традиционно построенную коррекционную работу. При этом особенно важно обратить особое внимание на формирование умений:
- воспринимать на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов неречевые (а по возможности и речевые) звучания;
- подготовить его к будущей настройке речевого процессора;
- включить семью в занятия с ребенком до операции
На этапах хирургического вмешательство и заживления шва важна психологическая поддержка и информационная помощь семье оперируемого ребенка. Время пребывания ребенка в клинике и период заживления сурдопедагог использует для работы с родителями. Он старается добиться понимания близкими того, что успешная операция и хорошо работающие импланты сами по себе еще не гарантируют перехода ребенка к естественной коммуникации и спонтанному речевому развитию. Сурдопедагог настраивает семью на оказание систематической помощи ребенку на всех дальнейших этапах реабилитации; готовит близких к решению сложной задачи перестройки после операции уже сложившихся и привычных всем форм коммуникации и взаимодействия; разъясняет необходимость подбора в будущем подходящего ребенку с кохлеарными имплантами образовательного маршрута, обеспечения ему психолого-педагогического сопровождения в новой среде; использует время до подключения речевого процессора для доступных развивающих занятий с ребенком, включая в работу членов его семьи.