Альманах №25

От редакции

Номер Альманаха посвящен детям с черепно-мозговой травмой (ЧМТ).

Первые описания пациентов с ЧМТ сделаны в 1940-e годы психиатром-исследователем Груней Ефимовной Сухаревой, изучавшей на протяжении долгих лет детей с травмой, а также их психическое состояние.

«…Это мальчик Вася, 13 лет, приехал из дальнего поселка. Два месяца назад он был сильно избит человеком, необоснованно заподозрившим его в воровстве. По словам очевидца, мальчика сильно били по голове. В ночь после травмы он беспокойно спал, вскакивал, стремился куда-то бежать. На утро ничего не помнил о случившемся, был растерян, как будто чего-то боялся. Не сразу отзывался на обращенные к нему вопросы. Жаловался на головную боль, появились непроизвольные движения, потирал руками рот, косил глазами, закусывал губу…».

«До заболевания был послушным, тихим, уживчивым, несколько скрытным и молчаливым, учился хорошо, какими–либо длительными и тяжелыми инфекциями не болел. Со стороны наследственности ничего патологического не отмечается...»

Г.Е. Сухарева, 1940 г.

Невозможно оставаться безразличным и безучастным к неожиданным, а иногда и к критическим жизненным ситуациям, обусловленным черепно-мозговой травмой. Современная медицина располагает колоссальными возможностями в оказании помощи пациентам с ЧМТ: от хирургических и лечебных до психолого-педагогических. И, если ранее только врач пытался разобраться в тонкостях работы поврежденного мозга и связанных с этим последствиями, то сегодня в нашем распоряжении целая команда специалистов, которая по крупицам восстанавливает возможности пациента, опираясь на потенциал его психической активности во взаимодействии с ближайшим окружением.

Серия статей, представленных в Альманахе, демонстрирует синергию междисциплинарного подхода к реабилитации детей с ЧМТ. Каждый день, проведенный в стационаре, пациент со всех сторон побуждается к самому важному для него – выращиванию потребности возвращения и осознания «потерянного» мира. В условиях, когда взрослые, окружающие ребенка на разных этапах восстановления, всячески способствуют осмыслению и пониманию заново обретаемого им опыта взаимодействия, жизненная необходимость принять окружающий мир становится для него по-настоящему реальной.

Статьи выпуска:

    Черепно-мозговая травма у детей: социально-эпидемиологические особенности и качество жизни

    Валиуллина С.А.

    Читать

    Ключевые слова

    Черепно-мозговая травма у детей: социально-эпидемиологические особенности и качество жизни

    черепно-мозговая травма
    эпидемиология
    качество жизни при ЧМТ
    неотложная медицинская помощь
    реабилитация
    восстановление
    госпитальный этап
    Аннотация

    Черепно-мозговая травма у детей: социально-эпидемиологические особенности и качество жизни

    В статье представлены эпидемиологические данные о черепно-мозговой травме (ЧМТ), социально-эпидемиологические особенности черепно-мозговой травмы у детей в г. Москве (на примере НИИ НДХ и Т). Показано, что Москва является регионом с высокой заболеваемостью и низкой смертностью по детской ЧМТ. Дается социально-демографический портрет ребенка с ЧМТ как важный инструмент в решении проблемы черепно-мозгового травматизма в целом. Рассматривается показатель качества жизни детей с ЧМТ, основанный на субъективной оценке физического, психологического и социального благополучия.

    Ранняя нейрореабилитация детей с тяжелой черепно-мозговой травмой

    Валиуллина С.А. , Семёнова Ж.Б. , Мамонтова Н.А.

    Читать

    Ключевые слова

    Ранняя нейрореабилитация детей с тяжелой черепно-мозговой травмой

    черепно-мозговая травма
    последствия ЧМТ
    ранняя нейрореабилитация детей с ЧМТ
    программа реабилитации
    Аннотация

    Ранняя нейрореабилитация детей с тяжелой черепно-мозговой травмой

    Черепно-мозговая травма (ЧМТ) является одной из основных причин возникновения тяжелых неврологических и психических расстройств у детей, требующих длительного лечения и реабилитации. Ежегодно в России получают травму головы более 270 тыс. детей, более 100 тыс. госпитализируются, 1,5 тысяч погибают, более 5 тысяч становятся инвалидами. Улучшение качества диагностики, совершенствование реанимационных мероприятий, внедрение методов малотравматичной нейрохирургии увеличивают долю пациентов, выживших после тяжелых травм головы, что заставляет максимально уделить внимание прогнозированию исхода, и оптимизировать ранние подходы к реабилитации детей с тяжёлой ЧМТ.

    Дети с тяжелой черепно-мозговой травмой …или один день в стационаре

    Закрепина А.В.

    Читать

    Ключевые слова

    Дети с тяжелой черепно-мозговой травмой …или один день в стационаре

    дети с тяжелой черепно-мозговой травмой
    дети с ЧМТ
    реабилитация
    восстановление
    коррекционное обучение
    взаимодействие ребенка и взрослого
    коррекционные приемы
    Аннотация

    Дети с тяжелой черепно-мозговой травмой …или один день в стационаре

    Публикуются дневниковые записи о работе педагога-дефектолога в стационаре, в котором лечатся и реабилитируются дети с тяжелой черепно-мозговой травмой. Чтобы читателю было легче понять специфику работы предлагаются нескольких клинических случаев с краткими сведениями о детях (до травмы) и описание конкретных приемов с объяснением смысла их использования в процессе налаживания доступного ребенку взаимодействия со взрослым. Статья будет полезна не только специалистам. Понимание другого и возможность посильной помощи в трудной жизненной ситуации - это момент истины для любого человека.

    Ранний этап педагогической работы с близкими ребенка, перенесшего тяжелую травму мозга (из опыта работы педагога-дефектолога)

    Браткова М.В.

    Читать

    Ключевые слова

    Ранний этап педагогической работы с близкими ребенка, перенесшего тяжелую травму мозга (из опыта работы педагога-дефектолога)

    педагогические технологии
    дети младенческого и раннего возраста
    стационар
    педагог-дефектолог
    комплексный подход
    перинатальная патология
    гидроцефалия
    нейрохирургическая патология
    родители.
    Аннотация

    Ранний этап педагогической работы с близкими ребенка, перенесшего тяжелую травму мозга (из опыта работы педагога-дефектолога)

    В статье представлен опыт педагогической помощи детям, имеющим нейрохирургическую патологию (постнатальные мозговые инфекции, травмы, интоксикации, энцефалопатии). Автор касается начального этапа работы, подробно описывая взаимодействие специалиста-дефектолога с родителями и приводит его конкретный пример.

    Особенности афатических расстройств у детей и подростков с черепно-мозговой травмой

    Визель Т.Г. , Тютюкина А.И. , Борисова Н.В.

    Читать

    Ключевые слова

    Особенности афатических расстройств у детей и подростков с черепно-мозговой травмой

    дети с тяжелой черепно-мозговой травмой
    ТЧМТ у детей
    дети с речевыми нарушениями
    афазии у детей
    Аннотация

    Особенности афатических расстройств у детей и подростков с черепно-мозговой травмой

    В статье рассматриваются вопросы, касающиеся проявления афазии у детей и подростков с черепно- мозговой травмой. Рассматриваются сходства и различия афатических проявлений у детей и взрослых. Приводится клинический пример логопедической работы с пациентом 4 лет.

    Этапы нейропсихологического сопровождения детей в раннем периоде восстановления после тяжелой черепно-мозговой травмы

    Фуфаева Е.В.

    Читать

    Ключевые слова

    Этапы нейропсихологического сопровождения детей в раннем периоде восстановления после тяжелой черепно-мозговой травмы

    дети с ЧМТ
    тяжелая черепно-мозговая травма
    нейропсихологическая диагностика и реабилитация
    Аннотация

    Этапы нейропсихологического сопровождения детей в раннем периоде восстановления после тяжелой черепно-мозговой травмы

    Статья посвящена роли нейропсихолога в процессе восстановления детей после тяжелой черепно-мозговой травмы. Задача нейропсихологического сопровождения пациентазависят от течения нейротравмы, уровня восстановления психической деятельности и реабилитационных целей при интердисциплинарной форме работы с пациентом. В статье рассматриваются основные особенности нейропсихологического сопровождения на каждом этапе восстановления психической деятельности детей после тяжелой черепно-мозговой травмы.

    Психологический взгляд на взаимодействие «Родитель–Врач» на ранних этапах восстановления детей при тяжелой инвалидизации

    Лукьянов В.И. , Львова Е.А. , Быкова В.И.

    Читать

    Ключевые слова

    Психологический взгляд на взаимодействие «Родитель–Врач» на ранних этапах восстановления детей при тяжелой инвалидизации

    дети с ЧМТ
    тяжелая травма головного мозга
    глубокие измененные состояния сознания
    методы реабилитации пациентов в сниженном сознании
    взаимодействие
    Аннотация

    Психологический взгляд на взаимодействие «Родитель–Врач» на ранних этапах восстановления детей при тяжелой инвалидизации

    В статье представлены данные психологического исследования, посвященного изучению контингента взрослых (в том числе родителей), ухаживающих за ребенком с черепно –мозговой травмой в стационаре во время курса реабилитации. Дается анализ участия и конфликтности родителей в ситуации травм, описаны разные формы общения близких ребенку взрослых со специалистами, обозначены риски взаимодействия всех участников реабилитации ребенка.

    Психолого-психиатрическая помощь детям с тяжелой позвоночно-спинномозговой травмой

    Сиднева Ю.Г. , Львова Е.А.

    Читать

    Ключевые слова

    Психолого-психиатрическая помощь детям с тяжелой позвоночно-спинномозговой травмой

    Позвоночно-спинномозговая травма
    реабилитация
    психологическая помощь
    депрессия
    тревога
    снижение мотиваций
    лечение
    Аннотация

    Психолого-психиатрическая помощь детям с тяжелой позвоночно-спинномозговой травмой

    В статье показано, что восстановление после тяжелой позвоночно-спинномозговой травмы имеет свои особенности у детей. Совместное психолого-психиатрическое сопровождение детей на раннем этапе реабилитации позволит вовремя провести дифференцированную оценку эмоционально-мотивационных расстройств с выработкой тактики ведения, сопровождения и лечения пациентов после нейротравмы.
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности