Альманах № 39

От редакции

Предлагаемый выпуск предоставляет читателю возможность возвратиться к основополагающим для отечественной специальной психологии и коррекционной педагогики текстам Л.С. Выготского и А.Р. Лурии. Их работы помогают понять, как рождались идеи единства закономерности психического развития, возможности психологической и культурной компенсации физического дефекта и необходимости поиска «обходных путей» введения ребенка в развивающее взаимодействие с другим человеком, посредником культурного опыта. Они дают нам увидеть, что современные установки оказания как можно более ранней психолого-педагогической помощи ребенку, необходимости введения детей с особенностями развития в общество их обычных сверстников и интеграции систем общего и специального образования были обоснованы и заданы уже тогда, в начальный период развития отечественной дефектологии.

Статьи Е.Л. Гончаровой «Культурно-историческая традиция в специальной психологии» и О.И. Кукушкиной «Коррекционная педагогика: развитие культурно-исторической традиции» посвящены значению, судьбе идей основоположников культурно-исторической дефектологии и их развитию в работах учеников Л.С. Выготского, трудностям воплощения заложенных возможностей. Предпринята попытка осмысления процесса их реализации в советский и постсоветский период нашей истории, показывается, что спецификой и сильной стороной отечественной традиции была и является ее направленность не на тренировку отдельных функций и навыков, а на создание условий развития личности ребенка и формирование сложных форм его социального поведения, введение его в жизнь сообщества. В статье Е.Л. Гончаровой, О.И. Кукушкиной, О.С. Никольской «Дети с особыми образовательными потребностями в системе понятий культурно-исторической психологии», понятие «особые образовательные потребности» раскрывается как определение оптимальных условий целостного подхода к коррекционно-развивающему обучению и воспитанию ребенка.

Развитие этой темы представлено статьей А.В. Суворова «Презумпция социальности при анализе причин нарушений детского развития», где на основе ярких примеров развития и обучения слепоглухих детей показывается необходимость разграничения в диагностике психофизиологических особенностей ребенка и социальной ситуации его развития, значение вовлечения слепоглухого ребенка в «пространство человеческих отношений», от характера которых, в первую очередь, зависит его развитие. А также статьей О.С. Никольской и Е.Р. Баенской «Эмоционально-смысловой подход в психологической помощи детям с аутизмом», где как основное условие нормализации психического и социального развития ребенка с аутизмом рассматривается его вовлечение в эмоциональный контакт с близкими взрослыми, в совместно-разделенное переживание и осмысление происходящего.

Статьи выпуска:

    К психологии и педагогике детской дефективности

    Выготский Л.С.

    Читать

    Ключевые слова

    К психологии и педагогике детской дефективности

    специальная педагогика
    тифлопедагогика
    тифлопсихология
    сурдопедагогика
    сурдопсихология
    олигофренопедагогика
    теория компенсации и сверхкомпенации
    первичный дефект
    вторичный дефект
    социальный вывих
    Аннотация

    К психологии и педагогике детской дефективности

    Основополагающая статья Л.С. Выготского, в которой с позиций культурно-исторической психологии рассматриваются причины нарушений в развитии, механизмы симптомообразования, компенсации и сверхкомпенсации, принципы обучения слепых, глухих и умственно отсталых детей. Обосновывается представление о социальной природе аномального развития, формулируются основы теории социальной компенсации, анализируются недостатки современных Л.С. Выготскому школ для слепых, глухих и умственно отсталых детей, обосновывается необходимость их кардинальной перестройки

    Дефектология и психология

    Лурия А.Р.

    Читать

    Ключевые слова

    Дефектология и психология

    компенсация и сверхкомпенсация
    теория Л.С. Выготского
    психологические системы
    тифлопсихология
    сурдопсихология
    психология моды
    психология протезирования
    шрифт Брайля
    дактилология
    Аннотация

    Дефектология и психология

    Статья выдающегося отечественного психолога посвящена проблеме компенсации и сверхкомпенсации дефекта – одной из центральных проблем как классической дефектологии, так и современных специальной психологии и коррекционной педагогики. В статье представлены и объяснены с позиций культурно исторической психологии Л.С. Выготского основные феномены компенсации дефекта при слепоте, глухоте, слепоглухоте, ряде физических дефектов и особенностей человека

    Культурно-историческая традиция в специальной психологии

    Гончарова Е.Л.

    Читать

    Ключевые слова

    Культурно-историческая традиция в специальной психологии

    дефектология
    специальная психология
    Л.С. Выготский
    специальное и инклюзивное образование
    дети с особыми образовательными потребностями
    дети с ограниченными возможностями здоровья
    теория социальной компенсации
    первичные и вторичные нарушения
    обходные пути в развитии и обучении
    психолого-педагогическое сопровождение
    Аннотация

    Культурно-историческая традиция в специальной психологии

    В статье рассматриваются положения культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, на которых базируется современная культурно-историческая традиция в отечественной дефектологии. Рассматриваются вклад и судьба идей Л.С. Выготского в становление и развитие специальной психологии и педагогики на различных этапах развития отечественной системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Развитие культурно-исторической традиции в коррекционной педагогике

    Кукушкина О.И.

    Читать

    Ключевые слова

    Развитие культурно-исторической традиции в коррекционной педагогике

    Л.С. Выготский
    культурно-историческая традиция
    коррекционная педагогика
    дети с ОВЗ
    специальное образование
    инклюзивное образование
    обучение и развитие
    обходные пути обучения
    специальная дидактика
    особые образовательные потребности
    Аннотация

    Развитие культурно-исторической традиции в коррекционной педагогике

    Впервые рассматривается становление и развитие культурно-исторической традиции в отечественной коррекционной педагогике. Представлены современные исследования, развивающие культурно-историческую традицию (1992-2019 гг.) в коррекционной педагогике, их вклад в развитие системы специального и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Дети с особыми образовательными потребностями в системе понятий культурно-исторической психологии

    Кукушкина О.И. , Никольская О.С. , Гончарова Е.Л.

    Читать

    Ключевые слова

    Дети с особыми образовательными потребностями в системе понятий культурно-исторической психологии

    Дети с ограниченными возможностями здоровья
    дети с нарушениями в развитии»
    Children with Special Needs»
    Л.С. Выготский
    коррекционная педагогика и специальная психология
    специальное и инклюзивное образование
    варианты развития
    аутизм
    особые образовательные потребности аутичных детей
    Аннотация

    Дети с особыми образовательными потребностями в системе понятий культурно-исторической психологии

    Статья раскрывает историческое значение термина «ребенок с особыми образовательными потребностями», показывает связь его содержания с представлениями о социальной природе нарушений в развитии у детей и теорией социальной компенсации Л.С. Выготского, рассматривает современное понимание и перспективы развития категории «дети с особыми образовательными потребностями» в отечественной специальной психологии и коррекционной педагогике

    Эмоционально-смысловой подход в психологической помощи детям с аутизмом

    Баенская Е.Р. , Никольская О.С.

    Читать

    Ключевые слова

    Эмоционально-смысловой подход в психологической помощи детям с аутизмом

    детский аутизм
    нарушение развития аффективной сферы
    искаженное психическое развитие
    эмоционально-смысловой подход к коррекции детского аутизма
    совместно-разделенное переживание
    Аннотация

    Эмоционально-смысловой подход в психологической помощи детям с аутизмом

    В статье представлены основы эмоционально-смыслового подхода к психологической коррекции детского аутизма, целью которого является максимально возможная нормализация психического развития ребенка. Как ведущее в формировании детского аутизма рассматривается нарушение развития аффективной сферы, препятствующее становлению активных и осмысленных отношений ребенка с окружением. Раскрыто понимание детского аутизма как искаженного психического развития. Показывается, что основным условием продвижения ребенка с аутизмом в психическом и социальном развитии является вовлечение его в эмоциональный контакт с близкими взрослыми, в совместно-разделенное переживание и осмысление происходящего. Описаны последовательные шаги коррекционной работы.

    Презумпция социальности при анализе причин нарушений детского развития

    Суворов А.В.

    Читать

    Ключевые слова

    Презумпция социальности при анализе причин нарушений детского развития

    развитие личности
    родовой и видовой опыт человека
    наследственность
    слепоглухота
    тифлосурдопедагогика
    органические нарушения
    нарушения личностного развития
    Аннотация

    Презумпция социальности при анализе причин нарушений детского развития

    В статье рассматриваются разные подходы к определению причин трудностей и нарушений детского развития. Предлагается разграничить нарушения органов или систем и нарушения развития личности как имеющих принципиально разные причины. В отношении нарушений личностного развития ребенка предлагается использовать принцип «презумпции социальности» и искать их причины в социальной ситуации развития ребенка. Это классическое положение, базирующееся на традициях культурно-исторической психологии и философии, иллюстрируется яркими примерами развития и обучения слепоглухих детей

    Памяти Валентины Яковлевны Стаценко. Чтобы помнили…

    Королевская Т.К.

    Читать

    Ключевые слова

    Памяти Валентины Яковлевны Стаценко. Чтобы помнили…

    Валентина Яковлевна Стаценко
    сурдопедагог
    воспоминания
    биография
    память
    Аннотация

    Памяти Валентины Яковлевны Стаценко. Чтобы помнили…

    Статья о выдающемся отечественном сурдопедагогике - Валентине Яковлевне Стаценко, ушедшей из жизни в 2019 году.
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности