Ранняя педагогическая коррекция отклонений в развитии детей с нарушенным слухом / Альманах №7 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №7 "Ранний возраст"

Ранняя педагогическая коррекция отклонений в развитии детей с нарушенным слухом

Т.В. Пелымская ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва
Н.Д. Шматко ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва

Учимся играть...

Вторым принципом является обеспечение возможности полноценного физического и психического развития.

Все стороны психофизического развития ребенка взаимосвязаны. Так, умственное и нравственное развитие малыша в первые три года жизни, более чем когда-либо в дальнейшем, зависят от его физического состояния и настроения. Становление моторных навыков стимулирует психическое развитие ребенка. Так, возможность ползать, сидеть, ходить расширяет "зону восприятия" ребенка, который поможет приблизиться к заинтересовавшему его объекту и рассмотреть его с разных сторон, а также облегчает установление контактов со взрослыми.

Успешная коррекция дефекта слуха возможна лишь в условиях интенсивной целенаправленной работы по психофизическому развитию ребенка с учетом его возрастных особенностей. Наблюдения показывают, что формирование устной речи и даже слуховой функции в первые годы жизни непосредственно связано с уровнем развития познавательных процессов. Вместе с тем, в ходе становления разнообразных видов деятельности малыша происходит интенсивное овладение им речевыми средствами.

В целях общего развития ребенка с ним проводят игры-занятия по развитию движений, по обучению действиям с предметами, игрушками, по изобразительной деятельности (с 2-х лет), музыкальному воспитанию. Занятия по развитию движений направлены в первую очередь на физическое развитие малыша, укрепление его здоровья. На первом году жизни в ходе проведения гимнастики, массажа, специальных упражнений младенца подготавливают, например, к ползанию, устойчивому сидению, ходьбе и т.д. На втором-третьем году жизни на утренней зарядке, на специальных физкультурных занятиях, на прогулках, в подвижных играх ребенка упражняют в ходьбе, равновесии, ползании, лазании, бросании и метании мяча, а с двух лет и в беге и прыжках. Для неслышащего ребенка эти занятия имеют особое значение, они направлены не только на физическое развитие и закаливание ребенка, но и не обучение подражанию различным движениям. Это очень важно в связи с тем, что именно на подражании основано формирование речи и, в первую очередь, ее произносительной стороны.

Умственное воспитание малыша начинается с первых дней жизни и протекает в процессе овладения действиями с предметами. В первые годы жизни основное внимание уделяется формированию и развитию представлений о внешних свойствах предметов, совершенствованию деятельности органов чувств, накоплению представлений об окружающем мире.

Содержание работы определяется не дефектом слуха и особенностями развития ребенка с нарушенной слуховой функцией, а его возрастом. Так на первом году жизни основная задача состоит в предоставлении младенцу разнообразных внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. В этом возрасте необходимо развивать хватательные движения и действия прослеживания за предметами. Поэтому младенцев учат следить за перемещающимися игрушками, находящимися в поле зрения, хватанию игрушек разной величины и формы. До 8-9 месяцев ребенок лишь манипулирует предметами: бросает, постукивает, перекладывает. Позже он овладевает действиями: нанизывает кольца с большим, а затем и с маленьким отверстием на стержень, достает разнообразные предметы из ведерка (коробки...) и кладет их обратно. Начиная с 9-10 месяцев, детей знакомят с формой, величиной и цветом отдельных предметов. Эти упражнения проводятся ежедневно в каждый период бодрствования малыша.

По достижению ребенком года содержание занятий, направленных на умственное развитие ребенка, расширяется и усложняется. С ним уже проводятся специальные игры-занятия. Ребенка учат группировать однородные (а позже и разнородные) предметы по форме, величине и цвету, собирать разнообразные пирамидки, строить из кубиков или конструктора башенки, дорожки, домики, машины, ворота, размещать вкладыши разной величины и формы, подбирать крышки к коробкам разной величины и формы и т.д. Взрослый также учит малыша притягивать к себе за веревочку воздушный шар, машину, возить за ручку игрушку- каталку, придвигать к себе палочкой удаленный предмет, вставать на стул, чтобы достать лежащую высоко игрушку...

Особое внимание уделяется развитию игровых действий. Малыша учат катать игрушки в машинке, кормить кукол, мыть, укладывать их спать, водить за "ручку". На третьем году жизни с игрушками разыгрываются небольшие сюжеты, например: "Кукла заболела", "Мишка обедает" и т.д. Умение ребенка различать цвет, форму, величину предметов используется в самых разнообразных видах деятельности: в конструктовании, рисовании и т.д.

Большое значение для развития личности ребенка, несмотря на наличие у него снижения слуха, имеет музыкальное воспитание. С первых дней жизни, знакомя ребенка с разнообразными музыкальными звучаниями, взрослый расширяет его представления о звуках окружающего мира. Кроме того, решаются и определенные коррекционные задачи. В первую очередь это относится к развитию слухового восприятия и голосовых реакций ребенка. Уже в первом полугодии жизни внимание малыша привлекается к музыкальным звучаниям. Взрослый поет ему, предлагает разнообразные игрушки, по возможности исполняет мелодии на каком-либо музыкальном инструменте. При этом он держит ребенка на руках и движется с ним в ритме разнообразных мелодий. Эти движения передают ребенку характер музыки. В дальнейшем ребенку предлагаются музыкальные звучания как в исполнении взрослого, так и в записи, по радио, телевизору. При этом малыша побуждают двигаться под музыку. С 1,5-2 лет ребенка учат выполнять простые движения под музыку, различать характер звучаний, например: музыку народную и плясовую, тихую спокойную (колыбельную) и громкую плясовую, медленную и быструю. Характер звучания передается тем или иным движением в зависимости от двигательных возможностей ребенка и голосом. В это же время ребенка учат соотносить низкие и высокие звучания с определенной игрушкой.

Занятия по психофизическому развитию малыша, очень важны не только для ребенка, но и для его родителей, потому что позволяют им, особенно на первоначальном этапе работы увидеть своего неслышащего сына (или дочь) по- новому, понять, что он многое может, его можно многому научить. Проведение таких занятий основывается в первую очередь на подражании ребенка взрослому, а не на речевом общении. Взрослый, играя с малышом, учит его, и сам учится "подстраиваться" под него, доходчиво объяснять задания, поддерживать внимание и интерес ребенка.

В процессе проведения этих занятий, как и в ходе любой другой деятельности ребенка, создаются благоприятные условия для формирования у него словесной речи. Он учится понимать обращенную к нему речь взрослого, а позже и сам начинает общаться речью. Для того, чтобы это стало возможным, взрослый специально сопровождает речью выполнение различных упражнений, организует речевое общение с ребенком в ходе этих занятий, при этом речевые инструкции и задания постепенно усложняются. С 1,5-2 лет используется не только устная речь, но и письменные таблички.

Таким образом, коррекционная работа с малышом с нарушенным слухом предусматривает соблюдение общих требований к воспитанию и обучению детей раннего возраста, уходу за ними. Важно обеспечить неслышащему ребенку такие же, как и для слышащего, возможности полноценного физического и психического развития. Все эти вопросы с учетом возрастных особенностей младенцев и детей раннего возраста широко и полно освещены в Российской и зарубежной литературе. Они нашли свое отражение и в предлагаемой работе с неслышащими малышами.

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Ранняя педагогическая коррекция отклонений в развитии детей с нарушенным слухом // Альманах Института коррекционной педагогики. 2003. Альманах №7 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-7/rannjaja-pedagogicheskaja-korrekcija-otklonenij-v (Дата обращения: 27.06.2019)
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.
Статьи выпуска: