Ранняя педагогическая коррекция отклонений в развитии детей с нарушенным слухом / Альманах №7 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №7 "Ранний возраст"

Ранняя педагогическая коррекция отклонений в развитии детей с нарушенным слухом

Т.В. Пелымская ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва
Н.Д. Шматко ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва

Учимся произносить...

Овладение произносительной стороной речи - процесс длительный. Для того, чтобы речь неслышащего ребенка звучала более естественно, очень важно рано и правильно учить малыша говорить. Произносительными навыками неслышащий ребенок, как и слышащий, овладевает прежде всего по подражанию. Как известно, на втором месяце жизни у ребенка появляются первые звуки, произносимые им в состоянии покоя. Это - гуление, явление, характерное как для слышащих, так и для неслышащих детей. Звуки гуления развиваются у ребенка на основе врожденных двигательных координаций, связанных с актами дыхания, сосания, глотания.

На четвертом-пятом месяце жизни ребенок вступает в новый период речевого развития - появляется самоподражание. Произнесение того или иного звука, слога вызывает определенные кинестетические раздражения, которые служат стимулом для повторного произнесения. Постепенно у нормальнослышащего младенца устанавливается связь между работой речевых органов и соответственными слуховыми раздражениями. С этого момента быстро увеличивается разрыв в развитии голосовых реакций слышащего и неслышащего ребенка.

Задача коррекционной работы с детьми первого года жизни - предотвратить отставание в развитии голосовых реакций неслышащего малыша по сравнению со слышащими или максимально его сократить. Это достигается при условии раннего слухопротезирования и проведения упражнений, направленных на поддержание самостоятельных голосовых реакций младенца и вызывание новых звуков и их сочетаний.

Самое главное в этот период - вызвать у малыша положительные эмоции, на фоне которых будут активизироваться его голосовые реакции. Важно, чтобы сам взрослый был очень эмоционален, пользовался разнообразными интонациями, выражал их не только голосом, но и мимикой лица.

В ходе этих упражнений малыш в первую очередь овладевает не звуковой, а ритмико-интонационной стороной речи. Именно первый год жизни является благоприятным для вызывания естественного звучания голоса и различных его модуляций, связанных с разнообразными эмоциями. Этот период является базой для формирования в дальнейшем внятной и естественной речи. Конечно, даже в том случае, если родители проводят все разработанные нами упражнения, неслышащий малыш может и не овладеть всем многообразием предлагаемых ему звуков. Общаясь с родными, он может пользоваться и одним- двумя звуками, но произносить их не однообразно и монотонно, а в разном ритме, с разнообразными интонациями. Это является основным достижением первого года жизни. Следует заметить, что именно формирование ритмико-интонационной стороны речи вызывает наибольшие затруднения при более позднем начале обучения.

Если коррекционная работа проводится с первых месяцев жизни ребенка, то, как правило, у него достаточно успешно на основе только подражания речи взрослого формируется ритмико-интонационная сторона речи. Он овладевает произношением многих звуков. В результате у малыша изначально устная речь становится основным средством его общения. Однако все дети в той или иной мере нуждаются в специальной работе по коррекции произношения.

В иных условиях оказываются неслышащие дети, специальная работа с которыми на первом году жизни не проводилась. У них не реализован период довербального овладения речью (до появления первых слов), т.е. период закладки всех сторон фонетической системы языка: ритмико-интонационной и звуковой. Поэтому эти дети нуждаются в специальных занятиях по развитию всех сторон произношения. Занятия могут начинаться с появления у малыша способности к произвольному подражанию, т.е. в 1,5-2 года. Главной задачей является формирование у ребенка потребности в устном общении.

Произнесением слов малыш овладевает постепенно, он не может сразу сказать правильно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность говорить, и чтобы он произносил слова слитно, с ударением. Для того чтобы качество его произношения постепенно приближалось к нормальному звучанию, взрослый постоянно дает образец правильного звучания слова и побуждает ребенка произнести его более точно. Вначале он хвалит ребенка за любую попытку что-либо сказать, а затем - за наиболее правильный вариант произнесения.

Успешному овладению произношением способствует специальные упражнения. В первую очередь ребенка следует учить подражать. Он еще не умеет осознанно (по требованию взрослого) подражать даже крупным движениям тела, рук, ног, не говоря уже о мелких движениях пальцами и тем более артикуляционных органов. Для формирования этих умений предлагаются специальные упражнения. Взрослый также учит малыша играть с игрушками, подражая различным действиям: кормить куклу, причесывать ее, возить за веревочку машину и т.п. Эти сюжетные действия способствуют развитию как движений ребенка, так и его подражательных возможностей. Но все эти упражнения еще не связаны напрямую с формированием произносительного навыка.

Для того, чтобы движения могли способствовать произнесению того или иного звука, малыш должен уметь одновременно со взрослыми точно воспроизводить темп, характер, динамику движения. Это достигается не сразу. В то же время необходимо как можно скорее вызвать у ребенка какие-либо произвольные голосовые реакции, чтобы малыш сам себя наконец услышал, начал "играть" своим голосом, т.е. чтобы появилось самоподражание. С этой целью можно использовать различные игры, интересные ребенку, например: катать мяч и произносить протяжно а_; бросать его и произносить па!; стучать мячом о пол и произносить па-па-па и т.д.

Постепенно включаются и движения речевой ритмики, т.е. упражнения, в которых произнесение того или иного речевого материала (звука, слога, слова, фразы) сочетается с теми или иными движениями. Характер движений определяется характером произносимого материала. Речевая ритмика заимствована нами в центре СУВАГ (Хорватия).

Появившиеся в ходе специальных упражнений звуки закрепляются на материале произнесения слогов, лепетных и самых простых полных слов и фраз. Успешность в работе над произношением во многом определяется правильностью подбора речевого материала для закрепления тех или иных произносительных навыков. Слова, словосочетания и фразы подбираются исходя из определенных принципов. Они должны быть хорошо знакомы ребенку, быть актуальными для его общения и должны отвечать определенным фонетическими требованиями.

Общеизвестно, что к трехлетнему возрасту даже нормально слышащий малыш не овладевает всей фонетической системой родного языка. Это возраст физиологического косноязычия. Естественно, что в речи неслышащего ребенка к трем годам сформированы далеко не все стороны произношения. В первую очередь страдает звуковоспроизведение. Произносительные навыки совершенствуются в течение многих лет.

Мы кратко охарактеризовали основные подходы к коррекционной работе с маленькими неслышащими детьми. Методика работы с ними подробно изложена в книге Н.Д.Шматко, Т.В.Пелымская "Если малыш не слышит..." (М.: Просвещение, 1995, 2003).

Раннее (на первом году жизни) целенаправленное педагогическое воздействие на детей с нарушенным слухом приводит к принципиальным изменением поведения ребенка. Часть детей, уже к 3-5 годам, несмотря на тяжелую тугоухость и даже глухоту, максимально сближается по уровню не только общего, но и речевого развития с нормально слышащими детьми. Это позволяет организовывать их интегрированное обучение в среде слышащих детей ( первые дети, с которыми коррекционные занятия были начаты на первом году жизни, в настоящее время учатся в массовой средней школе). Результаты обучения остальных детей, с которыми рано были начаты коррекционные занятия, также принципиально отличаются от тех, которых мы можем достигнуть при начале педагогического воздействия в 2-3 года, т.е. в том возрасте, когда в нашей стране начинается обучение глухих и слабослышащих детей в специальных детских садах и в специальных группах при массовых детских садах. Требуется значительный пересмотр подходов, методов и содержания обучения.

Список литературы
  1. Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни [Текст]: методическое пособие / сост.: Г.А. Таватркиладзе, Н.Д. Шматко. – М.: Полиграф сервис, 2001. – 160 с.
  2. Корсунская, Б.Д. Воспитание глухого дошкольника в семье [Текст] / Б.Д. Корсунская. – М.: Педагогика, 1970. – 192 с.
  3. Корсунская, Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников речи [Текст] / Б.Д. Корсунская. – М.: Просвещение, 1969. - 295 с.
  4. Кузьмичева, Е.П. Развитие речевого слуха у глухих [Текст] / Е.П. Кузьмичева; под ред. Т.А. Власовой. – М.: Педагогика, 1983. – 160 с.
  5. Леонгард, Э.И., Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье [Текст] / Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова. – М.: Просвещение, 1991. – 319 с.
  6. Педагогическая помощь детям с нарушенным слухом в сурдологических кабинетах [Текст]: инструктивно-методическое письмо / Э.В. Миронова, Т.В. Маркова, Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко. – М.: Типография Министерства здравоохранения СССР, 1990. – 70 с.
  7. Рау, Е.Ф. О работе с детьми раннего возраста, имеющими недостатки слуха и речи [Текст] / Е.Ф. Рау. – М.: Учпедгиз, 1950. – 140 с.
  8. Рау, Ф.Ф. Устная речь глухих [Текст] / Ф.Ф. Рау. – М.: Педагогика, 1973. – 304 с.
  9. Салахова, А.Д. Развитие звуковой стороны речи ребенка [Текст] / А.Д. Салахова; под ред. В.И. Бельтюкова. – М.: Педагогика, 1973. – 120 с.
  10. Шматко, Н.Д. Если малыш не слышит… [Текст]: кн. для воспитателей и родителей / Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская. – М.: Просвещение, 1995 – 126 с.
Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Ранняя педагогическая коррекция отклонений в развитии детей с нарушенным слухом // Альманах Института коррекционной педагогики. 2003. Альманах №7 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-7/rannjaja-pedagogicheskaja-korrekcija-otklonenij-v (Дата обращения: 27.06.2019)
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.
Статьи выпуска: