Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением / Альманах №8 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ института коррекционной педагогики
Альманах №8 "Взаимодействие с семьей, воспитывающей ребенка с проблемами в развитии"

Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением

Т.А. Басилова ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва

Выполняя подобные действия в бытовых ситуациях изо дня в день, ребенок постоянно должен быть занят реальной полезной деятельностью. Совершая действия с предметами, сначала полностью под руководством взрослого, а потом совместно с ним, ребенок начинает обучаться настоящим предметным действиям - действовать с предметом в соответствии с его функциональным назначением (вытираться полотенцем, чистить зубы щеткой, причесываться расческой, есть ложкой и т.п.). Малыш учится правильно держать предмет и действовать с ним, усваивает общепринятый порядок смены бытовых ситуаций в течение дня и последовательность действий внутри каждой из этих ситуаций.

Постепенно в совместную с ребенком деятельность взрослый должен включать все большее число действий с привлекательными предметами, поддерживая тем самым эмоциональный контакт с ребенком и развивая возможности его восприятия, познавательные способности.

Зонтик. Взрослый достает яркий зонтик и раскрывает его над головой ребенка, вместе с ребенком вертит зонтик. Как только замечает малейшие признаки угасания интереса к этому предмету, складывает и убирает зонтик.

Фонарик. Учить ребенка ходить за световым зайчиком в затемненной комнате, уметь держать фонарик самому, включать его и выключать.

Платок. Расправлять с помощью взрослого большой цветной платок или кусок ткани и накидывать на лицо ребенка, снимать и снова накидывать. Как правило, дети делают это с большим удовольствием.

Барабан. Вместе со взрослым стучать по барабану палочкой. Оборачиваться на звук барабана.

Колокольчик. Учить ребенка звонить в колокольчик около уха. Оборачиваться на звук колокольчика.

Браслеты. Манипулировать с разноцветными пластмассовыми браслетами - не только рассматривать их и вертеть перед глазами, но и учиться надевать на руки и снимать.

Бусы. Надевать бусы на себя, на взрослого и снимать их. Нанизывать вместе со взрослым крупные бусинки на шнурок.

Кубики. Взрослый делает из цветных кубиков постройку, а затем разрушает ее вместе с ребенком. Потом снова строит из них башню, которую вновь разрушает ребенок. Постройка делается вместе с ребенком и разрушается. После нескольких минут занятий с кубиками их можно побросать в коробку, потом потрясти коробку, дав ребенку возможность ощутить их вибрацию. Бросать кубики в коробку с расстояния вместе со взрослым и т.д.

Бирюльки. Учить малыша брать мелкие цветные предметы из коробки и опускать их в узкое горлышко бутылки. Встряхнув бутылку несколько раз обеими руками и полюбовавшись яркими предметами в ней, высыпать их в коробку.

Машинка. Учить возить машинку по полу, по столу. Вертеть ее колесики рукой. Возить машинку с положенными в ее кузов кубиками.

Заводная игрушка. Следить рукой и глазами за движениями механической, заведенной взрослым, игрушки (например, лягушки), приостанавливать ее движения нажатием руки, затем убирать руку и снова следить за движениями игрушки. Заводить игрушку ключиком вместе со взрослым.

Пирамидка. Учить ребенка снимать кольца со стержня пирамидки. Манипулировать с кольцами: рассматривать их, надевать на палец, вертеть.

Волчок. Особенно охотно дети занимаются с волчком, который искрит разноцветными огоньками при вращении. Учить ребенка вместе со взрослым "заводить" волчок, следить за его вращением глазами и руками.

Занятия с этими и другими подобными предметами проводятся взрослым сначала очень непродолжительное время (3-10 мин) в удобное время. По мере закрепления интересов ребенка, подобным игрушкам, занятиям с ним отводится определенное время в распорядке дня (утром или вечером перед прогулкой). Такие игрушки желательно хранить в отдельной большой коробке в определенном месте. Перед началом занятий вместе с ребенком доставать эту коробку и приносить туда, где будете играть. Можно проводить эти занятия сначала на полу, потом сидя за столом с ребенком на руках и, наконец, учить ребенка сидеть на маленьком стульчике за столом рядом со взрослым. После занятия складывать игрушки в коробку и относить на место.

В свободное от дел и занятий время нужно давать ребенку некоторые предметы и игрушки для самостоятельных действий. Это должен быть несколько другой набор игрушек, отличных от употребляемых на занятиях со взрослым, например, кружка, ложка, тарелка, расческа, зеркальце, флажок, мячик и др. Наблюдая за самостоятельными действиями ребенка с этими предметами, вы сможете оценить, насколько малыш усвоил их употребление. Такая свободная игра с предметами не должна пока занимать продолжительное время. Хорошо, если ребенок может развлечь себя хотя бы 15 минут. Как только вы замечаете, что действия с предметами становятся очень однообразными - убирайте игрушки. Держать эти игрушки следует в другой коробке и в другом месте комнаты.

Если развитие вашего ребенка идет нормально, то к концу второго - началу третьего года жизни он должен овладеть следующими умениями:

  1. самостоятельно и уверенно ходить;
  2. держать ложку во время еды (взрослый только направляет ее движение);
  3. держать чашку за ручку и пить из нее;
  4. участвовать в процессе раздевания (снимать штанишки, носки, обувь, шапку);
  5. проявлять активность при одевании (протягивать руки в рукава, наклонять голову при одевании майки или платья, подтягивать колготки или штаны, уже надетые взрослыми на ноги);
  6. знать свое место за столом во время еды;
  7. хорошо ориентироваться в помещениях квартиры и на прогулке;
  8. спокойно садиться на горшок, когда этого хочет взрослый; иногда садится самому;
  9. бегать, прыгать, залезать на стулья и диван;
  10. уметь зажигать и гасить настольную лампу, включать свет;
  11. различать близких и чужих людей (настораживаться на руках у незнакомого человека).

Поведение ребенка можно охарактеризовать следующим образом:

  1. большую часть времени проводит, передвигаясь по квартире и действуя с предметами;
  2. действует с предметами не только однотипно (облизывает, машет перед глазами, стучит по столу, бросает), но и с учетом физических свойств предметов (выбирает наиболее яркие и блестящие предметы и действует с ними рядом с источником света, может поставить прямоугольные предметы один на другой, покатать круглые предметы, прикладывать к уху звучащие игрушки, надевает предметы с отверстием на руку или палец и т.д.);
  3. особенно ласков с матерью, узнает и тянется к отцу, бабушке, дедушке и другим близким;
  4. с удовольствием участвует в занятиях и играх со взрослыми;
  5. в свободное время предпочитает действовать с одним-двумя любимыми предметами.

Рассказывая в этой статье о таких сложных детях, мы попытались дать самые общие рекомендации по их воспитанию. Однако мы хорошо понимаем, что необходимо говорить об индивидуальных планах развития каждого ребенка с его неповторимой историей заболевания и конкретными условиями воспитания в семье. Мы попытаемся это сделать в дальнейших публикациях, а сейчас главной нашей задачей было показать, что самым сложным детям можно помочь обычными средствами.

Список литературы
  1. Басилова Т.А. Американская программа обучения навыкам повседневной жизни детей со сложным сенсорным дефектом // Дефектология. – 1994. - № 4.
  2. Басилова Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложными сенсорными и множественными нарушениями // Дефектология. – 1996. - № 3.
  3. Басилова Т.А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста со сложными и множественными нарушениями / Т.А.Басилова // Специальная дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов дефектологических факультетов /Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Академия, 2001.
  4. Блюмина М.Г. Распространенность, этиология и некоторые особенности клинических проявлений сложных дефектов // Дефектология. – 1989. - № 3.
  5. Ван Дайк Я. Подход к обучению и диагностике детей с множественными сенсорными нарушениями // Дефектология. – 1990. - № 1.
  6. Катаева А.А., Басилова Т.А., Гончарова Е.Л. О некоторых аспектах изучения психического развития слепоглухих детей, потерявших слух и зрение на ранних этапах онтогенеза // Дифференцированный подход при обучении и воспитании слепоглухонемых детей. – М., 1990.
  7. Мещеряков, А.И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения [Текст] / А.И. Мещеряков. – М.: Педагогика, 1974.
  8. Ярмоленко А.В. Очерки психологии слепоглухонемых. – Л.,1961.
Библиография
Печать
Распечатать фрагмент
Поделитесь статьей с коллегами и друзьями
Басилова Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением // Альманах Института коррекционной педагогики. 2004. Альманах №8 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-8/vospitanie-v-seme-rebenka-rannego (Дата обращения: 23.01.2022)
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.
Статьи выпуска:
Мы используем cookie. Во время посещения сайта вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
OK