Клинико-психологический анализ нарушений поведения у подростков (сообщение третье) / Альманах №9 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №9 "К 80-летию со дня рождения К.С.Лебединской"

Клинико-психологический анализ нарушений поведения у подростков (сообщение третье)

К.С. Лебединская  НИИ Дефектологии АПН РСФСР, Москва

В структуре аффективной возбудимости компонент истериформных расстройств имел двоякий оттенок. У одних - более отчетливо проявлялись органические черты (инертность аффекта, его астеническое завершение, сопровождение головной болью, тошнотой, иногда рвотой), у других аффективные разряды были более тесно спаяны с характерологическими психопатическими особенностями - умением учитывать и использовать ситуацию, выбирать адекватный способ нажима на окружающих, позволявшего добиться удовлетворения своих желаний и требований, большей частью - свободного образа жизни с времяпрепровождением в компании более старших подростков. Значительную роль у девочек играли немотивированные колебания настроения, зачастую связанные с менструальным циклом. В предменструальные периоды возникали и субдепрессивные состояния.

Аффективная возбудимость сочеталась с проявлениями «пубертатной астении». Подростки жаловались на головную боль, выраженную усталость, особенно на занятиях, чувство сонливости в первой половине дня, головокружение при езде в транспорте, перемене положения тела, плохую переносимость жары, духоты. Наряду с этим сохранялась тяга к физическому труду, повышение общего тонуса после физической нагрузки и трудовой деятельности.

Явления церебральной неполноценности наблюдались у 8 подростков этой группы и до периода полового созревания. В дошкольном возрасте они проявлялись в аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, упрямстве, плаче; в школьном — в церебрастенических расстройствах, в трудностях адаптации к дисциплине и коллективу, затруднениях в обучении, недостаточности учебных интересов. Все это приводило к ранней педагогической запущенности.

С наступлением ускоренного полового созревания аффективная возбудимость выдвигалась на первый план и становилась основной причиной школьной дезадаптации. Постепенно складывалась конфликтная ситуация в школе. Ее результат — многочисленные переводы из одной школы в другую - усугублял микросоциально-педагогическую запущенность.

По данным специального психологического опросника, у подростков этой группы, как и у подростков первой группы, ведущей деятельностью было общение. Однако их активность проявлялась лишь в асоциальных формах поведения, поисках обходных путей в достижении цели, использовании в своих интересах легко внушаемых сверстников и более младших учеников. Эти подростки учиться не хотели, но большинство из них и не могли и, как правило, не знали, к какому другому виду реальной деятельности им приступить. Наблюдалась дисгармония между устойчиво завышенной самооценкой и низким уровнем притязаний и реальных достижений. В асоциальной группе эти подростки чаще играли роль лидеров. Сексуальные интересы у них были выражены в более грубой форме (данные ТАТ) и нередко реализовались в виде ранних половых связей.

Исследование с помощью методики Векслера у 12 из 13 подростков обнаружило уровень интеллектуального развития (память, внимание, обобщение) в границах ниже возрастной нормы. Для всех подростков второй группы характерно резкое снижение работоспособности: плохая врабатываемость, неустойчивость и слабая концентрация внимания, нередко - выраженная психическая истощаемость.

Ускорение темпа полового созревания у большинства подростков этой группы носило дисгармонический характер, приближающийся к патологическому: наблюдались ожирение и гипертрихоз, нерегулярность менструаций, тяжелое физическое и психическое самочувствие в предменструальном периоде.

У 4 подростков отмечались диспластические стигмы: асимметрия лицевого скелета и грудной клетки, искривление позвоночника, наличие синдактилии.

В неврологическом статусе у 5 подростков имелись выраженные симптомы резидуального органического поражения ЦНС, характер которых свидетельствовал о заинтересованности верхних стволовых отделов мозга (нарушен конвергенции при хорошей остроте зрения, вертикальный и горизонтально нистагм, слабость глазодвигательных нервов). Эти симптомы сочетались с пирамидной недостаточностью (разница сухожильных рефлексов с одновременной недостаточностью лицевого нерва по центральному типу) и двигательным беспокойством хореиформного характера, в сенсибилизированной позе Ромберга. Вегетативно-сосудистая дистония выражалась в резких колебаниях артериального давления, выходящих за границы возрастной нормы; стойкой вазомоторной реакции, доходящей до степени ангиотрофоневроза; склонности к вестибулопатии и аллергическим реакциям. Почти у половины подростков вегетативно-сосудистая дистония носила парасимпатический характер (склонность к артериальной гипотонии, брадикардии, вестибулопатни, аллергии и пароксизмально наступающим обморочным состояниям). У отдельных подростков вегетативно-сосудистая дистония имела либо симпатический характер (склонность к артериальной гипертензии), либо смешанный характер с выраженным колебанием артериального давления и лабильностью пульса. При проведении функциональных проб (глазо-сердечный рефлекс, орто- и клиностатические пробы) выявились снижение реактивности вегетативной нервной системы у 7 подростков и неадекватно избыточное обеспечение вегетативной деятельности у 6 подростков, что клинически проявлялось в плохой адаптации к условиям внешней среды (непереносимость жары, духоты, головокружения, возникающие при езде в транспорте и при изменении положения тела, аллергические реакции).

Электроэнцефалографические исследования 22 подростков обеих групп в 65% случаев выявили недостаточность верхнестволовых отделов мозга; в двух наблюдениях - очаговое поражение с локализацией в области диэнцефальных структур и наличием эпилептической активности.

Таким образом, данные неврологического и ЭЭГ-исследований указывали на преимущественную заинтересованность верхнестволовых, гипоталамических и диэнцефальных структур мозга, входящих в лимбико-ретикулярный комплекс, который, как известно связан с механизмами эмоциональных и вегетативных реакций.

Все изложенные данные свидетельствуют о связи явлений аффективной возбудимости с рядом биологических и социальных факторов. К первым следует отнести явления резидуальной органической недостаточности нервной системы, обусловливающей как особенности эмоционально-волевой сферы, так и невысокий уровень интеллектуального развития (в значительной части случаев). Сюда же относятся и явления ускоренного полового созревания. При этом, если в отношении подростков первой группы можно говорить лишь о физиологической акцелерации (в большинстве случаев на фоне легкой органической резидуальной неполноценности нервной системы), то у подростков второй группы эта акцелерация в связи с большей недостаточностью нервной системы носит уже явно патологический характер, проявившийся в декомпенсации подкорковых структур и эндокринно-вегетативных расстройствах.

Сопоставление данных соматического, неврологического и психического статуса подростков обеих групп с данными их анамнеза позволяет считать, что если в первой — «непатологической» группе декомпенсация поведения связана с дисгармонически протекающей возрастной фазой развития, «болезнью роста», то во второй группе имеет место патологическая возрастная динамика выраженной структурной недостаточности нервной системы.

Бесспорная роль принадлежит и социальному фактору в виде неблагоприятных условий воспитания, не стимулирующих интеллектуальное развитие ребенка и способствующих реализации аффективной возбудимости. С неблагополучием воспитания тесно связан и такой фактор, как педагогическая запущенность, степень которой, однако, обусловливается тяжестью органической неполноценности нервной системы, реализующейся как в особенностях интеллектуальной сферы, так в деятельности и поведении в целом.

Приведенные данные указывают на выраженную асинхронию развития большинства подростков с явлениями аффективной возбудимости, которая проявляется как в диссоциации между соматическим и психическим состоянием, так и внутри психического статуса подростка.

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Лебединская К.С. Клинико-психологический анализ нарушений поведения у подростков (сообщение третье) // Альманах Института коррекционной педагогики. 2005. Альманах №9 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-9/kliniko-psihologicheskij-analiz-narushenij-povedenija-90 (Дата обращения: 21.11.2018)
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.
Статьи выпуска: