Клинико-психологический анализ нарушений поведения у подростков (сообщение третье) / Альманах №9 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №9 "К 80-летию со дня рождения К.С.Лебединской"

Клинико-психологический анализ нарушений поведения у подростков (сообщение третье)

К.С. Лебединская  НИИ Дефектологии АПН РСФСР, Москва

Как известно, физиологическая гетерохрония, обусловленная сложной церебрально-эндокринной перестройкой, имеется и в нормальном подростковом возрасте. В случаях же акцентуации либо патологии этой перестройки под влиянием недостаточности нервной системы различного генеза возникает значительная диссоциация между уровнями физической, психической и социальной зрелости подростка. Бурное физическое и половое созревание требует большой моторной активности и разрядки, способствует аффективной возбудимости. Благодаря интенсивному созреванию инстинктивной сферы оно в значительной мере перестраивает иерархию потребностей и влечений, рождает стремление к более взрослому, самостоятельному образу жизни. В то же время подросток с органической неполноценностью нервной системы либо микросоциально и педагогически запущенный отличается той или иной степенью психической незрелости. При наличии установок на более взрослый образ жизни он часто не имеет реальных планов и представлений о ней. Недостаточность интеллектуальных интересов еще более усугубляет отрицательное отношение к школе, которая для него ассоциируется с неприемлемым «детским» образом жизни. Э. Кречмер указывал (1930), что при асинхронии полового созревания имеется задержка на негативной фазе подросткового периода — «фазе протеста». В отчете о рабочей конференции ВОЗ, посвященной проблеме психического здоровья юношей и подростков, (Женева, 1971), отмечался разрыв между уровнем физического развития подростков и степенью их социальной зрелости. В современном индустриальном обществе период обучения в школе простирается далеко за пубертатный возраст. У подростка, оказывающегося чрезмерно долго под опекой, возникают реакции протеста.

Подобная диссоциация в значительной мере утрируется при описанной выше патологической асинхронии подросткового возраста. В материалах той же конференции ВОЗ указывалось, что для понимания характера и причин дезадаптации подростков с различными нервно-психическими нарушениями необходимо знать не только клинические признаки определенных вариантов психических расстройств, но и те функционально-динамические последствия, которые изменяют направления активности данного индивида и создают переориентацию его социальной деятельности.

По нашим данным, к таким функционально-динамическим последствиям неполноценности нервной системы, обусловленной либо биологически, либо психогенно (при рано возникших неблагоприятных условиях воспитания) относятся невысокий интеллектуальный уровень развития, явления микросоциальной и педагогической запущенности, выраженная дисгармония периода полового созревания, обусловливающие аффективную возбудимость и неадекватную переориентацию интересов и жизненных установок.

Средовой и биологический генез данного варианта пубертатной асинхронии развития предполагает целесообразность как социальных, так и медицинских мероприятий. Подростки второй группы с явлениями «органической» акцелерации и тяжелой аффективной возбудимостью нуждаются в наблюдении психоневролога и поддерживающей терапии нейролептическими препаратами, дегидратирующими средствами. Для подростков с невысоким уровнем интеллекта и выраженной педагогической запущенностью очевидно нецелесообразно длительное пребывание в школе и, возможно, показано раннее направление в различные ПТУ. Обучение практической профессии, раннее привитие трудовых навыков должны явиться для них более адекватным видом реализации их стремления к самостоятельности.

Полученные данные дают определенную возможность прогноза декомпенсации поведения в подростковом возрасте по типу аффективной возбудимости. Среди критериев прогноза наиболее значимыми являются резидуальная органическая неполноценность с невысоким уровнем интеллекта, явлениями психомоторной возбудимости; интенсификация темпа полового метаморфоза в сочетании с неблагоприятными условиями воспитания и признаками педагогической запущенности. Ранняя диагностика угрожаемости пубертатного криза по типу аффективной неустойчивости может способствовать разработке медицинских и социальных профилактических мероприятий в допубертатном периоде. Именно поэтому знание психических особенностей таких детей важно не только для врачей, но и для педагогов, которые по существу первыми отмечают ранние нарушения их поведения.

Список литературы
  1. Выготский Л.С. Педология подростка. - М.: Учпедгиз, 1929.
  2. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. - М.: Кооперативное изд-во «Север», 1933.
  3. Гиндикин В.Я. Социально-психиатрическая характеристика «трудных» подростков. - В кн.: Дети с отклонениями в поведении. М., 1968.
  4. Гурьева В.А. Психопатии в подростковом и юношеском возрасте: Автореф. докт. дис - М., 1971.
  5. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста.- М.: Медицина, 1979.
  6. Ковалев В.В. Систематика и дифференциация расстройств личности с нарушениями поведения у детей и подростков. - Журн. невроп. и психиатр. им. С.С. Корсакова, 1976, № 10.
  7. Кон И.С. Психология юношеского возраста.- М.: Просвещение, 1979.
  8. Кулаков В.С. Органические психопатии в период пубертатного криза и их отграничение от непатологических девиаций личности: Автореф. канд. дис. - М., 1977.
  9. Лапидес М.И. О роли биологических и социальных факторов в формировании клинической картины патологии поведения у детей и подростков. — В сб.: Актуальные проблемы психоневрологии детского возраста. М.: Изд. Московского НИИ психиатрии МЗ РСФСР, 1973.
  10. Лебединская К.С. Психические нарушения у детей с патологией темпа полового созревания.- М.: Медицина, 1969.
  11. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. - Л.: Медицина, 1979.
  12. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1977.
  13. Личко А.Е., Рубина Л.П. Организационные формы реабилитационной работы с подростками, страдающими психическими заболеваниями. - В кн.: IV Международный симпозиум по реабилитации психически больных. Л., 1974.
  14. Певзнер М.С. Дети-олигофрены (изучение детей-олигофренов в процессе их воспитания и обучения). — М.: Просвещение, 1959.
  15. Певзнер М.С. Клиника психопатий в детском возрасте. - М.: Учпедгиз, 1941.
  16. Свядощ А.М. Женская сексопатология. - М.: Медицина, 1974.
  17. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. - М.: Медицина, 1959, т. 2.
  18. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. - М.: Медицина, 1965, т. 3.
Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Лебединская К.С. Клинико-психологический анализ нарушений поведения у подростков (сообщение третье) // Альманах Института коррекционной педагогики. 2005. Альманах №9 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-9/kliniko-psihologicheskij-analiz-narushenij-povedenija-90 (Дата обращения: 21.11.2018)
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.
Статьи выпуска: