Эмоциональный опыт детей с ожоговой травмой / Книжное приложение / Альманах №9 / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики

Эмоциональный опыт детей с ожоговой травмой

Первичко Е.И., Ковязина М.С., факультет психологии МГУ им. Ломоносова (Москва)

В последние годы изучению психологических особенностей больных с ожогами уделяется огромное внимание.

Мы предприняли попытку исследования эмоционального опыта детей с ожоговой травмой.

Полученные на сегодняшний день результаты пилотажного психологического исследования детей показали, что почти у 30% детей встречаются острые аффективно-шоковые реакции. Также встречаются реакции другого типа: торможение психической активности, состояние ступора, апатия. Обычно подобные состояния весьма непродолжительны, могут сопровождаться частичной или полной амнезией, не зависят от возраста и пола детей.

На этапе стационарного лечения определяющими в структуре эмоционально-личностных особенностей детей являются аффективные реакции разной степени выраженности на ситуацию травмы и острый болевой опыт. Исследование самоотношения этих детей показывает, что в его структуре на 1 место по степени значимости выходит категория «Здоровье». При этом их самооценка по данной шкале во всех случаях оказывается ниже среднего уровня. Характеристикой, следующей по значимости после здоровья и счастья, идет «Красота». При этом все обследованные девочки, вне зависимости от степени тяжести косметического дефекта, оценили себя по данному параметру выше среднего. Интересны также следующие данные: в качестве самой незначимой для себя характеристики и дети, и подростки с ожогами выделили категорию «Популярность среди сверстников». Кроме того, выявляется следующая особенность: чем тяжелее полученный ожог и его последствия, тем более позитивным является самоотношение (по данным в методике МИС). Выявленные противоречия, как нам кажется, свидетельствуют о начинающейся деформации «Образа Я».

Обследование детей вскоре после выписки из стационара (продолжительность реабилитационного периода от 3 мес до 12 мес) показало, что у 20% детей отмечаются выраженные признаки посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) и еще в 30 % случаев можно видеть отдельные симптомы ПТСР и депрессии. Причем, исследование родителей детей показывает наличие у них ярко выраженных признаков вторичной травматизации, в ряде случаев доходящей до признаков четко оформленного ПТСР и депрессии. Именно на данном этапе, как показывают наши результаты, можно отчетливо наблюдать признаки искажения «Образа Я» у детей с ожогами (особенно у подростков): выявилось негативное отношение детей и подростков к своему телу и тенденция к обесцениванию своего телесного опыта. Налицо глубокий внутриличностный конфликт: с одной стороны, осознание наличия данного дефекта и негативное отношение к нему, а с другой – поддержание позитивного самоотношения и вытеснение значения дефекта для таких качеств как красота и привлекательность. Поддержание самооценки и самоприятия осуществляется за счет наделения себя такими качествами, как доброта, ум, духовная красота и др., имеющими социально признанную ценность. Такая структура самосознания, как известно, является крайне нестабильной и нуждается в постоянном подтверждении со стороны социального окружения.

Наши исследования показали, что относительная стабилизация эмоционального состояния и «Образа Я» начинается приблизительно через 1 год после выписки из стационара. Психологически благоприятной является ситуация, когда у ребенка, с одной стороны, есть адекватное представление о дефекте, с другой стороны – существует представление о возможностях своего дальнейшего развития и при наличии дефекта. Как правило, это чаще встречается у детей из психологически благополучных семей.