Опыт организации службы сопровождения для детей с аутизмом и их семей / Книжное приложение / Альманах №9 / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики

Опыт организации службы сопровождения для детей с аутизмом и их семей

Свяжина С.В., МУЗ «Психиатрическая больница им. проф. Галанта И.Б.» (Хабаровск)

В г. Хабаровске в рамках программы ARO – «Помощь детям-сиротам в России» (в направлении, посвященном профилактике социального сиротства), в настоящее время реализуется проект создания службы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с аутизмом и их семей.

Необходимость в реализации такого проекта была обусловлена, во-первых, нерешенностью проблемы раннего выявления детей с данным нарушением развития, отсутствием ранней помощи семьям, воспитывающим таких детей; во-вторых, отсутствием согласованного сопровождения таких детей специалистами разного профиля (консультации носили «стихийный» характер); в-третьих, потребностью дошкольных и школьных учреждений, куда попадают дети с аутизмом, в методической помощи и развитии партнерских связей, выявлении перспектив совместной деятельности.

В настоящий момент работу проводит междисциплинарная команда специалистов (врач-психиатр, детский невропатолог, медицинский психолог, логопед-дефектолог и др.), которые, прежде всего, организовали консультативную помощь (в виде консилиумов) семьям, воспитывающим детей с аутизмом. Участники проекта формируют также систему поддержки специалистов образовательных учреждений, в которых обучаются дети с аутизмом: консультируют специалистов этих учреждений по вопросам работы с данной категорией детей, налаживают взаимодействие между учреждениями, работающими в области психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с особыми образовательными потребностями.

Важной частью проекта является раннее выявление данного нарушения развития и ранняя помощь семьям, воспитывающим детей с аутизмом. Для этой цели участники проекта отрабатывают взаимодействие с врачами-педиатрами, работающими в детских поликлиниках в кабинетах «Здорового ребенка», с неврологами и участковыми психиатрами, работающими в поликлиниках и дошкольных учреждениях. Врачи этих специальностей проинформированы о существующей в городе службе сопровождения (которая базируется в «Краевом центре психолого-медико-социального сопровождения») и направляют на консультацию детей раннего возраста, имеющих признаки нарушения общения и взаимодействия с окружающими.

Итогом работы проекта будет также создание банка данных по данной категории детей. Также одним из важнейших предварительных результатов проекта стала возможность осуществления не только адекватной медицинской поддержки детей с аутизмом, но и создание индивидуальных программ развития, определение «образовательного маршрута» для каждого ребенка.