Михейкина О.В., Баширова Н.Н., (Брянск)
Неблагоприятное семейное функционирование оказывает негативное влияние на психику гиперактивных детей. Поэтому в лечебной и психопрофилактической работе важно учитывать особенности семейного воспитания, отношение родителей к такому ребенку.
Нами было проведено пилотажное исследование с целью изучения отношения родителей к детям с гиперактивностью и дефицитом внимания. Было обследовано 48 семей, имеющих детей младшего школьного возраста, учащихся 1-3-х классов одной из общеобразовательных школ г. Брянска.
Проводилась оценка родителями наличия и выраженности основных и сопутствующих симптомов синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у детей с помощью структурированного опросника Н.Н.Заваденко. Для выявления особенностей семейного воспитания использовался опросник «Взаимодействие родитель-ребенок», разработанный И.М.Марковской.
В нашем исследовании была выявлена низкая дифференцированность образа собственного ребенка, имеющего проблемы, связанные со школьным обучением и проявлениями СДВГ, в отличие от церебрастенических, невротических, речевых нарушений и др. С нашей точки зрения, степень дифференцированности образа ребенка у родителей определяет характер эмоционального отношения к нему. Впервые идея о влиянии степени когнитивной дифференцированности образа Я на аффективное отношение к осознаваемым качествам личности была высказана Е.Т.Соколовой (1989) в отношении Я-концепции. Мы полагаем, и наше исследование это подтверждает, что низкая дифференцированность образа ребенка приводит к слитности когнитивной и аффективной оценки его со стороны родителей. Поэтому мы пришли к выводу, что именно гиперактивность наряду с плохой успеваемостью среди других симптомов является наиболее проблемным, заметным, мешающим явлением для родителей и приводит к формированию общего негативного отношения к ребенку.
Это подтверждает и изучение особенностей воспитания, которое показало, что усиление нарушений двигательного контроля приводит к «дистанцированию» (p<0,05), «отсутствию сотрудничества» (p<0,05) и «отвержению» (p<0,01) в воспитании, то есть подвижный ребенок мешает взрослым, раздражает их, поэтому его отвергают. Выраженные нарушения внимания у ребенка приводят не только к «отсутствию сотрудничества» (p<0,05) и «отвержению» (p<0,01), но и к «строгости» (p<0,05) в воспитании, но при этом родители отмечают свою неудовлетворенность отношениями с ним (p<0,01).
Исследование особенностей отношения родителей к ребенку в зависимости от его пола показало, что малодифференцированный, слитный образ ребенка у родителей девочек отмечается при наличии нарушений внимания и проблем, связанных со школьным обучением, а у родителей мальчиков – при нарушениях внимания и поведения.
Характерной особенностью воспитания в семьях девочек с нарушениями двигательного контроля является «отсутствие сотрудничества» (p<0,05) и «непоследовательность» (p<0,05), а с нарушениями внимания – только «непоследовательность» (p<0,01). В семьях мальчиков с нарушениями двигательного контроля в воспитании отмечается «отвержение» (p<0,05), а с нарушениями внимания – «строгость» (p<0,05), «отвержение» (p<0,01), «неудовлетворенность отношениями» (p<0,05).
Таким образом, преобладание нарушений двигательного контроля приводит в большей степени к отказу от взаимодействия с ребенком, а преобладание нарушений внимания – к неэффективному взаимодействию, что требует проведения психологического консультирования родителей по проблемам воспитания детей с симптомами СДВГ.
Дальнейшее изучение особенностей восприятия родителями ребенка с дефицитом внимания и гиперактивностью позволит разрабатывать более эффективные коррекционные мероприятия. Полученные нами данные в этом отношении представляют практический интерес.