Мавлянова О.В., кафедра детской и семейной психотерапии факультета психологического консультирования МГППУ (Москва)
Данная работа посвящена проблеме исследования эмоциональной регуляции агрессивного поведения у детей, вследствие нарушения которой, у них часто возникают неадаптивные формы социального поведения и внутренние переживания, негативно сказывающиеся на развитии в целом и становлении личности в частности. Нарушения эмоциональной регуляции поведения сказываются на обучении, взаимодействии со сверстниками, родителями и другими взрослыми (А.Бандура). В работе мы рассматриваем нарушения эмоциональной регуляции с позиции осознания и дифференциации ребенком собственных эмоций и способности идентифицировать эмоции другого человека. Данная тема нуждается в более глубоком изучении, и результаты, полученные в исследовании, помогут в построения терапевтической работы с детьми, имеющими проблемы в эмоциональной сфере. Целью нашего исследования являлось: изучение роли осознания и дифференциации эмоций, в частности эмоции гнева, в коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Мы рассматривали разные типы поведения у детей: «агрессивные с целенаправленным (уверенным)» поведением (АЦ), «агрессивные с нецеленаправленным» поведением (АНЦ), «неагрессивные с целенаправленным» поведением (НАЦ) и «неагрессивные с нецеленаправленным» поведением (НАНЦ).
Нами были выдвинуты следующие гипотезы:
- У детей с разными формами агрессивного поведения существуют различия в осознании и дифференциации эмоции гнева.
- Существуют различия в степени осознания и дифференциации эмоции гнева у испытуемых разных возрастных групп.
- Увеличение осознания и дифференциации эмоций, в частности эмоции гнева, в ходе коррекционных занятий приводит к изменениям агрессивного поведения у детей.
Мы применили методики, направленные на распознавание, дифференциацию и контроль эмоций: «Волшебная страна чувств», «Раздражение, злость, гнев», «Злой человек», «Тест руки». В процессе исследования были разработаны и проведены коррекционные занятия с девятью испытуемыми младшего школьного возраста (7-8-ми лет) с разными формами агрессивного поведения. Всего приняли участие 52 испытуемых в возрасте от 7-ми до 16-ти лет.
Результаты: Испытуемые младшего школьного возраста, а также старшего подросткового возраста склонны в большей степени к осознанию и принятию эмоции гнева по сравнению с испытуемыми раннего подросткового возраста, проявляющими «агрессивное поведение». Младшие школьники с «агрессивным поведением» испытывают затруднения с дифференциацией эмоции гнева. Испытуемые группы АЦ в меньшей степени, чем в группе АНЦ, склонны к проявлению агрессии. В группе испытуемых АНЦ старшие школьники больше проявляют агрессию, чем младшие школьники, которые в большей степени способны к контролю и дифференциации собственных эмоций по сравнению с первыми. В группах АЦ и НАЦ испытуемые старшего школьного возраста лучше дифференцируют различные эмоции, в меньшей степени склонны к проявлению агрессии и лучше способны к контролю собственного поведения сравнительно с младшими школьниками. В группе НАНЦ у старших и младших школьников по способностям дифференцировать эмоции, контролировать гнев и склонности проявлять агрессию, значимых различий выявлено не было.
В результате проведения с младшими школьниками коррекционных занятий, направленных на распознавание и дифференциацию эмоций, были отмечены следующие изменения:
- у всех участников занятий снизился уровень готовности к совершению агрессивных действий, особенно у испытуемых с «агрессивным» поведением;
- большинство участников занятий стали лучше справляться с контролем эмоции гнева, особенно испытуемые группы АЦ;
- увеличилось знание собственного гнева (больше в группах испытуемых НАЦ и НАНЦ);
- увеличились уровень дифференциации эмоции гнева от других эмоций и уровень контроля эмоции гнева;
- улучшилась способность различения других эмоций, - дети, участвовавшие в занятиях, с легкостью дифференцируют эмоции: радость, страх, удовольствие от других эмоций;
- увеличилась степень принятия эмоций удовольствия и страха у всех испытуемых; в группе испытуемых с «целенаправленным» поведением увеличилась степень принятия эмоции радости;
- у всех испытуемых в результате занятий увеличилось процентное соотношение «позитивных» эмоций по сравнению с «негативными».
Результаты исследования позволили сделать следующие выводы:
- У испытуемых с разными формами агрессивного поведения существуют различия в осознании и дифференциации эмоций.
- Степень осознания и дифференциации эмоций изменяется у детей с переходом из одной возрастной категории в другую.
- Увеличение степени дифференциации эмоции гнева в ходе коррекционных занятий, способствовало ее осознанию, что позитивно повлияло на развитие способности контролировать ребенком собственное поведение.