Книжное приложение

Осознание и дифференциация собственного гнева детьми младшего школьного возраста с агрессивным поведением

Мавлянова О.В., кафедра детской и семейной психотерапии факультета психологического консультирования МГППУ (Москва)

Данная работа посвящена проблеме исследования эмоциональной регуляции агрессивного поведения у детей, вследствие нарушения которой, у них часто возникают неадаптивные формы социального поведения и внутренние переживания, негативно сказывающиеся на развитии в целом и становлении личности в частности. Нарушения эмоциональной регуляции поведения сказываются на обучении, взаимодействии со сверстниками, родителями и другими взрослыми (А.Бандура). В работе мы рассматриваем нарушения эмоциональной регуляции с позиции осознания и дифференциации ребенком собственных эмоций и способности идентифицировать эмоции другого человека. Данная тема нуждается в более глубоком изучении, и результаты, полученные в исследовании, помогут в построения терапевтической работы с детьми, имеющими проблемы в эмоциональной сфере. Целью нашего исследования являлось: изучение роли осознания и дифференциации эмоций, в частности эмоции гнева, в коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Мы рассматривали разные типы поведения у детей: «агрессивные с целенаправленным (уверенным)» поведением (АЦ), «агрессивные с нецеленаправленным» поведением (АНЦ), «неагрессивные с целенаправленным» поведением (НАЦ) и «неагрессивные с нецеленаправленным» поведением (НАНЦ).

Нами были выдвинуты следующие гипотезы:

  1. У детей с разными формами агрессивного поведения существуют различия в осознании и дифференциации эмоции гнева.
  2. Существуют различия в степени осознания и дифференциации эмоции гнева у испытуемых разных возрастных групп.
  3. Увеличение осознания и дифференциации эмоций, в частности эмоции гнева, в ходе коррекционных занятий приводит к изменениям агрессивного поведения у детей.

Мы применили методики, направленные на распознавание, дифференциацию и контроль эмоций: «Волшебная страна чувств», «Раздражение, злость, гнев», «Злой человек», «Тест руки». В процессе исследования были разработаны и проведены коррекционные занятия с девятью испытуемыми младшего школьного возраста (7-8-ми лет) с разными формами агрессивного поведения. Всего приняли участие 52 испытуемых в возрасте от 7-ми до 16-ти лет.

Результаты: Испытуемые младшего школьного возраста, а также старшего подросткового возраста склонны в большей степени к осознанию и принятию эмоции гнева по сравнению с испытуемыми раннего подросткового возраста, проявляющими «агрессивное поведение». Младшие школьники с «агрессивным поведением» испытывают затруднения с дифференциацией эмоции гнева. Испытуемые группы АЦ в меньшей степени, чем в группе АНЦ, склонны к проявлению агрессии. В группе испытуемых АНЦ старшие школьники больше проявляют агрессию, чем младшие школьники, которые в большей степени способны к контролю и дифференциации собственных эмоций по сравнению с первыми. В группах АЦ и НАЦ испытуемые старшего школьного возраста лучше дифференцируют различные эмоции, в меньшей степени склонны к проявлению агрессии и лучше способны к контролю собственного поведения сравнительно с младшими школьниками. В группе НАНЦ у старших и младших школьников по способностям дифференцировать эмоции, контролировать гнев и склонности проявлять агрессию, значимых различий выявлено не было.

В результате проведения с младшими школьниками коррекционных занятий, направленных на распознавание и дифференциацию эмоций, были отмечены следующие изменения:

  1. у всех участников занятий снизился уровень готовности к совершению агрессивных действий, особенно у испытуемых с «агрессивным» поведением;
  2. большинство участников занятий стали лучше справляться с контролем эмоции гнева, особенно испытуемые группы АЦ;
  3. увеличилось знание собственного гнева (больше в группах испытуемых НАЦ и НАНЦ);
  4. увеличились уровень дифференциации эмоции гнева от других эмоций и уровень контроля эмоции гнева;
  5. улучшилась способность различения других эмоций, - дети, участвовавшие в занятиях, с легкостью дифференцируют эмоции: радость, страх, удовольствие от других эмоций;
  6. увеличилась степень принятия эмоций удовольствия и страха у всех испытуемых; в группе испытуемых с «целенаправленным» поведением увеличилась степень принятия эмоции радости;
  7. у всех испытуемых в результате занятий увеличилось процентное соотношение «позитивных» эмоций по сравнению с «негативными».

Результаты исследования позволили сделать следующие выводы:

  1. У испытуемых с разными формами агрессивного поведения существуют различия в осознании и дифференциации эмоций.
  2. Степень осознания и дифференциации эмоций изменяется у детей с переходом из одной возрастной категории в другую.
  3. Увеличение степени дифференциации эмоции гнева в ходе коррекционных занятий, способствовало ее осознанию, что позитивно повлияло на развитие способности контролировать ребенком собственное поведение.
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности