Уровневый подход к анализу общения детей с нарушениями развития / Книжное приложение / Альманах №9 / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики

Уровневый подход к анализу общения детей с нарушениями развития

Максимова Е.В., Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ясенево» (Москва)

В коррекционной педагогике часто используют уровневый подход к коррекции движений при сложных сочетанных нарушениях (Бернштейн, 1949). Мы, в своей работе, предлагаем использовать уровневый подход к коррекции нарушений общения, поскольку общение в своем развитии опирается на движение.

Н. А. Бернштейн описал следующие уровни построения движений:

А – Руброспинальный уровень палеокинетических регуляций охватывает тоническую регуляцию тела в целом.

В – Уровень синергий и штампов или таламопаллидарный уровень руководит всеми основными позами и движениями тела в целом. Это уровень осмышления собственного тела, уровень врожденных и приобретенных неосознанных двигательных автоматизмов. Работают огромные нервно-мышечные ансамбли. Здесь уже строятся движения ласки, обнимания, а не просто обхватывания. Однако кисть руки используется пока только для удержания и опоры, еще не введены в работу пальцы.

С – Пирамидо-стриальный уровень пространственного поля. Уровень восприятия (видения, слышания), осмышления пространственного поля (ближнего и дальнего пространства вокруг ребенка, взрослого человека) и передвижения в нем, достижение значимых в этом пространстве целей. Пространством может быть поле, дом, комната, стол, лист бумаги, полость рта.

Д – Теменно-премоторный уровень действий. Уровень значимости предметов, действий с предметами (указывания на предметы, называние предметов). Уровень, на котором появляются движения «не туда» (в обход) и первые слова.

Группа уровней Е - Уровни интеллектуального регулирования действий (развернутая фразовая речь, письмо, интеллектуальные действия)

Выпадение или нарушение того или иного уровня построения движений часто ведет за собой и нарушения общения. Нарушения равновесия (уровни А, С), нарушения восприятия пространства (уровень С) часто ведут за собой страхи. Обычно они трактуются врачами как психические заболевания, требующие соответствующего медикаментозного лечения. Мы в своей работе используем педагогические воздействия, опираясь на движения и, соответственно, общение сохранных уровней, стимулируем движения и, соответственно, общение уровней пораженных.

Мы предлагаем собственный подход к коррекции общения с использованием следующих уровней общения, опирающихся на теорию построения движений. Уровни общения.

А - Общение этого уровня – телесное, тоническое, подстраивание двух организмов друг к другу: берем ребенка на руки и его тельце подстраивается, вписывается в наши руки.

В – Часто неосознанное целостное взаимодействие двух тел.

Афферентация уровня синергий привязана к собственному телу, отсюда и общение на этом уровне погружено в телесные ощущения – объятия, ласки. Поэтому, работая с ребенком, удерживаем его за запястья, обнимаем глубоко до косточек. Прижаться плечом, тыкнуться головой – все то, что нам часто хочется сделать, закрыв глаза – это все проявления общения именно на уровне В.

Этот уровень обеспечивает многие непроизвольные выразительные позы и жесты, несущие информацию для общения: вытянутая перед лицом рука, ладонью к опасности; попытки собраться, свернуться в комок при страхе; общая расслабленность, спокойствие – когда все хорошо; жест доверия – повернутая к вам щека. И именно движения щеки и таза, прижимания ими сигнализируют о сохранности у ребенка уровня В.

На уровне В появляется, врожденная неосознанная, выразительная мимика (сонные улыбки или гримаски новорожденных). Для ребенка, она - не осознанна, а для мамы – это сигнал довольства или неблагополучия ее дитя.

Зрение еще не значимо, оно не ведет движение, а исполняет лишь сигнальную функцию (боковое зрение). На уровне В впервые появляется «нет». Сначала это просто неприятие, отстранение, отворачивание. На уровне С появится покачивание головой и звук. («Да» опирается на выбор и простраивается значительно выше – не ниже уровня D.)

С – Начиная с этого уровня, человек не только отчетливо видит весь окружающий его мир, но и сам оказывается на виду. Это уровень мимического и жестового подражания, невербального взаимодействия, эмоционально значимого звучания. Начиная с этого уровня мы можем говорить о семейном воспитании детей. Об эмоциональном заражении и научении. В своем развитии ребенок запечатлевает, впитывает в себя лица близких ему людей, запечатлевает правильное реагирование на ту или иную ситуацию. Это основа детско-родительского «пра-мы».

Как стремление к цели, появляется указательный жест.

Уровень С – уровень мимической выразительности лица и рук, общения на уровне кистей рук (невербальное общение). Уже не крепкие объятия, а легкие поглаживания, касания, жесты. Игра рук. Как для общения на уровне В диагностично – поворот щеки и таза, так для уровня С – движения кистей рук, доверие рук.

D - Общение на уровне D уже во многом опирается на мимику и речь. Звуки и жесты носят не столько ситуативный, сколько обобщающий топологический характер.

В ответ на первые ситуации выбора появляется «да». Куда более активным, настойчивым становится «нет». Развивается активное воздействие на собеседника с помощью слов.

Появляется предвосхищение события, эмоции. По-видимому, они имеют ту же психофизиологическую основу, что и движения «не туда» – элементы предвосхищения, планирования, простраивания «потребного будущего».

Е – общение опирается на развитие речи и интеллекта.

Стимулируя и развивая движения, а, соответственно и общение на различных уровнях, обучая этому социально дезадаптированного ребенка, снимая тем самым страхи перед окружающим чуждым миром, мы предоставляем ребенку возможность дальнейшего когнитивного развития и социализации.