Туревская Р.А., факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова (Москва)
Восприятие эмоций играет ключевую роль в организации общения. Это сложный многозвенный процесс, который определяет необходимые условия для переживания и модуляции собственных эмоциональных реакций (наблюдателя) в ответ на эмоциональное проявление; который способствует оттормаживанию реакций, не соответствующих ситуации; и благодаря которому учитывается эмоциональное состояние партнера по общению. Он является необходимым для оценки воздействий на другого, составной частью эмпатических переживаний. То есть, восприятие эмоций – процесс, на который замыкается целый комплекс интер- и интрапсихических механизмов, обеспечивающих взаимодействие в общении. В какой-то степени его можно сравнить с процессом звукоразличения и его ролью в организации речевого высказывания и понимания речи.
Изменение эмоциональной экспрессии имеет сигнальную функцию в коммуникативном процессе и ведет к его смысловой перестройке. Представляется, что это ключевой момент для изучения восприятия эмоций.
При большом количестве исследований оценки эмоциональной экспрессии в настоящее время отсутствует целостная модель восприятия эмоций. Этот процесс понимается несколько упрощенно как способность к идентификации и называнию эмоций и их разнообразных проявлений. Вместе с тем в контексте организации взаимодействия в общении представляется важным не столько способность к вербализации, сколько чувствительность к эмоциональному состоянию другого, которая может содержать как вербальные, так и невербальные компоненты. Именно эта составляющая восприятия эмоций явилась в первую очередь предметом изучения в данном исследовании.
Предполагалось, что у подростков, у которых нарушение общения является одной из главных проблем, могут обнаруживать изменение чувствительности к эмоциональному состоянию при восприятии невербальных динамических паттернов, которые предполагалось изучать на модели лицевой экспрессии. В динамике эмоционального состояния важно было выявить ту величину изменения в лицевом паттерне экспрессии, которая ощущалась испытуемым как изменение состояния, т.е. ставилась задача – определить разностный порог. Исследование строилось как сравнительное изучение подростков двух клинических групп: 45 человек - больные шизофренией и подростки с церебрально-органическими нарушениями, где ведущим в клинической картине выступал психопатоподобный синдром с явлениями аффективной возбудимости, и группа нормы – 40 человек. Дополнительной задачей исследования также было выявление взаимосвязей между показателями агрессивности (методика Басса-Дарки) и чувствительностью к эмоциональному состоянию.
Для реализации поставленных задач был создан оригинальный инструмент, с помощью которого измерялся дифференциальный порог – минимальное различие между двумя состояниями одного раздражителя, вызывающее едва заметное различие ощущений при восприятии эмоциональной экспрессии.
С помощью компьютерной программы Morph 1.5 (Gryphon Software Corp) был создан методический материал, который представлял собой набор из 3-х серий. Каждая серия создавалась путем смешивания двух изображений, которые представляли собой или различные состояния, или различную интенсивность одного и того же состояния. В результате получалась последовательность фотоизображений лицевой экспрессии, плавно переходящая из одного эмоционального состояния в другое. Экспериментальные серии различались по способу предъявления и организации стимульного материала – последовательность из по-парных сравнений лицевых паттернов в случайном порядке (1 серия), последовательность изображений, имитирующая плавный переход одного состояния в другое с требованием фиксации ощущаемых изменений лицевого паттерна (2 серия), ранжирование испытуемыми карточек с изменяющейся лицевой экспрессией (3 серия).
Результаты исследования показывают, что процесс распознавания строится как поэтапный и включает два уровня: 1 – «эмоционально-ориентировочный», отвечающий за восприятие изменений в эмоциональной экспрессии и эмоциональном состоянии; 2- «эмоционально-смысловой», предполагающий оценку паттерна и семантическое кодирование невербальной информации. Данные процессы могут быть разведены во времени – испытуемый в определенный момент ощущает изменение, но еще не может его определить, и лишь при достижении определенного уровня интенсивности распознается направление и качество изменения. Существование двух уровней также доказывает их диссоциация в условиях патологии (при шизофрении).
У подростков с психопатоподобным синдромом в целом по группе имеет место повышение порогов распознавания изменений лицевых паттернов по сравнению с нормой. Наблюдаются и половые различия – указанные выше изменения выявляются наиболее отчетливо в группе мальчиков, в группе девочек происходит расслоение ответов – отклонения от средних значений порогов распознавания по сравнению с нормой разнонаправлены, и могут быть как в сторону увеличения, так и снижения показателей.
Интересным представляется тот факт, что при динамическом предъявлении материала (непрерывное изменение лицевого паттерна – 2 серия) пороги повышаются в сравнении с результатами при попарном сравнении лицевых паттернов (1 серия). Причем тем больше, чем выше отклонение от среднего результата независимо в сторону повышения или снижения чувствительности к эмоциональной экспрессии. Данные исследования позволяют предположить существование некоторого оптимума в отношении чувствительности к эмоциональной экспрессии, в интервале которого возможно семантическое кодирование невербальной информации. В зависимости от нозологии и глубины дефекта эмоционально-волевой сферы у подростков можно выделить различные типы нарушений восприятия эмоциональной экспрессии, связанные с нарушением чувствительности к ней, семантического кодирования лицевой экспрессии, а также диссоциацией выделенных уровней, дезинтеграцией и нестабильностью аффективных функций при психопатоподобных состояниях и у больных шизофренией.
По результатам исследования выявляется положительная корреляция между показателями агрессивности и порогом восприятия эмоциональных изменений: при повышении физической и косвенной агрессии, аутоагрессии, обиды и подозрительности снижается чувствительность к эмоциональной экспрессии. Корреляционный анализ показывает, что эта зависимость существует как для подростков клинических групп, так и для подростков нормы. То есть можно предположить, что экспериментально обнаружен общий механизм – с ростом аффективного возбуждения снижается чувствительность к эмоциональному состоянию другого.