Баенская Е.Р.
12 статей
12 статей
Соавторы публикаций
Гусева И.Е.
Либлинг М.М.
Никольская О.С.
Либлинг М.М.
Никольская О.С.
Разделенное переживание - путь терапии детского аутизма
Баенская Е.Р.
Понятие совместно разделенного переживания вводится как ключевое для понимания логики и содержания коррекционной помощи при аутизме. Данное понятие определяет исток и основную движущую силу становления аффективной сферы при нормальном онтогенезе. Описана последовательность формирования способности к разделенному переживанию в ходе благополучного аффективного развития; анализируются проявления его дефицитарности при аутизме. Намечаются пути преодоления этой дефицитарности, обсуждаются основные формы коррекционной работы, направленной на нормализацию психического и социального развития аутичного ребенка.
Аффективное развитие ребенка в норме: первый год жизни
Баенская Е.Р.
Дается представление о наиболее ярких феноменах и этапах аффективного развития ребенка первого года жизни, содержание которых рассматривается как последовательное формирование совместно разделенного переживания ребенка с близким взрослым; анализируется значение разделенного переживания в становлении психических функций, в развитии активности и достижений малыша во взаимодействии с окружением.
Коррекция детского аутизма как нарушения аффективной сферы: содержание подхода
Баенская Е.Р., Никольская О.С.
Статья посвящена основам подхода к коррекции аутистических расстройств развития, разработанном в Институте коррекционной педагогики. Изложена модель нарушения развития аффективной сферы аутичного ребёнка, которая лежит в основе данного коррекционного подхода. Описаны и обоснованы важнейшие этапы психокоррекционной работы: подключение взрослого к активности аутичного ребенка, развитие совместных переживаний, их смысловая проработка и усложнение. Акцент в статье сделан на развитии активных осмысленных отношений аутичного ребёнка с миром как главной цели всего психокоррекционного воздействия.
Использование сюжетного рисования в коррекционной работе с аутичными детьми
Баенская Е.Р.
В статье рассматриваются цели и содержание сюжетного рисования, используемого в психологической коррекции раннего детского аутизма; анализируются его особенности при работе с детьми, имеющими разные варианты аутистического дизонтогенеза; описываются последовательные этапы работы и конкретные приемы использования рисунка.
О психологической помощи родителям ребенка с аутизмом раннего возраста
Баенская Е.Р.
Дается представление о характерных трудностях воспитания ребенка с аутизмом раннего возраста и связанных с ними проблемах семьи; о необходимости и возможностях раннего психологического сопровождения родителей в развитии их взаимодействия с малышом. С позиций эмоционально-смыслового подхода формулируются задачи, условия и содержание психологической помощи близким ребенка с угрозой аутистических расстройств и уже сформированным синдромом аутизма. Рассматриваются основные направления поддержки родителей и предлагаемые им рекомендации по организации домашней жизни, освоению конкретных приемов преодоления тенденций искаженного развития и формирования активных, осмысленных отношений ребенка с ближайшим окружением.
Закономерности раннего эмоционального развития в норме
Баенская Е.Р.
В статье прослеживается ход нормального становления аффективной сферы ребенка в раннем возрасте, анализируются его последовательные достижения в развитии отношений с окружением, в формировании индивидуального аффективного опыта. По аналогии и в дополнение к принятому в отечественной психологии развития понятию «совместно разделенное действие» вводится понятие «совместно разделенное переживание», определяющее исток и движущую силу развития индивидуальной аффективной жизни младенца.
Страхи у детей с аутизмом. Часть 1.
Гусева И.Е., Баенская Е.Р.
Легко возникающие страхи и повышенная тревожность, затрудняющие активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, характерны для многих нарушений психического развития. Проблема страхов является одной из наиболее выраженных поведенческих проблем и у детей с аутистическим развитием, при котором исходно отмечается особая чувствительность ребенка по отношению к ряду сенсорных воздействий...
Раннее аффективное развитие детей с аутизмом
Баенская Е.Р.
В публикации рассматриваются первые характерные признаки формирующегося синдрома детского аутизма; прослеживается динамика ранних трудностей аффективного развития ребенка, искажающих ход психического онтогенеза; выделяются их сочетания, характерные для разных вариантов аутистического дизонтогенеза. Прослеживается связь наиболее ярких проявлений сложившегося синдрома аутизма с первичной дефицитарностью ранних форм аффективного взаимодействия ребенка с близкими; определяется основное направление и содержание коррекционной помощи.
Страхи у детей с аутизмом. Часть 2.
Гусева И.Е., Либлинг М.М., Баенская Е.Р.
Страхи и тревожность у детей с аутизмом, как и остальные поведенческие проблемы, проявляются в зависимости от варианта синдрома в разных формах и с различной интенсивностью. Так, при самом глубоком нарушении взаимодействия с окружением может наблюдаться отсутствие чувства опасности, особое «бесстрашие» ребенка, для другого тяжелого варианта аутистического развития характерны множественные прочно фиксированные страхи...
Эмоционально-смысловой подход в психологической помощи детям с аутизмом
Баенская Е.Р., Никольская О.С.
В статье представлены основы эмоционально-смыслового подхода к психологической коррекции детского аутизма, целью которого является максимально возможная нормализация психического развития ребенка. Как ведущее в формировании детского аутизма рассматривается нарушение развития аффективной сферы, препятствующее становлению активных и осмысленных отношений ребенка с окружением. Раскрыто понимание детского аутизма как искаженного психического развития. Показывается, что основным условием продвижения ребенка с аутизмом в психическом и социальном развитии является вовлечение его в эмоциональный контакт с близкими взрослыми, в совместно-разделенное переживание и осмысление происходящего. Описаны последовательные шаги коррекционной работы.