Авторы

Баенская Е.Р.

12 статей 12 статей
Соавторы публикаций
Гусева И.Е.
Либлинг М.М.
Никольская О.С.

Разделенное переживание - путь терапии детского аутизма

Баенская Е.Р.
Понятие совместно разделенного переживания вводится как ключевое для понимания логики и содержания коррекционной помощи при аутизме. Данное понятие определяет исток и основную движущую силу становления аффективной сферы при нормальном онтогенезе. Описана последовательность формирования способности к разделенному переживанию в ходе благополучного аффективного развития; анализируются проявления его дефицитарности при аутизме. Намечаются пути преодоления этой дефицитарности, обсуждаются основные формы коррекционной работы, направленной на нормализацию психического и социального развития аутичного ребенка.

Аффективное развитие ребенка в норме: первый год жизни

Баенская Е.Р.
Дается представление о наиболее ярких феноменах и этапах аффективного развития ребенка первого года жизни, содержание которых рассматривается как последовательное формирование совместно разделенного переживания ребенка с близким взрослым; анализируется значение разделенного переживания в становлении психических функций, в развитии активности и достижений малыша во взаимодействии с окружением.

Коррекция детского аутизма как нарушения аффективной сферы: содержание подхода

Баенская Е.Р., Никольская О.С.
Статья посвящена основам подхода к коррекции аутистических расстройств развития, разработанном в Институте коррекционной педагогики. Изложена модель нарушения развития аффективной сферы аутичного ребёнка, которая лежит в основе данного коррекционного подхода. Описаны и обоснованы важнейшие этапы психокоррекционной работы: подключение взрослого к активности аутичного ребенка, развитие совместных переживаний, их смысловая проработка и усложнение. Акцент в статье сделан на развитии активных осмысленных отношений аутичного ребёнка с миром как главной цели всего психокоррекционного воздействия.

Использование сюжетного рисования в коррекционной работе с аутичными детьми

Баенская Е.Р.
В статье рассматриваются цели и содержание сюжетного рисования, используемого в психологической коррекции раннего детского аутизма; анализируются его особенности при работе с детьми, имеющими разные варианты аутистического дизонтогенеза; описываются последовательные этапы работы и конкретные приемы использования рисунка.

О психологической помощи родителям ребенка с аутизмом раннего возраста

Баенская Е.Р.
Дается представление о характерных трудностях воспитания ребенка с аутизмом раннего возраста и связанных с ними проблемах семьи; о необходимости и возможностях раннего психологического сопровождения родителей в развитии их взаимодействия с малышом. С позиций эмоционально-смыслового подхода формулируются задачи, условия и содержание психологической помощи близким ребенка с угрозой аутистических расстройств и уже сформированным синдромом аутизма. Рассматриваются основные направления поддержки родителей и предлагаемые им рекомендации по организации домашней жизни, освоению конкретных приемов преодоления тенденций искаженного развития и формирования активных, осмысленных отношений ребенка с ближайшим окружением.

Закономерности раннего эмоционального развития в норме

Баенская Е.Р.
В статье прослеживается ход нормального становления аффективной сферы ребенка в раннем возрасте, анализируются его последовательные достижения в развитии отношений с окружением, в формировании индивидуального аффективного опыта. По аналогии и в дополнение к принятому в отечественной психологии развития понятию «совместно разделенное действие» вводится понятие «совместно разделенное переживание», определяющее исток и движущую силу развития индивидуальной аффективной жизни младенца.

Страхи у детей с аутизмом. Часть 1.

Гусева И.Е., Баенская Е.Р.
Легко возникающие страхи и повышенная тревожность, затрудняющие активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, характерны для многих нарушений психического развития. Проблема страхов является одной из наиболее выраженных поведенческих проблем и у детей с аутистическим развитием, при котором исходно отмечается особая чувствительность ребенка по отношению к ряду сенсорных воздействий...

Раннее аффективное развитие детей с аутизмом

Баенская Е.Р.
В публикации рассматриваются первые характерные признаки формирующегося синдрома детского аутизма; прослеживается динамика ранних трудностей аффективного развития ребенка, искажающих ход психического онтогенеза; выделяются их сочетания, характерные для разных вариантов аутистического дизонтогенеза. Прослеживается связь наиболее ярких проявлений сложившегося синдрома аутизма с первичной дефицитарностью ранних форм аффективного взаимодействия ребенка с близкими; определяется основное направление и содержание коррекционной помощи.

Страхи у детей с аутизмом. Часть 2.

Гусева И.Е., Либлинг М.М., Баенская Е.Р.
Страхи и тревожность у детей с аутизмом, как и остальные поведенческие проблемы, проявляются в зависимости от варианта синдрома в разных формах и с различной интенсивностью. Так, при самом глубоком нарушении взаимодействия с окружением может наблюдаться отсутствие чувства опасности, особое «бесстрашие» ребенка, для другого тяжелого варианта аутистического развития характерны множественные прочно фиксированные страхи...

Эмоционально-смысловой подход в психологической помощи детям с аутизмом

Баенская Е.Р., Никольская О.С.
В статье представлены основы эмоционально-смыслового подхода к психологической коррекции детского аутизма, целью которого является максимально возможная нормализация психического развития ребенка. Как ведущее в формировании детского аутизма рассматривается нарушение развития аффективной сферы, препятствующее становлению активных и осмысленных отношений ребенка с окружением. Раскрыто понимание детского аутизма как искаженного психического развития. Показывается, что основным условием продвижения ребенка с аутизмом в психическом и социальном развитии является вовлечение его в эмоциональный контакт с близкими взрослыми, в совместно-разделенное переживание и осмысление происходящего. Описаны последовательные шаги коррекционной работы.
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности