Василевская У.В.
1 статья
1 статья
Соавторы публикаций
Матасов Ю.Т.
Медникова Л.С.
Медникова Л.С.
Специфика понимания трудных жизненных ситуаций подростками с умственной отсталостью
Василевская У.В., Матасов Ю.Т., Медникова Л.С.
Статья посвящена проблеме понимания подростками с умственной отсталостью трудных жизненных ситуаций: анализируются теоретические аспекты проблемы, приводятся и обсуждаются полученные экспериментальные данные. Понимание рассматривается как сложный аналитико-синтетический процесс, который в ходе своего развития претерпевает качественные изменения, все больше усложняется с возрастом, позволяя все глубже проникать в сущность изучаемого объекта, раскрывать существенные стороны, связи и взаимоотношения данного объекта с окружающим. Экспериментальное изучение понимания подростками с умственной отсталостью трудных жизненных ситуаций предполагало выявление как специфики понимания, так и возможности опоры на жизненный опыт при восприятии, понимании и осмыслении проблемных жизненных ситуаций, отношения к проблемной ситуации, а также влияния личностных особенностей подростков на отношение к проблеме, понимание и выбор стратегии ее решения. Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о существенных недостатках понимания подростками с умственной отсталостью трудных жизненных ситуаций, связанных с фрагментарностью и неполнотой восприятия картинного и вербального материала, нарушением аналитико-синтетической деятельности, доминированием отрицательного опыта в преодолении трудностей. Дополнительными факторами, осложняющими процесс понимания, могут считаться негативные эмоциональные реакции подростков на трудности, низкая самооценка и повышенный уровень тревожности.