Авторы

Калягин В.А.

2 статьи 2 статьи
Соавторы публикаций
Кондратьева С.Ю.
Петрова А.В.
Прищепова П.А.

Особенности временных представлений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Петрова А.В., Калягин В.А., Кондратьева С.Ю.

Предметом исследования выступили специфические особенности и нарушения временных представлений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в контексте их влияния на предрасположенность этих детей к дискалькулии.

Представлены и проанализированы результаты сравнительного поисково-констатирующего эксперимента, предполагавшего выполнение детьми заданий диагностической методики, направленной на выявление у дошкольников с нарушениями речи специфических особенностей временных представлений, касающихся отдельных временных интервалов и отражения общепринятых эталонов времени в речи. Констатируется, что дети с ТНР старшего дошкольного возраста находятся на начальном этапе формирования у них временных представлений, с трудом овладевают умением координировать и подчинять свои движения речевой, ритмической и зрительной инструкции, испытывают значительные затруднения при выявлении причинно-следственных и временных связей в процессе составления рассказа по серии сюжетных картин.

Эти негативные особенности являются одним из существенных факторов, обусловливающих предрасположенность к дискалькулии, с учетом чего подчеркивается необходимость поиска и реализации таких форм работы по профилактике данного нарушения, которые должны соотноситься с психологической структурой процесса овладения математикой и видом дизонтогенеза обучающихся.

Текстовая компетенция младших школьников с дисграфией: опыт диагностики

Прищепова П.А., Калягин В.А.
В статье рассматриваются результаты изучения речевой и языковой состав-ляющих текстовой компетенции при написании сочинения обучающимися с дисграфией. Анализ и обобщение данных исследования позволили выявить у них недостатки текстовой компетенции, обусловленные трудностью порож-дения связного письменного высказывания. Оценивались составляющие по-рождения связного текста: изложение содержания в соответствии с замыслом, построение последовательности микротем, членение текста на абзацы, выра-жение текстового субъекта и текстового предиката, включение самостоятель-ных, несамостоятельных, необходимых и не необходимых предложений, от-бор лексических средств, оперирование грамматическими формами, синтак-сическими конструкциями и другие компоненты в ходе создания текстов со-чинений. У обучающихся с разными видами дисграфии был выявлен каче-ственно и количественно неоднородный характер составляющих текстовой компетенции.
    ©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
    Альманах
    АЛЬМАНАХ

    Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогикии и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

    Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности