Авторы

Кантор Виталий Зорахович

8 статей 8 статей
Соавторы публикаций
Ахметзянова А.И.
Бабкина Н.В.
Векслер А.К.
Гончарова Е.Л.
Казанкин В.В.
Коробейников И.А.
Красильникова О.А.
Кузьмичева Т.В.
Кукушкина О.И.
Лазуренко С.Б.
Мазур М.А.
Немирова Н.В.
Проект Ю.Л.
Филатова Ю.О.

Формирование инклюзивного музейного пространства для незрячих: тактильные рельефные панно как инструмент презентации орнаментального декора

Векслер А.К., Кантор В.З.

В статье в контексте установки социальной политики на культурную инклюзию лиц с ограниченными возможностями здоровья и в русле идеи Л.С. Выготского о необходимости поиска и реализации обходных путей интеграции человека в культуру при аномальном развитии освещается и анализируется опыт создания тактильных рельефных панно для незрячих как адаптированного варианта организации взаимодействия в системе «слепой – музейная ценность», учитывающего специфические особенности познавательной и перцептивной сферы при зрительной депривации и способствующего формированию подлинно инклюзивного пространства музея применительно к инвалидам по зрению. Охарактеризован комплект таких панно, воплощающих орнаменты Строгановского дворца – филиала Русского музея (Санкт-Петербург), изложены принципы их исполнения и размещения, с учетом результатов апробации раскрыты методические аспекты и перспективы их дальнейшего использования в инклюзивной музейной практике.

Актуальная тематика исследований в области коррекционной педагогики

Ахметзянова А.И., Бабкина Н.В., Гончарова Е.Л., Кантор В.З., Коробейников И.А., Красильникова О.А., Кузьмичева Т.В., Кукушкина О.И., Лазуренко С.Б., Филатова Ю.О.
В статье представлены разделы актуального паспорта научной специальности «Коррекционная педагогика» и соответствующая каждому из них проблематика актуальных научных исследований, направленных на продуктивное развитие отечественной научной школы специальной психологии и коррекционной педагогики. Впервые представлена целостная картина актуальных научных исследований, отражающая принципиальную междисциплинарность коррекционной педагогики, задачи трансформации результатов психологических исследований об особенностях развития детей с ОВЗ в собственно педагогические представления об их общих и особых образовательных потребностях, требуемых системах обучения и воспитания.

Практика инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: компетенции педагога в оценках учителей

Кантор В.З., Проект Ю.Л.

В статье представлены материалы исследования, направленного на изучение специфики оценки различными категориями учителей, работающих в общеобразовательных школах, значимости инклюзивных профессиональных компетенций педагога.

По результатам качественного и количественного анализа результатов опроса 416 учителей начальных классов, учителей основной и старшей школы разного профиля констатируется, что в оценке значимости инклюзивных компетенций педагога для достижения учеником с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) образовательных результатов разного типа имеют место достоверные различия по фактору предметного содержания деятельности учителя. Также зафиксировано значимое опосредующее действие данного фактора на оценку обобщенных параметров компетенций педагога инклюзивного образования. Факторы же, связанные со стажем работы, опытом работы в условиях инклюзии, не оказывают значимого влияния на соответствующие параметры ни самостоятельно, ни в совместном действии.

Полученные материалы свидетельствуют о необходимости дифференцированного подхода как к определению спектра профессиональных компетенций педагога инклюзивного образования, так и к их формированию в системе переподготовки и повышения квалификации педагогов инклюзивных образовательных организаций.

Психолого-педагогическая реабилитация детей-инвалидов в домах-интернатах системы социальной защиты населения: от целеполагания к практике

Кантор В.З., Немирова Н.В.
В статье в контексте действия институционального фактора психолого-педагогической реабилитации детей-инвалидов, воспитывающихся в домах-интернатах, освещаются результаты контент-анализа официальных сайтов 72 учреждений этого типа. По итогам поиска и изучения документов, относящиеся к таким пяти иерархическим уровням, как стратегический уровень, уровень нормативного обеспечения, уровень инфраструктурного обеспечения, уровень методического обеспечения и операциональный уровень, констатируется, что, хотя с психолого-педагогической реабилитацией воспитанников и связано одно из основных направлений деятельности детских домов-интернатов, соответствующие вопросы представлены в их документах недостаточно последовательно, и, тем самым, в масштабах институциональной совокупности учреждений данного типа комплексная система работы по психолого-педагогической реабилитации детей-инвалидов в настоящее время не сформирована. При этом в реабилитационной деятельности детских домов-интернатов медицинские начала доминируют над психолого-педагогическими.

Инклюзивные интеллектуальные игры как культурно-образовательная практика: опыт реализации и педагогический потенциал

Кантор В.З., Казанкин В.В.

В статье в контексте институционализации инклюзии в сферах культуры и образования анализируются сущностные характеристики инклюзивной интеллектуальной игры как специфической культурно-образовательной практики. На основе опыта организации инклюзивных интеллектуальных игр с участием инвалидов по зрению раскрываются ключевые аспекты их методического обеспечения применительно к таким играм, как «Что? Где? Когда?» и «Брейн-ринг» в спортивных версиях, осмысливается их педагогический потенциал, обусловливаемый реализацией участниками многоролевого инклюзивного взаимодействия внутри команды и связанный с формированием и развитием у них комплекса транслируемых социально значимых навыков, относящихся к категории soft-skills: навыков решения комплексных задач, креативности, координации и взаимодействия, когнитивной гибкости, управления людьми, эмоционального интеллекта, суждения и принятия решений, тайм-менеджмента и др.

Профессиональное образование лиц с ОВЗ и инвалидностью: целевые ориентиры и факторы успешного развития

Кантор В.З., Коробейников И.А.
Вопросы развития профессионального образования, профессиональной ориентации и профессиональной самореализации обучающихся с инвалидностью и ОВЗ рассматриваются в контексте преемственного решения основных образовательных задач и связываются с качеством формирования предпосылок профессиональной подготовки на разных уровнях образования в соответствии с выделенными целевыми ориентирами.

Педагогическая реабилитация в системе комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: концептуальные аспекты

Кантор В.З.
В статье на основе понимания реабилитации инвалидов как особого направления социальной политики строится ее системная структурная модель, в соответствии с которой она обнаруживает морфологическое (видовое), динамическое (стадийно-уровневое) и инструментальное (технологическое) измерения. С этих позиций определяется место педагогической реабилитации в системе комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и раскрываются сущностные характеристики педагогической реабилитации как специфической педагогической деятельности, нацеленной на формирование у таких детей социальных компетенций, обеспечивающих их способность и готовность к реализации нормативного для конкретно-исторических условий стиля жизни. В данном контексте формулируются ключевые принципы педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в системе их комплексной реабилитации.

Старшеклассники с инвалидностью и без инвалидности на подступах к инклюзивному реабилитационно-образовательному пространству вуза

Мазур М.А., Кантор В.З.
В статье освещаются и в сравнительном плане анализируются результаты масштабного анкетного обследования, охватившего как старшеклассников с глубокими нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата, так и учащихся старших классов общеобразовательных школ. В контексте расширения масштабов инклюзивных процессов в высшем образовании и в русле представлений о необходимости формирования реабилитационно-образовательного пространства инклюзивного вуза характеризуются значимые в этом отношении особенности мотивационно-потребностной сферы старших школьников с инвалидностью и без инвалидности как потенциальных субъектов инклюзивного вузовского обучения: раскрывается специфика их профессионального выбора, его мотивации и информационного обеспечения, а также определяется структура их потребностей и предпочтений в части форм получения высшего образования и специальной программно-методической поддержки образовательной деятельности в вузе.
    ©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
    Альманах
    АЛЬМАНАХ

    Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

    Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности