Кантор Виталий Зорахович
Соавторы публикаций
Бабкина Н.В.
Векслер А.К.
Гончарова Е.Л.
Казанкин В.В.
Коробейников И.А.
Красильникова О.А.
Кузьмичева Т.В.
Кукушкина О.И.
Лазуренко С.Б.
Мазур М.А.
Немирова Н.В.
Проект Ю.Л.
Филатова Ю.О.
Формирование инклюзивного музейного пространства для незрячих: тактильные рельефные панно как инструмент презентации орнаментального декора
В статье в контексте установки социальной политики на культурную инклюзию лиц с ограниченными возможностями здоровья и в русле идеи Л.С. Выготского о необходимости поиска и реализации обходных путей интеграции человека в культуру при аномальном развитии освещается и анализируется опыт создания тактильных рельефных панно для незрячих как адаптированного варианта организации взаимодействия в системе «слепой – музейная ценность», учитывающего специфические особенности познавательной и перцептивной сферы при зрительной депривации и способствующего формированию подлинно инклюзивного пространства музея применительно к инвалидам по зрению. Охарактеризован комплект таких панно, воплощающих орнаменты Строгановского дворца – филиала Русского музея (Санкт-Петербург), изложены принципы их исполнения и размещения, с учетом результатов апробации раскрыты методические аспекты и перспективы их дальнейшего использования в инклюзивной музейной практике.
Актуальная тематика исследований в области коррекционной педагогики
Практика инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: компетенции педагога в оценках учителей
В статье представлены материалы исследования, направленного на изучение специфики оценки различными категориями учителей, работающих в общеобразовательных школах, значимости инклюзивных профессиональных компетенций педагога.
По результатам качественного и количественного анализа результатов опроса 416 учителей начальных классов, учителей основной и старшей школы разного профиля констатируется, что в оценке значимости инклюзивных компетенций педагога для достижения учеником с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) образовательных результатов разного типа имеют место достоверные различия по фактору предметного содержания деятельности учителя. Также зафиксировано значимое опосредующее действие данного фактора на оценку обобщенных параметров компетенций педагога инклюзивного образования. Факторы же, связанные со стажем работы, опытом работы в условиях инклюзии, не оказывают значимого влияния на соответствующие параметры ни самостоятельно, ни в совместном действии.
Полученные материалы свидетельствуют о необходимости дифференцированного подхода как к определению спектра профессиональных компетенций педагога инклюзивного образования, так и к их формированию в системе переподготовки и повышения квалификации педагогов инклюзивных образовательных организаций.
Психолого-педагогическая реабилитация детей-инвалидов в домах-интернатах системы социальной защиты населения: от целеполагания к практике
Инклюзивные интеллектуальные игры как культурно-образовательная практика: опыт реализации и педагогический потенциал
В статье в контексте институционализации инклюзии в сферах культуры и образования анализируются сущностные характеристики инклюзивной интеллектуальной игры как специфической культурно-образовательной практики. На основе опыта организации инклюзивных интеллектуальных игр с участием инвалидов по зрению раскрываются ключевые аспекты их методического обеспечения применительно к таким играм, как «Что? Где? Когда?» и «Брейн-ринг» в спортивных версиях, осмысливается их педагогический потенциал, обусловливаемый реализацией участниками многоролевого инклюзивного взаимодействия внутри команды и связанный с формированием и развитием у них комплекса транслируемых социально значимых навыков, относящихся к категории soft-skills: навыков решения комплексных задач, креативности, координации и взаимодействия, когнитивной гибкости, управления людьми, эмоционального интеллекта, суждения и принятия решений, тайм-менеджмента и др.