Карабанова О.А.
5 статей
5 статей
Соавторы публикаций
Гончарова Е.Л.
Кукушкина О.И.
Никольская О.С.
Кукушкина О.И.
Никольская О.С.
Развитие возрастно-психологического подхода в современной психологии
Карабанова О.А.
В статье анализируются основные направления развития возрастно-психологического подхода, методологическую основу которого составило учение Л.С. Выготского о структуре и динамике психологического возраста. Показано, что такими направлениями являются признание социо-культурной природы детства и кризисного характера его развития на современном этапе общественного развития; изменение представлений об объекте развития; переход от познания универсальных законов развития к исследованию индивидуального случая; переход от стратегии констатации хода психического развития к стратегии целенаправленного социального конструирования детства. Определены особенности социальной ситуации развития ребенка в современном обществе и тенденции развития детства. Выделены актуальные проблемы, возникающие в связи с новым пониманием объекта развития и признанием особой роли общения и активности в развитии ребенка.
Развитие дошкольного образования детей с ОВЗ: целевые ориентиры, стратегические направления и ожидаемые результаты
Карабанова О.А., Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И., Никольская О.С.
В статье впервые представлены для специалистов и родителей целевые ориентиры в развитии, обучении и социализации детей 3-5 и 5-7 лет с ОВЗ. Обоснованы стратегические направления развития дошкольного образования и заявлены ожидаемые результаты. Показано, что ключевой точкой развития дошкольного образования является разработка и введение психолого-педагогической типологии детей для каждой нозологической группы, обоснованная дифференциация их особых образовательных потребностей, укоренение новых ценностей, введение новых понятий, изменения в задачах и содержании дошкольного образования, новое понимание роли семьи и ее особых образовательных потребностей.
Развитие образования детей с ОВЗ младшего школьного возраста: целевые ориентиры и стратегические направления
Карабанова О.А., Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И., Никольская О.С.
В статье впервые представлены для специалистов и родителей целевые ориентиры в развитии, обучении и социализации детей с ОВЗ младшего школьного возраста. Особое внимание уделяется развитию их отношений с близкими, со «своим» учителем и другими педагогами, с ровесниками. Обоснованы стратегические направления развития начального общего образования, прежде всего, укоренение новых ценностей, введение новых понятий, изменения в содержании образования.
Образование детей с ОВЗ среднего и старшего школьного возраста: целевые ориентиры и стратегические направления развития
Карабанова О.А., Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И., Никольская О.С.
Впервые представлены для специалистов и родителей целевые ориентиры в развитии, обучении и социализации детей с ОВЗ среднего и старшего школьного возраста. Обоснованы стратегические направления развития неполного и полного основного образования детей с ОВЗ, с инвалидностью. Подчеркивается необходимость разработки отсутствующих в настоящее время образовательных стандартов неполного и полного основного образования детей с ОВЗ.
Задачи психологической помощи семье с больным ребенком
Карабанова О.А.
Цель статьи – определение задач и основных направлений психологической помощи семье с ребенком с ОВЗ и инвалидностью. Болезнь ребенка рассматривается как ненормативный кризис семьи, обуславливающий трансформацию всей семейной системы. Выделены психологические особенности семьи с больным ребенком: изменение функционально-ролевой структуры семьи; формирование новых границ семьи с учетом длительного стресса; нарушение эмоционального взаимодействия и эмоционального статуса семьи; искажение семейного самосознания и деформация семейной истории, порождающие семейные мифы; переживание утраты контроля над событиями жизни; неопределенность жизненной перспективы, риски утраты личной идентичности. На основе принципов целостности семейной системы, определения семьи с ребенком с ОВЗ и инвалидностью целевой группы ранней помощи в образовании, учения о психологическом возрасте и ресурсной модели психологического консультирования определены основные направления и задачи оказания психологической помощи семье.