Кондратьева С.Ю.
Соавторы публикаций
Петрова А.В.
Особенности временных представлений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Предметом исследования выступили специфические особенности и нарушения временных представлений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в контексте их влияния на предрасположенность этих детей к дискалькулии.
Представлены и проанализированы результаты сравнительного поисково-констатирующего эксперимента, предполагавшего выполнение детьми заданий диагностической методики, направленной на выявление у дошкольников с нарушениями речи специфических особенностей временных представлений, касающихся отдельных временных интервалов и отражения общепринятых эталонов времени в речи. Констатируется, что дети с ТНР старшего дошкольного возраста находятся на начальном этапе формирования у них временных представлений, с трудом овладевают умением координировать и подчинять свои движения речевой, ритмической и зрительной инструкции, испытывают значительные затруднения при выявлении причинно-следственных и временных связей в процессе составления рассказа по серии сюжетных картин.
Эти негативные особенности являются одним из существенных факторов, обусловливающих предрасположенность к дискалькулии, с учетом чего подчеркивается необходимость поиска и реализации таких форм работы по профилактике данного нарушения, которые должны соотноситься с психологической структурой процесса овладения математикой и видом дизонтогенеза обучающихся.