Лебедева Ирина Николаевна
1 статья
1 статья
Соавторы публикаций
Лопатина Л.В.
Коммуникативно-речевые умения дошкольников с задержкой психического развития: реализация в ситуациях сотрудничества со сверстником и взрослым
Лебедева И.Н., Лопатина Л.В.
В статье представлены материалы исследования, детализирующие проблемы социально-коммуникативного развития дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР). Исследование проводилось в процессе организации совместной игровой деятельности и сотрудничества со сверстником и взрослым при восприятии художественной картины и дальнейшей изобразительной деятельности на основе её содержания. Определены различия в доступных коммуникативно-речевых умениях в организованном взаимодействии со взрослым и реально используемыми в процессе взаимодействия со сверстником. В синтаксическом аспекте речевая продукция при сотрудничестве со сверстником представлена отдельными немногословными высказываниями с нарушением вербализации логико-смысловых и предикативных отношений. Вместе с тем в сотрудничестве со взрослым выявлены потенциальные возможности использования продолжительного многословного высказывания (текста) как единицы коммуникативного взаимодействия. Выявленный фактический разрыв в указанных умениях ставит задачу дальнейшего поиска педагогических условий переноса доступных коммуникативно-речевых умений детей с ЗПР в реальную коммуникативную (дискурсивную) практику.