Малофеев Николай Николаевич
25 статей
25 статей
Соавторы публикаций
Гончарова Е.Л.
Кукушкина О.И.
Никольская О.С.
Хитрюк В.В.
Шматко Н.Д.
Кукушкина О.И.
Никольская О.С.
Хитрюк В.В.
Шматко Н.Д.
Институт коррекционной педагогики РАО: наука - практике на рубеже веков
Гончарова Е.Л., Малофеев Н.Н.
За годы своего существования Институт внес весомый вклад в изучение особых образовательных потребностей умственно отсталых, глухих и
слабослышащих; незрячих и слабовидящих; детей с тяжелыми речевыми нарушениями; нарушениями опорно-двигательного аппарата; задержкой
психического развития; детей с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы (ранний детский аутизм); детей с комбинированными нарушениями
Реабилитация средствами образования должна начинаться с первых месяцев жизни ребенка
Малофеев Н.Н.
Первичные нарушения в развитии приводят к "выпадению" ребенка из социально и культурно обусловленного традиционного образовательного пространства, нарушению связи с культурой как источником развития высших психических функций, специфически человеческих способностей и способов деятельности.
Почему интеграция в образование закономерна и неизбежна
Малофеев Н.Н.
Новые ценности и идеалы: от унитарного социума к построению открытого гражданского общества. Европейские государства формируют готовность общества к интеграции инвалидов. Семья ребенка с особыми потребностями обретает право голоса. Открытое общество - открытая образовательная система. От специальных образовательных институтов к политике интеграции в образовании.
Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения
Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И., Никольская О.С., Малофеев Н.Н.
Специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья должны рассматриваться как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Устанавливая федеральные государственные образовательные стандарты, Конституция России поддерживает развитие различных форм образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ). Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ.
Похвальное слово инклюзии
Малофеев Н.Н.
Любезный читатель, в недавние дни, возвращаясь из Пскова, в милую моему сердцу столицу, и не желая, чтобы время, проведенное в поезде, тратилось в пустых разговорах, чуждых высоким раздумьям о нынешнем состоянии специального образования, предпочел я размышлять о совместных наших деяниях на доброй ниве забот о детях с ограниченными возможностями здоровья, с нежностью вспоминая покинутых участников международной конференции, не менее меня обуреваемых теми же печалями.
Помощь ребенку в дифференциации и осмыслении картины мира в контексте новых стандартов образования детей с ОВЗ
Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И., Никольская О.С., Малофеев Н.Н.
Необходимость разработки специального федерального государственного образовательного стандарта определена тем, что дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой потенциал социального развития лишь при условии адекватно организованного обучения и воспитания – удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей.
Что выбирают родители, принимая решение о кохлеарной имплантации
Малофеев Н.Н.
Получающая все большее распространение, кохлеарная имплантация детей с нарушением слуха требует не только модернизации сурдопедагогической практики, но и особой разъяснительно-просветительской работы с родителями. По убеждению автора, эффективность кохлеарной имплантации зависит и от качества сурдопедагогического сопровождения прооперированного ребенка, и от характера речевого взаимодействия с ним близких взрослых.
Когда и почему возникает практика кохлеарной имплантации?
Малофеев Н.Н.
Читатели статьи смогут увидеть ленту времени, где во взаимосвязи представлены процессы эволюции отношения государства и общества к детям с недостатками физического и умственного развития, а также история появления и развития слуховых приборов и методик обучения людей с нарушением слуха в культурно-правовом контексте.
От институционализации к инклюзивному образованию детей с особыми образовательными потребностями
Малофеев Н.Н.
Декларация безграничных прав, не подкрепленная возможностями государства и согласием общества, влечёт за собой опасность подмены реальной инклюзии формальным перемещением ребёнка в массовую школу, что не только не улучшает, но и ухудшает его положение. Качественная инклюзия предполагает организацию в общеобразовательной школе оптимальных условий для каждого ученика с особыми образовательными потребностями. В статье представлен краткий обзор концепций организации образования детей с особыми образовательными потребностями в разных странах.
Концепция развития образования детей с ОВЗ: основные положения
Малофеев Н.Н.
В статье представлены цели, задачи, основания для разработки Концепции развития образования детей с ОВЗ, с инвалидностью на всех уровнях образования в ближайшее десятилетие. Основные положения Концепции раскрывают ценности, понятия, ориентиры, стратегические направления развития, реализация которых позволит изменить стартовые возможности детей на всех уровнях образования и качество жизни семьи. Намечена программа исследований, необходимых для реализации Концепции в ближайшее десятилетие, требуемые изменения в подготовке специалистов.