Авторы

Матасов Ю.Т.

2 статьи 2 статьи
Соавторы публикаций
Василевская У.В.
Колоколова А.С.
Медникова Л.С.

Возрастные особенности учебной мотивации первоклассников с интеллектуальной недостаточностью

Колоколова А.С., Матасов Ю.Т., Медникова Л.С.
В статье представлены результаты экспериментального изучения учебной мотивации первоклассников с интеллектуальной недостаточностью, обсуждаются возрастные особенности отношения к школе и учению, определяются доминирующие мотивы учения, специфика отношения к содержанию учения, участникам учебного процесса (педагогам, родителям и одноклассникам), подчеркиваются различия мотивационной готовности к обучению детей с ЗПР и умственной отсталостью в сравнении со слабо успевающими нормально развивающимися первоклассниками. Полученные результаты исследования говорят о положительном отношении к школе большинства первоклассников и о существенных различиях в мотивации учения у испытуемых всех групп, о доминировании игровых мотивов учения. Для учебной мотивации нормально развивающихся детей характерна более осознанная мотивация, понимание своих трудностей в учебной деятельности. За положительным отношением к школе первоклассников с интеллектуальной недостаточностью часто скрывается недостаточное понимание сути учебной деятельности, привлекательными в школе для них оказываются перемены, каникулы, игры с одноклассниками. Игровые мотивы учебной деятельности остаются ведущими для детей с интеллектуальной недостаточностью и за пределами дошкольного возраста, что важно учитывать в работе с ними в ходе проведения учебных мероприятий.

Специфика понимания трудных жизненных ситуаций подростками с умственной отсталостью

Василевская У.В., Матасов Ю.Т., Медникова Л.С.
Статья посвящена проблеме понимания подростками с умственной отсталостью трудных жизненных ситуаций: анализируются теоретические аспекты проблемы, приводятся и обсуждаются полученные экспериментальные данные. Понимание рассматривается как сложный аналитико-синтетический процесс, который в ходе своего развития претерпевает качественные изменения, все больше усложняется с возрастом, позволяя все глубже проникать в сущность изучаемого объекта, раскрывать существенные стороны, связи и взаимоотношения данного объекта с окружающим. Экспериментальное изучение понимания подростками с умственной отсталостью трудных жизненных ситуаций предполагало выявление как специфики понимания, так и возможности опоры на жизненный опыт при восприятии, понимании и осмыслении проблемных жизненных ситуаций, отношения к проблемной ситуации, а также влияния личностных особенностей подростков на отношение к проблеме, понимание и выбор стратегии ее решения. Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о существенных недостатках понимания подростками с умственной отсталостью трудных жизненных ситуаций, связанных с фрагментарностью и неполнотой восприятия картинного и вербального материала, нарушением аналитико-синтетической деятельности, доминированием отрицательного опыта в преодолении трудностей. Дополнительными факторами, осложняющими процесс понимания, могут считаться негативные эмоциональные реакции подростков на трудности, низкая самооценка и повышенный уровень тревожности.
    ©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
    Альманах
    АЛЬМАНАХ

    Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогикии и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

    Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности