Цапина С.Ю.
1 статья
1 статья
Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей раннего и дошкольного возраста с тяжелой психофизической патологией
Цапина С.Ю.
В статье представлен опыт реализации индивидуализированных программ психологической помощи семьям, воспитывающим детей с особо тяжелой психофизической патологией. В исследовании участвовали 39 семей с детьми в возрасте 2–7 лет с детским церебральным параличом (ДЦП) высокой степени тяжести в сочетании с тяжелой или глубокой умственной отсталостью. Для определения психологического состояния родителей использовались беседа, анкетирование, методика «Незаконченные предложения» и «Шкала депрессии» А. Бека. На основании полученных результатов определялся индивидуальный профиль психологической помощи для каждой семьи: ведущие и дополнительные направления, используемые средства, формы работы, а также количество и частота встреч с психологом. В ходе психокоррекционной работы родителей обучали способам взаимодействия с ребенком, поддержанию позитивного эмоционального контакта с ним, формированию у него простейших средств общения, навыков гигиены и самообслуживания. Родителям оказывалась также помощь в оценке сложившейся ситуации, в выработке стратегий совладания с выявленными психологическими проблемами. Использовались арт-терапевтические, игровые, релаксационные, нарративные техники. В результате психокоррекционной работы улучшалось эмоциональное состояние как ребенка, так и родителей, повышалась социальная адаптированность семьи, что иллюстрируется двумя клиническими примерами, приведенными в статье.