Чеботова Мария Александровна
Развитие коммуникативного компонента социальной компетентности у младших школьников с интеллектуальными нарушениям
В статье в контексте представлений о социальной компетентности ребенка как многокомпонентном личностном образовании, проявляющемся в способности мобилизовать приобретенные знания и опыт в жизни и деятельности, в том числе во взаимодействии с окружающими сверстниками и взрослыми, освещаются результаты экспериментального изучения развития ее коммуникативного компонента у младших школьников с умственной отсталостью.
Эмпирические данные, полученные на материале изучения 68 младших школьников с умственной отсталостью по итогам двух срезов обследования, реализованных в течение 2 лет их обучения, свидетельствуют о положительной динамике в развитии коммуникативного компонента социальной компетентности у всех детей – участников эксперимента, в ее обусловленности проведением целенаправленной работы по формированию этого компонента, в том числе – с использованием игры.
Представлены данные о связи коммуникативной компетентности с когнитивной, содержательной, деятельностной и эмоциональной компетентностью, в контексте чего намечаются возможные пути использования этих связей в практической работе педагога. Сформулирован вывод о целесообразности применения игры в процессе формирования коммуникативной компетентности у младших школьников с умственной отсталостью.