РАС представлены и с точки зрения специалистов, и по воспоминаниям самих людей, переживших и во многом справившихся с описываемыми трудностями. Показывается какие сложности переживает в это время семья, воспитывающая такого подростка. Детский аутизм: пути понимания и помощи Детский аутизм: пути понимания и помощи" /> Альманах Института коррекционной педагогики - Альманах №23
АЛЬМАНАХ института коррекционной педагогики

Детский аутизм: пути понимания и помощи

Детский аутизм: пути понимания и помощи
Мы продолжаем публикацию материалов, освещающих особенности развития детей с расстройствами аутистического спектра. В этом выпуске собраны статьи, посвященные подростковому и юношескому возрасту. Трудности взросления при РАС представлены и с точки зрения специалистов, и по воспоминаниям самих людей, переживших и во многом справившихся с описываемыми трудностями. Показывается какие сложности переживает в это время семья, воспитывающая такого подростка.

Трудности семьи, воспитывающей подростка с аутизмом

О.С. Никольская
Представлены трудности семьи, воспитывающей подростка с расстройствами аутистического спектра. Близкие такого ребенка даже в благополучных случаях переживают стресс в связи со значительным расхождением его интеллектуального развития и достижениями в социализации. При приближении ребенка к совершеннолетию для его семьи наступает период не менее тяжелый, чем при первой постановке диагноза, и она нуждается в психологической поддержке.
Читать статью   Ключевые словаСемья, аутизм, РДА, расстройства аутистического спектра, эмоциональные нарушения, воспитывающая ребенка с аутизмом, смягчение части проблем, непреходящие трудности, необходимость психологической поддержки семьи

Взгляд на аутизм изнутри: обзор автобиографических очерков

И.А. Костин
В обзоре представлены и проанализированы обширные выдержки из книг, написанных взрослыми людьми с аутизмом о своей жизни, прежде всего о детстве.
Читать статью   Ключевые словаавтобиография, аутизм, страхи, гиперсензитивность, эмоции, взаимодействие, мышление

Психологическая помощь подросткам с аутизмом

И.А. Костин
Статья посвящена методам и задачам индивидуального психологического сопровождения людей подросткового и юношеского возраста, страдающих РАС. Подробно описаны основные направления такого сопровождения, а также особенности взаимодействия, выстраиваемого в этой работе.
Читать статью   Ключевые словаАутизм, РАС, расстройства аутистической сферы, подростки с аутизмом, психокоррекционная помощь, социальные навыки, осмысление, эмоции, отношения.

Опыт использования теста Векслера в индивидуальной работе с подростком, страдающим аутизмом

И.А. Костин
В статье, написанной в жанре «анализа случая», сообщается о тестировании интеллекта 14-летнего аутичного подростка с помощью теста Векслера. Перечисляются те уточнения и небольшие изменения, которые целесообразно внести в процедуры тестирования и оценки результатов при работе с такими испытуемыми. Описываются и анализируются особенности интеллектуального профиля испытуемого, оговариваются возможные ограничения применения профиля, полученного таким образом; даются краткие рекомендации для дальнейшего психокоррекционного сопровождения подростка на основании результатов тестирования.
Читать статью   Ключевые словатест Векслера, расстройства аутистического спектра, интеллектуальный профиль, умственная отсталость, дефицитарность центрального связывания информации.

Дифференцированные подходы в психолого-педагогической помощи подросткам и молодым людям с расстройствами аутистического спектра

О.С. Никольская
Рассматриваются вопросы психолого-педагогической помощи подросткам и молодым людям с расстройствами аутистического спектра. Выделяются общие направления, дифференцируются подходы, определяются методы помощи подросткам с аутизмом более успешным в социальном развитии и их менее благополучным сверстникам. Представлен опыт коррекционной работы
Читать статью   Ключевые словаРасстройства аутистического спектра в подростковом и юношеском возрасте, РАС, аутизм, психолого-педагогическая помощь подросту с аутизмом, определение задач и выбор методов

Организация неформального общения подростков и взрослых с последствиями детского аутизма

И.А. Костин
В статье подробно описывается опыт организации групповых встреч («Клуба») для оподросткорв и взрослых людей с аутистическими расстройствами, которые проводятся в Институте коррекционной педагогики в течение многих лет. Анализируется эмоционально-стимулирующее и развивающее воздействие ситуации общения в Клубе на его участников, описываются возможные формы клубной работы и специфика работы ведущих.
Читать статью   Ключевые словаРАС, расстройства аутистического спектра, аутизм, общение, диалог, общие переживания, эмоциональная стимуляция, игра

Список литературы выпуска

  1. Frith, U. (1989). Autism, Explaining the Enigma. Oxford: Basil Blackwell. статьи (1)
  2. Frith, Utah Autism: explaining the enigma / U. Frith – Oxford: Basic Blackwell, 1989. статьи (1)
  3. Sacks, O. An Anthropologist on Mars. Seven paradoxical tales / Oliver Sacks – NY: Vintage Books, 1996 (Последнее русское издание: Сакс, О. Антрополог на Марсе / О. Сакс – М.: АСТ, 2015 – 384 с.) статьи (1)
  4. Segar, Mark A survival guide for people with Asperger syndrome / M. Segar – электронный ресурс: www. Autismandcomputing.org.uk статьи (1)
  5. Андреева, С.В. Половое воспитание детей и подростков с особыми потребностями / С.В Андреева. – Псков: Центр лечебной педагогики, 2004. статьи (1)
  6. Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. – М: Теревинф, 2006. статьи (1)
  7. Аутичный ребенок: пути помощи [Текст] / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. - М. : Теревинф, 1997. - 341,[1] с. статьи (1)
  8. Баенская Е.Р. Разделенное переживание – путь к коррекции детского аутизма [Электронный ресурс] / Е.Р. Баенская // Альманах Института коррекционной педагогики. - 2014. - Выпуск № 20. - Электронная статья. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-20/razdelennoe-perezhivanie-put-terapii-detskogo статьи (1)
  9. Веденина, М.Ю. Опыт использования метода облегченной коммуникации со взрослым аутичным пациентом [Текст] / М.Ю. Веденина, И.А. Костин // Дефектология. - 2003. - № 6. статьи (1)
  10. Грэндин, Т. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма / Т. Грэндин, М.М. Скариано – М.: Центр лечебной педагогики, 1999. – 228 с. статьи (1)
  11. Дилигенский, Н. Слово сквозь безмолвие / Н. Дилигенский – М.: Центр лечебной педагогики, 2000. – 96 с. статьи (1)
  12. Заварзина-Мемми, Е. Приключения другого мальчика / Е. Заварзина-Мемми. - М.: АСТ: CORPUS, 2014 статьи (1)
  13. Инденбаум Е.Л. Становление познавательной деятельности детей с легким психическим недоразвитием в разных психолого-педагогических условиях. – Дефектология. – 2010. – № 2. – С. 19-30. статьи (1)
  14. Карпенкова, И.В. Использование компьютера в развитии и социализации детей с особенностями развития / И.В. Карпенкова - М.: "Наш солнечный мир", 2013. статьи (1)
  15. Коробейников И.А. Значение психометрии в оценке степени и структуры интеллектуального недоразвития. // Материалы 3 съезда невропатологов и психиатров Белоруссии. – Мн., 1986. – С. 340-341. статьи (1)
  16. Коробейников И.А. О некоторых методических вопросах диагностики умственной отсталости. – Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 1987. – Вып. 3. – С. 396-400. статьи (1)
  17. Коэн, Ш. Как жить с аутизмом? / Ш. Коэн – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2008. – 240 с. статьи (1)
  18. Куртышева, М.А. Как сохранить психологическое здоровье детей / М.А. Куртышева – СПб.: Питер, 2005. статьи (1)
  19. Лебединская, К.С. Диагностика раннего детского аутизма / К.С. Лебединская, О.С. Никольская – М.: Просвещение, 1991. статьи (1)
  20. Лебединский, В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция // В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг – М.: МГУ, 1990. статьи (1)
  21. Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками / А.Г. Лидерс – М.: Издательский центр «Академия», 2001. статьи (1)
  22. Манелис, Н.Г. «Модель психического». Способность к пониманию ментальных состояний другого человека / Н.Г. Манелис, Т.В. Медведовская – Аутизм и нарушения развития. – 2003. – № 2. статьи (1)
  23. Никольская О.С. и др. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь. – М.: Полиграф сервис, 2003, 232 стр. статьи (1)
  24. Никольская О.С. и др. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь. – М.: Полиграф сервис, 2003. статьи (1)
  25. Никольская, О.С. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь / О.С. Никольская и др. – М.: Полиграф сервис, 2003. статьи (1)
  26. Никольская, О.С. Аутичный ребенок: пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг – М.: Теревинф, 1997. статьи (1)
  27. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф Обухова – М.: Тривола, 1995. статьи (1)
  28. Осорина, М.В. Секретный мир детей / М.В. Осорина – СПб.: Питер, 1999. статьи (1)
  29. Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к практическому воздействию. – С-Пб: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. статьи (1)
  30. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 "Дефектология" / С.Я. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1986. - 3-е изд., перераб. и доп. - 192 с. статьи (1)
  31. Фопель, Г. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Г. Фопель // Пер. с нем; в 4 томах. – М.: Генезис, 1998. статьи (1)
  32. Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л.М. Шипицына – СПб.: Дидактика Плюс, 2002. статьи (1)
  33. Юханссон, И. Особое детство / И. Юханссон – М.: Центр лечебной педагогики, 2001. – 168 с. статьи (1)
Мы используем cookie. Во время посещения сайта вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
OK