Альманах Института коррекционной педагогики - Альманах №26
АЛЬМАНАХ института коррекционной педагогики

Дефектология. Развитие традиций отечественной научной школы

Дефектология. Развитие традиций отечественной научной школы
В этом выпуске Альманаха объединены работы современных исследователей, психологов и педагогов, принадлежащих отечественной школе дефектологии. Это научно-методические разработки, затребованные практикой и адресованные самым разным категориям детей. Общей для всех них является научная основа - следование традициям культурно исторического подхода, понимание системности в развитии психических функций и необходимости рассмотрения их становления во взаимодействиеи ребенка с другими людьми. Представленные исследования принадлежат ключевым направлениям развития отечественной дефектологии, отвечающим приоритетным запросам современного общества. Подробнее о выпуске»

Мать и слепой недоношенный младенец: особенности взаимодействия

Т.П. Кудрина
В статье представлены результаты исследования поведения матерей и преждевременно родившихся младенцев, имеющих ретинопатию недоношенных V стадии, в ситуациях взаимодействия. Проанализированы особенности организации пространства и установление дистанции взаимодействия, способы инициирования общения. Рассмотрены варианты коммуникативных действия матерей, раскрыта специфика поведения во взаимодействии с близким взрослым слепых недоношенных младенцев, представлена феноменология паттернов поведения слепых недоношенных младенцев в различных ситуациях общения.
Читать статью   Ключевые слованедоношенные слепые младенцы, ретинопатия недоношенных, зрительная депривация, пространственно – временные характеристики взаимодействия, коммуникативные действия, поддержание взаимодействия, социальная депривация

Феномены общения ребенка раннего возраста с синдромом Дауна в ходе взаимодействия с матерью

Г.Ю. Одинокова
В статье освещается один из аспектов исследования общения в паре «мать - ребенок раннего возраста с синдромом Дауна», в частности, феномены общения ребенка. Определяются цель и направления коррекционной работы по преодолению неблагополучия в развитии общения в указанной диаде
Читать статью   Ключевые словасиндром Дауна, общение матери и ребенка, феномены общения ребенка, действия общения и характеристики действий общения, признаки развития общения, признаки нарушения развития общения, потребность в общении, ограниченная потребность в общении, ранняя помощь, преодоление неблагополучия в развитии общения матери и ребенка

Особенности взаимодействия в диаде «воспитатель-младенец с синдромом Дауна»

И.А. Выродова
Статья написана по результатам исследования структуры и содержания представлений воспитателей о профессиональной деятельности и младенцах-сиротах с синдромом Дауна. Публикуемый материал затрагивает проблему профессиональной подготовки и повышения квалификации воспитателей дома ребенка.
Читать статью   Ключевые словамладенцы-сироты с синдромом Дауна, представления воспитателей о детях с синдромом Дауна и содержании своей профессиональной деятельности, профессиональная подготовка воспитателей дома ребенка.

Развивающее взаимодействие: опыт работы в доме ребенка

И.А. Выродова
В статье обозначаются причины недостаточной профессиональной компетентности воспитателей специализированного дома ребенка и описывается опыт работы по налаживанию личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с младенцами-сиротами, страдающими органическим поражением центральной нервной системы.
Читать статью   Ключевые словамладенцы-сироты с органическим поражением центральной нервной системы, причины недостаточной профессиональной компетентности воспитателей специализированного дом ребенка, опыт работы налаживания личностно ориентированного взаимодействия

Возможности музыкальных занятий в коррекционной работе с детьми, имеющими сложные нарушения развития

И.С. Константинова
В статье представлен опыт музыкальных занятий с детьми, имеющими сложные нарушения развития. Описана роль развития у детей чувства ритма как основы для улучшения состояния импрессивной и экспрессивной речи и, как следствие, адаптации в группе сверстников и регуляции собственного поведения. В качестве инструмента анализа использовался нейропсихологический подход к оценке состояния ребенка и изменений, происходящих с ним в результате работы команды специалистов.
Читать статью   Ключевые словаДети со сложными нарушениями развития, музыкальные занятия, нейропсихологический подход, развитие чувства ритма как основы для улучшения состояния импрессивной и экспрессивной речи

Работа сурдопедагога после КИ. Перестройка эмоционального взаимодействия с ребенком на обретенной им полноценной сенсорной основе - условие запуска процесса естественного развития слухового восприятия и речи

А.И. Сатаева
В статье представлены основные направления и содержание работы с имплантированными детьми на запускающем этапе реабилитации. Выделены 4 сессии в работе сурдопедагога по отношению к ребенку с КИ и его близким. Предложены основные показатели становления эмоционального диалога с ребенком с КИ на новой сенсорной основе, показатели завершения каждой сессии и всего запускающего этапа реабилитации. Особое внимание автор уделяет значению работы родителей с ребенком, необходимость которой которая позволяет изменить дальнейшую жизнь. Приведены примеры, подтверждающие переход ребенка с КИ на путь естественного развития, коммуникации и речи. Статья предназначена как для специалистов, занимающихся реабилитацией детей после кохлеарной имплантации, так и для родителей, воспитывающих детей с нарушенным слухом.
Читать статью   Ключевые словареабилитация детей с КИ, кохлеарная имплантация, сессии работы сурдопедагога, взаимодействие родителей с ребенком с КИ, показатели завершения сессии, эмоциональный диалог, новая сенсорная основа

Эмоционально-смысловой подход к коррекции расстройств аутистического спектра

О.С. Никольская
Специфика искажения психического развития при аутизме связывается с нарушение формирования аффективной сферы, определяющей направленность развития взаимоотношений ребенка с людьми и средой в целом. Для нормализации аффективного развития, предлагается эмоционально-смысловой подход. Он предполагает установление эмоционального контакта с ребенком и вовлечение его во взаимодействие с совместным проживанием и осмыслением происходящего. Развитие в эмоциональной общности с близким взрослым позволяет ребенку стать более выносливым, активным и заинтересованным, совместное осмысление и организация жизненного опыта дает ему большую свободу и конструктивность в контактах с окружением, открывает возможность продвижения в развитии когнитивной сферы.
Читать статью   Ключевые словаРДА, аутизм в детстве, искажение психического развития, эмоционально-смысловой подход в помощи детям с аутизмом

Начальный период психологической помощи ребенку с аутизмом. Сообщение 1. От стереотипной аутостимуляции к совместной игре

О.С. Аршатская, О.С. Никольская
В статье рассмотрены функции стереотипной аутостимуляции как средства саморегуляции у детей с аутизмом. Показано, что она служит ребенку для восполнения недостатка впечатлений, необходимых для стабилизации психического тонуса и экранирования от неприятных, пугающих впечатлений. Формулируются задачи и описываются коррекционные подходы в работе со стереотипными действиями ребенка. На конкретном примере показывается, что они могут быть использованы для установления эмоционального контакта и вовлечения ребенка с аутизмом в совместную игру. Обозначаются необходимые условия существенного снижения у ребенка самой потребности в механической аутостимуляции.
Читать статью   Ключевые словаАутизм, РАС, дети с аутизмом, функции стереотипной аутостимуляции, использование стереотипных действий для установления эмоционального контакта, осмысление стереотипных действий в совместной игре

Список литературы выпуска

  1. Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. – М.: Смысл, 2003. – 152 с. статьи (1)
  2. Айвазян, Е.Б. Феномен «непрерывающийся диалог» и его роль в развитии ребенка раннего возраста с синдромом Дауна / Е. Б. Айвазян, Г. Ю. Одинокова // Синдром Дауна. XXI век. – 2012. – № 1 (8). – С.13-17. статьи (1)
  3. Алехина, А.В. Особенности психологического развития детей с синдромом Дауна: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.10 / Алехина Анна Васильевна.– СПб., 2000.– 22 с. статьи (1)
  4. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей: практ. посо-бие / Е.С. Алмазова; под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. -М.: Айрис-пресс, 2005. – 192 стр. статьи (1)
  5. Аутичный ребенок: пути помощи [Текст] / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. - М. : Теревинф, 1997. - 341,[1] с. статьи (2)
  6. Баенская Е.Р. Закономерности раннего аффективного развития в норме и при синдроме аутизма / Е.Р. Баенская // Дефектология. – 2010. – №3. – С. 3-11. статьи (1)
  7. Баенская Е.Р. Научитесь общаться с младенцем / Баенская Е.Р., Выродова И.А., Разенкова Ю.А. – М.: Просвещение, 2008. – 128 с. статьи (1)
  8. Баенская Е.Р. Научитесь общаться с младенцем / Е.Р. Баенская, И.А. Выродова, Ю.А. Разенкова. – М.: Просвещение, 2008. – 128 с. статьи (1)
  9. Баенская, Е.Р. Использование сюжетного рисования в коррекционной работе с аутичными детьми [Электронный ресурс] / Е.Р. Баенская // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2014. – Альманах №20. – Электрон. ст. статьи (1)
  10. Баенская, Е.Р. Разделенное переживание - путь терапии детского аутизма [Электронный ресурс] / Е.Р. Баенская // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2014. – Альманах №20. – Электрон. ст. статьи (2)
  11. Бейн Э.С. Афазия и пути ее преодоления – Л.: Медицина, 1964 статьи (1)
  12. Белик И.С. Музыка против глухоты – М.: Владос, 2000. - 10 с. статьи (1)
  13. Выродова И.А. Музыкальные игры для самых маленьких. Книга для родителей. – М.: Школьная Пресса, 2007. – 160 с. статьи (1)
  14. Выродова И.А. Обучение воспитателей личностно-ориентированному взаимодействию с младенцами-сиротами в условиях специализированного дома ребенка: Автореф. дис…. канд. пед. наук. – М., 2009. – 24 с. статьи (1)
  15. Выродова, И.А. Исследование характера взаимодействия воспитателей с младенцами – сиротами в ситуации специально организованной игры / И.А. Выродова // Дефектология. – 2008. – № 2. – С. 45-51. статьи (1)
  16. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность - Дубна: Феникс+, 2005. - 512 с. статьи (1)
  17. Гринспен С., Уидер С. На ты с аутизмом. Использования методики Floortime для развития отношений, общения и мышления. М.: Тервинф. – 2013. - 512 с. статьи (1)
  18. Гринспен С., Уидер С. На ты с аутизмом. Использования методики Floortime для развития отношений, общения и мышления. М.: Тервинф. – 2013. - 512 с. статьи (1)
  19. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998. – 336 с. статьи (1)
  20. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. – М. : МГППУ, 2003. – 128 с. статьи (1)
  21. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков – М.: Просвещение, 1996. – 143 с. статьи (1)
  22. Жак-Далькроз Э. Ритм. – М.: Издательский дом «Классика – XXI», 2008. – 248 с. статьи (1)
  23. Изменение эмоционально-личностных особенностей больных шизофренией в процессе танцевальной терапии / В.В. Волкова, С.В. Меркулов, Н.Ю. Оганесян // Тезисы III Луриевской конференции; Белгород – 2007. статьи (1)
  24. Кирнарская Д.К. Современные представления о музыкальных способностях // Вопросы психологии. - 1988. - № 2. - С. 129-137. статьи (1)
  25. Кононова Н.Г. Коррекция нарушенных функций у детей с церебральным параличом средствами музыки. Пособие для учителя-дефектолога – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 319 с. статьи (1)
  26. Константинова И.С., Цыганок А.А. Восприятие музыкальных произведений детьми // Особый ребенок: исследования и опыт помощи: Музыка и танцы в коррекции нарушений развития у детей. - М.: Центр лечебной педагогики, 2001. - Вып. 4.- С. 6-15. статьи (1)
  27. Корчак Я. Как любить ребенка. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 352 с. статьи (1)
  28. Кудрина, Т.П. Особенности развития слепых недоношенных младенцев. Сообщение 1 / Т.П. Кудрина // Дефектология. – 2013. - № 1. С. 24 – 32. статьи (1)
  29. Кудрина, Т.П. Особенности развития слепых недоношенных младенцев. Сообщение 2 / Т.П. Кудрина // Дефектология. - 2013. - № 2. С. 59-70. статьи (1)
  30. Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. «Точка запуска» новых слуховых возможностей и спонтанного развития речи ребенка после кохлеарной имплантации [Электронный ресурс] / О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2016. – Альманах №24. –– Электрон. ст. статьи (1)
  31. Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Подход к реабилитации ребенка после кохлеарной имплантации / О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова // Дефектология. – 2016. - № 4. – С.44-51. статьи (1)
  32. Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Реабилитация ребенка с кохлеарным имплантом: «точка запуска» новых слуховых возможностей / О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова // Вестник оториноларингологии. – 2016. - № 6. – С.58-62. статьи (1)
  33. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., МГУ, 1985. - 167 с. статьи (1)
  34. Либлинг, М.М. Игра в коррекции детского аутизма [Электронный ресурс] / М.М. Либлинг // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2014. – Альманах №20. – Электрон. ст. статьи (2)
  35. Лисина, М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет: автореф. дис. …д-ра психол. наук: 190007 / Лисина Мая Ивановна. – М., 1974. – 36 с. статьи (1)
  36. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М.: Педагогика, 1986. – 143 с. статьи (1)
  37. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина; науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии АПН СССР. – М. : Педагогика, 1986. – 144 с. статьи (1)
  38. Лурия А.Р Афазия у композитора / А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, Д.С. Футер // В кн.: Проблемы динамической локализации функций мозга. - М., 1968. - С. 328-333. статьи (1)
  39. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 384 с. статьи (1)
  40. Малинина С.В., Брязгина Г.М. Система коррекционной работы на музыкальных занятиях в специальном (коррекционном) дошкольном образовательном учреждении VIII вида // Современные проблемы и перспективы развития специальной педагогики. статьи (1)
  41. Медникова Л.С. Развитие чувства ритма у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Монография. – Архангельск: Поморский государственный университет, 2002. – 144 с. статьи (1)
  42. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. Под ред. Е.О. Смирновой. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. – 240 с. статьи (1)
  43. Место музыкальной терапии в системе помощи ребенку с нарушениями развития / А.Л. Битова, И.С. Константинова, А.А. Цыганок // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - № 6. - С. 54-63. статьи (1)
  44. Мещерякова, С.Ю. Особенности «комплекса оживления» у младенцев при воздействии предметов и общении с взрослыми / С.Ю. Мещерякова // Вопросы психологии. – 1975. – № 5. – С. 81-99. статьи (1)
  45. Морено Дж.Дж. Включи свою внутреннюю музыку. Музыкальная терапия и психодрама / Пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 2009. – 143 с. статьи (1)
  46. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. – СПб.: Речь. Санкт-Петербург, 2003. – 288 с. статьи (1)
  47. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. – СПб.: Речь. Санкт-Петербург., 2003 (288 с.). статьи (1)
  48. Мухамедрахимов, Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие / Р.Ж. Мухамедрахимов // – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. – 288 с. статьи (1)
  49. Никольская, О.С. Домашнее воспитание ребенка с аутизмом [Электронный ресурс] / О.С. Никольская // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2014. – Альманах №20. – Электрон. ст. статьи (1)
  50. Никольская, О.С. Коррекция детского аутизма как нарушения аффективной сферы: содержание подхода [Электронный ресурс] / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2014. – Альманах №19. – Электрон. ст. статьи (2)
  51. Никольская, О.С. Психологическая помощь ребенку с аутизмом в процессе совместного чтения [Электронный ресурс] / О.С. Никольская // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2014. – Альманах №20. – Электрон. ст. статьи (1)
  52. Никольская, О.С. Структура нарушения психического развития при детском аутизме [Электронный ресурс] / О.С. Никольская // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2014. – Альманах №18. – Электрон. ст. статьи (2)
  53. Нормальный ранний онтогенез как ориентир сурдопедагога на запускающем этапе реабилитации ребенка с КИ [Электронный ресурс] / О.И. Кукушкина, М.Р. Хайдарпашич, А.И. Сатаева // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2015. – Альманах №21. – Электрон. ст. статьи (1)
  54. Одинокова, Г.Ю. О феномене противоречий в коммуникативных действиях ребенка раннего возраста с синдромом Дауна / Г.Ю. Одинокова // Теоретические и прикладные вопросы специальной педагогики и психологии: Материалы VIII международной науч.-практ. конф.; под общ. ред. Е.Н. Российской, Е.А. Репринцевой. – Курск, 2015 г. – Ч. 1. – С. 18-20. статьи (1)
  55. Одинокова, Г.Ю. Особенности взаимодействия в паре «мать – ребенок раннего возраста с синдромом Дауна / Г.Ю. Одинокова // Дефектология. – 2012. – № 1. – С. 77-87. статьи (1)
  56. Одинокова, Г.Ю. Особенности взаимодействия в паре «мать – ребенок раннего возраста с синдромом Дауна» / Г.Ю. Одинокова // Дефектология. – 2012. - № 1. – С. 77-88. статьи (1)
  57. Павлов А.Е. Влияние занятий музыкой на развитие пространственных и кинестетических функций у детей младшего школьного возраста // Тезисы III Луриевской конференции. - Белгород. - 2007. статьи (1)
  58. Пальмов, О.И. Взаимодействие близких взрослых и детей с синдромом Дауна в семьях и домах ребенка / О. И. Пальмов, Р. Ж. Мухамедрахимов // Эмоции и отношения человека на ранних этапах развития; под ред. Р. Ж. Мухамедрахимова. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. – С.140-156. статьи (1)
  59. Панарина, Л.Ю. Психологическая коррекция взаимодействия младенцев с синдромом Дауна и их близких взрослых: дис. … канд. психол. наук: 19.00.10 / Панарина Лариса Юрьевна. – Самара, 2004. – 171 с. статьи (1)
  60. Пантюхина, Г.В. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни / Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт. – М. : ЦОЛИУВ, 1979. – 88 с. статьи (1)
  61. Папушек, Х. Значение невербального общения в младенческом возрасте для психического развития / Х. Папушек, М. Папушек, К. Солоед // Психологический журнал. – 2000. – Т. 21. – № 3. – С. 65-72. статьи (1)
  62. Петрушин В.И. Музыкальная психология – М.: ТОО «Пассим», 1994. – 304 с. статьи (1)
  63. Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста: 2-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 160 с. статьи (1)
  64. Рене А., Шпиц. Первый год жизни. – М.: ГЕРРУС, 2002. – 384 с. статьи (1)
  65. Сатаева, А.И. Педагогическая реабилитация глухих дошкольников после кохлеарной имплантации / А.И. Сатаева // Вестник оториноларингологии. – 2015. – № 80 (1). – С. 28-31. статьи (1)
  66. Сатаева, А.И. Показатели завершения «запускающего» этапа реабилитации применительно к разным группам детей с кохлеарными имплантами / А.И. Сатаева // Дефектология. – 2014. – № 3. – С. 21-30. статьи (1)
  67. Сафонкина Н.Ю., Бабина Н.Ю. Предпосылки становления слоговой структуры слова у младших школьников с общим недоразвитием речи // А.Р. Лурия и психология 21 века. Вторая международная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения А.Р. Лурия. Тезисы докладов / под ред. Т.В. Ахутиной (Россия), Ж.М. Глозман (Россия), Д. Таппера (США). – М.: АНО «Учебно-методическое объединение «Инсайт», 2002 г. – 211 с..; С. 125. статьи (1)
  68. Сорокина, Т.М. Исследование феномена «амбивалентного поведения» у детей раннего возраста: автореф. дис. …канд. психол. наук: 19.00.17 / Сорокина Татьяна Михайловна. – М., 1977. – 21 с. статьи (1)
  69. Социально-психологический аспект реабилитации больных с афазией / Л.С. Цветкова, Ж.М. Глозман, Н.Г. Калита, М.Ю. Максименко, А.А. Цыганок // Нейропсихолог в реабилитации и образовании – М.: Теревинф, 2008. – 400 с., С. 52-102. статьи (1)
  70. Толерантность и интеграция детей и молодых людей с ограниченными умственными и физическими возможностями в общество // Сборник материалов научно-практической конференции. - Владимир, 2007. - с. 106-108. статьи (1)
  71. Хорош, С М. Влияние позиции родителей на раннее развитие слепого ребенка / С.М. Хорош // Дефектология. - 1991. - № 3. статьи (1)
  72. Шматко Н.Д. Если малыш не слышит… [Текст] : пособие для учителя / Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская; Предисл. и послел. Э.А. Корсунской. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2003 – 204 с. статьи (1)
  73. Шпек, О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание / О. Шпек; пер. с нем. А.П. Голубева. – М.: Академия, 2003. – 432 с. статьи (1)
Мы используем cookie. Во время посещения сайта вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
OK