Альманах Института коррекционной педагогики - Альманах №1
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики

Современный этап развития системы помощи детям с особыми образовательными потребностями

Современный этап развития системы помощи детям с особыми образовательными потребностями
Выпуск открывает серию публикаций, отражающих результаты новейших исследований сотрудников Института по наиболее актуальным проблемам помощи детям с отклонениями в развитии. В первом выпуске объединены публикации, которые помогут читателю получить представление о позиции Института по наиболее острым и принципиальным вопросам:
  • оценки современного этапа в развитии отечественной системы специального образования;
  • определения стратегии и тактики развития системы специального образования в XXI веке
  • современного понимания проблем обучения и воспитания детей с различными нарушениями в развитии;
  • современного понимания особых образовательных потребностей детей с различными нарушениями в развитии.
Предлагаемые статьи адресованы пересекающимся, но все же несколько разнящимся аудиториям, и именно это, как нам кажется, определяет их взаимодополняемость и позволяет выделить разные аспекты затрагиваемых проблем.

Институт коррекционной педагогики РАО: наука - практике на рубеже веков

Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова
За годы своего существования Институт внес весомый вклад в изучение особых образовательных потребностей умственно отсталых, глухих и слабослышащих; незрячих и слабовидящих; детей с тяжелыми речевыми нарушениями; нарушениями опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития; детей с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы (ранний детский аутизм); детей с комбинированными нарушениями
Читать статью   Ключевые словасистема специального образования, периодизация эволюции отношения обществ и государств к лицам с отклонениями в развитии, ранняя коррекция, интеграция детей с особыми образовательными потребностями

Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с выраженными нарушениями в развитии

Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина
К детям с выраженными нарушениями в развитии обычно относят детей с интеллектуальными нарушениями; глухих и слабослышащих; слепых и слабовидящих; детей с различными нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития; детей с ранним детским аутизмом; детей с комбинированными нарушениями в развитии
Читать статью   Ключевые словареабилитация средствами образования, специальное образование, «социальный вывих», «обходные пути» обучения

Современное состояние коррекционной педагогики

Н.Н. Малофеев
Цель настоящей статьи - сделать ясным взаимодействие между государством, обществом, дефектологической наукой и практикой на современном этапе, показать позитивные и негативные тенденции этого взаимодействия, охарактеризовать роль науки и выдвигаемые пути выхода из кризиса системы специального образования
Читать статью   Ключевые слова

Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития

Н.Н. Малофеев
Данная статья написана по результатам первого исследования в цикле, направленном на изучение социо-культурных основ становления и развития систем специального образования, их взаимосвязи с социально-экономическим устройством страны, ценностными ориентациями государства и общества, политикой по отношению к детям с отклонениями в развитии, законодательством в сфере образования и прав человека, состоянием развития дефектологии как интегративной области знания, мировым историко-педагогическим процессом.
Читать статью   Ключевые слова

Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования

Н.Н. Малофеев
Проект программы скоординированных мер для планомерного перехода отечественной системы специального образования на новый этап своего развития (в соответствии с ратифицированными Российской Федерацией Конвенциями ООН в области прав детей, прав инвалидов)
Читать статью   Ключевые словакомпоненты системы специального образования 21 века, специальные образовательные учреждения, взаимодействие структур массового и специального образования, система повышения квалификации специалистов