АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Актуальный номер

Ранняя помощь: от исследований к практике

Альманах №32 / Выпуск шестой
Обложка выпуска. Альманах №32 Выпуск Альманаха посвящен вопросам психолого-педагогической помощи близким детей с ОВЗ в овладении способами коммуникации, отвечающей их особым потребностям. Понятно, насколько такая помощь важна для детей раннего возраста, когда создание условий развивающего взаимодействия особенно значимо для прогноза развития. Создание таких условий, в первую очередь, связано с преодолением трудностей формирования первой ведущей деятельности ребенка – его непосредственно-эмоционального общения с близким взрослым. В качестве метода выявления и преодоления специфических трудностей развития общения ребенка с близким человеком предлагается разработанный и апробированный в цикле исследований авторов этого номера метод экспертного анализа видеоматериалов, фиксирующих ситуации естественного и специально организованного…



Возможности использования метода видео-наблюдения в решении исследовательских и прикладных задач ранней помощи

В материалах статьи на основе аналитического обзора литературы представлены возможности метода наблюдения в ходе эмпирического изучения и оценки взаимодействия матери и ребенка первых лет жизни, в практике психодиагностической, психотерапевтической и педагогической работы с семьями ребенка раннего возраста, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.
Читать статью   Ключевые словаранняя помощь, дети с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействие матери и ребенка раннего возраста, метод наблюдения, анализ видеоматериалов взаимодействия взрослого и ребенка

Исследование общения взрослого и ребенка первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья: методический инструментарий

В статье представлена методика изучения общения ребенка с близким взрослым, включающая экспериментально апробированные процедуры сбора, обработки и анализа видеоматериалов взаимодействия, квалификационную сетку анализа коммуникативного поведения взрослых и детей различных категорий младенческого и раннего возраста; систему параметров оценки пространственно-временных, процессуальных и содержательных характеристик общения.
Читать статью   Ключевые словаранняя помощь, дети с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействие взрослого и ребенка раннего возраста, анализ видеоматериалов взаимодействия взрослого и ребенка, коммуникативные действия взрослого в общении с ребенком

Варианты развития общения у детей первых лет жизни с различными ограничениями здоровья

В материалах статьи представлены варианты, отражающие различное содержание, объем и качество трудностей в развитии общения детей раннего возраста с ОВЗ и близких взрослых. Приводятся данные о частоте выделенных вариантов коммуникативного поведения у детей младенческого и раннего возраста с тяжелыми нарушениями зрения, синдромом Дауна и органическим поражением ЦНС.
Читать статью   Ключевые словаранняя помощь, дети с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействие матери и ребенка раннего возраста, развитие общения ребенка раннего возраста, варианты трудностей развития общения, анализ видеоматериалов взаимодействия взрослого и ребенка, дети младенческого возраста с тяжелыми нарушениями зрения, дети раннего возраста с синдромом Дауна, дети раннего возраста с органическим поражением ЦНС

Анализ коммуникативных инициатив матери ребенка второго года жизни с органическим поражением центральной нервной системы

В статье описаны и иллюстрированы примерами особенности поведения матерей с детьми раннего возраста с органическим поражением ЦНС в специально созданных ситуациях общения. Обосновывается предположение о том, что основным механизмом трудностей развития общения этой категории детей является несоответствие коммуникативного поведения матери возможностям и потребностям ребенка.
Читать статью   Ключевые словаранняя помощь, дети с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействие матери и ребенка раннего возраста, развитие общения ребенка раннего возраста, анализ видеоматериалов взаимодействия взрослого и ребенка, коммуникативные действия взрослого в общении с ребенком, дети с органическим поражением центральной нервной системы

Особенности коммуникативного поведения детей второго-третьего года жизни с синдромом Дауна и трудности его интерпретации близким взрослым

В статье описаны и проанализированы некоторые особенности поведения детей раннего возраста с синдромом Дауна, осложняющие их общение с близким взрослым. Показано, что отказ от общения, специфические противоречивые коммуникативные действия ребенка являются сигналом неблагополучия в развитии общения ребенка, которое связано с недостатками коммуникативного поведения близкого взрослого.
Читать статью   Ключевые словаранняя помощь, дети с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействие матери и ребенка раннего возраста, развитие общения ребенка раннего возраста, анализ видеоматериалов взаимодействия взрослого и ребенка, коммуникативные действия взрослого в общении с ребенком, дети раннего возраста с синдромом Дауна

Взаимодействие воспитателей с детьми-сиротами с тяжелыми множественными нарушениями развития вне ситуации ухода за ними

Статья посвящена анализу взаимодействия воспитателей с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития во время досуга. Описаны отдельные феномены взаимодействия, способствующие и препятствующие психическому развитию ребенка. Описаны трудности, с которыми сталкивается взрослый при взаимодействии с данной категорией детей.
Читать статью   Ключевые словаранняя помощь, дети с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействие матери и ребенка раннего возраста, развитие общения ребенка раннего возраста, анализ видеоматериалов взаимодействия взрослого и ребенка, коммуникативные действия взрослого в общении с ребенком, дети с тяжелыми множественными нарушениями развития, дети с глубокой степенью умственной отсталости, дети-сироты

Формирование специальных коммуникативных умений у матерей слепых младенцев с опорой на анализ видеоматериалов

В статье рассматривается применение методики анализа видеоматериалов взаимодействия матери с ребенком в контексте формирования коммуникативных умений матерей, воспитывающих недоношенных слепых младенцев. На основе идеи П.Я. Гальперина об ориентировочной основе действия акцент в обучении взрослых делается на освоении ими системы критериев, являющихся основанием для планирования, оценки и изменения собственного поведения во взаимодействии с ребенком.
Читать статью   Ключевые словаранняя помощь, дети с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействие матери и ребенка раннего возраста, развитие общения ребенка младенческого возраста, анализ видеоматериалов взаимодействия взрослого и ребенка, коммуникативные действия взрослого в общении с ребенком, коммуникативные умения взрослого в общении с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, дети младенческого возраста с тяжелыми нарушениями зрения

Предыдущие выпуски
Альманах №31
Альманах №30
Альманах №29
Альманах №28
Альманах №27
Альманах №26
Альманах №25
Альманах №24
Альманах №23
Альманах №22
Альманах №21
Альманах №20
Альманах №19
Альманах №18
Альманах №17
Альманах №16
Альманах №15
Альманах №14
Альманах №13
Альманах №12
Альманах №11
Альманах №10
Альманах №9
Альманах №8
Альманах №7
Альманах №6
Альманах №5
Альманах №4
Альманах №3
Альманах №2
Альманах №1