Цель исследования
Изменение норм, требований и условий их реализации в Единой всероссийской спортивной классификации для присвоения спортивных разрядов и спортивных званий, позволяющие увеличить число лиц с интеллектуальными нарушениями, занимающихся адаптивным спортом.
Зaдaчи иccлeдoвaния
- Выявить роль и место адаптивной физической культуры и спорта в комплексной реабилитации, абилитации, социализации и повышении качества жизни лиц с интеллектуальными нарушениями.
- Определить тенденции изменения требований и условий Единой всероссийской спортивной классификации для присвоения спортивных разрядов и спортивных званий лицам с поражением опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха в игровых спортивных дисциплинах за период 1997 по 2013 год.
- Изучить особенности физического и психического развития с интеллектуальными нарушениями и на этой основе обосновать требования и условия Единой всероссийской спортивной классификации для присвоения им спортивных разрядов и спортивных званий в игровых спортивных дисциплинах.
- Разработать и предложить для внедрения Всероссийской федерации спорта лиц с интеллектуальными нарушениями нормы, требования и условия оценки индивидуального и индивидуально-группового спортивного мастерства в рамках Единой всероссийской спортивной классификации для присвоения спортивных юношеских разрядов лицам с интеллектуальными нарушениями в игровых спортивных дисциплинах.
- Проверить эффективность внедрения требований и условий Единой всероссийской спортивной классификации для лиц с интеллектуальными нарушениями в игровых спортивных дисциплинах.
Методы исследования
Анализ литературных источников, документальных материалов, законодательных и нормативно-правовых актов, данных федерального статистического наблюдения в области физической и адаптивной физической культуры, классификация, интервьюирование тренеров, специалистов, слушателей курсов повышения квалификации, педагогическое наблюдение, экспертная оценка, педагогическое тестирование, методы математической обработки эмпирических данных, методы литературно-графического оформления результатов исследования.
В ходе исследования были проанализированы действующие спортивные классификации: Единая всероссийская спортивная классификация 1997- 2000 гг.; Единая всероссийская спортивная классификация 2001-2005 гг.; Единая всероссийская спортивная классификация 2006-2009 гг. (летние виды спорта); Единая всероссийская спортивная классификация 2010-2013 гг. (летние виды спорта).
Проведенный анализ показал, что действующие с 1997 по 2013 год классификации содержат требования занять то или иное место по каждой спортивной дисциплине на соревнованиях определенного масштаба (уровня) – от паралимпийских (сурдолимпийских для глухих спортсменов) игр до официальных соревнований муниципального уровня (для присвоения массовых разрядов).
Также анализ показал, что условием выполнения перечисленных требований являются: участие в соревнованиях утвержденного минимума команд; достижение установленного минимума, побед в состязании; привлечение к судейству соревнований судей определенных категорий (уровня); достижение спортсменом минимального для данных соревнований возраста; обязательное участие спортсмена, претендующего на получение соответствующего спортивного разряда или спортивного звания в минимальном количестве игр, выраженном в процентах от всех игр соревнований ( табл.1).
Таблица 1. Сравнительный анализ требований присвоения спортивного звания Мастер спорта международного класса по игровым спортивным дисциплинам спорта слепых в ЕВСК в период 1997 - 2013 гг.
Наименование соревнования | Единая всероссийская спортивная классификация | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1997-2000 гг. | 2001-2005 гг. | 2006-2009 гг. | 2010-2013 гг. | |||||
Наименование спортивной дисциплины | ||||||||
Голбол, торбол | Голбол, торбол | Футбол, мини- футбол (5х5 В1) | Футбол, футзал (5х5 В2, В3) | Голбол | Торбол | Голбол | Торбол | |
занять место | ||||||||
Паралимпийские игры | 1-4 | 1-6 | 1-6 | - | - | - | 1-6 | - |
Чемпионат мира | 1-4 | 1-6 | 1-5 | 1-5 | 1-5 | - | 1-5 | 1-3 |
Всемирные игры | - | - | 1-5 | 1-5 | 1-5 | - | 1-5 | 1-3 |
Кубок мира | - | 1-4 | 1-4 | 1-4 | 1-4 | 1-4 | 1-4 | 1-2 |
Чемпионат Европы | 1-3 | 1-4 | 1-4 | 1-4 | 1-4 | 1-4 | 1-3 | 1-е |
Кубок Европы | - | - | 1-3 | 1-3 | 1-3 | 1-3 | 1-3 | 1-е |
Другие международные спортивные соревнования, включенные в Единый календарный план | - | - | 1-е | 1-е | 1-е | 1-е | 1-е | 1-е |
Главный принцип при разработке ЕВСК по игровым спортивным дисциплинам спорта лиц с интеллектуальными нарушениями – это принцип соответствия требований и условий их выполнения результатам соревновательной деятельности инвалидов других групп (слепых, глухих, с поражением ОДА) на состязаниях того же масштаба (уровня). Исходя из этого, были разработаны разделы ЕВСК для всех игровых спортивных дисциплин, всех спортивных разрядов и званий в данном виде адаптивного спорта.
В качестве примера приведем требования и условия присвоения звания Мастера спорта (МС) России по футболу спорта лиц с интеллектуальными нарушениями (см. Таблица 2)
Таблица 2. Требования и условия присвоения спортивного звания Мастера спорта России по футболу лиц с интеллектуальными нарушениями
# | Наименование соревнования | Пол (возраст) | Требование: занять место |
---|---|---|---|
1 | Чемпионат мира, Всемирные игры | Мужчины | 5 |
2 | Чемпионат Европы, Европейские игры | Мужчины | 4 |
3 | Первенство мира | Юниоры (до 20 лет) |
1-3 |
4 | Первенство Европы | Юниоры (до 23 лет) |
1 |
Юниоры (до 20 лет) |
1 | ||
Юниоры (до 18 лет) |
1 | ||
5 | Чемпионат России, Всероссийская спартакиада между субъектами Российской Федерации среди сильнейших команд | мужчины | 1-3 |
Разработанные разделы ЕВСК по игровым спортивным дисциплинам спорта лиц с интеллектуальными нарушениями были представлены во Всероссийскую федерацию спорта лиц с интеллектуальными нарушениями. Утверждены в установленном порядке приказом Министерства спорта Российской Федерации от 10.04.2014г. №227 и переутверждены с незначительными редакционными правками его же приказом №990, что демонстрирует внедрение в практику адаптивного спорта результатов настоящего исследования.
Вместе с тем исследование выявило и объективные трудности реализации данных требований и условий. Проведенный опрос тренеров, специалистов, организаторов соревнований показывает, что сформировать тренировочные группы и привлечь к соревнованиям необходимое количество команд (не менее 5) на уровне муниципального образования практически невозможно. Это обстоятельство привело нас к необходимости переосмыслить и уточнить направления совершенствования ЕВСК по игровым спортивным дисциплинам для лиц с интеллектуальными нарушениями.
Было предложено разработать и экспериментально проверить:
- индивидуальные нормы и условия их выполнения по оценке технической, технико-тактической и физической подготовленности занимающегося для присвоения ему юношеского разряда;
- индивидуальные нормы и условия их выполнения по оценке технической, технико-тактической и физической подготовленности занимающегося с привлечением к тестированию 1, 2, 3 и более игроков для присвоения юношеского разряда спортсмену, сдающему нормы;
- требований и условий по их выполнению для присвоения спортивных юношеских разрядов по игровым спортивным дисциплинам с использованием команд, состоящих из 2, 3, 4 игроков, и с применением уменьшенных размеров спортивных площадок и времени игры;
- одновременное использование норм по оценке индивидуального технического и технико-тактического мастерства, уровня физической подготовленности спортсмена и его участие в соревнованиях по данной игровой спортивной дисциплине в составе команды, состоящей из 2, 3, 4 игроков;
- привлечение к тренировкам и соревнованиям лиц с интеллектуальными нарушениями здоровых спортсменов и специальная организация их взаимодействия.
Подчеркнем, что речь не идет о простом снижении требовании и упрощении условий, предлагаемые изменения и уточнения были основаны на понимании специфических особенностей физического и психического развития лиц с интеллектуальными нарушениями. Именно учет специфики развития, особых потребностей лиц с интеллектуальными нарушениями должен был послужить снятию барьеров на пути занятий адаптивным спортом. В исследовании это проверялось и оценивалось.
Предложения и конкретные разработки по каждому из пяти приведенных направлений совершенствования ЕВСК по игровым спортивным дисциплинам были представлены во Всероссийскую федерацию спорта лиц с интеллектуальными нарушениями для апробации и последующего включения в установленном порядке в Единую всероссийскую спортивную классификацию.
Специальный раздел исследования был посвящен обоснованию возможности выполнения разработанных норм и требований раздела Единой всероссийской спортивной классификации для лиц с интеллектуальными нарушениями по игровым спортивным дисциплинам.
Анализ результатов показал, что внесение предложенных уточнений в ЕВСК для лиц с интеллектуальными нарушениями по игровым спортивным дисциплинам привело к достоверному увеличению числа лиц, занимающихся адаптивной физической культурой и выполнивших массовые спортивные разряды.
Таблица 4. Количество занимающихся адаптивной физической культурой и спортом за период с 2011 по 2017 год
Численность занимающихся (чел.) | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
# | Год | Всего | Лица с интеллектуальными нарушениями | Лица с нарушением зрения | Лица с нарушением слуха | Лица с нарушением ОДА |
1 | 2011 | 365 668 | 40 848 | 33 046 | 51 292 | 92 751 |
2 | 2012 | 458 471 | 83 076 | 40 604 | 55 990 | 84 884 |
3 | 2013 | 540 950 | 103 220 | 45 785 | 61 521 | 99 603 |
4 | 2014 | 646 757 | 139 372 | 68 711 | 75 745 | 129 341 |
5 | 2015 | 845 009 | 153 875 | 78 761 | 83 466 | 146 932 |
6 | 2016 | 977 647 | 183 915 | 92 461 | 93 802 | 175 153 |
7 | 2017 | 1 154 418 | 221 146 | 104 089 | 103 956 | 195 804 |
Статистический вывод | p<0,001 | p<0,001 | p<0,001 | p<0,001 |
Как видно из таблицы 4, число лиц с интеллектуальными нарушениями, занимающихся адаптивной физической культурой и адаптивным спортом, увеличилось более чем в 5,4 раза. Если в 2011 году (когда данный вид адаптивного спорта юридически не был закреплен) занимались 40848 человек, то в 2017 году уже 221146 человек.
Также установлено, что в период 2013-2017 гг. число лиц интеллектуальными нарушениями, занятых в адаптивном спорте, превысило число лиц с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.
Очевиден рост количества лиц с интеллектуальными нарушениями, систематически занимающихся адаптивной физической культурой и адаптивным спортом в 2015-2017 годах, то есть после утверждения разделов ЕВСК по игровым спортивным дисциплинам в 2014 году (Диаграмма 1).
Диаграмма 1. Количество лиц с интеллектуальными нарушениями, занимающихся адаптивной физической культурой и адаптивным спортом за период с 2011-2017 год.
Выраженная положительная динамика роста числа лиц с интеллектуальными нарушениями, выполнивших массовые спортивные разряды в период с 2012 по 2017 год, показана ниже (см. Диаграмма 2).
Диаграмма 2. Численность лиц с интеллектуальными нарушениями, выполнивших массовые спортивные разряды за период с 2012 по 2017 год.
Приведенные факты подтверждают эффективность разработанных и внедренных в практику изменений и уточнений Единой всероссийской спортивной классификации по игровым спортивным дисциплинам спорта лиц с интеллектуальными нарушениями. Понимание и учет спец3ифических особенностей физического и психического развития лиц с интеллектуальными нарушениями послужили преодолению барьеров на пути их включения в адаптивный спорт.
Разработка, обоснование и апробация норм, требований и условий Единой всероссийской спортивной классификации для лиц с интеллектуальными нарушениями в игровых спортивных дисциплинах, утверждение требований и условий для присвоения по этим дисциплинам спортивных званий (МСМК, МС), спортивных разрядов (КМС, I, II, III разряды, I и II юношеские разряды) позволило существенно повысить мотивацию к тренировочным занятиям.
Понимание трудности комплектования полноценных тренировочных групп, формирования необходимого для присвоения массовых спортивных разрядов количества команд, которые должны принять участие в соревнованиях, послужили разработке новых практических рекомендаций по организации тренировочных мероприятий по игровым спортивным дисциплинам с лицами, имеющими интеллектуальные нарушения. Была показана необходимость организованной и подготовленной интеграции лиц с интеллектуальными нарушениями со здоровыми спортсменами при комплектовании тренировочных групп. Такой подход хорошо зарекомендовал себя в программах Специальной олимпиады и получил название «Объединенный спорт».
Для стимулирования занимающихся к работе по повышению спортивного мастерства в игровых спортивных дисциплинах могут быть использованы нормативы индивидуальных показателей технической, технико-тактической, физической подготовленности, выраженные в единице измерения времени, пространства, силы, а также в количестве раз и баллах.
С целью приближения тренировочных занятий и показателей тестов по характеру и форме к коллективным взаимодействиям предлагается применять нормативы для оценки технической, технико-тактической, физической подготовленности спортсменов, но выполняемых ими в парах, тройках, четверках. Здесь занимающиеся будут демонстрировать не только индивидуальное спортивное мастерство, но и умения и навыки коллективного взаимодействия.
Для оценки технической, технико-тактической, физической и психологической подготовленности занимающимся могут быть рекомендованы соревнования, в которых участвуют команды, состоящие из 2, 3, 4 и более человек. Соревнования могут проводиться как по круговой, так и по олимпийской системе, то есть с выбыванием.
Данные практические рекомендации позволяют организовывать тренировочные мероприятия и соревнования даже в случае, когда сформировать полноценные по составу команды не предоставляется возможным.