Альманах №53
13.12.2023 Дата публикации статьи: 13.12.2023
Альманах №53 · Адаптивная физкультура и спорт
Альманах №53 · Адаптивная физкультура и спорт

Учет особенностей развития лиц с интеллектуальными нарушениями – условие их включения в занятия адаптивным спортом

Аксенова Н.Н. ФГБОУ ВО «Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург», Санкт-Петербург

Цель исследования

Изменение норм, требований и условий их реализации в Единой всероссийской спортивной классификации для присвоения спортивных разрядов и спортивных званий, позволяющие увеличить число лиц с интеллектуальными нарушениями, занимающихся адаптивным спортом.

Зaдaчи иccлeдoвaния

  1. Выявить роль и место адаптивной физической культуры и спорта в комплексной реабилитации, абилитации, социализации и повышении качества жизни лиц с интеллектуальными нарушениями.
  2. Определить тенденции изменения требований и условий Единой всероссийской спортивной классификации для присвоения спортивных разрядов и спортивных званий лицам с поражением опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха в игровых спортивных дисциплинах за период 1997 по 2013 год.
  3. Изучить особенности физического и психического развития с интеллектуальными нарушениями и на этой основе обосновать требования и условия Единой всероссийской спортивной классификации для присвоения им спортивных разрядов и спортивных званий в игровых спортивных дисциплинах.
  4. Разработать и предложить для внедрения Всероссийской федерации спорта лиц с интеллектуальными нарушениями нормы, требования и условия оценки индивидуального и индивидуально-группового спортивного мастерства в рамках Единой всероссийской спортивной классификации для присвоения спортивных юношеских разрядов лицам с интеллектуальными нарушениями в игровых спортивных дисциплинах.
  5. Проверить эффективность внедрения требований и условий Единой всероссийской спортивной классификации для лиц с интеллектуальными нарушениями в игровых спортивных дисциплинах.

Методы исследования

Анализ литературных источников, документальных материалов, законодательных и нормативно-правовых актов, данных федерального статистического наблюдения в области физической и адаптивной физической культуры, классификация, интервьюирование тренеров, специалистов, слушателей курсов повышения квалификации, педагогическое наблюдение, экспертная оценка, педагогическое тестирование, методы математической обработки эмпирических данных, методы литературно-графического оформления результатов исследования.

В ходе исследования были проанализированы действующие спортивные классификации: Единая всероссийская спортивная классификация 1997- 2000 гг.; Единая всероссийская спортивная классификация 2001-2005 гг.; Единая всероссийская спортивная классификация 2006-2009 гг. (летние виды спорта); Единая всероссийская спортивная классификация 2010-2013 гг. (летние виды спорта).

Проведенный анализ показал, что действующие с 1997 по 2013 год классификации содержат требования занять то или иное место по каждой спортивной дисциплине на соревнованиях определенного масштаба (уровня) – от паралимпийских (сурдолимпийских для глухих спортсменов) игр до официальных соревнований муниципального уровня (для присвоения массовых разрядов).

Также анализ показал, что условием выполнения перечисленных требований являются: участие в соревнованиях утвержденного минимума команд; достижение установленного минимума, побед в состязании; привлечение к судейству соревнований судей определенных категорий (уровня); достижение спортсменом минимального для данных соревнований возраста; обязательное участие спортсмена, претендующего на получение соответствующего спортивного разряда или спортивного звания в минимальном количестве игр, выраженном в процентах от всех игр соревнований ( табл.1).

Таблица 1. Сравнительный анализ требований присвоения спортивного звания Мастер спорта международного класса по игровым спортивным дисциплинам спорта слепых в ЕВСК в период 1997 - 2013 гг.

Наименование соревнования Единая всероссийская спортивная классификация
1997-2000 гг. 2001-2005 гг. 2006-2009 гг. 2010-2013 гг.
Наименование спортивной дисциплины
Голбол, торбол Голбол, торбол Футбол, мини- футбол (5х5 В1) Футбол, футзал (5х5 В2, В3) Голбол Торбол Голбол Торбол
занять место
Паралимпийские игры 1-4 1-6 1-6 - - - 1-6 -
Чемпионат мира 1-4 1-6 1-5 1-5 1-5 - 1-5 1-3
Всемирные игры - - 1-5 1-5 1-5 - 1-5 1-3
Кубок мира - 1-4 1-4 1-4 1-4 1-4 1-4 1-2
Чемпионат Европы 1-3 1-4 1-4 1-4 1-4 1-4 1-3 1-е
Кубок Европы - - 1-3 1-3 1-3 1-3 1-3 1-е
Другие международные спортивные соревнования, включенные в Единый календарный план - - 1-е 1-е 1-е 1-е 1-е 1-е
Требования присвоения спортивного звания Мастер спорта международного класса по игровым спортивным дисциплинам спорта слепых в ЕВСК в период 1997 - 2013 гг.

Главный принцип при разработке ЕВСК по игровым спортивным дисциплинам спорта лиц с интеллектуальными нарушениями – это принцип соответствия требований и условий их выполнения результатам соревновательной деятельности инвалидов других групп (слепых, глухих, с поражением ОДА) на состязаниях того же масштаба (уровня). Исходя из этого, были разработаны разделы ЕВСК для всех игровых спортивных дисциплин, всех спортивных разрядов и званий в данном виде адаптивного спорта.

В качестве примера приведем требования и условия присвоения звания Мастера спорта (МС) России по футболу спорта лиц с интеллектуальными нарушениями (см. Таблица 2)

Таблица 2. Требования и условия присвоения спортивного звания Мастера спорта России по футболу лиц с интеллектуальными нарушениями

# Наименование соревнования Пол (возраст) Требование: занять место
1 Чемпионат мира, Всемирные игры Мужчины 5
2 Чемпионат Европы, Европейские игры Мужчины 4
3 Первенство мира Юниоры
(до 20 лет)
1-3
4 Первенство Европы Юниоры
(до 23 лет)
1
Юниоры
(до 20 лет)
1
Юниоры
(до 18 лет)
1
5 Чемпионат России, Всероссийская спартакиада между субъектами Российской Федерации среди сильнейших команд мужчины 1-3
Требования и условия присвоения спортивного звания Мастера спорта России по футболу лиц с интеллектуальными нарушениями.
- Иные условия:
  • Для участия в спортивных соревнованиях спортсмены должны достичь установленного возраста в календарный год проведения спортивных состязаний
  • При участии в соревнованиях не менее 6 команд
  • Требования не выполняются на спортивных соревнованиях, в которых участники делятся на соревновательные группы (дивизионы) (в соревнованиях по программам Специальной олимпиады)

Разработанные разделы ЕВСК по игровым спортивным дисциплинам спорта лиц с интеллектуальными нарушениями были представлены во Всероссийскую федерацию спорта лиц с интеллектуальными нарушениями. Утверждены в установленном порядке приказом Министерства спорта Российской Федерации от 10.04.2014г. №227 и переутверждены с незначительными редакционными правками его же приказом №990, что демонстрирует внедрение в практику адаптивного спорта результатов настоящего исследования.

Вместе с тем исследование выявило и объективные трудности реализации данных требований и условий. Проведенный опрос тренеров, специалистов, организаторов соревнований показывает, что сформировать тренировочные группы и привлечь к соревнованиям необходимое количество команд (не менее 5) на уровне муниципального образования практически невозможно. Это обстоятельство привело нас к необходимости переосмыслить и уточнить направления совершенствования ЕВСК по игровым спортивным дисциплинам для лиц с интеллектуальными нарушениями.

Было предложено разработать и экспериментально проверить:

  1. индивидуальные нормы и условия их выполнения по оценке технической, технико-тактической и физической подготовленности занимающегося для присвоения ему юношеского разряда;
  2. индивидуальные нормы и условия их выполнения по оценке технической, технико-тактической и физической подготовленности занимающегося с привлечением к тестированию 1, 2, 3 и более игроков для присвоения юношеского разряда спортсмену, сдающему нормы;
  3. требований и условий по их выполнению для присвоения спортивных юношеских разрядов по игровым спортивным дисциплинам с использованием команд, состоящих из 2, 3, 4 игроков, и с применением уменьшенных размеров спортивных площадок и времени игры;
  4. одновременное использование норм по оценке индивидуального технического и технико-тактического мастерства, уровня физической подготовленности спортсмена и его участие в соревнованиях по данной игровой спортивной дисциплине в составе команды, состоящей из 2, 3, 4 игроков;
  5. привлечение к тренировкам и соревнованиям лиц с интеллектуальными нарушениями здоровых спортсменов и специальная организация их взаимодействия.

Подчеркнем, что речь не идет о простом снижении требовании и упрощении условий, предлагаемые изменения и уточнения были основаны на понимании специфических особенностей физического и психического развития лиц с интеллектуальными нарушениями. Именно учет специфики развития, особых потребностей лиц с интеллектуальными нарушениями должен был послужить снятию барьеров на пути занятий адаптивным спортом. В исследовании это проверялось и оценивалось.

Предложения и конкретные разработки по каждому из пяти приведенных направлений совершенствования ЕВСК по игровым спортивным дисциплинам были представлены во Всероссийскую федерацию спорта лиц с интеллектуальными нарушениями для апробации и последующего включения в установленном порядке в Единую всероссийскую спортивную классификацию.

Специальный раздел исследования был посвящен обоснованию возможности выполнения разработанных норм и требований раздела Единой всероссийской спортивной классификации для лиц с интеллектуальными нарушениями по игровым спортивным дисциплинам.

Анализ результатов показал, что внесение предложенных уточнений в ЕВСК для лиц с интеллектуальными нарушениями по игровым спортивным дисциплинам привело к достоверному увеличению числа лиц, занимающихся адаптивной физической культурой и выполнивших массовые спортивные разряды.

Таблица 4. Количество занимающихся адаптивной физической культурой и спортом за период с 2011 по 2017 год

Численность занимающихся (чел.)
# Год Всего Лица с интеллектуальными нарушениями Лица с нарушением зрения Лица с нарушением слуха Лица с нарушением ОДА
1 2011 365 668 40 848 33 046 51 292 92 751
2 2012 458 471 83 076 40 604 55 990 84 884
3 2013 540 950 103 220 45 785 61 521 99 603
4 2014 646 757 139 372 68 711 75 745 129 341
5 2015 845 009 153 875 78 761 83 466 146 932
6 2016 977 647 183 915 92 461 93 802 175 153
7 2017 1 154 418 221 146 104 089 103 956 195 804
Статистический вывод p<0,001 p<0,001 p<0,001 p<0,001
сравнивались абсолютные значения численности занимающихся в 2011г. и 2017г. Для проверки статистической гипотезы о достоверности различий численности занимающихся в 2011г. и 2017г. использовался критерий хи-квадрат (Барникова И.Э., Самсонова А.В. Информационные технологии в обработке анкетных данных в педагогике и биомеханике спорта. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2017. - 109 с.). Количество занимающихся адаптивной физической культурой и спортом за период с 2011 по 2017 год

Как видно из таблицы 4, число лиц с интеллектуальными нарушениями, занимающихся адаптивной физической культурой и адаптивным спортом, увеличилось более чем в 5,4 раза. Если в 2011 году (когда данный вид адаптивного спорта юридически не был закреплен) занимались 40848 человек, то в 2017 году уже 221146 человек.

Также установлено, что в период 2013-2017 гг. число лиц интеллектуальными нарушениями, занятых в адаптивном спорте, превысило число лиц с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.

Очевиден рост количества лиц с интеллектуальными нарушениями, систематически занимающихся адаптивной физической культурой и адаптивным спортом в 2015-2017 годах, то есть после утверждения разделов ЕВСК по игровым спортивным дисциплинам в 2014 году (Диаграмма 1).

Диаграмма 1. Количество лиц с интеллектуальными нарушениями, занимающихся адаптивной физической культурой и адаптивным спортом за период с 2011-2017 год.

Выраженная положительная динамика роста числа лиц с интеллектуальными нарушениями, выполнивших массовые спортивные разряды в период с 2012 по 2017 год, показана ниже (см. Диаграмма 2).

Диаграмма 2. Численность лиц с интеллектуальными нарушениями, выполнивших массовые спортивные разряды за период с 2012 по 2017 год.

Приведенные факты подтверждают эффективность разработанных и внедренных в практику изменений и уточнений Единой всероссийской спортивной классификации по игровым спортивным дисциплинам спорта лиц с интеллектуальными нарушениями. Понимание и учет спец3ифических особенностей физического и психического развития лиц с интеллектуальными нарушениями послужили преодолению барьеров на пути их включения в адаптивный спорт.

Разработка, обоснование и апробация норм, требований и условий Единой всероссийской спортивной классификации для лиц с интеллектуальными нарушениями в игровых спортивных дисциплинах, утверждение требований и условий для присвоения по этим дисциплинам спортивных званий (МСМК, МС), спортивных разрядов (КМС, I, II, III разряды, I и II юношеские разряды) позволило существенно повысить мотивацию к тренировочным занятиям.

Понимание трудности комплектования полноценных тренировочных групп, формирования необходимого для присвоения массовых спортивных разрядов количества команд, которые должны принять участие в соревнованиях, послужили разработке новых практических рекомендаций по организации тренировочных мероприятий по игровым спортивным дисциплинам с лицами, имеющими интеллектуальные нарушения. Была показана необходимость организованной и подготовленной интеграции лиц с интеллектуальными нарушениями со здоровыми спортсменами при комплектовании тренировочных групп. Такой подход хорошо зарекомендовал себя в программах Специальной олимпиады и получил название «Объединенный спорт».

Для стимулирования занимающихся к работе по повышению спортивного мастерства в игровых спортивных дисциплинах могут быть использованы нормативы индивидуальных показателей технической, технико-тактической, физической подготовленности, выраженные в единице измерения времени, пространства, силы, а также в количестве раз и баллах.

С целью приближения тренировочных занятий и показателей тестов по характеру и форме к коллективным взаимодействиям предлагается применять нормативы для оценки технической, технико-тактической, физической подготовленности спортсменов, но выполняемых ими в парах, тройках, четверках. Здесь занимающиеся будут демонстрировать не только индивидуальное спортивное мастерство, но и умения и навыки коллективного взаимодействия.

Для оценки технической, технико-тактической, физической и психологической подготовленности занимающимся могут быть рекомендованы соревнования, в которых участвуют команды, состоящие из 2, 3, 4 и более человек. Соревнования могут проводиться как по круговой, так и по олимпийской системе, то есть с выбыванием.

Данные практические рекомендации позволяют организовывать тренировочные мероприятия и соревнования даже в случае, когда сформировать полноценные по составу команды не предоставляется возможным.

  • 1. Аксенова, Н.Н. Анализ Единой всероссийской спортивной классификации по игровым спортивным дисциплинам адаптивного спорта / С.П. Евсеев, Н.Н. Аксенова // Адаптивная физическая культура. – 2012. – № 3 (51). – С. 7–15.
  • 2. Аксенова, Н.Н. Всероссийская единая спортивная классификация по игровым спортивным дисциплинам спорта для лиц с интеллектуальными нарушениями / С.П. Евсеев, Н.Н. Аксенова // Адаптивная физическая культура. – 2013. – № 1 (53). – С. 42–45.
  • 3. Аксенова, Н.Н. Определение и оценка скоростных возможностей инвалидов / С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева, А.И. Черная, Е.Б. Ладыгина, Н.Н. Аксенова // Адаптивная физическая культура. – 2016. – № 1 (65). – С. 23–25.
  • 4. Аксенова, Н.Н. Развитие игровых спортивных дисциплин спорта лиц с интеллектуальными нарушениями / С.П. Евсеев, Н.Н. Аксенова // Адаптивная физическая культура. – 2018. – № 1 (73). – С. 4–5.
  • 5. Аксенова, Н.Н. Перспективы применения Единой всероссийской спортивной классификации спорта лиц с интеллектуальными нарушениями в игровых видах спорта / Н.Н. Аксенова // Адаптивная физическая культура. – 2018. – № 3 (75). – С. 52–53.

Библиография


Аксенова Н.Н. Учет особенностей развития лиц с интеллектуальными нарушениями – условие их включения в занятия адаптивным спортом. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №53 2023 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-53/taking-into-account-the-developmental-characteristics-of-persons-with-intellectual-disabilities-is-a-condition-for-their-inclusion-in-adaptive-sports (Дата обращения: 28.04.2024)

©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности