Альманах №51
01.06.2023 Дата публикации статьи: 01.06.2023
Альманах №51 · Развитие речи
Альманах №51 · Развитие речи

Четырехкомпонентный анализ речевого развития ребенка с ОНР и обоснование коррекционных задач

Китик Е.Е. Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

Представление о речевом развитии детей в норме является основой для понимания отклонений речевого развития и системой координат логопеда в процессе диагностики, коррекции и профилактики речевых нарушений [3].

Основываясь на введенном Р.Е. Левиной представлении [5,7] о согласованном развитии речевых средств (лексики, грамматики, фонетики) и способности применять их в коммуникации по возрасту [4], о значимости не только биологических предпосылок, но и социальных условий для нормального речевого развития ребенка покажем, как выстраивается анализ вариантов недоразвития речи.

Предлагается использовать схему анализа нарушений речевого развития ребенка, включающую четыре компонента:

  • Биологические предпосылки речевого развития ребенка – оценка сохранности органов и систем речевого аппарата, включенных в процесс понимания и порождения речи, развития коммуникации;
  • Условия речевого развития – оценка коммуникативной ситуации развития ребенка (кто, о чем и как разговаривает с ребенком);
  • Коммуникативное поведение ребенка (с кем, о чем и как способен говорить ребенок);
  • Освоенные речевые средства – оценка развития лексического, грамматического и фонетического строя речи ребенка.

Следуя этой логике анализа, логопед исходит из того, что речевое развитие как в норме, так и при нарушении – системный, динамический процесс (Р.Е. Левина, 1961). "Анализируя речевое развитие ребенка, мы отмечаем, что формирование каждого из упомянутых компонентов обнаруживает определенное соответствие с уровнем развития других, и что в единстве этого соответствия совершается переход с одной ступени речи на другую".

Обратимся к системному недоразвитию речи. Покажем, как описываются результаты четырёхкомпонентного анализа речевого развития ребенка с ОНР (I уровень), и как происходит переход от понимания нарушения, причин и условий, в которых оно сложилось, к постановке задач, определению направлений и содержания коррекционной работы. Используем в качестве примера конкретный детский случай. Ребенку 3г.8мес., у него общее недоразвитие речи (Iуровень).

Начнем с наиболее привычного логопедам компонента – анализа актуальных речевых средств.

Речевое развитие ребенка с ОНР (I уровень)

Речевые средства, освоенные ребёнком

  • Невербальные средства

    • Все еще использует указательный жест вместо слов, обозначающих предмет;
    • Все еще заменяет выразительным движением или жестом то, что не может сказать – направление движения, величину предмета, указание места;
    • Для уточнения смысла высказывания использует интонацию.
  • Вербальные средства

    • Понимание речи
      • Понимает слова и фразы только с опорой на конкретную ситуацию или воспоминания о ней;
      • В понимании ситуативной речи продолжает ориентироваться на эмоциональную выразительность и ритмико-мелодическую окраску речи собеседника;
      • Значительный и нарастающий разрыв между пониманием и самостоятельной речью.
    • Лексико-грамматические средства
      • Самостоятельно не продуцирует фразу;
      • Все еще использует отдельные слова в функции фразы;
      • Используемые слова неточны, диффузны по значению;
      • Вместо слов в самостоятельной речи часто использует звукокомплексы, звукоподражания, лепетные слова, обозначающие предмет, действие, реже – признак.
    • Фонетико-фонематические средства
      • Все еще использует односложные слова с закрытым слогом и двусложные с открытыми слогами;
      • В самостоятельной речи, как правило, не использует 3-сложные слова, при их редком употреблении воспроизводит только контур слова или упрощает звуковую структуру, пропуская 1-2 слога;
      • Правильно произносит только гласные звуки и согласные раннего онтогенеза;
      • Звуки среднего и позднего онтогенеза заменяет на более простые по артикуляции или пропускает;
      • Все согласные звуки все еще произносит смягченно;
      • Хорошо различает мелодику речи, интонацию, тембр, тон голоса, но не звуковой состав слов.

Коммуникативное поведение ребенка

Анализ специалистом-логопедом коммуникативного поведения ребенка с ОНР (I уровень) осуществляется в системе координат нормативного речевого развития, т.е. по тем же структурным компонентам анализа: круг собеседников, содержание общения, отклик в коммуникации, инициатива в коммуникации, отношение к своей речи в коммуникации.

  • Собеседники

    • Вступает в коммуникацию только с близкими, хорошо знакомыми людьми, испытывает явные трудности с малознакомыми собеседниками
  • Содержание общения

    • Только личный опыт ребенка: события, происходящие в настоящий момент или недавно завершившиеся, сиюминутные желания, впечатления, действия
  • Отклик в коммуникации

    • Все еще откликается на инициативу только близких и хорошо знакомых людей. Практически не откликается на коммуникативную инициативу малознакомых собеседников;
    • Пытается в отклике выразить согласие или несогласие, сомнение, но ввиду выраженной ограниченности вербальных средств часто терпит коммуникативную неудачу;
    • В случае непонимания собеседником его речи возможны варианты поведения ребенка:
      • может стремиться добиться понимания, максимально привлекая доступные невербальные средства (интонация, мимика, жест, увеличение громкости голоса, выразительные движения);
      • может отказаться от дальнейшего общения;
      • может дать выраженную аффективную реакцию, возможен аффективный взрыв, крик, плач, истерика.
  • Инициатива в коммуникации

    • Инициирует коммуникацию только с близкими и хорошо знакомыми собеседниками. Не проявляет инициативу с малознакомыми собеседниками.
  • Отношение к своей речи в коммуникации

    • Нет оценки правильности собственной речи;
    • Начинает понимать, что не соответствует коммуникативным ожиданиям окружающих, поскольку они не всегда способны его понять;
    • Отношение к своим коммуникативным неудачам - варианты:
      • спокойное принятие помощи взрослых;
      • стремление добиться цели самостоятельно;
      • игнорирование помощи;
      • отказ от общения и яркие аффективные реакции (крик, плач, истерики).

Анализ этих двух компонентов речевого развития - освоенных речевых средств и коммуникативного поведения - необходим, но недостаточен для обоснования всей системы коррекционных задач в отношении ребенка с ОНР (I уровень), так как пока не описаны биологические предпосылки нарушения речи и поэтому не ясно, насколько необходимо взаимодействие с врачом и каким именно, также не проанализированы условия (коммуникативная ситуация развития), в которых складывалось нарушение речи, поэтому нет возможности обоснованно поставить коррекционные задачи, определить, насколько необходима реконструкция коммуникации семьи с ребенком и какая работа для этого потребуется. Продолжим анализ и перейдем к следующему компоненту «Психофизиологические предпосылки», для этого обратимся к анамнезу ребенка и выясним, насколько сохранны органы и системы, ответственные за порождение и продуцирование речи.

Выявляемые в анамнезе органические причины нарушения речевого развития позволяют специалисту обоснованно ставить задачу на обязательное взаимодействие с врачом, понимание протокола лечения и согласования действий. В случаях, когда ОНР (I уровень) обусловлено, например, алалией, необходимо взаимодействие с неврологом, который назначает соответствующее лечение, и логопед ведет коррекционно-педагогическую работу, координируя ее с действиями данного специалиста.

В нашем примере в процессе медицинской диагностики неврологом было выявлено, что ОНР (Iуровень) у ребенка (3г.8мес.) было обусловлено моторной алалией. По согласованию с неврологом в первые две недели приема назначенных препаратов планировалась логопедическая работа с данным ребенком по выбору содержания общения на занятиях: выяснялись его интересы, желания, формировались положительные впечатления. Было определено, что после двух недель приема препаратов, стимулирующих речевую активность при моторной алалии, стала возможной работа логопеда по стимулированию адекватного самостоятельного отклика и инициативы в коммуникации с близкими.

Обнаруженное в ходе обследования наличие социальных причин нарушения речевого развития – неблагополучие коммуникативной ситуации развития ребенка - позволяет обоснованно ставить задачи на перестройку взаимодействия семьи со своим ребенком.

Базовым ориентиром логопеда становятся показатели развивающего коммуникативного поведения взрослых, соответствующие первому (1) уровню нормального речевого развития. Приведем их.

компонент анализа

Условия нормального речевого развития – коммуникативная ситуация развития

  ← скрыть/показать

Коммуникативное поведение родителей

Отношение к ребенку в коммуникации
характеристики (показатели)
  • Отношение к ребенку как к собеседнику вне зависимости от его речевых возможностей - любые реакции ребенка воспринимаются как его «ответ» и осмысленное включение в «разговор» и выразительно поддерживаются
  • Родители следят в большей степени за поддержанием диалога, а не за правильностью произношения ребенка
Содержание общения близких взрослых с ребенком
характеристики (показатели)
  • Личный опыт ребенка: события, происходящие в настоящий момент или недавно завершившиеся, его желания, впечатления, наблюдения, действия
Инициатива родителей
характеристики (показатели)
  • Привлекает внимание ребенка к внешним объектам и совместным действиям с ними, комментирует, задавая смысл и эмоциональное отношение к происходящему
  • Начинает разговор и стимулирует ответную вербальную реакцию ребенка, делая паузу и ожидая ответ, задавая уточняющий вопрос, используя выразительную мимику, смену высоты и эмоциональной окраски голоса
  • Создает проблемные коммуникативные ситуации, требующие вербальных ответов, просьб, вопросов со стороны ребенка, эмоционально подкрепляет их, вызывая удовольствие малыша
Отклик родителей
характеристики (показатели)
  • Откликается на все обращения ребенка – как вербальные, так и не вербальные – действием, эмоциональной реакцией, словом, тактильным контактом и стимулирует продолжение диалога
  • Откликается на любые инициативы ребенка как на приглашение к разговору
  • Эмоционально реагирует на интерес ребенка, поддерживает и непременно комментирует его
  • Осуществление эмоциональной подстройки к малышу, которая сопровождается выразительным вербальным комментарием происходящего – его осмыслением
  • Повторяет за ребенком правильно сказанное им слово, уточняя и придавая ему разную эмоциональную окраску
  • При неправильном произношении или употреблении слова не повторяет за ребенком, а сразу предлагает правильный образец, подсказывает правильное произношение
  • При неправильном произношении или употреблении слова ребенком, взрослый не исправляет ребенка, а уточняет, четко проговаривая данное слово
  ← скрыть/показать

Речевые средства, используемые родителями

Невербальные
характеристики (показатели)
  • Говорят подчеркнуто выразительно, эмоционально заражая ребенка и вовлекая его в коммуникацию
Вербальные
характеристики (показатели)
  • Пользуются ситуативной речью - комментируют происходящее с ребенком «здесь и сейчас», недавно завершившиеся события, его желания, проявленный интерес, впечатления, действия
  • Используют слова с конкретным значением, обозначающие предмет, действие, признак
  • Пользуются простой конструкцией фразы, произносят ее с выразительной смысловой интонацией, чтобы сделать фразу максимально понятной ребенку в конкретной ситуации
компонент анализа
структура
характеристики (показатели)
Условия нормального речевого развития – коммуникативная ситуация развития
Коммуникативное поведение родителей
 
Отношение к ребенку в коммуникации
  • Отношение к ребенку как к собеседнику вне зависимости от его речевых возможностей - любые реакции ребенка воспринимаются как его «ответ» и осмысленное включение в «разговор» и выразительно поддерживаются
  • Родители следят в большей степени за поддержанием диалога, а не за правильностью произношения ребенка
Содержание общения близких взрослых с ребенком
  • Личный опыт ребенка: события, происходящие в настоящий момент или недавно завершившиеся, его желания, впечатления, наблюдения, действия
Инициатива родителей
  • Привлекает внимание ребенка к внешним объектам и совместным действиям с ними, комментирует, задавая смысл и эмоциональное отношение к происходящему
  • Начинает разговор и стимулирует ответную вербальную реакцию ребенка, делая паузу и ожидая ответ, задавая уточняющий вопрос, используя выразительную мимику, смену высоты и эмоциональной окраски голоса
  • Создает проблемные коммуникативные ситуации, требующие вербальных ответов, просьб, вопросов со стороны ребенка, эмоционально подкрепляет их, вызывая удовольствие малыша
Отклик родителей
  • Откликается на все обращения ребенка – как вербальные, так и не вербальные – действием, эмоциональной реакцией, словом, тактильным контактом и стимулирует продолжение диалога
  • Откликается на любые инициативы ребенка как на приглашение к разговору
  • Эмоционально реагирует на интерес ребенка, поддерживает и непременно комментирует его
  • Осуществление эмоциональной подстройки к малышу, которая сопровождается выразительным вербальным комментарием происходящего – его осмыслением
  • Повторяет за ребенком правильно сказанное им слово, уточняя и придавая ему разную эмоциональную окраску
  • При неправильном произношении или употреблении слова не повторяет за ребенком, а сразу предлагает правильный образец, подсказывает правильное произношение
  • При неправильном произношении или употреблении слова ребенком, взрослый не исправляет ребенка, а уточняет, четко проговаривая данное слово
Речевые средства, используемые родителями
 
Невербальные
  • Говорят подчеркнуто выразительно, эмоционально заражая ребенка и вовлекая его в коммуникацию
Вербальные
  • Пользуются ситуативной речью - комментируют происходящее с ребенком «здесь и сейчас», недавно завершившиеся события, его желания, проявленный интерес, впечатления, действия
  • Используют слова с конкретным значением, обозначающие предмет, действие, признак
  • Пользуются простой конструкцией фразы, произносят ее с выразительной смысловой интонацией, чтобы сделать фразу максимально понятной ребенку в конкретной ситуации

Сравнение с этой характеристикой актуальной коммуникативной ситуации развития обследуемого ребенка позволяет выявить степень ее благополучия в целом и по каждому составляющему компоненту отдельно.

В нашем примере коммуникативная ситуация развития ребенка с ОНР (I уровень) была определена как неблагоприятная, так как коммуникативное поведение близких не соответствовало характеристикам развивающего общения:

  1. Отношение к ребенку в коммуникации не соответствовало его возможностям – близкие пытались добиться от ребенка в первую очередь правильного и внятного произношения того незначительного количества лепетных слов, которыми пользовался ребенок, настаивали на их многократном повторении. Диалог в такой ситуации прерывался.
  2. При выборе содержания общения близкие взрослые ориентировались прежде всего, на паспортный возраст ребенка: использовали контекстные формы речи, отвлеченные понятия и пытались учить с ним буквы, что выходило далеко за пределы «зоны ближайшего речевого развития».
  3. Инициатива родителей в коммуникации не соответствовала возможностям ребенка – они задавали ему вопросы, пытались вызвать отклик, уговаривая его ответить и обещая разнообразные поощрения (сладости, гаджеты и проч.). Вместе с тем, они мало привлекали внимания ребенка к окружающим его предметам, происходящим в его жизни событиям, не использовали эмоционально-смысловой комментарий его желаний, впечатлений, возникающих ситуативных интересов, действий, не пытались маркировать ближнее пространство. Требуя ответа на вопрос, не делали паузы, ждали немедленного и правильного вербального отклика, и при этом удовлетворялись невербальным: жестом, выразительным движением, выразительной мимикой.
  4. Отклик близких на обращения к ним ребенка (преимущественно – невербальные) не позволял ему чувствовать себя полноценным участником коммуникации: родители реагировали только на вербальные обращение, не всегда понимая невербальные. На немногочисленные словесные обращения ребенка не могли реагировать так, чтобы поддержать его интерес и желание продолжать диалог, акцентировали все внимание на неправильности, нечеткости сказанного слова и демонстрировали, что не понимают сказанного им.
  5. Речевые средства, используемые родителями, не отвечали возможностям ребенка: близкие использовали преимущественно контекстные формы речи, сложные и пока недоступные ребенку конструкции фраз, нередко использовали слова с абстрактным значением.

Теперь перед нами полное четырехкомпонентное описание речевого развития ребенка с ОНР (I уровень). Проведенный анализ нацеливает на охват коррекционной работой не только ребенка, но и его близких.
Покажем, как происходит переход от четырехкомпонентного анализа речевого развития ребенка с ОНР (I уровень) к обоснованию коррекционных задач в отношении перестройки коммуникативной ситуации развития ребенка, коммуникативного поведения самого ребенка и развития его речевых средств.

задача Мы обнаружили неблагополучие коммуникативной ситуации развития ребенка по ряду параметров, и потому обоснованно ставим задачу – перестроить коммуникацию родителей со своим ребенком.

направления работы Направления коррекционной работы с семьей определяются на основе анализа результатов обследования коммуникативной ситуации развития ребенка:

  1. Формирование отношения к ребенку с ОНР (I уровень) как к собеседнику с учетом его актуального уровня и зоны ближайшего речевого развития, отказ от ориентировки на паспортный возраст ребенка.
  2. Коррекция содержания общения близких взрослых с учетом возможностей и ограничений ребенка с ОНР (I уровень).
  3. Формирование умения близких взрослых правильно инициировать общение с ребенком с ОНР (I уровень).
  4. Формирование умения близких взрослых правильно откликаться в коммуникации на доступную ребенку с ОНР (I уровень) инициативу.

После того, как определены основные направления коррекции коммуникативной ситуации развития ребенка с ОНР (I уровень), формируется содержание логопедической помощи семье.

содержание работы Приведем в качестве примера содержание работы по формированию умения близких взрослых правильно откликаться на инициативу ребенка с ОНР (I уровень).

  • Учить родителей реагировать на любые реакции ребенка как на его «ответ» и осмысленное включение в «разговор».
  • Формировать умение родителей осуществлять эмоциональную подстройку к ребенку - комментирующую и осмысляющую для него происходящее.
  • Учить родителей откликаться на все обращения ребенка – как вербальные, так и невербальные – действием, эмоциональной реакцией, словом, тактильным контактом и стимулировать включение его в диалог.
  • Учить родителей откликаться на произносимые ребенком слова и фразы так, чтобы стимулировать ответный вербальный отклик ребенка.
  • Формировать умение родителей повторять за ребенком правильно сказанное им слово, уточняя и придавая ему разную эмоциональную окраску, а при неправильном варианте – не повторять, а предлагать верный образец, не критиковать, не поправлять, а подсказывать правильный вариант.

Обнаруженное в ходе диагностики несоответствие коммуникативного поведения ребенка возрастным ориентирам, выявление актуального уровня и зоны его ближайшего развития позволяет обоснованно ставить коррекционно-развивающие задачи в области развития его коммуникации с окружением.

задача Развитие и коррекция коммуникативного поведения ребенка с ОНР (I уровень)

направления работы Направления работы
  1. Изменить содержание общения ребенка с ОНР (I уровень) в соответствии с выявленными в ходе обследованиями возможностями и ограничениями. Необходимый предмет общения – личный опыт ребенка, его желания, интересы, впечатления, действия.
  2. Формировать у ребенка с ОНР (I уровень) адекватный отклик в коммуникации (с учетом его личного опыта).
  3. Развивать у ребенка с ОНР (I уровень) инициативу в коммуникации с близкими взрослыми.

После того, как результаты исследования использованы для определения и обоснования направлений коррекционной работы в области развития коммуникативного поведения ребенка с ОНР (I уровень), логопед переходит к определению содержания работы по каждому компоненту.

содержание работы Приведем в качестве примера содержание работы логопеда по развитию у ребенка с ОНР (I уровень) инициативы в коммуникации:
  1. Создание эмоционально значимых коммуникативных ситуаций, стимулирующих ребенка проявить инициативу в общении с близкими людьми (сначала на занятиях, а затем дома с последующим анализом домашних видеозаписей с логопедом).
  2. Создание эмоционально значимых коммуникативных ситуаций, использование игр, где условием исполнения желаний ребенка становится вербальное обращение к близкому взрослому (сначала на занятиях, а затем дома с последующим анализом домашних видеозаписей с логопедом).
  3. Создание коммуникативных ситуаций, стимулирующих инициативу в коммуникации с малознакомыми собеседниками (сначала на занятиях, а затем в семье с последующим анализом домашних видеозаписей с логопедом).

Проведенный анализ освоенных и неосвоенных речевых средств позволяет обоснованно ставить задачи в области развития и коррекции лексического, грамматического и фонетического строя речи ребенка. Это хорошо известная, «отработанная» часть работы логопеда, изменение заключается в том, что исключаются оторванные от коммуникации упражнения ребенка в речевых средствах.

Обнаруженное в ходе диагностики несоответствие развития речевых средств возрастной норме, выявление их актуального уровня и зоны ближайшего развития позволяет обоснованно ставить коррекционные задачи.

задача Развитие и коррекция средств общения ребенка с ОНР (I уровень).

направления работы Направления коррекционной работы
  1. Развитие понимания речи ребенка с ОНР (I уровень) в специально создаваемых условиях коммуникации.
  2. Развитие лексико-грамматических средств общения ребенка с ОНР (I уровень), требующихся ему в коммуникации.
  3. Развитие фонетико-фонематических средств общения ребенка с ОНР (I уровень) для улучшения внятности и разборчивости его речи в коммуникации.
  4. Развитие невербальных средств общения ребенка с ОНР (I уровень) для большей выразительности его самостоятельной речи.

После того, как результаты обследования использованы для определения и обоснования направлений коррекционной работы в области развития речевых средств ребенка с ОНР (I уровень), логопед переходит к определению содержания работы по каждому направлению.

содержание работы Приведем в качестве примера содержание работы логопеда по развитию лексико-грамматического компонента у ребенка с ОНР (I уровень):
  1. Развитие словаря у ребенка с ОНР (I уровень) в специально создаваемых эмоционально значимых коммуникативных ситуациях и предлагаемых играх.
  2. Стимулирование самостоятельно продуцируемой фразы из 2-3-х слов у ребенка с ОНР (I уровень) в специально созданных эмоционально значимых коммуникативных ситуациях и играх.
  3. Формирование умения правильно согласовать слова в ед. и мн. числе, муж. и жен. роде у ребенка с ОНР (I уровень) в специальных эмоционально значимых играх и коммуникативных ситуациях.

Подчеркнем, что развитие речевых средств планируется в условиях специально создаваемой эмоционально значимой коммуникации, где у ребенка вызывается потребность в освоении того или иного средства, а его правильное употребление – удовольствие ребенка. Способность применять знакомые речевые средства в коммуникации служит логопеду доказательством их подлинного освоения.

Заключение

Как мы видим, использование четырехкомпонентной схемы анализа речевого развития детей с речевыми нарушениями, основанной на идеях Р.Е. Левиной и результатах современных исследований, позволяет специалисту-логопеду не только системно проанализировать и получить целостное представление о причинах, условиях, характере и степени выраженности нарушений речевого развития ребенка, но и делает «прозрачной» логику перехода к построению системной коррекционной работы с ребенком и его семьей.

  • 1. Баенская Е.Р. Закономерности раннего эмоционального развития в норме. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №19 2014 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-19/zakonomernosti-rannego-emocionalnogo-razvitija-v (Дата обращения: 01.06.2023)
  • 2. Гончарова, Е.Л. Влияние идей Л.С. Выготского на развитие исследований и практики в области специального образования в России / Е.Л. Гончарова // Дефектология. – 2014. – № 3. – С. 3-12.
  • 3. Кукушкина О.И. Интерактивные модели нормального онтогенеза – инструмент формирования профессиональных компетенций дефектологов разного профиля. Специальное образование: материалы XI междунар. науч. конф., 22-23 апр. 2015 г./ под общ. ред. проф. В.Н.Скворцова. – СПб.: ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2015. – Т.1. – С.21-23
  • 4. Левина, Р.Е. Об эмоциогенных факторах заикания, возникающих в процессе формирования произвольной речи. //Дефектология/ № 1, 1981, с.7-13
  • 5. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: избр. тр. //К психологии детской речи в патологических случаях// Ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. - М. : Аркти, 2005. – 221с.- С.125
  • 6. Левина, Р.Е. Левина, Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. М.: АПН РСФСР – 1961 – 311с.
  • 7. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р.Е. Левиной - М.: Просвещение, 1968. – 367с.

Библиография


Китик Е.Е. Четырехкомпонентный анализ речевого развития ребенка с ОНР и обоснование коррекционных задач. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №51 2023 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-51/four-component-analysis-of-the-speech-development-of-a-child-with-ohp-and-substantiation-of-correctional-tasks (Дата обращения: 28.04.2024)

©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности