Альманах №54
30.12.2023 Дата публикации статьи: 30.12.2023
Альманах №54 · Дефектологический нон-фикшн
Альманах №54 · Дефектологический нон-фикшн

На стороне ребенка

Карабанова О.А. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва
Психолого-педагогические исследования дошкольного детства : избр. ст. / Е. О. Смирнова ; М-во науки и высш. образования РФ, Психол. ин-т Рос. акад. образования, Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Фак. психологии ; сост., вступ. ст. В.С. Собкин ; рец. Б.Д. Эльконин, Н.Е. Веракса, В.Т. Кудрявцев. – Москва : Изд. Моск. ун-та, 2022. – 583 с. : ил. – ISBN 978-5-19-011751-6.

Введение

Выход в свет книги Елены Олеговны Смирновой «Психолого-педагогические исследования дошкольного детства. Избранные статьи» – яркое и значимое событие в отечественной психологии и дефектологии.

Эта книга рассказывает об исследованиях, направленных на изучение возрастно-психологических особенностей общения ребенка с близким взрослым как ключевого условия развития личности в дошкольном возрасте. Е.О. Смирновой удалось раскрыть и представить закономерности преобразования совместной деятельности ребенка со взрослым в возрастные психологические новообразования, внести вклад в развитие теории дошкольного детства и показать практическую ценность проведенных исследований, их направленность на решение острых злободневных проблем современного детства, не изменяя своей принципиальной пристрастной позиции автора в отстаивании права ребенка на самоценность детства, что определяют безусловную необходимость знакомства с представленными идеями широкого круга специалистов, работающих в сфере дошкольного детства, психологов, педагогов, дефектологов, родителей. Чтение этой книги позволит получить удовольствие от красоты замысла, точности понимания проблемы, чистоты исследования и умения компактно и ярко представить его результаты.

Картина современного дошкольного детства

Книга содержит 7 разделов, последовательно воссоздающих сложную картину современного дошкольного детства в единстве общих закономерностей и детерминант психического развития ребенка и вариативности типовых и индивидуальных траекторий развития. Достоинством книги является четкая выверенность методологии культурно-исторического деятельностного подхода, обоснование логики движения научной мысли от идей Л.С.Выготского к их развитию в трудах создателя оригинальной теории развития общения в раннем и дошкольном возрасте М.И.Лисиной и к концепции развития личности в условиях современного «кризисного» меняющегося детства Е.О.Смирновой. В избранных произведениях автора гармонично сочетаются глубина и новаторство теоретического анализа, тонкость и научная обоснованность педагогических рекомендаций, создающих прочную основу психолого-педагогического сопровождения детей с нормативно-возрастным и проблемным характером развития.

Потребность ребенка в другом человеке

В первом разделе представлены работы, раскрывающие условия и факторы генезиса первой социальной потребности ребенка – потребности в общении со взрослым, которая не сводится к надстройке над базовыми органическими потребностями, а имеет качественно новое содержание потребности в другом человеке. Автор убедительно демонстрирует, что ключевым условием возникновения этой потребности является позиция взрослого в отношении ребенка, наделяющая их взаимодействие новым смыслом человеческих отношений и открывающая младенцу уже к концу первого месяца жизни ощущение своей субъектности. Реализация деятельностного подхода определило центральное место мотивационно-смыслового компонента в исследовании развития общения в раннем и дошкольном детстве. Анализ генезиса и последовательного становления форм общения ребенка со взрослым от ситуативно-личностной к ситуативно-деловой и далее к внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной форме общения (М.И.Лисина) как истории формирования мотивации общения, раскрывает противоречивую связь объектного (предметного) и субъектного (личностного) начал общения и его значения как механизма смены ведущей деятельности. Раскрыты особенности коммуникации взрослого с ребенком, конструирующие механизм опережающей инициативы взрослого на каждом возрастном этапе и инициирующие ребенка к переходу к более высокой форме общения. Особый интерес представляет развернутая картина становления общения и межличностных отношений со взрослым, обуславливающая рождение чувства «Я» в младенческом возрасте и позволяющая разработать стратегию и тактику формирования эффективного коммуникативного взаимодействия взрослого с ребенком, успешно реализовать как возрастные задачи нормативного развития, так и коррекционно-развивающие цели.

Воля и произвольность

Во втором разделе представлена теория воли и произвольности, разработанная Е.О.Смирновой. Поскольку поддержку самостоятельности и инициативы ребенка в типичных видах деятельности дошкольного возраста в сотрудничестве с взрослым и сверстниками, Е.О.Смирнова рассматривает как ключевое условие развития личности, проблема воли и произвольности выступает как центральный процесс становления личности, способной к осознанному саморазвитию и самодетерминации. Исходя из деятельностного подхода, автор определяет волю как «побуждающую человека мотивацию», направленную на внешний предметный мир, достижение и преобразование, а произвольность как направленную на себя активность с использованием средств и способов организации собственной деятельности. Расхождение воли и произвольности на ранних этапах онтогенеза трансформируется в их единство в процессе преобразования культурных средств и образцов, презентируемых взрослым, в мотивы собственных действий ребенка. Совместная деятельность взрослого с ребенком открывает возможность присвоения ребенком мотивов и способов действия одновременно, обеспечивая осмысленность и осознанность деятельности ребенка, единство генезиса воли и произвольности. Сравнительный анализ значения игры в формировании произвольности поведения на примере современной когорты дошкольников и когорты 40-50х гг. прошлого века обнаруживает снижение уровня игры современных дошкольников и, как следствие снижение уровня развития произвольности поведения, подтверждая значение игровой деятельности как механизма развития в дошкольном возрасте. Причину такого положения автор обоснованно видит в деструктивной тенденции симплификации и искусственной акселерации, приводящей к вытеснению сюжетно-ролевой игры из жизни дошкольника и сведению задач дошкольного образования к обучению в узком смысле слова - освоению суммы знаний и навыков на специально организованных псевдо-учебных занятиях со взрослыми.

Стиль родительского воспитания

Третий раздел посвящен психологическим и возрастным особенностям детско-родительских отношений и обоснованию новой категории их описания – «стиль родительского воспитания». Структурные компоненты родительского отношения включают два начала – личностное, как отношение родителя к ребенку как к самоценной уникальной личности, его эмоциональное принятие, выражение эмпатии, поддержки, ориентацию на психологический комфорт ребенка, и предметное начало, как систему требований и запретов, контроля, способов воздействия на ребенка, необходимых, по мнению родителя, для достижения воспитательных целей и формирования «ценных» личностных качеств и свойств ребенка. Соотношение этих двух начал – личностного и предметного, определяет, по мнению автора, профиль родительского отношения, изменяющегося от преобладания личностного начала в раннем онтогенезе и его «волнообразного» нелинейного изменения с возрастом ребенка, ко все большему доминированию предметного начала. Эмпирическая типология стилей родительского поведения с учетом особенностей родительского отношения к детям разного возраста (строгий, объяснительный, автономный, компромиссный, содействующий, потакающий, ситуативный) открывает перспективу разработки прицельной адресной коррекции и оптимизации стиля родительского отношения. Анализ трудностей родителя в воспитании детей, в том числе детей с трудностями общения со сверстниками, позволил установить причину неэффективности взаимодействия с ребенком. А именно – преобладание предметного рационального начала в структуре родительского отношения, выраженного в ориентации родителя на воспитание у ребенка определенных «правильных» качеств и способностей, жесткой оценочной позиции и контролю, препятствующему реализации личностного отношения к ребенку, оказанию ему эмоциональной поддержки. Негативное влияние преобладания «предметного начала» в отношениях взрослого и ребенка подтверждается результатами сравнительного исследования осознания своего опыта детьми, воспитывающимися в семье и вне семьи. Отсутствие смыслового стержня личного опыта воспитанников детского дома в условиях преобладания предметного компонента, т.е. жесткой регламентации поведения детей и установки воспитателей на ребенка как объект ухода и обучения приводит к отчуждению и фрагментации жизненных событий, низкому уровню их осознания, трудностям становления субъектности и самостоятельности ребенка.

Становление и развитие общения и межличностных отношений ребенка со сверстником в дошкольном возрасте

В четвертом разделе в фокусе внимания оказывается становление и развитие общения и межличностных отношений ребенка со сверстником в дошкольном возрасте. От индифферентного отношения к сверстнику и выраженности просоциальных действий в его адрес в младшем дошкольном возрасте ребенок переходит к максимальной эмоциональной вовлеченности в отношения со сверстником, в которых сверстник становится образцом для пристрастного сравнения и оценки собственных качеств и достижений в среднем дошкольном возрасте. Такое сравнение позволяет не только понять и осознать свои умения и качества, но и утвердить себя в глазах сверстника и взрослого. В старшем дошкольном возрасте в связи с развитием совместной игровой деятельности вновь происходит кардинальное изменение отношения к сверстнику: резко возрастает эмоциональная вовлеченность и сопереживание сверстнику, доброжелательность, стремление оказать ему помощь, внимание и интерес к сверстнику, который становится для ребенка самоценной личностью. Интерес к индивидуальным вариантам отношения дошкольника к сверстнику позволил Е.О.Смирновой выделить такие типы отношения как пассивно-положительное, эгоистическое, конкурентное, личностное и неустойчивое, определяющие характер самосознания ребенка. Формирование сопричастности и чувства общности с другими составляет основу нравственного развития ребенка, его готовности к выполнению моральных норм и правил. Было выявлено, что популярность ребенка у сверстников определяется эмоциональным отношением к сверстнику – бескорыстной заинтересованностью и позитивной эмоциональной включенностью во взаимодействие со сверстником, сопереживанием, готовностью помочь, отзывчивостью и стремлением к продуктивному разрешению конфликтов. Конкурентное, враждебное отношение к сверстнику, приписывание ему агрессивных намерений и переживание своей недооцененности, неспособность видеть и понимать другого, внутренняя изоляция характерны для агрессивных детей. Поведение детей в разновозрастной группе и характер отношения старших к младшим обусловлен позицией воспитателя и стилем его педагогического общения. В случае преобладания оценочной позиции и ориентации педагога на достижения детей провоцируется конкурентное, обесценивающее отношение старших детей к младшим, реализующее цель самоутверждения за счет подчеркивания их несостоятельности и некомпетентности. Напротив, установка педагога на организацию совместной деятельности детской общности, поощрение инициативы и поддержка самостоятельности детей, обеспечивает позитивные отношения между детьми и их сотрудничество.

Место и роль игры в современном дошкольном образовании

Пятый раздел представляет традиционную и в то же время крайне актуальную для современного детства проблему – место и значение игры в современном дошкольном образовании. Выступая «на стороне ребенка», отстаивая право ребенка на игру как источник и зону ближайшего развития ребенка, Е.О.Смирнова констатирует снижение уровня развития игры у современного поколения дошкольников, что ставит под сомнение положение о сюжетно-ролевой игре как ведущей деятельности дошкольного возраста. Решающая роль в восстановлении значения игры в развитии ребенка принадлежит, по мнению автора, позиции родителей и педагогов в отношении игры, их игровой компетентности как способности к воображению, проявлению креативности, свободе замысла и действий, эмоциональной выразительности и высокому уровню коммуникативных способностей. Анализ содержания и психологических особенностей игры современных дошкольников позволил автору сформулировать требования к экосистеме игры. К ним относятся требования создания безопасного пространства для игр и разновозрастного общения, проявления инициативы и творчества, самостоятельности и самовыражения ребенка в игре; включенность семьи в совместную игровую деятельность с детьми; интеграция детей с особыми образовательными потребностями в общество и детские группы посредством игры.

Игры и игрушки

В шестом разделе, автор представляет требования к существенному компоненту игровой экосистемы – игрушкам и играм, выделяя психолого-педагогические критерии экспертизы детских игрушек. Функции игрушки в игре ребенка, классификация игрушек и их роль в развитии личности ребенка становятся предметом глубокого детального обсуждения Е.О.Смирновой, создателем и бессменным руководителем Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игрушек, игр и игровых материалов при Московском государственном психолого-педагогическом университете. Результатом проведенного теоретического анализа и практических разработок стали критерии экспертной оценки игрушки: соответствие игрушки возрастным задачам развития; привлекательность (мотивация к игре с игрушкой) и ориентировка (понятность и адекватность цели действия, полнота, открытость игровых действий); развивающий потенциал игровых действий (познавательное, эмоциональное, социальное, морально-нравственное развитие), операциональные возможности, определяющие ее пригодность для активной, самостоятельной детской игры, оценка игрушки как средства вхождения в социальное сообщество сверстников и построения отношений с ними.

Детская субкультура

Содержание седьмого раздела, посвященного анализу современной детской субкультуры, носит подлинно инновационный характер, отвечая вызовам, с которыми сталкивается современное детство – неудовлетворительному уровню информационной безопасности детей и подростков, доминированию ценности и культуры потребления в противовес ценности познания и творчества, разрыву мира взрослых и мира детей. Роль смеха и смеховой культуры как возможности безопасного нарушения норм и дифференциации реального и игрового в детской субкультуре заключается в исследовании, осознании и принятии ребенком социальных норм как необходимого регулятора отношений с миром. «Страшное» в детской субкультуре позволяет не только «отыгрывать» страхи и овладеть умением контролировать страх, но и затрагивать тему смерти, катастроф, лишений. Черный юмор и смех позволяют преодолеть страхи и обрести способность управлять своими эмоциями, «приручить» страх. Сложность и противоречивость мнений о характере влияния цифровизации детства, включенности ребенка в виртуальную реальность и цифровые технологии буквально с самого раннего возраста становится предметом компетентного и пристрастного обсуждения автора. Острая проблема возрастной классификации и критериев оценки мультфильмов, их влияния на развитие, психологическое здоровье и благополучие детей, критерии оценки соответствия художественных произведений возрастным особенностям детей заинтересованно, профессионально, компетентно, на высоком научном уровне обсуждается автором. Рекомендации по подбору художественных произведений и мультфильмов для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста имеют несомненную практическую ценность, создавая зону ближайшего развития, как для ребенка, так и для родителей и воспитателей.

Заключение

Книга Е.О.Смирновой «Психолого-педагогические исследования дошкольного детства. Избранные статьи» представляет подлинную энциклопедию современного дошкольного детства, ее центральная идея - общение и сотрудничествоа ребенка и взрослого как основа формирования самостоятельной Личности, способной к осознанному личностному выбору, самодетерминации и саморазвитию. И самое важное! Е.О. Смирнова - блестящий исследователь и создатель оригинальной концепции развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте - всегда остается «на стороне ребенка», защищая его право на игру, творчество, самостоятельность и развитие, автор не только приглашает читателя в увлекательное путешествие в страну Детства, но и предлагает совершенствовать дошкольное образование во имя подлинного развития и психологического благополучия ребенка посредством выстраивания личностно- ориентированных отношений, общения и сотрудничества ребенка со взрослым.

  • 1. Смирнова Е.О. Психолого-педагогические исследования дошкольного детства. Избранные статьи. М.: изд-во Московского университета, 2022. – 583 с.

Библиография


Карабанова О.А. На стороне ребенка. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №54 2023 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-54/on-the-babys-side (Дата обращения: 22.02.2024)

©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности