Альманах №53
13.12.2023 Дата публикации статьи: 13.12.2023
Альманах №53 · Адаптивная физкультура и спорт
Альманах №53 · Адаптивная физкультура и спорт

Системные изменения организационно-педагогического обеспечения подготовки спортивного резерва в параолимпийских видах спорта

Евсеева О.Э. ФГБОУ ВО «Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург», Санкт-Петербург

Цель исследования

развитие системы подготовки спортивного резерва в паралимпийских видах спорта и обоснование необходимых изменений ее организационно-педагогического обеспечения

Основные задачи исследования

  1. Разработать концепцию развития системы подготовки спортивного резерва в паралимпийских видах спорта, выделив основные компоненты этой системы и их взаимосвязи.
  2. Обосновать основные направления и разделы организационно- педагогического обеспечения развития системы подготовки спортивного резерва в паралимпийских видах спорта:
    • нормативно-правовое обеспечение процесса подготовки спортивного резерва в паралимпийских видах спорта с учетом особенностей их физического и психического развития:
    • разработка и применение методик привлечения детей-инвалидов, инвалидов молодого возраста к занятиям адаптивным спортом;
    • индивидуализация программ реабилитации или абилитации детей, подростков и взрослых с инвалидностью с учетом особенностей их физического и психического развития.
    • согласованность спортивно-оздоровительного и реабилитационного направлений программ для лиц с инвалидностью;
    • использования соответствующих возможностям и ограничениям здоровья нормативов испытаний (тестов) для отбора инвалидов для занятий адаптивным спортом и его паралимпийскими видами;
    • правила корректного комплектования групп для проведения спортивно-оздоровительной работы, подготовки и спортивных тренировок;
    • условия сохранения состава набранных групп инвалидов и лиц с ОВЗ на этапах спортивного совершенствования и освоения высшего спортивного мастерства;
    • межведомственная координация подготовки спортивного резерва сборных команд страны и субъектов.

В ходе многолетнего исследования была разработана концепция развития системы подготовки спортивного резерва в паралимпийских видах спорта, внесены, определены, обоснованы и экспериментально проверены изменения ее организационно-педагогического обеспечения. Представим кратко полученные в исследовании результаты.

Проведенный анализ субъектов адаптивного спорта и их полномочий позволил сформулировать основную цель - систематическая и регулярная подготовка не менее одного состава высококвалифицированных спортсменов-паралимпийцев по всем видам спорта для слепых, лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с интеллектуальными нарушениями, входящим в программы летних и зимних Паралимпийских игр.

Достижение поставленной цели потребовало разработки в ходе исследования:

  • нормативного правового обеспечения процесса подготовки спортивного резерва в паралимпийских видах спорта с учетом особенностей их физического и психического развития;
  • разработки специальных методик привлечения детей-инвалидов, инвалидов молодого возраста к занятиям адаптивным спортом;
  • индивидуализации программ реабилитации или абилитации детей, подростков и взрослых с инвалидностью с учетом возможностей и ограничений их физического и психического развития;
  • описания и обоснования необходимости согласованности спортивно-оздоровительного и реабилитационного направлений программ для лиц с инвалидностью, определения принципов их взаимодействия;
  • использования соответствующих первичным и вторичным нарушениям нормативов испытаний (тестов) для отбора инвалидов для занятий адаптивным спортом и его паралимпийскими видами;
  • разработки правил корректного комплектования групп для проведения спортивно-оздоровительной работы, подготовки и спортивных тренировок;
  • определения и описания специальных условий для сохранения состава набранных групп инвалидов и лиц с ОВЗ на этапах спортивного совершенствования и освоения высшего спортивного мастерства;
  • обоснование обязательности межведомственной координации подготовки спортивного резерва сборных команд страны и субъектов.

Обновление организационно-педагогического обеспечения для развития системы подготовки спортивного резерва в паралимпийских видах спорта в России осуществлялось на основе контент-анализа документов, регламентирующих этот процесс на международном, национальном и региональном уровнях с учетом: Конвенции ООН о правах инвалидов, Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов, Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и других нормативных правовых актах, а также на основе педагогических наблюдений, опросов, интервьюирования экспертов и тренеров, реализующих тренировочный процесс в паралимпийских видах спорта, собственного опыта работы в системе адаптивного спорта и образовательной деятельности по направлению подготовки кадров – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)».

Представим описанные в ходе исследования разделы организационно-педагогического обеспечения развития системы подготовки спортивного резерва в паралимпийских видах спорта.

1. Медицинское и медико-биологическое обеспечение спортивного резерва

Одной из главных проблем развития системы подготовки спортивного резерва в паралимпийских видах спорта является проблема медицинского допуска к занятиям физическими упражнениями и соревновательной деятельности, что объясняется недостаточной информированностью специалистов системы здравоохранения об адаптивном спорте, о спортивных достижениях паралимпийцев по летним и зимним видам спорта, с одной стороны, и отсутствием научно-обоснованных рекомендаций по противопоказаниям для занятий тренировочной и соревновательной деятельностью для каждой категории лиц с ОВЗ, с другой стороны. Было предложено принять в качестве руководящего документа для решения вопроса о допуске инвалидов к занятиям адаптивным спортом перечень десяти типов ограничений здоровья, используемый Международным паралимпийским комитетом.

2. Использование международной классификация юных спортсменов – паралимпийцев

Для решения проблемы классификации юных спортсменов- паралимпийцев и корректного медико-биологического сопровождения тренировочного процесса требуется добиться овладения врачами, занятыми в спортивной медицине, умением проводить медицинские оценочные процедуры в отношении каждой группы лиц с ОВЗ, принятых на международном уровне.

3. Нормативно-правовое оформление статуса паралимпийских видов спорта

Важнейшим условием развития спорта является создание Единой Всероссийской Спортивной Классификации (ЕВСК), разработка и внедрение Федеральных стандартов спортивной подготовки (ФССП), Всероссийский реестр видов спорта (ВРВС) и ряд других документов.

В ходе исследования специально анализировались перечисленные нормативно-правовые документы. В ходе контент-анализа нормативно-правовых документов и «Порядка признания видов спорта, спортивных дисциплин и включения их во Всероссийский реестр видов спорта и порядка его ведения» (далее Порядка признания) было выявлено, что в действующем Порядке признания видов спорта вместо обеспечения равных возможностей и содействия развитию видов адаптивного спорта вводятся существенные, причем явно искусственные, трудности их реализации. Исследование показало необходимость введения упрощенной процедуры признания видов спорта, спортивных дисциплин для инвалидов из числа видов спорта или спортивных дисциплин для здоровых спортсменов, уже включенных во ВРВС, что позволит активизировать развитие паралимпийских видов спорта, спортивных дисциплин и привести в соответствие Порядок признания российским законодательством, упоминавшихся Конвенций и международных правил.

Автором статьи совместно с Т.И. Ольховой, А.Ю. Суховым, С.П. Евсеевым, М.Е. Цепаевой, С.А. Воробьевым был разработан раздел ВРВС по спорту лиц с интеллектуальными нарушениями, включающий 96 спортивных дисциплин. Данная научно-методическая разработка приобрела статус нормативно-правового акта после ее утверждения приказом Министерства спорта Российской Федерации от 30.01.2014 № 42.

Этой же группой авторов подготовлены материалы по расширению представительства спортивных дисциплин спорта лиц с интеллектуальными нарушениями до 236. Эти материалы также приобрели статус нормативно-правового акта после издания приказа Министерства спорта Российской Федерации от 21.11.2016 № 1207.

Научное обоснование и разработка первого Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта спорт лиц с интеллектуальными нарушениями для восьми спортивных дисциплин было проведено группой авторов С.А. Воробьевым, С.П. Евсеевым, Е.Ю. Пелих, Т.И. Ольховой, О.Э. Евсеевой в 2014 году, а стандарт был утвержден приказом Министерства спорта Российской Федерации от 27.01.2014 № 33.

4. Внедрение интеграции и инклюзии в организацию и проведение занятий адаптивным спортом

Раздел заслуживает особого внимания. Внедрение в систему подготовки спортивного резерва по паралимпийским видам спорта инклюзивного подхода позволяет реализовать социальную политику государства, претворяющую в жизнь принципы личностно- ориентированной гуманистической концепции отношения общества к инвалидам, с одной стороны, и сформировать полноценные тренировочные группы, увеличить количество инвалидов, вовлеченных в тренировочную деятельность, улучшить качество тренировочных мероприятий, с другой.

5. Интеграция и инклюзия в параолимпийском спорте

С целью добиться максимально возможного отхода от сегрегации инвалидов в спорте и их изоляции на практике была разработана специальная классификация видов интеграции и инклюзии в паралимпийском спорте (Рис. 5). Она основана на понимании потребности всех спортсменов с инвалидностью и с ОВЗ взаимодействовать со здоровыми спортсменами, но при этом требуется подбирать каждому спортсмену ту долю и форму совместной деятельности, которая ему посильна и полезна. Это потребность в дифференцированной интеграции, которая сообразна возможностям и ограничениям спортсменов с различными вариантами первичных ограничений здоровья и вторичных трудностей физического и психического развития.

Рисунок 1. Виды интеграции и инклюзии в паралимпийском спорте Блок-схема Виды интеграции и инклюзии в паралимпийском спорте

Таким образом, на основе разработанной классификации каждая организация, осуществляющая подготовку спортивного резерва по паралимпийским видам спорта, может выстраивать дифференцированную интеграцию, определять индивидуальную траекторию интеграции спортсменов-инвалидов и здоровых спортсменов, обеспечивать продуктивную совместную тренировочную деятельность.

6. Пересмотр содержания занятий на спортивно-оздоровительном этапе

Рассматривая содержание спортивно-оздоровительного этапа спортивной подготовки инвалида, было выдвинуто предположение о целесообразности сочетания работы по реабилитации, восстановлению спортсмена-инвалида и общему его развитию, совершенствованию физических качеств и способностей и приобщению к какому-либо виду паралимпийского спорта.

В исследовании было предложено перейти от поощрения тренеров за спортивный результат спортсмена к поощрению за рост его спортивного потенциала, что соответствует ограничениям физического и психического развития лиц с инвалидностью и ОВЗ, и при этом нацеливает тренера на максимальный рост доступных ему возможностей.

7. Целенаправленное формирование толерантного отношения общества и всех участников параолимпийского спорта к лицам с ОВЗ и инвалидностью

Воспитание нового отношения к инвалидам является одной из центральных задач подготовки всех участников процесса (тренерами, специалистами, врачами, самими спортсменами-инвалидами, их родителями, спонсорами и др.). Это связано с реализацией личностно- ориентированной гуманистической концепции отношения к данной категории населения нашей страны. Решение данной задачи требует длительной систематической специально организованной работы со всеми участниками параолимпийского движения, здоровыми спортсменами, обществом в целом. Это обязательное условие стабильного поступательного развития системы параолимпийского спорта.

8. Укрепление представлений о единстве прав и обязанностей лиц, занимающихся параолимпийскими видами спорта

Это необходимо для преодоления устаревших и непродуктивных представлений об «исключительности инвалидов», наличии у них прав и отсутствии обязанностей. Развитие параолимпийского спорта возможно на основе понимания единстве прав и обязанностей инвалидов, лиц с ОВЗ, Обязанности спортсмена-инвалида в процессе занятий адаптивным спортом включают в себя как индивидуальные, так и общественные обязанности спортсмена, так как он является членом различных социумов и микросоциумов. Индивидуальные обязанности спортсмена, в том числе спортсмена-инвалида (спортсмена с ограниченными возможностями здоровья) были осмыслены и описаны в так называемом профессиональном стандарте спортсмена, основанном по понимании единства прав и обязанностей члена социальной группы.

9. Антидопинговое обеспечение процесса подготовки спортивного резерва параолимпийцев

Раздел организационно-педагогического обеспечения развития системы подготовки спортивного резерва в паралимпийских видах спорта, предусматривающий антидопинговое обеспечение спортсменов, более чем какой-либо другой, нацелен на предупреждение сбоев этой системы, необоснованного сокращения состава занимающихся, особенно на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.

Антидопинговое обеспечение процесса подготовки паралимпийцев рассмотрено в исследовании применительно к двум категориям лиц –с сохранным и нарушенным интеллектом. При разработке процедур проведении антидопинговых мероприятий учитывались ограничения здоровья и особенности развития каждой категории лиц. Известно, что ведущую роль при антидопинговом обеспечении тренировочного процесса паралимпийцев с сохранным интеллектом принадлежит психологическим тренингам. Психологический тренинг является сегодня одним из наиболее востребованных и эффективных видов психолого-педагогической работы и помощи в построении адекватного поведения современного спортсмена.

Основная установка в работе со спортсменами с интеллектуальными нарушениями по отношению к допингу состоит в том, что они не могут самостоятельно принимать решения о приеме тех или иных препаратов. До принятия ими какого-либо решения они должны обязательно проконсультироваться с тренером, врачом или специалистами Федерации спорта лиц с интеллектуальными нарушениями (всероссийской или региональной).

С помощью моделирования жизненных ситуаций, связанных с допингом, и ролевых игр у лиц с интеллектуальными нарушениями вырабатываются умения и навыки обращения за консультацией к компетентному собеседнику, телефонный номер которого введен в мобильный телефон спортсмена. Кроме того, эти же номера телефонов предоставляются лицам, сопровождающим таких спортсменов (родителям, их законным представителям, сотрудникам интернатов, детских домов, где проживают спортсмены с интеллектуальными нарушениями, входящими в списки спортивного резерва субъекта Российской Федерации или страны).

9. Психологическое сопровождение спортсменов паралимпийцев

Отличительной особенностью психологического обеспечения спортсменов-паралимпийцев, находящихся в системе подготовки спортивного резерва, является постоянное психологическое сопровождение, оно не ограничено тренировками и соревновательной деятельностью, и охватывает сферу решения личных жизненных проблем (профессиональное образование, трудовая деятельность, участие в работе общественных организаций, семейные отношения и др.).

Экспериментальная проверка и объективированная оценка разработанных компонентов системы подготовки спортивного резерва по параолимпийским видам спорта подтвердила их эффективность. Доказательством служит:

  • достоверное увеличение числа инвалидов, систематически занимающихся адаптивной физической культурой, параолимпийскими видами спорта;
  • достоверное увеличение числа спортсменов-инвалидов, занимающихся на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства по паралимпийским видам спорта;
  • увеличение количества спортсменов-инвалидов, включенных в официальные списки основного и резервного состава спортивных сборных команд Российской Федерации по паралимпийским видам спорта;
  • достоверное увеличение количества наград, завоеванных на международных соревнованиях спортсменами-паралимпийцами из числа лиц, входивших в систему подготовки спортивного резерва;
  • представленные самоотчеты и рост самооценки спортсменов-паралимпийцев, прошедших воспитательные и антидопинговые мероприятия;
  • достоверное улучшение коммуникативных и организаторских склонностей, уровня развития уверенности в себе и независимости, развития лидерских качеств и снижение тревожности.
  • 1. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура: сущность, история и современное состояние / С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 10. – С. 20–23.
  • 2. Евсеев, С.П. Алгоритмы определения корректировочных коэффициентов для разработки нормативов для тестирования и оценки физической подготовленности инвалидов / С.П. Евсеев, П.В. Сороколетов, О.Э. Евсеева // Адаптивная физическая культура. – 2016. – № 1 (65). – С. 18– 22.
  • 3. Евсеев, С.П. Классификация тестов, норм и способов оценки физической подготовленности инвалидов как предпосылка научного обоснования компонентов обеспечения для них доступности центров тестирования ВФСК ГТО / С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева, А.В. Аксенов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. –2017. – № 7 (149). – С. 57–66.
  • 4. Евсеев, С.П. Методы исследования эволюции физических качеств человека с инвалидностью при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» / С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева // Адаптивная физическая культура». – 2017. – № 3 (71). – С. 5–8.
  • 5. Евсеев, С.П. Научное обоснование и экспериментальная проверка всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "готов к труду и обороне" (ГТО) для инвалидов / С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева, М.В.Томилова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. –2017. – № 1 (143). – С. 60–64.
  • 6. Евсеев, С.П. Новые горизонты развития адаптивного спорта в России / С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева // Адаптивная физическая культура. – 2014. – № 2(58). – С. 2–7.
  • 7. Евсеев, С.П. Проект государственных требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса для лиц с поражением опорно- двигательного аппарата / С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева, А.В. Аксенов // Адаптивная физическая культура. – 2018. – № 1 (73). – С. 2 обложки, 2–4.
  • 8. Евсеев, С.П. Теоретические проблемы адаптивного спорта на современном этапе / С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева // Культура физическая и здоровье. – 2015. – № 4 (55). – С. 78–83.
  • 9. Евсеев, С.П. Установочные принципы, подходы и пути разработки раздела Единой Всероссийской спортивной классификации по спорту лиц с интеллектуальными нарушениями / С.П. Евсеев, Ю.Ю. Вишнякова, О.Э. Евсеева // Адаптивная физическая культура. – 2016. – № 1 (65). – С. 40–41.
  • 10. Евсеева, О.Э. Адаптивный спорт и воспитание спортсмена / С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева // Адаптивная физическая культура. – 2014. – № 3 (59). – С. 50-51.
  • 11. Евсеева, О.Э. Анализ программ по дисциплине «Физическая культура» в части данных о требованиях к уровню физической подготовленности обучающихся специальных (коррекционных) образовательных организаций восьми видов для детей с ограниченными возможностями здоровья / О.Э. Евсеева, О.А. Двейрина, А.В. Аксенов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 3 (133). – С. 80–94.
  • 12. Евсеева, О.Э. Инклюзивные занятия спортом / О.Э. Евсеева, С.П. Евсеев, А.В. Аксенов // Адаптивная физическая культура. – 2017. – № 1 (69). – С. 2 обложки, 2–6.
  • 13. Евсеева, О.Э. Новые подходы к определению понятий: объем, интенсивность и новизна тренировочных нагрузок / О.Э. Евсеева, С.П. Евсеев // Адаптивная физическая культура. – 2017. – № 2 (70). – С. 4–5.
  • 14. Евсеева, О.Э. Об опыте работы по индивидуальной программе реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в области физической культуры и спорта / О.Э. Евсеева, А.А. Грачиков, С.П. Евсеев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 7 (149). – С. 66–74.
  • 15. Евсеева, О.Э. Организационно-педагогическое обеспечение развития системы подготовки спортивного резерва в паралимпийских видах спорта / О.Э. Евсеева // Адаптивная физическая культура. 2017. – № 3 (71). – С. 2 обложки, 2–4.
  • 16. Евсеева, О.Э. Основные подходы к классификации лиц с поражением опорно-двигательного аппарата для сдачи нормативов всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) / О.Э. Евсеева, С.П. Евсеев // Адаптивная физическая культура. – 2016. – № 3(67). – С. 2–3.
  • 17. Евсеева, О.Э. Повышение квалификации специалистов, обеспечивающих учебно-тренировочный процесс среди инвалидов и других маломобильных групп населения / О.Э. Евсеева, М.В. Томилова, Ю.Ю. Вишнякова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 1 (143). – С. 64–68.
  • 18. Ефимов, В.В. Адаптивная физическая культура на Международной неделе в г. Каяни (Финляндия) / В.В. Ефимов, О.Э. Евсеева, М.А. Ярыгина // Адаптивная физическая культура. – 2015. – № 2 (62). – С. 31.
  • 19. К вопросу о выборе стратегии тестирования уровня физической подготовленности инвалидов при выполнении ими нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) / М.В. Томилова, С.П. Евсеев, В.Н. Малиц, О.Э. Евсеева // Адаптивная физическая культура. – 2016. – № 1 (65). – С. 2–5.
  • 20. Классификация инвалидов для участия в выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» / С.П. Евсеев, В.Н. Малиц, Г.З. Идрисова, О.Э. Евсеева ; М-во спорта Российской Федерации ; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург // Адаптивная физическая культура. – 2016. – № 1 (65). – С. 13–17.
  • 21. Классификация спортсменов-инвалидов как фактор развития паралимпийского спорта / А.Г. Абалян, О.Э. Евсеева, С.П. Евсеев, А.В. Кириллова // Теория и практика физической культуры. – 2018. – № 5. – С. 47– 49.
  • 22. Мероприятия по реализации концепции развития адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в Республике Саха (Якутия) на период до 2020 года. Эстафета Паралимпийского огня / С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева, В.П. Душкевич, А.С. Михайлова // Адаптивная физическая культура. – 2014. – № 1 (57). – С. 38–39.
  • 23. Научно-методическое сопровождение Всероссийского физкультурно- спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для инвалидов / С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева, А.В. Аксенов, И.Г. Крюков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 10 (152). – С. 54–57.
  • 24. О реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО среди студентов специальных медицинских групп / С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева, С.И. Филимонова, Е.Ю. Пелих // Культура физическая и здоровье. – 2015. – № 1 (52). – С. 6–8.
  • 25. Определение и оценка выносливости инвалидов / С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева, Ю.Ю. Вишнякова, А.В. Шевцов, А.В. Аксенов // Адаптивная физическая культура. – 2016. – № 1 (65). – С. 25–27.
  • 26. Определение и оценка силы и гибкости инвалидов / О.Э. Евсеева, А.И. Черная, Н.В. Никифорова, В.И. Ивлев // Адаптивная физическая культура. – 2016. – № 1 (65). – С. 28–30.
  • 27. Определение и оценка скоростно-силовых возможностей и координационных способностей инвалидов / О.Э. Евсеева, Ю.Ю. Вишнякова, Е.Б. Ладыгина, Н.В. Никифорова, Е.Ю. Пелих // Адаптивная физическая культура. – 2016. – № 1 (65). – С. 30–32.
  • 28. Определение и оценка скоростных возможностей инвалидов / С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева, А.И. Черная, Е.Б. Ладыгина, Н.Н. Аксенова ; М-во спорта Российской Федерации ; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург // Адаптивная физическая культура. – 2016. – № 1 (65). – С. 23–25.
  • 29. Стартап-проект – внедрение экстремальных видов спорта (горные лыжи) в реабилитацию детей с поражением опорно-двигательного аппарата / С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева, А.И. Черная, А.А. Грачиков, А.А. Шелехов, Д.В. Александров // Адаптивная физическая культура. – 2016. – № 2 (66). – С. 4 обл.

Библиография


Евсеева О.Э. Системные изменения организационно-педагогического обеспечения подготовки спортивного резерва в параолимпийских видах спорта. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №53 2023 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-53/systemic-changes-in-organizational-and-pedagogical-support-for-the-training-of-sports-reserves-in-paralympic-sports (Дата обращения: 22.02.2024)

©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности