Альманах №50
21.12.2022 Дата публикации статьи: 21.12.2022
Альманах №50 · Пространство инклюзии: музей, театр, спорт, университет
Альманах №50 · Пространство инклюзии: музей, театр, спорт, университет

Трейл-ориентирование как инклюзивная спортивная дисциплина

Волков А.М. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург
Бибич А.В. ГБОУ «Балтийский берег», Санкт-Петербург
Бляхман А.Л. МБУ ДО «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий», Ростов-на-Дону

Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года относит к числу приоритетов государственной политики в соответствующей области и обеспечение условий для занятий физической культурой и спортом лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов, их спортивной реабилитации и социально-психологической адаптации1, причем этот посыл содержательно корреспондирует как с целевыми установками совершенствования системы дополнительного образования в стране2, так и с концептуальными подходами к оптимизации образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [10].

В данном контексте и в русле интенсификации инклюзивных процессов в различных сферах жизни ключевое значение приобретает развитие инклюзивного спорта, тем более что спорт – при всех противоречиях, обнаруживающихся при вовлечении лиц с инвалидностью в спортивную деятельность, – способен выступать как «включающая среда» [8].

Именно поэтому в настоящее время активно разрабатываются различные научно-практические аспекты развития инклюзии в физкультурно-спортивной области [5,7,9,11,12 и др.].

Между тем, в определенных случаях инклюзивному спорту оказывается присущим парадокс, связанный с риском некоей дискриминации спортсменов, не являющихся инвалидами, когда они, участвуя в адаптивном спорте, расходуют свои силы и время не столько на свое развитие и достижение собственных спортивных результатов, сколько на развитие других людей – лиц ОВЗ: такое имеет место, например, в спорте незрячих, где в роли спортсмена-лидера выступает нормально видящий атлет, или в адаптивном спорте «танцы на колясках», ибо здесь один из партнеров, участвующих в соревнованиях, тоже не имеет отклонений в состоянии здоровья [4]. Тем самым, в подобных ситуациях, пусть и весьма специфическим образом, но искажается истинная суть инклюзии.

В свете этого важное значение приобретает развитие тех спортивных дисциплин, которые были бы изначально построены на инклюзивной платформе и создавали равные возможности для участников.

Одной из таких дисциплин является трейл-ориентирование.

Трейл-ориентирование – это дисциплина спортивного ориентирования, базирующаяся на чтении карт местности. Дисциплина была разработана именно для того, чтобы дать возможность каждому, и в первую очередь спортсменам с нарушением опорно-двигательного аппарата, принять участие в мероприятиях по спортивному ориентированию в условиях природной среды на равных со спортсменами, не имеющими ограничений по состоянию здоровья [3,13]. При этом учебные и тренировочные мероприятия могут быть организованны на любой местности, а в зимний период и период межсезонья участвовать в них спортсмены могут и не выходя из помещения: трасса устанавливается на улице, а спортсмены выполняют задания, наблюдая из окон.

Исходной основой трейл-ориентирования является ориентирование бегом. Но, в отличие от ориентирования бегом, где участник вправе выбирать любую траекторию движения, в трейл-ориентировании для прохождения трассы используются только заранее определенные дороги, дорожки и тропинки, расположение которых отмечается на заранее подготовленной карте, и, что принципиально важно, при прохождении трассы не учитывается скорость передвижения по ней – от участника требуются лишь навыки чтения карты и точное соотнесение карты и местности.

На каждом контрольном пункте (КП) трассы устанавливается несколько призм (флагов), которые видны участникам с доступных для движения путей, обозначенных на карте. Призм устанавливается несколько, на различном расстоянии друг от друга, но лишь одна из них полностью соответствует определённой точке на карте. Цель трейл-ориентирования – решить «задачу» – точно определить на местности тот объект (флаг), который находится в центре кружка на карте и описан в легенде; зафиксировать свой результат, т.е. сделать отметку о решении «задачи» на своем бланке.

В связи с тем, что скорость передвижения не влияет на результат, участник может выбрать любой из подходящих ему: пешком, на велосипеде, на кресле-коляске самостоятельно или с сопровождающим, на кресле-коляске с электромотором. Таким образом, трейл-ориентирование является уникальной и подлинно инклюзивной спортивной дисциплиной, в которой на одной трассе, в равных соревновательных условиях, встречаются спортсмены с различными двигательными возможностями. При этом трейл-ориентирование можно рассматривать как одно из средств достижения лицами с ОВЗ не только оздоровительного эффекта, но и развития их физических и интеллектуальных возможностей, учит планировать, принимать самостоятельные решения, взаимодействовать с окружающим миром природы и людей, договариваться, анализировать свою деятельность, побеждать и [6].

Согласно международным правилам трейл-ориентирования спортсмены разделяются на два соревновательных класса: «О»-класс (Открытый/Open) и «Р»-класс (спортсмены с нарушениями опорно-двигательного аппарата/Physically Challenged). В «О»-класс могут заявляться любые участники без ограничений по состоянию здоровья, в «Р»-класс – только спортсмены с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА).

В соответствии с Правилами спортивного ориентирования выделяются три дисциплины трейл-ориентирования (ДТО):

  • «трейл-ориентирование – точное ориентирование»;
  • «трейл-ориентирование – спринт»;
  • «трейл-ориентирование – эстафета».

Опыт, накопленный государственным бюджетным образовательным учреждением «Балтийский берег» (Санкт-Петербург) [1], а также практика работы со сборной России по трейл-ориентированию, позволяет определить организационно-методические основы эффективной реализации каждой из этих ДТО.

Трейл-ориентирование – точное ориентирование

Вдоль основной части трассы, по которой передвигается участник, расставляются бело-оранжевые флаги. Они не имеют надписей или других обозначений, определяться необходимо следующим образом: по часовой стрелке – самый левый флаг «А», следующий «В» и так далее до «F». (используются латинские буквы «А», «В», «С», «D», «Е», «F» – см. рис. 1).

Трейл-ориентирование. Организация основной части трассы

Рисунок 1. Пример организации основной части трассы

Участник решает «задачу» в процессе передвижения по основной части трассы. При необходимости он может передвигаться по основной части трассы вперед или назад, чтобы рассмотреть различные виды местности и принять решение о правильном ответе.

На карте у участника к каждой «задаче» имеется только одно обозначение объекта на местности – красный круг с ее номером. Участник должен определить, какой из флагов находится на том же объекте, что и центр круга на карте, т.е. утвердиться в том, что он находится в «правильном месте». Вариант ответа «отсутствие флага в правильном месте» («зеро-ответ») обозначается буквой «Z» (см. рис. 2).

Трейл-ориентирование. Отображение фрагмента местности на карте

Рисунок 2. Отображение фрагмента местности на карте

Точное расположение КП описывается с помощью «легенды КП». Легенда КП – это цифровое обозначение и описание точки расположения КП посредством символов, утвержденных Международной федерацией ориентирования. Местоположение КП должно однозначно определяться при помощи карты и легенды. Легенды КП представляются участникам соревнований в форме таблицы символов.

Если используется карта, изготовленная с учетом международных требований для карт ориентирования, т.е. вычерченная в условных знаках стандарта ISOM («лесные знаки»)3, то все пересекающиеся пути помечаются как запрещенные (перечеркнуты красной линией), если ими нельзя пользоваться.

Если используется карта, изготовленная с учетом международных требований для спринтерских карт ориентирования, т.е. вычерченная в условных знаках стандарта ISSOM или ISSprOM4 (к классическим лесным знакам добавлены знаки парков и городской застройки), то дорожки, которые можно использовать, обозначаются коричневым цветом. Любые пересекающиеся коричневые дорожки, которые нельзя использовать, отмечаются на карте как запрещенные.

Вдоль основной части трассы для каждой «задачи» по определению соответствия точки на местности и на карте, находится «точка идентификации» – место на трассе, где спортсмен производит идентификацию соответствия флагов их условным обозначениям. Только с этих точек флаги однозначно определяются в порядке, задуманном планировщиком трассы, что позволяет участнику выбрать правильный ответ. В точках идентификации устанавливаются таблички с номером «задачи».

В точках идентификации (или рядом с ними) устанавливаются «точки фиксации ответа» – место на трассе, где спортсмен фиксирует свой ответ о решенной «задаче» – соответствии либо об отсутствии флага КП в месте, отмеченном на карте. Для фиксации ответа можно использовать компостер (дырокол), карандаша или электронную станцию, с помощью которых, участник делает отметку о выбранном варианте.

Дополнительно на трассе организуется и решение «задач» на время – «тайм-КП», где спортсмен должен как можно быстрее определить, какой из флагов находится в правильном месте.

Тайм-КП организуется в начале или в конце основной части трассы Участник получает буклет, в котором находятся несколько карт с «задачами», после чего судья показывает ему флаги. Затем, по команде судьи, он приступает к решению «задач».

Ответы обычно даются устно, желательно с использованием международных обозначений («A»-Альфа, «B»-Браво, «C»-Чарли, «D»-Дельта, «E»-Эхо и «F»-Фокстрот). Обязательно должна быть предусмотрена возможность давать ответы, указывая (отмечая) в карточке с «задачей». Судья фиксирует время, затраченное участником на решение «задач», и ответы. За каждую ошибку на тайм-КП ко времени решения участнику добавляется штраф в 60 секунд.

Итоги подводятся следующим образом: первым в результатах становится тот, у кого больше всего правильных ответов на основной части трассы. Если у участников одинаковое количество правильных ответов на основной части трассы, то рейтинг среди них определяется общим временем решения задач на тайм-КП (время решения задач + 60 секунд за каждую ошибку).

Трейл-ориентирование – спринт

Трасса в дисциплине спринт состоит из нескольких спринт-станций, время передвижения между которыми не фиксируется, а движение между ними осуществляется по разметке или по схеме. На подходе к спринт-станции может находиться судья с закрывающим обзор экраном (зонтом).

Действия участников и судьи аналогичны тайм-КП в дисциплине «точное ориентирование»: участник получает карты с несколькими заданиями, судья фиксирует время решения «задач» и ответы. Итоги подводятся исходя из суммарного количества времени, затраченного участником на работу на всех станциях, вкупе со штрафом, который обычно составляет 30 секунд за каждую ошибку. Количество же станций варьируется в диапазоне от 3 до 8. На спринт-станциях также возможен ответ «Z» (зеро-ответ).

В дисциплине «спринт» время, затрачиваемое участниками на перемещение между контрольными точками (спринт-станциями), во внимание не принимается, так как все «задачи» решаются, собственно, на этих точках, и фиксируется только время, потребовавшееся участнику непосредственно на решение «задачи».

На карточке «спринт-станции» (см. рис. 3) размещаются буквы для возможности выбора участником формы и технологии ответа: голосом, показ рукой на карточку и др.; для участников, не обладающих устной речью, предусматривается вариант, когда судья поочерёдно указывает на буквы ответа, а участник подает знак кивком головы или иным способом, тем самым выбирая вариант ответа.

Трейл-ориентирование. Карточка «спринт-станции»

Рисунок 3. Карточка «спринт-станции»

Трейл-ориентирование – эстафета

Эстафета организуется в целом по принципу дисциплины «точное ориентирование».

Команда состоит из 3-ех человек. Наиболее распространенный вариант состоит в том, что общее количество КП делится на 3, каждый участник проходит одну треть КП, не повторяя пункты, уже пройденные предыдущими участниками команды (информация о пройденных КП отображается в командной карточке, но ответы предыдущих этапов участник не может знать). Контрольное время – общее на команду.

Вместе с тем, как свидетельствует опыт, при реализации дисциплин трейл-ориентирования, в методическом плане должны учитываться возрастные особенности участников.

Так, например, для участников в возрасте 8-10 лет для каждой «задачи» предусматривается только один флаг, а сама «задача» состоит в том, чтобы ответить, находится ли флаг в правильном месте. Кроме того, желательно, чтобы у первого контрольного пункта на трассе стоял судья, который при необходимости подскажет участнику, как выполнить задание.

Задания в этом случае должны быть составлены таким образом, чтобы круг КП в «неправильном» месте находился на другом картографическом объекте, а не на флаге. Кроме того, хотя участникам даются легенды КП, все «задачи», тем не менее, должны быть решаемы без чтения этих легенд, т.е. правильный ответ не должен основываться только на легенде КП.

Трассу же необходимо отметить на карте как обязательный маршрут, и она должна пролегать в близи и максимально параллельно дорог, чтобы по ней можно было передвигаться на инвалидной коляске, а «правильное место» следует располагать так, чтобы его было видно, в первую очередь, с дороги, но не обязательно с точки идентификации для этого задания.

Что же касается участников в возрасте 11-13 лет, то для них предусматриваются два типа заданий – задания с несколькими флагами и задания с одним флагом. В заданиях с несколькими флагами участник должен ответить, какой из нескольких флагов находится в правильном месте. В заданиях с одним флагом участнику необходимо ответить, находится ли флаг на том же объекте, что и в центре круга на карте, или нет. При этом задания должны быть составлены так, чтобы флаги находились на понятных объектах, хотя флаг может размещаться и на объекте, отсутствующем на карте (например, на камне, который слишком мал по размерам).

Наконец, для участников в возрасте 13-16 лет и старше каждое задание предполагает наличие нескольких флагов. Участник должен ответить, какой из нескольких флагов находится на правильном объекте, или определить, что нет ни одного такого флага. При этом участник для правильного решения задачи должен обязательно учитывать легенду КП.

Между тем, принципиально важно то, что инклюзивная сущность трейл-ориентирования проявляется отнюдь не только на уровне начальной подготовки, но и на уровне соревнований с участием элитных спортсменов. Истинно инклюзивную природу данного вида спорта убедительно подтверждают, в частности, результаты крупнейших соревнований по спортивному ориентированию, состоявшихся в России в 2022 г. в дисциплине «трейл-ориентирование – точное ориентирование»: они свидетельствуют о том (см. табл. 1), что среди победителей – из расчета 10 лучших спортсменов – не только нет явного численного превосходства спортсменов, относящихся к «О»-классу, но и, более того, на всех четырех стартах среди победителей неизменно оказывались спортсмены с нарушением ОДА («Р»-класс).

Таблица 1. Количество победителей соревнований

Количество победителей соревнований
Соревнование Представители «Р»-класса Представители «О»-класса
Кубок России (август 2022 г.) 6 4
Чемпионат Федерации спортивного ориентирования России (июнь 2022 г.) 3 7
Чемпионат России (май 2022 г.) 8 2
Всероссийские соревнования по спортивному ориентированию памяти военного топографа Пастухова (март 2022 г.) 2 8
Всего 19 21

Вместе с тем, – и это оказалось весьма значимым в условиях пандемии коронавирусной инфекции СOVID-19, – принцип организации контрольных точек (спринт-станций) позволил разработать и внедрить новый формат проведения занятий и соревнований по трейл-ориентированию: речь идет об онлайн-формате [2]. Это не только позволило не прервать полностью учебно-тренировочный процесс, но и восполнило отсутствие привычной соревновательной практики в рамках традиционного спортивного календаря. Более того, спрос на участие в онлайн-соревнованиях по ориентированию оказался чрезвычайно высоким: если очные соревнования обычно собирают 50-100 участников, то в онлайн-стартах принимали участие одновременно до 1000 человек. Закономерно, в свете этого, что трейл-ориентирование в онлайн-формате вошло в программу Всероссийского фестиваля среди обучающихся, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов по ориентированию на местности в 2022/2023 учебном году.

При этом важным ресурсом дальнейшего развития практики трейл-ориентирования в виртуальной плоскости является, как свидетельствует опыт, использование 3-D симулятора «Ориентирование для всех», который представляет собой набор 3D фотографий с заданиями, демонстрируемыми на экране, способном отображать объемные снимки.

Участник, независимо от состояния опорно-двигательного аппарата, с помощью 3-D очков получает возможность выполнять задания на объемных фотографиях, словно бы вживую соприкасаясь с запечатленными на них объектами.

  • 1. Бибич А.В., Волков А.М. Трейл-ориентирование: равные возможности для обучающихся с различными двигательными возможностями // Педагогический вестник «Балтийский берег»: электронный журнал. URL: http://www.baltvest.spb.ru/2021/04/08/.
  • 2. Бляхман, А. Л. Обзор некоторых особенностей организации онлайн тестирования и онлайн соревнований по трейл-ориентированию в педагогическом процессе системы дополнительного образования / А. Л. Бляхман, А. М. Волков // Актуальные исследования. – 2020. – № 24(27). – С. 97-100.
  • 3. Гридчина Л.А., Резенова М.В. Организационно-методические аспекты трейл-ориентирования // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2017. № S1(126). С. 172-176.
  • 4. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры / С.П. Евсеев. – М. : Спорт, 2016. – 616 с.
  • 5. Евсеева О.Э. Евсеев С.П., Аксенов А.В. Инклюзивные занятия спортом // Адаптивная физическая культура. – 2017. – № 1 (69). – С. 1-6.
  • 6. Кизиляева Е.Ю., Барышникова Т.В., Голиков В.И. Влияние спортивного ориентирования на лиц с ограниченными возможностями здоровья // Двадцатипятилетний путь развития адаптивной физической культуры : Материалы международного научного конгресса, СПб. – Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта. – 2020. – С. 189-193.
  • 7. Литош Н.Л. Формы инклюзивного образования в адаптивном студенческом спорте // Гуманитарные науки. 2018. №2 (42). С. 33–37.
  • 8. Петрокович Н.А. Спорт как включающая среда / Н.А. Петрокович // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: Материалы конференции. М. – Московский государственный психолого-педагогический университет. 2011. С. 67–68.
  • 9. Пястолова Н.Б. Инклюзивная физическая культура: состояние, проблемы, перспективы // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2021. – Т. 6, № 1. – С. 118–124.
  • 10. Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья: 2020-2030 годы // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №36. – 2019; URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/.
  • 11. Ростеванов А.Г., Копылова Н.Е., Бочкарева С.И. , Высоцкая Т.П., Зайцев В.А., Голубничий С.П., Нарциссова С.Ю. Инклюзивный спорт: учебное пособие. – М. – Академия МНЭПУ. – 2021. – 168 с.
  • 12. Стадник Е.Г., Тюкалов Р.К., Евсеева О.С., Сысоева Е.Ю. Проблемы развития инклюзивного спорта как фактора социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2021. – №11 (201). – С. 426-432
  • 13. Черных М.Б., Мухачева О.Е. Трейл-ориентирование как вид адаптивного спорта для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. 2016. № 2. С. 53-54.

Библиография


Волков А.М., Бибич А.В., Бляхман А.Л. Трейл-ориентирование как инклюзивная спортивная дисциплина. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №50 2022 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-50/trail-orienteering-as-an-inclusive-sport-discipline (Дата обращения: 23.04.2024)

©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности