Выпуски

Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья: 2020-2030 годы

Альманах №36 · Выпуск первый · 2019 год

Альманах №36. Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья: 2020-2030 годы
Выпуск Альманаха представляет читателю Концепцию, определяющую на ближайшее десятилетие ключевые направления развития образования всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и с инвалидностью. Впервые создана целостная, научно обоснованная Концепция развития образования во всех возможных формах и на всех его уровнях, начиная с первых лет жизни ребенка с ОВЗ.

Концепция развития образования детей с ОВЗ: основные положения

Малофеев Н.Н.
В статье представлены цели, задачи, основания для разработки Концепции развития образования детей с ОВЗ, с инвалидностью на всех уровнях образования в ближайшее десятилетие. Основные положения Концепции раскрывают ценности, понятия, ориентиры, стратегические направления развития, реализация которых позволит изменить стартовые возможности детей на всех уровнях образования и качество жизни семьи. Намечена программа исследований, необходимых для реализации Концепции в ближайшее десятилетие, требуемые изменения в подготовке специалистов.
Ключевые слова

Концепция развития образования детей с ОВЗ: основные положения

дети с ОВЗ
дети группы риска
особые образовательные потребности
семья ребенка с ОВЗ
ранняя помощь
дошкольное образование
начальное общее образование
основное образование
стратегические направления развития образования
психолого-педагогическая типология детей с ОВЗ
коммуникация
взаимодействие
жизненная компетенция
сетевая безопасность
эмоциональная стабильность
специальная психология
коррекционная педагогика
специальное и инклюзивное образование
стратегия развития образования
подготовка специалистов

Развитие ранней помощи в образовании детям с ОВЗ и группы риска: основания, ориентиры и ожидаемые результаты

Гончарова Е.Л. , Кукушкина О.И. , Никольская О.С. , Малофеев Н.Н.
В статье представлены результаты исследований, позволяющие считать ключевой точкой роста образовательной системы развертывание ранней помощи в образовании детям с ОВЗ, с инвалидностью, группы риска. Определены и впервые представлены для специалистов и родителей целевые ориентиры в развитии, воспитании и обучении детей 1-го, 2-го, 3-го годов жизни. Обоснован приоритет семейного воспитания и принципиальное значение развивающего взаимодействия близких взрослых со своим ребенком, возможность наиболее эффективно предупреждать угрозы нарушения развития в раннем возрасте и тем самым изменить стартовые возможности детей на всех последующих уровнях образования.
Ключевые слова

Развитие ранней помощи в образовании детям с ОВЗ и группы риска: основания, ориентиры и ожидаемые результаты

младенческий возраст
ранний возраст
дети с ОВЗ
дети группы риска
дети с нарушенным слухом
с нарушенным зрением
дети с КИ
дети с ОНР
дети с РАС
семья
развивающее взаимодействие
психолого-педагогическая типология детей раннего возраста
особые образовательные потребности
угроза нарушения развития
предупреждение рисков
семейное воспитание
мониторинг
индивидуальный прогресс

Развитие дошкольного образования детей с ОВЗ: целевые ориентиры, стратегические направления и ожидаемые результаты

Карабанова О.А. , Гончарова Е.Л. , Кукушкина О.И. , Никольская О.С.
В статье впервые представлены для специалистов и родителей целевые ориентиры в развитии, обучении и социализации детей 3-5 и 5-7 лет с ОВЗ. Обоснованы стратегические направления развития дошкольного образования и заявлены ожидаемые результаты. Показано, что ключевой точкой развития дошкольного образования является разработка и введение психолого-педагогической типологии детей для каждой нозологической группы, обоснованная дифференциация их особых образовательных потребностей, укоренение новых ценностей, введение новых понятий, изменения в задачах и содержании дошкольного образования, новое понимание роли семьи и ее особых образовательных потребностей.
Ключевые слова

Развитие дошкольного образования детей с ОВЗ: целевые ориентиры, стратегические направления и ожидаемые результаты

дети 3-5 лет
дети 5-7 лет
дошкольники
дети с ОВЗ
дети группы риска
дети с нарушением слуха
зрения
дети с КИ
дети с ОНР
с ЗПР
умственно отсталые
дети с РАС
семья
психолого-педагогическая типология детей дошкольного возраста с ОВЗ
особые образовательные потребности
развитие коммуникации
эмоциональная стабильность
одаренность
мониторинг
индивидуальный прогресс

Развитие образования детей с ОВЗ младшего школьного возраста: целевые ориентиры и стратегические направления

Карабанова О.А. , Гончарова Е.Л. , Кукушкина О.И. , Никольская О.С.
В статье впервые представлены для специалистов и родителей целевые ориентиры в развитии, обучении и социализации детей с ОВЗ младшего школьного возраста. Особое внимание уделяется развитию их отношений с близкими, со «своим» учителем и другими педагогами, с ровесниками. Обоснованы стратегические направления развития начального общего образования, прежде всего, укоренение новых ценностей, введение новых понятий, изменения в содержании образования.
Ключевые слова

Развитие образования детей с ОВЗ младшего школьного возраста: целевые ориентиры и стратегические направления

дети с ОВЗ
младшие школьники
развитие
обучение
социализация
дети с нарушением слуха
зрения
дети с КИ
дети с ОНР
с ЗПР
умственно отсталые
дети с РАС
семья ребенка с ОВЗ
особые образовательные потребности
жизненная компетенция
развитие коммуникации
эмоциональная стабильность
выявление способностей и одаренности
мониторинг
индивидуальный прогресс
взаимодействие школы с семьей

Образование детей с ОВЗ среднего и старшего школьного возраста: целевые ориентиры и стратегические направления развития

Карабанова О.А. , Гончарова Е.Л. , Кукушкина О.И. , Никольская О.С.
Впервые представлены для специалистов и родителей целевые ориентиры в развитии, обучении и социализации детей с ОВЗ среднего и старшего школьного возраста. Обоснованы стратегические направления развития неполного и полного основного образования детей с ОВЗ, с инвалидностью. Подчеркивается необходимость разработки отсутствующих в настоящее время образовательных стандартов неполного и полного основного образования детей с ОВЗ.
Ключевые слова

Образование детей с ОВЗ среднего и старшего школьного возраста: целевые ориентиры и стратегические направления развития

школьники с ОВЗ
подростки
развитие
обучение
социализация
семья
психолого-педагогическая типология
особые образовательные потребности
стандарты основного образования
жизненная компетенция
социальная коммуникация
сетевая безопасность
эмоциональная стабильность
троллинг
взаимодействие школы с семьей

Профессиональное образование лиц с ОВЗ и инвалидностью: целевые ориентиры и факторы успешного развития

Кантор В.З. , Коробейников И.А.
Вопросы развития профессионального образования, профессиональной ориентации и профессиональной самореализации обучающихся с инвалидностью и ОВЗ рассматриваются в контексте преемственного решения основных образовательных задач и связываются с качеством формирования предпосылок профессиональной подготовки на разных уровнях образования в соответствии с выделенными целевыми ориентирами.
Ключевые слова

Профессиональное образование лиц с ОВЗ и инвалидностью: целевые ориентиры и факторы успешного развития

профориентация
среднее профессиональное образование (СПО)
высшее образование
особые образовательные и социальные потребности обучающихся с ОВЗ и инвалидностью
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности