Цель исследования
Обоснование эффективности использования элементов рок-н-ролла в развитии специфических координационных способностей младших школьников с депривацией зрения в процессе адаптивного физического воспитания.Задачи исследования
- Осуществить анализ современных тенденций развития адаптивного физического воспитания детей с депривацией зрения и определить целесообразность применения элементов рок-н-ролла в их учебном процессе.
- Выявить своеобразие психофизического развития и исходный уровень развития специфических координационных способностей у младших школьников с депривацией зрения.
- Разработать коррекционно-развивающую программу с использованием элементов рок-н-ролла, направленную на развитие специфических координационных способностей младших школьников с депривацией зрения с учетом особенностей их психофизического развития.
- Экспериментально проверить и оценить эффективность влияния коррекционно-развивающей программы с использованием элементов рок-н- ролла, направленной на развитие специфических координационных способностей младших школьников с депривацией зрения
Методы и организация исследования
Для оценки уровня развития СКС применялось 6 тестовых заданий, модифицированных нами с учетом физических возможностей детей с депривацией зрения (рисунок 1). Успешность оценивалась в баллах - от 2 до 5.
Рисунок 1. Тестовые задания для оценки уровня развития специфических координационных способностей детей с депривацией зрения
В эксперименте приняло участие 20 незрячих (КГ-1 и ЭГ-1) и 20 слабовидящих (КГ-2 и ЭГ-2) школьников, в возрасте 8-9 лет, сформировано две группы, КГ и ЭГ, по 10 человек в каждой. С детьми ЭГ проведено 60 учебно-тренировочных занятий в течение 1 учебного года, 2 раза в неделю по 40 минут. Дети КГ занимались по утвержденной в школе программе по ритмике (Л.И. Плаксина, 2003).
В процессе занятий дети ЭГ осваивали базовые танцевальные элементы рок-н-ролла. Танцевальные движения, включенные в коррекционно- развивающую программу с использованием элементов рок-н-ролла (далее – Программу), были адаптированы к физическим возможностям детей с депривацией зрения. Из детей ЭГ сформированы танцевальные пары.
Создавалась коррекционно-развивающая среда обучения, облегчающая ориентировку в пространстве и восприятие учебного материала. Не использовались упражнения: резкие наклоны головы; прыжки; соскоки; упражнения с сотрясением тела, длительным мышечным напряжением; акробатические комбинации, упражнения высокой степени интенсивности.
Вместо базовых прыжковых упражнений рок-н-ролла использовались танцевальные шаги. Исполнение «основного хода» рок-н-ролла представляло собой комбинацию простейших движений («кик», «хоп», «степ»), при этом стопа опорной ноги находилась в безотрывном положении с полом, что отвечало требованиям техники танца в категории «Е класс-микст юноши и девушки». Необходимым условием коррекционно-педагогического воздействия являлось наличие музыкального сопровождения.
Разработанные этапы обучения двигательному действию отражают специфику обучения младших школьников с депривацией зрения (таблица 1).
Таблица 1. Этапы обучения элементам рок-н-ролла младших школьников с депривацией зрения
№ этапа | Содержание этапа |
---|---|
I | Формирование знаний о терминах акробатического рок-н-ролла, музыкальном сопровождении и т.д. |
II | Формирование первоначального представления о танцевальном движении, коррекция движений, учитывающая неадекватное восприятие детьми учебного материала |
III | Закрепление и совершенствование техники выполнения танцевальных движений с использованием музыкального сопровождения и упрощенных требований к темпу и ритму |
IV | Выполнение танцевальных комбинаций на основе сформированных кинестетических ощущений в соответствии с заданным темпом и ритмом |
V | Подготовка и публичное представление танцевальных композиций, формирование культурологических основ участия в соревнованиях |
В ходе педагогического эксперимента осуществлялась психолого- педагогическая поддержка занимающихся и консультативная работа с родителями детей ЭГ.
«Оценка состояния здоровья и специфических координационных способностей младших школьников с депривацией зрения»
Анализ результатов выявил, что дети имеют разнообразные нарушения со стороны соматической, двигательной и психоэмоциональной сфер. Наиболее частыми офтальмологическими заболеваниями у незрячих детей ЭГ и КГ являются ретинопатия недоношенных, отслойка сетчатки, афакия; у слабовидящих – астигматизм, нистагм, миопия.
Среди сопутствующих заболеваний у незрячих детей доминирует резидуальная энцефалопатия, у слабовидящих – малая мозговая дисфункция. Заболевания опорно-двигательного аппарата являются наиболее распространенными среди вторичных отклонений, отображающих групповую тенденцию, 97,5% детей относятся к специальной группе здоровья.
Констатирован низкий уровень развития СКС как у незрячих, так и у слабовидящих детей. Наихудшие результаты в тестовых заданиях были выявлены в способности к согласованию движений рук и ног и сохранению динамического равновесия, которые являются характерологической особенностью детей с депривацией зрения (см. Диаграмма 1, Диаграмма 2).
Диаграмма 1. Средние значения показателей специфических координационных способностей незрячих детей КГ-1 (n=10) и ЭГ-1 (n=10) ДО эксперимента (x, балл)
Диаграмма 2. Средние значения показателей специфических координационных способностей слабовидящих детей КГ-2 (n=10) и ЭГ-2 (n=10) ДО эксперимента (x, балл)
Резюмируя полученные результаты видно, что широкий спектр заболеваний, а также низкий уровень развития СКС младших школьников с депривацией зрения требует включения в процесс адаптивного физического воспитания новых коррекционно-развивающих технологий.
На основе анализа данных, полученных в начале эксперимента, разработана, обоснована и внедрена в практику коррекционно-развивающая программа с использованием элементов рок-н-ролла, направленная на развитие СКС младших школьников с депривацией зрения.
Программа разрабатывалась с учетом особенностей их психофизического развития, пола, возраста и предусмотренных противопоказаний, имеющая ряд отличий от используемой в школах III-IV видов программы по ритмике Л.И. Плаксиной (2003) (таблица 2).
Таблица 2 – Сравнительный анализ содержания программы по ритмике Л.И. Плаксиной и экспериментальной программы с использование элементов рок-н-ролла
# | Предмет сравнения | Программа по ритмике | Экспериментальная программа |
---|---|---|---|
1 | Количество учебных разделов |
8 (восемь)
разделы
|
10 (десять)
разделы
|
2 | Объем программы (часы) | 60 | 60 |
3 | Содержание программы | Хореография, народные, современные и бальные танцы | Хореография, элементы рок-н-ролла |
4 | Темп музыки | Адажио, анданте,модерато | 36-48 т/мин. Модерато, аллегретто, аллегро |
5 | Игры | Музыкально- ритмические и речевые | Музыкально-ритмические, подвижные игры коррекционной направленности |
6 | Ожидаемый результат | Активизация моторики, укрепление здоровья, коррекции двигательных нарушений, возможность познания окружающего мира через музыку и движения, формирование художественного вкуса, творческого воображения и пространственной ориентировки | Развитие специфических координационных способностей, активизация моторики, коррекция двигательных нарушений, расширение диапазона двигательной активности и познавательной деятельности, формирование художественного вкуса, творческого воображения, пространственной ориентировки, возможность участия в соревнованиях по рок-н-роллу на равных условиях со зрячими сверстниками |
7 | Консультативная работа с родителями | отсутствует |
Беседы с родителями на темы:
|
8 | Использование коррекционно- развивающих упражнений | Упражнения на развитие пространственной ориентировки, чувства темпа, ритма, согласованности движений | Упражнения на развитие пространственной ориентировки, чувства темпа, ритма, согласованности движений. Дыхательная и зрительная гимнастика |
В процессе занятий основной танцевальный ход рок-н-ролла выполнялся не резко, без подъема на полу-пальцы, в медленном темпе. Занятие состояло из трех частей. В подготовительной части дети выполняли общеразвивающие упражнения. Основная часть строилась в соответствии с графиком- планирования учебно-тренировочных занятий, заключалась в разучивании техники базовых танцевальных движений, парных танцевальных смен и соревновательной композиции. В заключительной части проводились музыкально-ритмические игры, стретчинг, дыхательные упражнения, гимнастика для глаз, «пальминг». С целью предупреждения утомления строго регламентировалось количество повторений. В процессе тренировочных занятий акцентировалось внимание на степени освоения учащимися предлагаемого объема двигательных действий, согласованности движений с установленными техническими требованиями и ритмом музыкального сопровождения.
Содержание программы рассмотрено на заседании «Методического объединения спортивных и музыкально-эстетических дисциплин» ГБСКОУ «Школы-интернат №1 им. К.К. Грота», одобрено и рекомендовано для использования в процессе адаптивного физического воспитания незрячих и слабовидящих детей 1-4 классов.
Эффективность использования элементов рок-н- ролла в адаптивном физическом воспитании детей с депривацией зрения
Представлен сравнительный анализ исследуемых показателей СКС детей КГ и ЭГ до и после обучающего эксперимента.
Статистически достоверная положительная динамика показателей СКС наблюдалась как у незрячих (Диаграммы 3, Диаграмма 4, таблица 3), так и у слабовидящих детей КГ и ЭГ (Диаграмма 5,Диаграмма 6, таблица 4), но более выраженная динамика средних значений показателей отмечена у детей ЭГ.
Диаграмма 3. Средние значения показателей специфических координационных способностей незрячих детей КГ-1(n=10) ДО и ПОСЛЕ эксперимента (x, балл)
Диаграмма 4. Средние значения показателей специфических координационных способностей незрячих детей ЭГ-1 (n=10) ДО и ПОСЛЕ эксперимента (x, балл)
Таблица 3. Средние значения показателей специфических координационных способностей по шести тестовым заданиям незрячих детей КГ-1 и ЭГ-1 ДО и ПОСЛЕ эксперимента
Группа | x, балл | Разница | Р-value | ||
---|---|---|---|---|---|
До | После | Прирост показателя | |||
КГ-1 (n=10) | 3,3 | 3,7 | 0,4 | ЭГ-1> КГ-1 = 0,9 | ≤0,05 |
ЭГ-1 (n=10) | 3,5 | 4,8 | 1,3 |
Диаграмма 5. Средние значения показателей специфических координационных способностей слабовидящих детей КГ-2 (n=10) ПОСЛЕ эксперимента (x, балл)
Диаграмма 6. Средние значения показателей специфических координационных способностей слабовидящих детей ЭГ-2 (n=10) ПОСЛЕ эксперимента (x, балл)
Таблица 4. Средние значения показателей специфических координационных способностей слабовидящих детей КГ-2 и ЭГ-2 по шести тестовым заданиям ДО и ПОСЛЕ эксперимента
Группа | x, балл | Разница | Р-value | ||
---|---|---|---|---|---|
До | После | Прирост показателя | |||
КГ-2 (n=10) | 3,4 | 3,8 | 0,4 | ЭГ-2> КГ-2 = 0,9 | ≤0,05 |
ЭГ-2 (n=10) | 3,6 | 4,9 | 1,3 |
Из диаграмм 3-6 и таблицы 4 видно, что:
- наибольшее различие между КГ-1 и ЭГ-1, КГ-2 и ЭГ-2 наблюдается в тестовом задании №2 - способность к выполнению согласованных действий с партнером (разница 1,8 балла у незрячих, 1,6 балла у слабовидящих). Средние значения по этому тестовому заданию между ЭГ и КГ - статистически достоверны (p≤0,05) в пользу ЭГ;
- по тестовому заданию №4 - способность к ориентировке в пространстве на основе локализации звукового сигнала разница между КГ и ЭГ была наименьшей (0,8 балла у незрячих, 0,7 балла у слабовидящих), что связано с высоким исходным уровнем этого показателя. Между средними значениями показателей ЭГ и КГ результаты статистически достоверны на уровне p≤0,05;
- дети КГ-1 и КГ-2 по всем шести тестовым заданиям, продемонстрировали сравнительно низкий прирост показателей (0,4 балла) по сравнению с ЭГ-1 и ЭГ-2 (1,3 балла). Среднее значение показателей по всем исследуемым параметрам СКС детей ЭГ превосходит показатели детей КГ более, чем в 3 раза. Сумма баллов (по всем шести тестовым заданиям), характеризующая общий уровень СКС детей КГ и ЭГ возросла достоверно на значимом уровне (P≤0,05), итоговые значения детей ЭГ выше на 1,3 балла.
Систематические занятия танцевальными упражнениями в процессе коррекционно-педагогического воздействия на детей, планомерное повышение нагрузок при текущем медико-педагогическом контроле, развитие специальной и общей физической подготовки, преемственность средств и методов обучения, психолого-педагогическая поддержка дают устойчивое повышение уровня СКС и изменение качественных параметров танцевальных движений младших школьников с депривацией зрения.
Ухудшений в состоянии функций зрительного анализатора у детей ЭГ не зафиксировано (по результатам осмотра офтальмологом в конце учебного года).
Обобщение всех экспериментальных данных позволяет заключить, что разработанная Программа в процессе адаптивного физического воспитания младших школьников с депривацией зрения способствует более успешному развитию согласованности собственных движений и движений с партнером, моторной памяти, ориентировки в пространстве на основе локализации звукового сигнала, ориентировки в пространстве и дифференцировки собственных движений, способности к сохранению динамического равновесия.
Таким образом, анализ результатов исследования позволяет заключить, что поставленные в нем задачи были полностью решены, а выдвинутая гипотеза получила экспериментальное подтверждение. В ходе исследования выявлены статистически значимые данные, свидетельствующие о том, что использование элементов рок-н-ролла в процессе адаптивного физического воспитания младших школьников с депривацией зрения обеспечило позитивное изменение всех исследуемых параметров СКС по сравнению с показателями детей КГ, что дает возможность специалистам адаптивной физической культуры оптимизировать учебно-воспитательный процесс в специальной (коррекционной) школе III-IVвидов.
Практические рекомендации
Для определения уровня развития СКС у младших школьников с депривацией зрения целесообразно проводить тестирование в следующей последовательности: оценка согласованности движений рук и ног; оценка согласованности движений с партнером; оценка моторной памяти; оценка способности к ориентированию в пространстве на основе локализации звукового сигнала; оценка умения ориентироваться в пространстве и дифференцировки собственных движений; оценка способности к сохранению динамического равновесия.
Для развития СКС детей с депривацией зрения младших классов на уроках ритмики целесообразно применять «Коррекционно-развивающую программу с использованием элементов рок-н-ролла» (2 занятия в неделю, продолжительностью - 40 мин) в соответствии с графиком-планирования учебно-тренировочных занятий для младших школьников с депривацией зрения.
Упражнения из коррекционно-развивающей программы рекомендуется использовать на дополнительных занятиях, во время внеклассной работы, спортивных часов.
При организации занятий с использованием элементов рок-н-ролла, подборе упражнений необходимо учитывать индивидуальные особенности психофизического развития детей с депривацией зрения и противопоказания к отдельным видам физических упражнений. Например, ребенку с тотальной слепотой разрешается выполнение прыжковых упражнений, слабовидящим, или детям с остаточным зрением – предусмотрены такие ограничения, как выполнение прыжковых элементов только на мягкой поверхности (гимнастических матах, ковриках), в специальной обуви с амортизирующей подошвой.
Особого внимания при организации занятий требуют дети с нарушением поля зрения. Ребенку с нарушением центрального зрения следует демонстрировать упражнения стоя сбоку от него, при фронтальном построении группы, такого ребенка ставят в начале или конце шеренги для наиболее полного зрительного восприятия учебного материала. Для ребенка с нарушением периферического зрения показ осуществляется стоя перед ним, при построении в шеренгу, такого ребенка следует ставить в центре.
Упражнения рекомендуется выполнять в медленном и среднем темпе без резких движений, наклонов, с паузами для отдыха 2-4 мин. При появлении первых признаков утомления паузы для отдыха увеличиваются, количество повторений уменьшается.
На каждом уроке рекомендуется включать 15-20 % нового учебного материала (новые термины, танцевальные комбинации, парные смены, музыкальное сопровождение, игровые задания, упражнения для зрительного тренинга и т.д.), остальное время основной части урока предполагает повторение и совершенствование ранее изученного материала.
Повысить мотивацию детей к занятиям можно с помощью создания таких условий, в которых дети могут почувствовать радость от танцевальных движений, избавиться от неуверенности в своих силах и страха пространства. Примером таких условий может стать предоставление ребенку права выбора понравившейся музыки для танцевальной импровизации, использование соревновательного метода.
С целью формирования позитивного отношения родителей к применению в образовательном процессе младших школьников с депривацией зрения коррекционно-развивающей программы с использование элементов рок- н-ролла рекомендуется проводить с родителями различные формы работы: родительские собрания (тематические), консультации, беседы, открытые занятия, спортивные праздники с участием родителей и пр.
В консультациях и беседах с родителями, воспитывающих детей с депривацией зрения, акцентировать внимание на закрепление разученных в процессе занятий упражнений, способствующих развитию специфических координационных способностей, в повседневной жизнедеятельности.