Альманах №53
13.12.2023 Дата публикации статьи: 13.12.2023
Альманах №53 · Адаптивная физкультура и спорт
Альманах №53 · Адаптивная физкультура и спорт

Использование элементов рок-н-ролла в развитии координации детей с нарушениями зрения

Николаева К.И. АНО "Центр социальных услуг "Дом милосердия", Санкт-Петербург

Цель исследования

Обоснование эффективности использования элементов рок-н-ролла в развитии специфических координационных способностей младших школьников с депривацией зрения в процессе адаптивного физического воспитания.

Задачи исследования

  1. Осуществить анализ современных тенденций развития адаптивного физического воспитания детей с депривацией зрения и определить целесообразность применения элементов рок-н-ролла в их учебном процессе.
  2. Выявить своеобразие психофизического развития и исходный уровень развития специфических координационных способностей у младших школьников с депривацией зрения.
  3. Разработать коррекционно-развивающую программу с использованием элементов рок-н-ролла, направленную на развитие специфических координационных способностей младших школьников с депривацией зрения с учетом особенностей их психофизического развития.
  4. Экспериментально проверить и оценить эффективность влияния коррекционно-развивающей программы с использованием элементов рок-н- ролла, направленной на развитие специфических координационных способностей младших школьников с депривацией зрения

Методы и организация исследования

Для оценки уровня развития СКС применялось 6 тестовых заданий, модифицированных нами с учетом физических возможностей детей с депривацией зрения (рисунок 1). Успешность оценивалась в баллах - от 2 до 5.

Рисунок 1. Тестовые задания для оценки уровня развития специфических координационных способностей детей с депривацией зрения

Схематичное изображение направления оценки тестовых заданий

В эксперименте приняло участие 20 незрячих (КГ-1 и ЭГ-1) и 20 слабовидящих (КГ-2 и ЭГ-2) школьников, в возрасте 8-9 лет, сформировано две группы, КГ и ЭГ, по 10 человек в каждой. С детьми ЭГ проведено 60 учебно-тренировочных занятий в течение 1 учебного года, 2 раза в неделю по 40 минут. Дети КГ занимались по утвержденной в школе программе по ритмике (Л.И. Плаксина, 2003).

В процессе занятий дети ЭГ осваивали базовые танцевальные элементы рок-н-ролла. Танцевальные движения, включенные в коррекционно- развивающую программу с использованием элементов рок-н-ролла (далее – Программу), были адаптированы к физическим возможностям детей с депривацией зрения. Из детей ЭГ сформированы танцевальные пары.

Создавалась коррекционно-развивающая среда обучения, облегчающая ориентировку в пространстве и восприятие учебного материала. Не использовались упражнения: резкие наклоны головы; прыжки; соскоки; упражнения с сотрясением тела, длительным мышечным напряжением; акробатические комбинации, упражнения высокой степени интенсивности.

Вместо базовых прыжковых упражнений рок-н-ролла использовались танцевальные шаги. Исполнение «основного хода» рок-н-ролла представляло собой комбинацию простейших движений («кик», «хоп», «степ»), при этом стопа опорной ноги находилась в безотрывном положении с полом, что отвечало требованиям техники танца в категории «Е класс-микст юноши и девушки». Необходимым условием коррекционно-педагогического воздействия являлось наличие музыкального сопровождения.

Разработанные этапы обучения двигательному действию отражают специфику обучения младших школьников с депривацией зрения (таблица 1).

Таблица 1. Этапы обучения элементам рок-н-ролла младших школьников с депривацией зрения

№ этапа Содержание этапа
I Формирование знаний о терминах акробатического рок-н-ролла, музыкальном сопровождении и т.д.
II Формирование первоначального представления о танцевальном движении, коррекция движений, учитывающая неадекватное восприятие детьми учебного материала
III Закрепление и совершенствование техники выполнения танцевальных движений с использованием музыкального сопровождения и упрощенных требований к темпу и ритму
IV Выполнение танцевальных комбинаций на основе сформированных кинестетических ощущений в соответствии с заданным темпом и ритмом
V Подготовка и публичное представление танцевальных композиций, формирование культурологических основ участия в соревнованиях
Этапы обучения элементам рок-н-ролла младших школьников с депривацией зрения

В ходе педагогического эксперимента осуществлялась психолого- педагогическая поддержка занимающихся и консультативная работа с родителями детей ЭГ.

«Оценка состояния здоровья и специфических координационных способностей младших школьников с депривацией зрения»

Анализ результатов выявил, что дети имеют разнообразные нарушения со стороны соматической, двигательной и психоэмоциональной сфер. Наиболее частыми офтальмологическими заболеваниями у незрячих детей ЭГ и КГ являются ретинопатия недоношенных, отслойка сетчатки, афакия; у слабовидящих – астигматизм, нистагм, миопия.

Среди сопутствующих заболеваний у незрячих детей доминирует резидуальная энцефалопатия, у слабовидящих – малая мозговая дисфункция. Заболевания опорно-двигательного аппарата являются наиболее распространенными среди вторичных отклонений, отображающих групповую тенденцию, 97,5% детей относятся к специальной группе здоровья.

Констатирован низкий уровень развития СКС как у незрячих, так и у слабовидящих детей. Наихудшие результаты в тестовых заданиях были выявлены в способности к согласованию движений рук и ног и сохранению динамического равновесия, которые являются характерологической особенностью детей с депривацией зрения (см. Диаграмма 1, Диаграмма 2).

Диаграмма 1. Средние значения показателей специфических координационных способностей незрячих детей КГ-1 (n=10) и ЭГ-1 (n=10) ДО эксперимента (x, балл)

Диаграмма 2. Средние значения показателей специфических координационных способностей слабовидящих детей КГ-2 (n=10) и ЭГ-2 (n=10) ДО эксперимента (x, балл)

Резюмируя полученные результаты видно, что широкий спектр заболеваний, а также низкий уровень развития СКС младших школьников с депривацией зрения требует включения в процесс адаптивного физического воспитания новых коррекционно-развивающих технологий.

На основе анализа данных, полученных в начале эксперимента, разработана, обоснована и внедрена в практику коррекционно-развивающая программа с использованием элементов рок-н-ролла, направленная на развитие СКС младших школьников с депривацией зрения.

Программа разрабатывалась с учетом особенностей их психофизического развития, пола, возраста и предусмотренных противопоказаний, имеющая ряд отличий от используемой в школах III-IV видов программы по ритмике Л.И. Плаксиной (2003) (таблица 2).

Таблица 2 – Сравнительный анализ содержания программы по ритмике Л.И. Плаксиной и экспериментальной программы с использование элементов рок-н-ролла

# Предмет сравнения Программа по ритмике Экспериментальная программа
1 Количество учебных разделов 8 (восемь)
  1. Теоретические сведенья
  2. Специальные ритмические упражнения
  3. Упражнения на связь движения с музыкой
  4. Упражнения ритмической гимнастики
  5. Подготовительные упражнения к танцам
  6. Элементы танцев
  7. Танцы
  8. Музыкально- ритмические и речевые игры
10 (десять)
  1. История, стиль музыки, правила соревнований акробатического рок- н-ролла
  2. Техника базовых движений ног
  3. Техника базовых движений рук
  4. Согласованность движений с ритмом
  5. Техника вращений
  6. Техника парных танцевальных смен и комбинаций движений
  7. Общей физическая подготовка
  8. Специальная физическая подготовка
  9. Психолого-педагогическая поддержка
  10. Коррекционные подвижные игры
2 Объем программы (часы) 60 60
3 Содержание программы Хореография, народные, современные и бальные танцы Хореография, элементы рок-н-ролла
4 Темп музыки Адажио, анданте,модерато 36-48 т/мин. Модерато, аллегретто, аллегро
5 Игры Музыкально- ритмические и речевые Музыкально-ритмические, подвижные игры коррекционной направленности
6 Ожидаемый результат Активизация моторики, укрепление здоровья, коррекции двигательных нарушений, возможность познания окружающего мира через музыку и движения, формирование художественного вкуса, творческого воображения и пространственной ориентировки Развитие специфических координационных способностей, активизация моторики, коррекция двигательных нарушений, расширение диапазона двигательной активности и познавательной деятельности, формирование художественного вкуса, творческого воображения, пространственной ориентировки, возможность участия в соревнованиях по рок-н-роллу на равных условиях со зрячими сверстниками
7 Консультативная работа с родителями отсутствует Беседы с родителями на темы:
  1. Занятия по ритмике с использованием элементов рок-н-ролла с учетом рекомендаций врачей офтальмологов
  2. Психолого-педагогическая помощь в подготовке к соревнованиям в дисциплине «Е класс-микст юноши и девушки» в среде нормально видящих сверстников
  3. Рекомендации родителям по закреплению специфических координационных способностей
8 Использование коррекционно- развивающих упражнений Упражнения на развитие пространственной ориентировки, чувства темпа, ритма, согласованности движений Упражнения на развитие пространственной ориентировки, чувства темпа, ритма, согласованности движений. Дыхательная и зрительная гимнастика
Сравнительный анализ содержания программы по ритмике Л.И. Плаксиной и экспериментальной программы с использование элементов рок-н-ролла

В процессе занятий основной танцевальный ход рок-н-ролла выполнялся не резко, без подъема на полу-пальцы, в медленном темпе. Занятие состояло из трех частей. В подготовительной части дети выполняли общеразвивающие упражнения. Основная часть строилась в соответствии с графиком- планирования учебно-тренировочных занятий, заключалась в разучивании техники базовых танцевальных движений, парных танцевальных смен и соревновательной композиции. В заключительной части проводились музыкально-ритмические игры, стретчинг, дыхательные упражнения, гимнастика для глаз, «пальминг». С целью предупреждения утомления строго регламентировалось количество повторений. В процессе тренировочных занятий акцентировалось внимание на степени освоения учащимися предлагаемого объема двигательных действий, согласованности движений с установленными техническими требованиями и ритмом музыкального сопровождения.

Содержание программы рассмотрено на заседании «Методического объединения спортивных и музыкально-эстетических дисциплин» ГБСКОУ «Школы-интернат №1 им. К.К. Грота», одобрено и рекомендовано для использования в процессе адаптивного физического воспитания незрячих и слабовидящих детей 1-4 классов.

Эффективность использования элементов рок-н- ролла в адаптивном физическом воспитании детей с депривацией зрения

Представлен сравнительный анализ исследуемых показателей СКС детей КГ и ЭГ до и после обучающего эксперимента.

Статистически достоверная положительная динамика показателей СКС наблюдалась как у незрячих (Диаграммы 3, Диаграмма 4, таблица 3), так и у слабовидящих детей КГ и ЭГ (Диаграмма 5,Диаграмма 6, таблица 4), но более выраженная динамика средних значений показателей отмечена у детей ЭГ.

Диаграмма 3. Средние значения показателей специфических координационных способностей незрячих детей КГ-1(n=10) ДО и ПОСЛЕ эксперимента (x, балл)

Диаграмма 4. Средние значения показателей специфических координационных способностей незрячих детей ЭГ-1 (n=10) ДО и ПОСЛЕ эксперимента (x, балл)

Таблица 3. Средние значения показателей специфических координационных способностей по шести тестовым заданиям незрячих детей КГ-1 и ЭГ-1 ДО и ПОСЛЕ эксперимента

Группа x, балл Разница Р-value
До После Прирост показателя
КГ-1 (n=10) 3,3 3,7 0,4 ЭГ-1> КГ-1 = 0,9 ≤0,05
ЭГ-1 (n=10) 3,5 4,8 1,3
Средние значения показателей специфических координационных способностей по шести тестовым заданиям незрячих детей КГ-1 и ЭГ-1 ДО и ПОСЛЕ эксперимента

Диаграмма 5. Средние значения показателей специфических координационных способностей слабовидящих детей КГ-2 (n=10) ПОСЛЕ эксперимента (x, балл)

Диаграмма 6. Средние значения показателей специфических координационных способностей слабовидящих детей ЭГ-2 (n=10) ПОСЛЕ эксперимента (x, балл)

Таблица 4. Средние значения показателей специфических координационных способностей слабовидящих детей КГ-2 и ЭГ-2 по шести тестовым заданиям ДО и ПОСЛЕ эксперимента

Группа x, балл Разница Р-value
До После Прирост показателя
КГ-2 (n=10) 3,4 3,8 0,4 ЭГ-2> КГ-2 = 0,9 ≤0,05
ЭГ-2 (n=10) 3,6 4,9 1,3
Средние значения показателей специфических координационных способностей слабовидящих детей КГ-2 и ЭГ-2 по шести тестовым заданиям ДО и ПОСЛЕ эксперимента

Из диаграмм 3-6 и таблицы 4 видно, что:

  • наибольшее различие между КГ-1 и ЭГ-1, КГ-2 и ЭГ-2 наблюдается в тестовом задании №2 - способность к выполнению согласованных действий с партнером (разница 1,8 балла у незрячих, 1,6 балла у слабовидящих). Средние значения по этому тестовому заданию между ЭГ и КГ - статистически достоверны (p≤0,05) в пользу ЭГ;
  • по тестовому заданию №4 - способность к ориентировке в пространстве на основе локализации звукового сигнала разница между КГ и ЭГ была наименьшей (0,8 балла у незрячих, 0,7 балла у слабовидящих), что связано с высоким исходным уровнем этого показателя. Между средними значениями показателей ЭГ и КГ результаты статистически достоверны на уровне p≤0,05;
  • дети КГ-1 и КГ-2 по всем шести тестовым заданиям, продемонстрировали сравнительно низкий прирост показателей (0,4 балла) по сравнению с ЭГ-1 и ЭГ-2 (1,3 балла). Среднее значение показателей по всем исследуемым параметрам СКС детей ЭГ превосходит показатели детей КГ более, чем в 3 раза. Сумма баллов (по всем шести тестовым заданиям), характеризующая общий уровень СКС детей КГ и ЭГ возросла достоверно на значимом уровне (P≤0,05), итоговые значения детей ЭГ выше на 1,3 балла.

Систематические занятия танцевальными упражнениями в процессе коррекционно-педагогического воздействия на детей, планомерное повышение нагрузок при текущем медико-педагогическом контроле, развитие специальной и общей физической подготовки, преемственность средств и методов обучения, психолого-педагогическая поддержка дают устойчивое повышение уровня СКС и изменение качественных параметров танцевальных движений младших школьников с депривацией зрения.

Ухудшений в состоянии функций зрительного анализатора у детей ЭГ не зафиксировано (по результатам осмотра офтальмологом в конце учебного года).

Обобщение всех экспериментальных данных позволяет заключить, что разработанная Программа в процессе адаптивного физического воспитания младших школьников с депривацией зрения способствует более успешному развитию согласованности собственных движений и движений с партнером, моторной памяти, ориентировки в пространстве на основе локализации звукового сигнала, ориентировки в пространстве и дифференцировки собственных движений, способности к сохранению динамического равновесия.

Таким образом, анализ результатов исследования позволяет заключить, что поставленные в нем задачи были полностью решены, а выдвинутая гипотеза получила экспериментальное подтверждение. В ходе исследования выявлены статистически значимые данные, свидетельствующие о том, что использование элементов рок-н-ролла в процессе адаптивного физического воспитания младших школьников с депривацией зрения обеспечило позитивное изменение всех исследуемых параметров СКС по сравнению с показателями детей КГ, что дает возможность специалистам адаптивной физической культуры оптимизировать учебно-воспитательный процесс в специальной (коррекционной) школе III-IVвидов.

Практические рекомендации

Для определения уровня развития СКС у младших школьников с депривацией зрения целесообразно проводить тестирование в следующей последовательности: оценка согласованности движений рук и ног; оценка согласованности движений с партнером; оценка моторной памяти; оценка способности к ориентированию в пространстве на основе локализации звукового сигнала; оценка умения ориентироваться в пространстве и дифференцировки собственных движений; оценка способности к сохранению динамического равновесия.

Для развития СКС детей с депривацией зрения младших классов на уроках ритмики целесообразно применять «Коррекционно-развивающую программу с использованием элементов рок-н-ролла» (2 занятия в неделю, продолжительностью - 40 мин) в соответствии с графиком-планирования учебно-тренировочных занятий для младших школьников с депривацией зрения.

Упражнения из коррекционно-развивающей программы рекомендуется использовать на дополнительных занятиях, во время внеклассной работы, спортивных часов.

При организации занятий с использованием элементов рок-н-ролла, подборе упражнений необходимо учитывать индивидуальные особенности психофизического развития детей с депривацией зрения и противопоказания к отдельным видам физических упражнений. Например, ребенку с тотальной слепотой разрешается выполнение прыжковых упражнений, слабовидящим, или детям с остаточным зрением – предусмотрены такие ограничения, как выполнение прыжковых элементов только на мягкой поверхности (гимнастических матах, ковриках), в специальной обуви с амортизирующей подошвой.

Особого внимания при организации занятий требуют дети с нарушением поля зрения. Ребенку с нарушением центрального зрения следует демонстрировать упражнения стоя сбоку от него, при фронтальном построении группы, такого ребенка ставят в начале или конце шеренги для наиболее полного зрительного восприятия учебного материала. Для ребенка с нарушением периферического зрения показ осуществляется стоя перед ним, при построении в шеренгу, такого ребенка следует ставить в центре.

Упражнения рекомендуется выполнять в медленном и среднем темпе без резких движений, наклонов, с паузами для отдыха 2-4 мин. При появлении первых признаков утомления паузы для отдыха увеличиваются, количество повторений уменьшается.

На каждом уроке рекомендуется включать 15-20 % нового учебного материала (новые термины, танцевальные комбинации, парные смены, музыкальное сопровождение, игровые задания, упражнения для зрительного тренинга и т.д.), остальное время основной части урока предполагает повторение и совершенствование ранее изученного материала.

Повысить мотивацию детей к занятиям можно с помощью создания таких условий, в которых дети могут почувствовать радость от танцевальных движений, избавиться от неуверенности в своих силах и страха пространства. Примером таких условий может стать предоставление ребенку права выбора понравившейся музыки для танцевальной импровизации, использование соревновательного метода.

С целью формирования позитивного отношения родителей к применению в образовательном процессе младших школьников с депривацией зрения коррекционно-развивающей программы с использование элементов рок- н-ролла рекомендуется проводить с родителями различные формы работы: родительские собрания (тематические), консультации, беседы, открытые занятия, спортивные праздники с участием родителей и пр.

В консультациях и беседах с родителями, воспитывающих детей с депривацией зрения, акцентировать внимание на закрепление разученных в процессе занятий упражнений, способствующих развитию специфических координационных способностей, в повседневной жизнедеятельности.

  • 1. Николаева, К.И. Использование элементов спортивного рок-н-ролла в адаптивной физической культуре детей с депривацией зрения [Текст] / К.И. Николаева, Л.Н. Ростомашвили // Адаптивная физическая культура. – 2015. – № 1 (61). – С. 12-15. (02/0,1).
  • 2. Николаева, К.И. Исторические аспекты развития танцевальной двигательной терапии в работе с лицами с депривацией зрения [Текст] / К.И. Николаева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. – № 3 (121). – С. 93-97. (0,2).
  • 3. Николаева, К.И. Эффективность применения элементов рок-н- ролла в процессе адаптивного физического воспитания детей с депривацией зрения [Текст] / К.И. Николаева // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems. - 2015. - № 5 (49). – С. 549-562. (0,5).
  • 4. Николаева, К.И. Коррекция согласованности движений у слепых и слабовидящих детей младшего школьного возраста средствами танцевальной терапии [Текст] / К.И. Николаева // Студенческая наука – физической культуре и спорту : Тезисы докладов открытой региональной межвузовской конференции молодых ученых с международным участием «Человек в мире спорта» (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, 1 апреля - 12 апреля 2013 г.) / Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – Санкт-Петербург, 2013. – Вып. 9. – С. 31-34. (0,2).
  • 5. Николаева, К.И. Использование элементов спортивного рок-н-ролла в коррекции согласованности движений у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения [Текст] / К.И. Николаева // Развитие специального образования в современной России: Психолого-педагогическая диагностика и коррекция лиц с ограниченными возможностями здоровья : материалы межвузовской научно-практической конференции молодых ученых, 17-18 апр. 2012 г., Санкт-Петербург / под науч. ред. Л. М. Шипициной, С. Т. Посоховой. – Санкт-Петербург, 2014. – С. 189-192. (0,2).
  • 6. Николаева, К.И. Влияние элементов рок-н-ролла в процессе развития координационных способностей детей с депривацией зрения [Текст] / К.И. Николаева, Л.Н. Ростомашвили // Материалы Всероссийской научно- практической конференции "Физическая реабилитация в спорте, медицине и адаптивной физической культуре» (30 июня 2015 года). В 2 ч. Ч.1. / Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – Санкт-Петербург, 2015. – С. 111-118. (0,3/0,15).

Библиография


Николаева К.И. Использование элементов рок-н-ролла в развитии координации детей с нарушениями зрения. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №53 2023 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-53/the-use-of-rock-and-roll-elements-in-the-development-of-coordination-of-children-with-visual-impairments (Дата обращения: 21.02.2024)

©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности