Выпуски

Пространство инклюзии: музей, театр, спорт, университет

Альманах №50 · Выпуск четвертый · 2022 год

Альманах №50. Пространство инклюзии: музей, театр, спорт, университет

Выпуск рассказывает о том, что проблема человека с инвалидностью – проблема взаимодействия между людьми. Высказанная Л.С.Выготским в начале прошлого века идея обретает в современном мире новое выражение – создание инклюзивной среды, затрагивающей не только образовательную систему, но и все сферы культурной жизни человека.

Авторы размышляют над тем, как на практике сделать доступным пространство музея, театра, спорта, высшего образования для человека с инвалидностью. Предметом особого внимания является социальная инклюзия– как принимают человека с инвалидностью, как к нему относятся. У этого выпуска редкий для дефектологов ракурс рассмотрения проблемы инклюзии инвалидов, и потому он может быть особенно полезен и интересен профессиональному сообществу и будущим специалистам.

Формирование инклюзивного музейного пространства для незрячих: тактильные рельефные панно как инструмент презентации орнаментального декора

Векслер А.К. , Кантор В.З.

В статье в контексте установки социальной политики на культурную инклюзию лиц с ограниченными возможностями здоровья и в русле идеи Л.С. Выготского о необходимости поиска и реализации обходных путей интеграции человека в культуру при аномальном развитии освещается и анализируется опыт создания тактильных рельефных панно для незрячих как адаптированного варианта организации взаимодействия в системе «слепой – музейная ценность», учитывающего специфические особенности познавательной и перцептивной сферы при зрительной депривации и способствующего формированию подлинно инклюзивного пространства музея применительно к инвалидам по зрению. Охарактеризован комплект таких панно, воплощающих орнаменты Строгановского дворца – филиала Русского музея (Санкт-Петербург), изложены принципы их исполнения и размещения, с учетом результатов апробации раскрыты методические аспекты и перспективы их дальнейшего использования в инклюзивной музейной практике.

Ключевые слова

Формирование инклюзивного музейного пространства для незрячих: тактильные рельефные панно как инструмент презентации орнаментального декора

инвалиды по зрению
слепые
культурная инклюзия
музейное пространство
тактильные рельефные панно
орнамент
тактильное ознакомление

Инклюзивное пространство театра как ресурс развития и социализации лиц с нарушенным слухом

Мурза С.А. , Красильникова О.А.

В статье раскрывается роль театра в развитии и социализации лиц с нарушением слуха.

Представлены результаты опроса, касающегося ключевой для практики инклюзивного театра проблемы – готовности глухих и слабослышащих посещать театр вместе со слышащими.

При значимых различиях в уровне готовности в зависимости от театральных предпочтений и зрительского опыта у подростков и молодых людей с нарушением слуха самым комфортным для них способом восприятия спектакля является сопровождение театрального действия переводом на жестовый язык. При этом сочетание репертуарного спектакля профессионального театра и перевода на русский жестовый язык позволяет решать непростую задачу, которая ставится перед сурдопедагогами: интегрировать неслышащих в мир слышащих.

Представлены итоги реализации проекта ТЕАТРБЕЗГРАНИЦ, реализуемого в Санкт-Петербурге, по созданию условий доступной театральной среды и обеспечения зрителей с нарушением слуха равными возможностями с учётом их особых потребностей.

Ключевые слова

Инклюзивное пространство театра как ресурс развития и социализации лиц с нарушенным слухом

Зрители с нарушением слуха
неслышащие взрослые и дети
разговорная жестовая речь
калькирующая жестовая речь
инклюзивный проект
доступная среда
переводчик жестового языка
социальная практика

Студенческая молодежь: готовность к реализации инклюзивных образовательных отношений в вузе

Антропов А.П. , Войлокова Е.Ф. , Пузань В.В.

В статье представлены результаты поисково-констатирующего эксперимента, направленного на изучение статуса студенческой молодежи в системе инклюзивных образовательных отношений в высшей школе. По материалам онлайн-анкетирования 1047 студентов вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, осваивающих образовательные программы экономико-правового, инженерно-технического, социогуманитарного, естественнонаучного и психолого-педагогического профиля, констатируется, что позиция студенческой молодежи как субъекта инклюзивных образовательных отношений в вузе не является оптимальной, поскольку демонстрируемая студентами лояльность по отношению к инклюзивному вузовскому образованию и совместному обучению с инвалидами по зрению, инвалидами по слуху и инвалидами вследствие нарушения опорно-двигательного аппарата оказывается во многом декларативной и не имеет под собой прочной знаниевой основы как применительно к сущностным характеристикам инклюзивного высшего образования в целом, так и применительно к специфике учебно-познавательной и коммуникативной деятельности студентов-инвалидов различных нозологических групп. В свете этого делается вывод о необходимости проведения планомерной и целенаправленной работы по формированию инклюзивной культуры студентов, не имеющих инвалидности.

Ключевые слова

Студенческая молодежь: готовность к реализации инклюзивных образовательных отношений в вузе

инклюзия
высшее образование
студенческая молодежь
студенты
студенты-инвалиды
инклюзивная группа
инклюзивные образовательные отношения
инвалиды по зрению
инвалиды по слуху
инвалиды вследствие нарушения опорно-двигательного аппарата

Инклюзивные интеллектуальные игры как культурно-образовательная практика: опыт реализации и педагогический потенциал

Кантор В.З. , Казанкин В.В.

В статье в контексте институционализации инклюзии в сферах культуры и образования анализируются сущностные характеристики инклюзивной интеллектуальной игры как специфической культурно-образовательной практики. На основе опыта организации инклюзивных интеллектуальных игр с участием инвалидов по зрению раскрываются ключевые аспекты их методического обеспечения применительно к таким играм, как «Что? Где? Когда?» и «Брейн-ринг» в спортивных версиях, осмысливается их педагогический потенциал, обусловливаемый реализацией участниками многоролевого инклюзивного взаимодействия внутри команды и связанный с формированием и развитием у них комплекса транслируемых социально значимых навыков, относящихся к категории soft-skills: навыков решения комплексных задач, креативности, координации и взаимодействия, когнитивной гибкости, управления людьми, эмоционального интеллекта, суждения и принятия решений, тайм-менеджмента и др.

Ключевые слова

Инклюзивные интеллектуальные игры как культурно-образовательная практика: опыт реализации и педагогический потенциал

инклюзия
интеллектуальная игра
культурно-образовательная практика
команда
инклюзивное взаимодействие
инвалиды по зрению
социальная роль
навыки

Трейл-ориентирование как инклюзивная спортивная дисциплина

Волков А.М. , Бибич А.В. , Бляхман А.Л.

В статье раскрываются сущностные характеристики трейл-ориентирования как уникальной спортивной дисциплины, имеющей инклюзивную природу, реабилитационный потенциал и позволяющей лицам с ограниченными возможностями здоровья на подлинно равноправных началах участвовать в учебно-тренировочном процессе и соревновательной практике наряду со спортсменами, не имеющими ограничений по состоянию здоровья. Освещаются такие основные виды трейл-ориентирования, как «трейл-ориентирование – точное ориентирование», «трейл-ориентирование – спринт» и «трейл-ориентирование – эстафета», в контексте накопленного практического опыта излагаются организационно-методические подходы, лежащие в основе их реализации применительно к лицам с нарушением опорно-двигательного аппарата. Специальное внимание уделяется требованиям к трассам и заданиям. Также в качестве перспективного направления развития данной спортивной дисциплины определяется развертывание тренировочного и соревновательного процесса в онлайн-формате.

Ключевые слова

Трейл-ориентирование как инклюзивная спортивная дисциплина

инклюзивный спорт
трейл-ориентирование
спортивная дисциплина
лица с ограниченными возможностями здоровья
нарушение опорно-двигательного аппарата

Восприятие студентами – будущими дефектологами социальной субъектности людей с инвалидностью

Дарган А.А. , Прядко Н.А.
В статье поднимается вопрос о необходимости создания условий для присвоения и проявления людьми с инвалидностью социальной субъектности, ориентирующей их занимать активную и ответственную жизненную позицию. Специалисты в области коррекционной психологии и педагогики играют важную роль в достижении этой цели. Отмечается, что для этого сами специалисты должны рассматривать взрослого человека с инвалидностью не только как объект помощи, но и как независимого, самостоятельного субъекта в социуме. В статье представлены результаты эмпирического исследования восприятия студентами направления подготовки Специальное (дефектологическое) образование социальной субъектности людей с инвалидностью. Определены типы восприятия людей с инвалидностью студентами-дефектологами. На основе представленных данных делается вывод о том, что в восприятии социальной субъектности взрослых людей с инвалидностью у большинства студентов отмечается демонстрация патерналистских установок.
Ключевые слова

Восприятие студентами – будущими дефектологами социальной субъектности людей с инвалидностью

специальное (дефектологическое) образование
инвалидность
социальная субъектность
профессиональное образование
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности