Альманах №52
05.10.2023 Дата публикации статьи: 05.10.2023
Альманах №52 · Инклюзивное образование
Альманах №52 · Инклюзивное образование

Актуальная тематика исследований в области коррекционной педагогики

Ахметзянова А.И. Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань
Бабкина Н.В. ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва
Гончарова Е.Л. Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
Кантор В.З. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург
Коробейников И.А. ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва
Красильникова О.А. ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», Санкт-Петербург
Кузьмичева Т.В. ФГБОУ ВО «Мурманский арктический университет», Мурманск
Кукушкина О.И. Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
Лазуренко С.Б. ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», Москва
Филатова Ю.О. ФГБУ «Российская академия образования», Москва

В статье представлена актуальная проблематика исследований в области коррекционной педагогики – важнейший ориентир начинающих исследователей при выборе темы диссертации. Авторы описывают значимые для развития коррекционной педагогики исследовательские поля, в рамках которых целесообразно искать интересующую тему конкретного диссертационного исследования. Данная система ориентиров создана для начинающих исследователей ведущими дефектологами отечественной научной школы, впервые создана карта исследовательских полей в области современной педагогики.

Раздел паспорта научной специальности
5.8.3. – Коррекционная педагогика

Актуальная тематика исследований

1. Теория и методология коррекционной педагогики

  • Развитие идей Л.С. Выготского о соотношении обучения и развития лиц с нарушениями: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата; лиц с задержкой психического развития, интеллектуальными нарушениями, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми множественными нарушениями развития, с измененным функциональным статусом вследствие применения новейших цифровых и медико-биологических технологий.
  • Идея коррекции вторичных нарушений развития у лиц с ОВЗ и идея запуска нормативного развития у имплантированных детей на современном этапе развития коррекционной педагогики.
  • Современные представления отечественной научной школы о коллективном субъекте профессиональной деятельности специалистов в области коррекционной педагогики.
  • Современные представления отечественной научной школы коррекционной педагогики об инклюзивном образовании лиц с ОВЗ.
  • Роль, место и эффективность применения методов, приемов, технологий специального обучения в инклюзивном образовании разных категорий лиц с ОВЗ.
  • Современные «обходные пути» обучения лиц с ОВЗ.
  • Современные представления отечественной научной школы об общих для всех специалистов в области коррекционной педагогики задачах, содержании, этапах, методах и способах оценки результативности профессиональной деятельности.
  • Современные представления отечественной научной школы о специфичных для каждой области коррекционной педагогики задачах, содержании, методах профессиональной деятельности специалистов.
  • Определение проблематики исследований в области коррекционной психологии, необходимых для дальнейшего продуктивного развития отечественной научной школы коррекционной педагогики.

2. История развития научных взглядов и практики обучения и воспитания лиц с нарушениями развития, находящихся на разных возрастных этапах, анализ и прогнозирование тенденций развития систем специального и инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и/или инвалидностью (с различными нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, детей с задержкой психического развития, интеллектуальными нарушениями, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми множественными нарушениями развития, с измененным функциональным статусом вследствие применения новейших цифровых и медико-биологических технологий) в России и других странах

  • Анализ истории развития научных взглядов на решение центральных проблем коррекционной педагогики в отношении лиц с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, лиц с задержкой психического развития, интеллектуальными нарушениями, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми множественными нарушениями развития, с измененным функциональным статусом вследствие применения новейших цифровых и медико-биологических технологий.
  • История развития научных взглядов на цели, содержание, методы реабилитации лиц с приобретенными первичными нарушениями и изменение представлений о возможных достижениях.
  • Сравнительные исследования истории развития научных представлений о необходимых каждой категории лиц с ОВЗ системах обучения и воспитания (в России и других странах мира).

3. Педагогические классификации, критерии психолого-педагогических, клинико-педагогических, клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития различных категорий лиц с ОВЗ

  • Анализ и уточнение уже имеющихся психолого-педагогических типологий детей с ОВЗ на основе данных современных клинико-психолого-педагогических исследований (основания, критерии).
  • Разработка современных педагогических типологий детей с различными нарушениями: слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, детей с задержкой психического развития, интеллектуальными нарушениями, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми множественными нарушениями развития на основе анализа вариантов психического развития в каждой нозологической группе (основания, критерии).
  • Разработка современных педагогических типологий лиц с приобретенными первичными нарушениями, позволяющих дифференцировать их особые образовательные потребности.

4. Педагогическое изучение и выявление нарушений развития, педагогические компоненты дифференциальной диагностики и диагностики особенностей развития лиц с ОВЗ и/или инвалидностью на всех возрастных этапах

  • Педагогическое изучение современной популяции детей группы риска, начиная с младенческого возраста; детей, подростков и взрослых с ОВЗ.
  • Определение и обоснование содержания педагогического компонента дифференциальной диагностики нарушений развития у лиц с ОВЗ.
  • Определение и обоснование содержания педагогического компонента диагностики индивидуального развития лиц различного возраста с нарушениями: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, детей с задержкой психического развития, интеллектуальными нарушениями, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми множественными нарушениями развития, с измененным функциональным статусом вследствие применения имплантационных технологий.

5. Особые образовательные потребности лиц младенческого, раннего, дошкольного, школьного и пост-школьного возраста с риском возникновения нарушений развития, с нарушениями развития, в том числе с ОВЗ и/или инвалидностью, и их учет в образовательном процессе

  • Выявление и обоснование особых образовательных потребностей детей дошкольного возраста для каждой нозологической группы с учетом всего спектра вариантов психического развития.
  • Изучение особых образовательных потребностей детей группы риска и лиц с ОВЗ на разных возрастных этапах в различных институциональных средах.
  • Изучение динамики особых образовательных потребностей у различных категорий лиц с ОВЗ в условиях специального и инклюзивного образования.

6. Системы раннего выявления, профилактики и коррекционно-развивающей помощи детям группы риска и с выявленными нарушениями развития

  • Методы педагогического выявления детей с риском нарушения развития на ранних этапах онтогенеза.
  • Профилактика вторичных нарушений развития у детей раннего возраста.
  • Определение и обоснование содержания педагогического компонента медико-психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с формирующимся нарушением развития.
  • Определение и обоснование содержания педагогического компонента медико-психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с выявленными нарушениями развития.
  • Разработка, обоснование и экспериментальная проверка методов ранней профилактики инвалидности у детей в различных условиях организации ранней помощи.

7. Содержание, организация и педагогические условия коррекционно-развивающего воспитания и обучения лиц с ОВЗ и/или инвалидностью в системе образования (специальное и инклюзивное), здравоохранения и социальной защиты населения

  • Выявление соответствия содержания дошкольного образования каждой нозологической группы детей с ОВЗ ее особым образовательным потребностям с учетом всего спектра вариантов психического развития.
  • Преобразование результатов психологических исследований о различных вариантах психического развития детей внутри каждой нозологической группы в педагогические представления о требуемом содержании дошкольного образования.
  • Переосмысление содержания образования в аспекте соотношения задач формирования академической и жизненной компетенции с учетом различия вариантов психического развития лиц одной нозологической группы в условиях специального и инклюзивного образования.
  • Разработка содержания и методов формирования представлений, умений и навыков в каждой области жизненной компетенции в соответствии с особыми образовательными потребностями разных категорий лиц с ОВЗ дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста.
  • Определение и обоснование содержания работы специалиста в области коррекционной педагогики по сопровождению семьи и ребенка группы риска, с ОВЗ/инвалидностью в условиях длительного лечения в медицинском стационаре.
  • Определение и экспериментальная проверка оптимальных условий организации образования детей группы риска, с ОВЗ/инвалидностью в условиях длительного лечения в медицинском стационаре.
  • Задачи, содержание и методы взаимодействия специалиста в области коррекционной педагогики с врачами медицинского стационара, где проходит длительное лечение ребенок группы риска, с ОВЗ, инвалидностью.

8. Методы, методики, технологии обучения и воспитания лиц с ОВЗ и/или инвалидностью на различных возрастных этапах

  • Анализ, разработка, обоснование и экспериментальная проверка методов, методик, технологий, недостающего инструментального обеспечения различных видов и этапов практической профессиональной деятельности специалистов в отношении лиц различных возрастов, разных нозологических групп и вариантов психического развития:
    • педагогическое выявление детей с подозрением на нарушение развития;
    • дифференциальная диагностика нарушений развития;
    • диагностика индивидуального развития;
    • определение задач, содержания и методов коррекционно-развивающего обучения;
    • реализация намеченной программы коррекционно-развивающего обучения;
    • оценка достижений и корректировка дальнейшей работы с ребенком и его семьей.

9. Предупреждение и коррекция вторичных отклонений развития у детей «группы риска», у детей дошкольного и школьного возраста, лиц с ОВЗ и/или инвалидностью средствами специального образования

  • Преобразование результатов психологических исследований о вторичных отклонениях развития в педагогические представления о содержании и методах их предупреждения и коррекции у детей различных возрастов, различных нозологических групп и вариантов психического развития в различных условиях образования.
  • Предупреждение и коррекция вторичных нарушений развития у лиц с приобретенными первичными нарушениями.

10. Развитие жизненных компетенций и социальная адаптация лиц с ОВЗ и/или инвалидностью в образовательном пространстве

  • Определение структуры и содержания области развития жизненной компетенции дошкольников всех нозологических групп с учетом вариантов психического развития внутри каждой группы.
  • Разработка и экспериментальная проверка методов формирования жизненной компетенции у младших школьников с различными нарушениями: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, детей с задержкой психического развития, интеллектуальными нарушениями, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми множественными нарушениями развития, с измененным функциональным статусом.
  • Изучение взаимосвязи качественных характеристик жизненной компетенции и успешности социальной адаптации лиц с ОВЗ различных нозологических групп, вариантов психического развития на разных возрастных этапах.
  • Различия подходов и методов оценки достижений лиц с ОВЗ в сфере академической и жизненной компетенции.
  • Разработка и экспериментальная проверка инструментария оценки достижений в сфере жизненной компетенции дошкольников и школьников с ОВЗ.

11. Технологии освоения цифрового пространства лицами с ОВЗ и/или инвалидностью на различных возрастных этапах

  • Педагогическое изучение возможностей и ограничений разных категорий лиц с ОВЗ в освоении цифрового пространства для решения жизненно важных задач на разных возрастных этапах.
  • Педагогическое изучение возможностей и ограничений лиц с ОВЗ в освоении цифрового пространства для решения задач образования на разных возрастных этапах.
  • Определение круга задач в сфере освоения цифрового пространства, необходимых для социальной адаптации и получения образования и при этом доступных лицам с различными нарушениями: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, детей с задержкой психического развития, интеллектуальными нарушениями, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми множественными нарушениями развития, с измененным функциональным статусом.
  • Педагогическое изучение безопасности ребенка с ОВЗ в сетевом пространстве.
  • Разработка и экспериментальная проверка специальных методик обучения общепринятым инструментам работы в сети лиц с ОВЗ с учетом особенностей их развития и особых образовательных потребностей.

12. Цифровые технологии обучения и коррекции нарушений развития у лиц с ОВЗ и/или инвалидностью

  • Разработка и экспериментальная апробация специализированных цифровых технологий формирования и коррекции трудностей освоения жизненной компетенции у лиц с ОВЗ и/или инвалидностью.
  • Разработка и экспериментальная апробация специализированных цифровых технологий формирования и коррекции трудностей освоения академической компетенции лиц с ОВЗ и/или инвалидностью.
  • Изучение возможностей и ограничений оказания коррекционной помощи семье и ребенку с ОВЗ в сети Интернет.
  • Трансляция специальных методов обучения и коррекции нарушений развития у лиц с ОВЗ в инклюзивное образование посредством обучения педагогов цифровым инструментам развивающего и коррекционно направленного обучения детей с ОВЗ.

13. Системы профориентации, предпрофессионального обучения, профессионального образования и профессионального обучения, переподготовки, трудоустройства лиц с ОВЗ и/или инвалидностью

  • Профориентация как обязательный компонент системы непрерывного профессионального образования лиц с ОВЗ и/или инвалидностью различных нозологических групп и вариантов психического развития.
  • Педагогическое изучение и учет предикторов успешной/неуспешной адаптации в трудовом коллективе лиц с ОВЗ и/или инвалидностью разных нозологических групп с различными вариантами психического развития в системе профессионального образования.
  • Целевые ориентиры, содержание и методы предпрофессиональной подготовки детей с ОВЗ и/или инвалидностью разных нозологических групп.
  • Анализ и характеристика современных профессий, доступных для освоения выпускниками школ с ОВЗ, инвалидностью.
  • Разработка и экспериментальная проверка новых форм организации профессионального обучения и профессионального образования лиц с ОВЗ и/или инвалидностью различных нозологических групп с учетом спектра вариантов психического развития.
  • Педагогический компонент оценки готовности выпускников с ОВЗ и/или инвалидностью к профессиональному образованию.
  • Педагогическое изучение профессионального выбора лиц с ОВЗ и/или инвалидность, учет ими своих возможностей и ограничений.
  • Задачи, содержание и методы профессиональной переподготовки специалистов в области коррекционной педагогики.
  • Педагогическое изучение трудоустройства выпускников школ с ОВЗ, с инвалидностью.

14. Психолого-педагогическая реабилитация, обучение и воспитание, профессиональное образование, профессиональное обучение и переподготовка лиц с ОВЗ и/или инвалидностью после изменения их функционального статуса вследствие применения медико-биологических технологий (дети с кохлеарными, зрительными, двигательными имплантами и др.)

  • Педагогический компонент комплексной реабилитации лиц с ОВЗ и/или инвалидностью после изменения их функционального статуса вследствие применения медико-биологических технологий (дети с кохлеарными, двигательными имплантами и др.).
  • Развитие метода «3П-реабилитации семьи и ребенка с кохлеарными имплантами».
  • Экспериментальная проверка эффективности применения метода 3П (метода запуска развития слухового восприятия, коммуникации и речи, типичного для нормально слышащего ребенка) в отношении детей с нарушениями слуха, протезированных бинаурально современными цифровыми слуховыми аппаратами.
  • Опережающее проектирование педагогического компонента комплексной реабилитации семьи и ребенка с тяжелыми нарушениями зрения после изменения его функционального статуса вследствие применения (в будущем) зрительных имплантов.
  • Разработка и экспериментальная апробация педагогического компонента комплексной реабилитации семьи и ребенка с двигательными нарушениями после изменения его функционального статуса вследствие применения имплантационных технологий.
  • Оценка варианта развития имплантированного и реабилитированного ребенка с ОВЗ и подбор соответствующего образовательного маршрута.
  • Консультирование семьи по вопросам смены образовательного маршрута имплантированного и реабилитированного ребенка с ОВЗ.
  • Разработка содержания и методов сопровождения семьи и ребенка после успешной имплантации и комплексной реабилитации.

15. Педагогические аспекты комплексной реабилитации и сопровождения лиц с ОВЗ и/или инвалидностью

  • Педагогический компонент междисциплинарной работы по восстановлению социальной компетентности детей, подростков и взрослых с приобретенными первичными и вторичными нарушениями развития.
  • Педагогический компонент междисциплинарной работы по восстановлению социальной компетентности лиц с ОВЗ после изменения их функционального статуса вследствие применения медико-биологических технологий.
  • Педагогическая реконструкция представлений и поведения микро- и макросоциального окружения лиц с ОВЗ и/или инвалидностью разных нозологических групп.
  • Задачи, содержание, методы и формы организации междисциплинарного взаимодействия специалистов в области коррекционной педагогики и здравоохранения в процессе реабилитации лиц с ОВЗ и/или инвалидностью разных нозологических групп.
  • Задачи, содержание, методы и формы организации междисциплинарного взаимодействия дефектологов и специалистов сферы социальной защиты населения в процессе реабилитации лиц с ОВЗ и/или инвалидностью разных нозологических групп.

16. Психолого-педагогическое изучение и сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ и/или инвалидностью. Педагогические условия включения семьи в развивающее взаимодействие с ребенком

  • Выявление и характеристика спектра вариантов взаимодействия родителей со своим ребенком при нарушениях:
    слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, интеллектуальными нарушениями, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми множественными нарушениями развития, с измененным функциональным статусом вследствие применения имплантационных технологий.
  • Определение особых образовательных потребностей семьи в области взаимодействия с ребенком с ОВЗ, с формирующимся нарушением развития, с риском нарушения развития.
  • Определение содержания педагогического компонента междисциплинарной помощи семье в освоении развивающего взаимодействия с ребенком с ОВЗ.

17. Содержание, методы, технологии междисциплинарного и сетевого взаимодействия специалистов в области коррекционной педагогики

  • Содержание и технологии междисциплинарного взаимодействия специалистов в области коррекционной педагогики на всех этапах их профессиональной деятельности:
    • педагогическое выявление детей с подозрением на нарушение развития;
    • дифференциальная диагностика нарушений развития;
    • диагностика индивидуального развития;
    • определение задач, содержания и методов коррекционно-развивающего обучения;
    • реализация намеченной программы коррекционно-развивающего обучения;
    • оценка достижений и корректировка дальнейшей работы с ребенком и его семьей;
    • применительно к каждой нозологической группе лиц с ОВЗ с учетом всего спектра вариантов психического развития и возрастных этапов.
  • Изучение возможностей и ограничений сетевого взаимодействия специалистов в области коррекционной педагогики.
  • Междисциплинарное взаимодействие как предмет профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалиста в области коррекционной педагогики.

18. Содержание, методы, технологии и инструменты профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области коррекционной педагогики для сопровождения лиц с ОВЗ и/или инвалидностью в системе профессионального образования

  • Обоснование необходимости реконструкции и обновления содержания, методов, технологий и инструментов профессиональной подготовки, переподготовки и повышение квалификации специалистов в области коррекционной педагогики на основании анализа результатов современных исследований в медицине, коррекционной психологии, педагогики, компьютерных науках.
  • Обоснование необходимости реконструкции содержания профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области коррекционной педагогики на основании анализа результатов исследований современной популяции детей с ОВЗ.
  • Определение и обоснование профессиональных компетенций специалиста в области коррекционной педагогики на каждом этапе профессиональной деятельности применительно к каждой нозологической группе лиц с ОВЗ с учетом всего спектра вариантов психического развития на различных возрастных этапах.
  • Анализ результативности профессиональной подготовки специалистов в области коррекционной педагогики в аспекте эффективности практической профессиональной деятельности.
  • Изучение современной популяции студентов, профессионально осваивающих коррекционную педагогику, в аспекте их общекультурных, коммуникативных и речевых компетенций.
  • Разработка специальных цифровых инструментов профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области коррекционной педагогики на основе разработанной в коррекционной педагогике типологии и методологии их создания.

  • 1. Абкович А.Я. Психолого-педагогические условия инклюзии младших школьников с двигательными нарушениями : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Абкович Алла Яковлевна. – Москва, 2017.
  • 2. Аршатская О.С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся синдроме детского аутизма : дисс. … канд. психологических наук : 19.00.10 / Оксана Сергеевна Аршатская ; [Ин-т. корр. педагогики Росс. акад. образования]. – Москва, 2005.
  • 3. Баенская Е.Р. Аффективное развитие ребенка в норме: первый год жизни // Альманах Института коррекционной педагогики. 2016. Альманах № 24 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-24/affektivnoe-razvitie-rebenka-v-norme-pervyij-god-zhizni
  • 4. Баенская Е.Р. Нарушение аффективного развития ребенка в раннем возрасте как условие формирования детского аутизма : дис. ... доктора психологических наук : 19.00.10 / Елена Ростиславовна Баенская ; [Ин-т. корр. педагогики Росс. акад. образования]. – Москва.
  • 5. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскис. М. : Советский спорт. 2004. 303,[1] с. : ил. - (Золотые страницы сурдопедагогики).
  • 6. Боскис Р.М. Особенности речевого развития у детей при нарушении слухового анализатора / Р.М. Боскис // Известия АПН РСФСР. I953. № 48.
  • 7. Выбор варианта стартового образовательного маршрута для поступающих в школу детей с ограниченными возможностями здоровья (Версия 1) : база данных / Кукушкина О.И. и др. // Свидетельство о государственной регистрации № 2019622037 от 11.11.2019.
  • 8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии / Под ред. Т.А. Власовой. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с. – (АПН СССР).
  • 9. Гозова А.П. Психология трудового обучения глухих / А.П. Гозова. – М.: Педагогика. 1979.
  • 10. Гончарова Е.Л. Культурно-историческая традиция в специальной психологии // Альманах Института коррекционной педагогики. 2020. Альманах № 39 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-39/culture-historical-tradition-in-psychology-of-special-needs
  • 11. Гончарова Е.Л. Ранние этапы становления читательской деятельности в норме и при отклонениях в развитии : дис. ... доктора психологических наук : 19.00.10 / Гончарова Елена Львовна; [Ин-т. корр. педагогики Росс. акад. образования]. – Москва, 2009.
  • 12. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Изменение статуса ребенка с кохлеарными имплантами на разных этапах реабилитации // Альманах Института коррекционной педагогики. 2015. Альманах № 21 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-21/izmenenie-statusa-rebenka-s-koxlearnyimi-implantami-na-raznyix-etapax-reabilitaczii
  • 13. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Ребенок с особыми образовательными потребностями // Альманах Института коррекционной педагогики. 2002. Альманах № 5 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-5/rebenok-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostjami
  • 14. Дети с кохлеарными имплантами: научно–популярное издание / под ред. О.И. Кукушкиной, Е.Л. Гончаровой. – М.: Издательство «Национальное образование», 2017. – 208 с. : ил.. – (Антология образования). – (Инклюзивное и коррекционное образование).
  • 15. Детский аутизм: пути понимания и помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, М.Ю. Веденина, И.Е. Гусева // Альманах Института коррекционной педагогики. 2014. № 18. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-18/
  • 16. Детский аутизм: пути понимания и помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, М.Ю. Веденина // Альманах Института коррекционной педагогики. 2014. № 19. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-19/
  • 17. Детский аутизм: пути понимания и помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг // Альманах Института коррекционной педагогики. 2014. № 20. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-20/
  • 18. Детский аутизм: пути понимания и помощи / О.С. Никольская, И.А. Костин // Альманах Института коррекционной педагогики. 2015. № 23. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-23/
  • 19. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И., Никольская О.С., Малофеев Н.Н. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №13 2009 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-13/edinaja-koncepcija-specialnogo-federalnogo-gosudarstvennogo
  • 20. Зайцева Г.Л. Диалог с Л.С. Выгодским о проблемах современной сурдопедагогики // Дефектология. 1998. № 2.
  • 21. Зеленская Ю.Б. Использование компьютерной программы Speechviewer («Видимая речь») в процессе логопедического воздействия : дисс. … канд. педагогических наук 13.00.03 / Юлия Борисовна Зеленская; [Ин-т. корр. педагогики Росс. акад. образования]. – Москва, 2004.
  • 22. Зыков С.А. Обучение глухих детей языку. Методическое руководство для учителей и воспитателей приготовительных классов. М.: АПН РСФСР, 1959.
  • 23. Зыков С.А. Обучение глухонемых детей грамоте. М.: АПН РСФСР, 1947.
  • 24. Зыкова, Т.С. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей [Текст]: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова. – М.: Издательский центр «Академия». 2002. 176 с.
  • 25. Ильюшина С.В. Формирование общеучебных умений у слабослышащих младших школьников в процессе проектной деятельности: диссертация … кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Светлана Викторовна Ильюшина. – Санкт-Петербург, 2018.
  • 26. Как сделать видимыми скрытые проблемы развития ребенка / О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, Т.К. Королевская // Альманах Института коррекционной педагогики. № 16. 2002. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-16/
  • 27. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 208 с.
  • 28. Качественное образование должны получать все дети : Интервью с Н.Н. Малофеевым // Учительская газета. 2009. № 3 от 20 января.
  • 29. Китик Е.Е. Использование компьютерных технологий обучения в процессе профессиональной подготовки логопедов: раздел «Дислалия» : дисс. … канд. педагогических наук 13.00.03 / Елена Евгеньевна Китик ; [Ин-т. корр. педагогики Росс. акад. образования]. – Москва. 2006.
  • 30. Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 г. / под общей ред. Н.Н. Малофеева. – М. : ФГБНУ «ИКП РАО», 2019. – 120 с.
  • 31. Корсунская Б.Д. О семейном воспитании глухого дошкольника / Б.Д. Корсунская // Дефектология. 1971. № 2. С. 58-66.
  • 32. Костин И.А. Помощь в социальной адаптации людям с аутистическими расстройствами: дис. ... доктора психологических наук : 19.00.10 / Костин Игорь Анатольевич; [Ин-т. корр. педагогики Росс. акад. образования]. – Москва, 2017.
  • 33. Кудрина Т.П. Преодоление трудностей в развитии общения матери и слепого младенца : дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Татьяна Петровна Кудрина ; [Ин-т. корр. педагогики Росс. акад. образования]. – М. 2015.
  • 34. Кукушкин И.И. Виртуальный каталог исследований как инструмент введения в развивающуюся научную традицию : дисс. … канд. педагогических наук 13.00.03 / Илья Игоревич Кукушкин ; [Ин-т. корр. педагогики Росс. акад. образования]. – Москва, 2013.
  • 35. Кукушкина О.И. Виртуальная лаборатория студента дефектолога: электронные инструменты профессиональной подготовки // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2018. № 190.
  • 36. Кукушкина О.И. Использование информационных технологий в различных областях специального образования : дисс. … доктора педагогических наук : 13.00.03 / Ольга Ильинична Кукушкина; [Ин-т. корр. педагогики Росс. акад. образования]. – Москва, 2005.
  • 37. Кукушкина О.И. Текстовый редактор Microsoft Word и развитие письменной речи детей. Помощь в трудных случаях. М. : Дрофа, 2013.
  • 38. Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. «Точка запуска» новых слуховых возможностей и спонтанного развития речи ребенка после кохлеарной имплантации // Альманах Института коррекционной педагогики. 2016. Альманах № 24 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-24/
  • 39. Лаврентьева Н.Б. Обучение детей с расстройством аутистического спектра (РАС) чтению и письму с помощью создания «Личного букваря» // Альманах Института коррекционной педагогики. 2017. Альманах № 29 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-29/teaching-children-with-autism-spectrum-disorder-(asd)-to-read-and-write-by-creating-a-personal-primer
  • 40. Лаврентьева Н.Б. Подготовка к школьному обучению детей с аутизмом : дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Лаврентьева Наталья Борисовна; [Ин-т. корр. педагогики Росс. акад. образования]. – Москва, 2008.
  • 41. Лазуренко С.Б. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего возраста с высоким риском нарушения психического развития в педиатрической практике : дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.03 / Лазуренко Светлана Борисовна ; [Ин-т. корр. педагогики Росс. акад. обр.]. Москва. 2014.
  • 42. Левина Р.Е. Характеристика общего недоразвития речи у детей / Р.Е. Левина // Основы теории и практики логопедии. – М., 1968. С. 67-85.
  • 43. Либлинг М.М. Игра в коррекции детского аутизма // Альманах Института коррекционной педагогики. 2014. Альманах № 20 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-20/igra-v-korrekcii-detskogo-autizma
  • 44. Либлинг М.М. Метод холдинг терапии в системе психологической помощи семьям, воспитывающим детей с аутизмом : дисс. … канд. психологических наук : 19.00.10 / Мария Михайловна Либлинг ; [Ин-т. корр. педагогики Росс. акад. образования]. – Москва, 2000.
  • 45. Либлинг М.М. Проблема выбора методов коррекционной помощи при аутизме расстройствах аутистического спектра // Дефектология. 2015. № 3. С. 3-7.
  • 46. Малофеев Н.Н. Базовые модели интегрированного обучения / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология. 2008. № 1. С. 71-78.
  • 47. Малофеев Н.Н. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина // Дефектология. 2010. № 5. С.14-20.
  • 48. Малофеев Н.Н. Институт коррекционной педагогики. Цели и приоритеты // Дефектология. 1993. № 3. С. 3-7.
  • 49. Малофеев Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России [Текст]: дис. ... докт. педагогических наук в форме науч. докл: 13.00.01, 13.00.03 / Малофеев Николай Николаевич ; [Ин-т. корр. педагогики Росс. акад. образования]/ - Москва. 1996.
  • 50. Малофеев Н.Н., Гончарова Е.Л. Институт коррекционной педагогики РАО: наука - практике на рубеже веков // Альманах Института коррекционной педагогики. 2000. Альманах № 1 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-1/institut-korrekcionnoj-pedagogiki-rao-nauka
  • 51. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Интегрированное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии // Альманах Института коррекционной педагогики. 2007. Альманах № 11 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-11/integrirovannoe-vospitanie-i-obuchenie-detej
  • 52. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети: развитие психики в процессе формирования поведения. – М.: Педагогика, 1974. 326 с.
  • 53. Не говори ребенку – ты плохой... Книга о воспитании ребенка для педагогов и родителей : по опубл. и неопубл. Работам Б.Д. Корсунской и воспоминаниям о ней / Авт.-сост. Э.А. Корсунская. – М., Классикс Стиль, 2003. – 96 с.
  • 54. Николаева Т.В. Информационные технологии в обучении сурдопедагогов : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.03 / Николаева Татьяна Вячеславовна ; [Ин-т. кор. педагогики Рос. акад. образования]. – Москва, 2015.
  • 55. Никольская О.С. Аффективная сфера как система организации сознания и поведения при нормальном и аномальном развитии : дис. ... доктора психологических наук : 19.00.10 / Ольга Сергеевна Никольская ; [Ин-т. корр. педагогики Росс. акад. образования]. –Москва. 1999.
  • 56. Никольская О.С. Психологическая классификация детского аутизма // Альманах Института коррекционной педагогики. 2014. Альманах № 18 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-18/psihologicheskaja-klassifikacija-detskogo-autizma
  • 57. Никольская О.С. Специальный федеральный государственный стандарт начального образования детей с расстройствами аутистического спектра (основные положения) // Альманах Института коррекционной педагогики. 2010. Альманах №14 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-14/specialnyj-federalnyj-gosudarstvennyj-standart-nachalnogo
  • 58. Никольская О.С., Баенская Е.Р. Коррекция детского аутизма как нарушения аффективной сферы: содержание подхода // Альманах Института коррекционной педагогики. 2014. Альманах № 19 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-19/korrekcija-detskogo-autizma-kak-narushenija
  • 59. Одинокова Г.Ю. Выявление и преодоление неблагополучия в развитии общения матери и ребенка раннего возраста с синдромом Дауна : дисс. … канд. педагогических наук : 13.00.03 / Галина Юрьевна Одинокова ; [Ин-т. корр. педагогики Росс. акад. образования]. – Москва. 2015.
  • 60. Основы обучения и воспитания аномальных детей / под общей редакцией проф. А.И. Дьячкова. – М.; Просвещение, 1965. – 343 с.
  • 61. Павлова Н.Н. Активизация психического развития детей раннего возраста с множественными нарушениями средствами коррекционной педагогики : дисс. … канд. педагогичсеких наук : 13.00.03 / Наталья Николаевна Павлова ; [Ин-т. корр. педагогики Росс. акад. образования]/ - Москва. 2018.
  • 62. Пелымская Т.В. Развитие нарушенной слуховой функции у детей первых двух лет жизни: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Пелымская Тамара Валерьевна. [НИИ Дефектологии АПН СССР]. – М., 1988.
  • 63. Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста / Б.Д. Корсунская. – Москва: Просвещение, 1964. 179 с.
  • 64. Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья: 2020-2030 годы / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, О.А. Карабанова, И.А. Коробейников, В.З. Кантор // Альманах Института коррекционной педагогики. № 36. 2019. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/
  • 65. Разенкова Ю.А. Предупреждение и преодоление трудностей развития общения у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья : дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.03 / Юлия Анатольевна Разенкова ; [Ин-т. корр. педагогики Росс. акад. образования]/ - Москва. 2017.
  • 66. Рау Ф.Ф. Устная речь глухих. М., Педагогика, 1973.
  • 67. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Произношение. Учебник для приготовительного класса школ глухих. М., Просвещение, 1969.
  • 68. Сатаева А.И. Система работы сурдопедагога с детьми после кохлеарной имплантации : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Сатаева Альбина Ирековна ; [Ин-т. кор. педагогики Рос. акад. образования]. – Москва, 2016.
  • 69. Соколянский И.А. Обучение слепоглухонемых детей // Обучение и воспитание слепоглухонемых. – М., 1962. С. 15-30. (Изв. АПН РСФСР ; Вып.121).
  • 70. Солнцева Л.И., Хорош С.М. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста: 3-е издание. М, 2003.
  • 71. Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования детей с задержкой психического развития. Проект / И.А. Коробейников, Е.Л. Инденбаум, Н.В. Бабкина. – Москва, Просвещение, 2011.
  • 72. Стребелева Е.А. Пути формирования наглядных форм мышления у умственно отсталых дошкольников : автореферат дисс. ... доктора педагогических наук : 13.00.03 / Елена Антоновна Стребелева [НИИ Дефектологии АПН СССР]. – Москва, 1992.
  • 73. Типологические варианты детского аутизма у дошкольников (Версия 1) / М.М. Либлинг, О.С. Никольская // Свидетельство о регистрации базы данных № 2018621253 от 10 августа 2018 г.
  • 74. Тифлосурдопедагогика : учебник / под ред. Т.А. Басиловой, Е.Л. Гончаровой, Н.М. Назаровой. – М. : ИНФРА-М, 2019. 472 c.
  • 75. Хайдарпашич М.Р. Компьютерные инструменты выявления и анализа феноменологии развития представлений о мире у детей дошкольного возраста : дисс. … канд. педагогичсеких наук 13.00.03 / Мария Руслановна Хайдарпашич ; [Ин-т. корр. педагогики Росс. акад. образования]. - Москва. 2013.
  • 76. Шаргородская Л.В. Организационно-педагогические условия инклюзивного обучения младших школьников с расстройствами аутистического спектра : диссертация … кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Людмила Вячеславовна Шаргородская; [Ин-т. корр. педагогики Росс. акад. образования]. - Москва. 2017.
  • 77. Шереметьева Е.В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста : дис. … канд. педагогических наук : 13.00.03 / Елена Викторовна Шереметьева ; [Ин-т. корр. педагогики Росс. акад. образования]. – Москва, 2007.
  • 78. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит. – М.: Просвещение, 1995. 124 с.
  • 79. Маевская Н.В. Проектирование компьютерных инструментов обучения студентов-логопедов в работе с заикающимся ребенком [Текст] / Н.В. Маевская // Дефектология. 2012. № 6. С. 75–80.
  • 80. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений . — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 208 с.

Библиография


Ахметзянова А.И., Бабкина Н.В., Гончарова Е.Л., Кантор В.З., Коробейников И.А., Красильникова О.А., Кузьмичева Т.В., Кукушкина О.И., Лазуренко С.Б., Филатова Ю.О. Актуальная тематика исследований в области коррекционной педагогики. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №52 2023 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-52/current-topics-of-research-in-the-field-of-special-pedagogy (Дата обращения: 28.04.2024)

©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности