Детский аутизм: пути понимания и помощи
Альманах №19 · Выпуск второй · 2014 год
Изучение проблемы детского аутизма в России
В статье анализируется история клинического и психолого-педагогического изучения аутизма в нашей стране за последние 45 лет. Выделяются этап разработки этой темы преимущественно в русле психиатрии, а также этап медико-психолого-педагогического изучения аутистического развития в НИИ Дефектологии с конца 70-ых годов. Кратко изложена модель аутистического развития как глубокого первазивного расстройства, связанного с нарушением активности и снижением порога аффективного дискомфорта в контактах аутичного ребенка со средой.
Ключевые слова
Изучение проблемы детского аутизма в России
детский аутизмглубокое первазивное расстройство
модель аутистического развития
медико-психолого-педагогического изучение
Обзор основных зарубежных подходов к оказанию психолого-педагогической помощи детям с аутизмом
Благодаря данной публикации читатель сможет получить представление о современных подходах к коррекции аутизма за рубежом. Каждое из рассмотренных в статье направлений базируется на своих теоретических позициях, по-своему видит общую картину расстройства и его причины. Из описанных путей помощи наиболее близким к нашему подходу, несмотря на разницу в теоретических основаниях, представляется DIR-модель (метод Floor-time)
Ключевые слова
Обзор основных зарубежных подходов к оказанию психолого-педагогической помощи детям с аутизмом
о современных подход к коррекции аутизмапути помощи
DIR-модель
метод Floor-time
Коррекция детского аутизма как нарушения аффективной сферы: содержание подхода
,
Статья посвящена основам подхода к коррекции аутистических расстройств развития, разработанном в Институте коррекционной педагогики. Изложена модель нарушения развития аффективной сферы аутичного ребёнка, которая лежит в основе данного коррекционного подхода. Описаны и обоснованы важнейшие этапы психокоррекционной работы: подключение взрослого к активности аутичного ребенка, развитие совместных переживаний, их смысловая проработка и усложнение. Акцент в статье сделан на развитии активных осмысленных отношений аутичного ребёнка с миром как главной цели всего психокоррекционного воздействия.
Ключевые слова
Коррекция детского аутизма как нарушения аффективной сферы: содержание подхода
autistic disorderaffective development
self-stimulation
joint emtional experiences
Закономерности раннего эмоционального развития в норме
В статье прослеживается ход нормального становления аффективной сферы ребенка в раннем возрасте, анализируются его последовательные достижения в развитии отношений с окружением, в формировании индивидуального аффективного опыта. По аналогии и в дополнение к принятому в отечественной психологии развития понятию «совместно разделенное действие» вводится понятие «совместно разделенное переживание», определяющее исток и движущую силу развития индивидуальной аффективной жизни младенца.
Ключевые слова
Закономерности раннего эмоционального развития в норме
закономерности раннего нормального эмоционального развитияаффективная жизнь младенца
совместно разделенное действие
совместно разделенное переживание
отношение с окружением
Раннее аффективное развитие детей с аутизмом
В публикации рассматриваются первые характерные признаки формирующегося синдрома детского аутизма; прослеживается динамика ранних трудностей аффективного развития ребенка, искажающих ход психического онтогенеза; выделяются их сочетания, характерные для разных вариантов аутистического дизонтогенеза. Прослеживается связь наиболее ярких проявлений сложившегося синдрома аутизма с первичной дефицитарностью ранних форм аффективного взаимодействия ребенка с близкими; определяется основное направление и содержание коррекционной помощи.
Ключевые слова
Раннее аффективное развитие детей с аутизмом
аутистический дизонтогенезсиндром аутизма
формы аффективного взаимодействия ребенка
детский аутизм
Игровая холдинг терапия при аутизме: методические особенности и этические аспекты применения
Статья рассказывает об игровой холдинг терапии – модификации известного зарубежного метода. Читатель познакомится с опытом применения игровой холдинг терапии в коррекционной помощи детям с аутизмом и их семьям. Приводится исследование психологического механизма данного метода, показавшее, что в процессе игровой холдинг терапии формируется привязанность аутичного ребенка к матери, качественно сопоставимая с привязанностью ребенка младенческого и раннего возраста к матери при нормальном онтогенезе. Уточняются методические рекомендации и обсуждаются этические аспекты терапии
Ключевые слова
Игровая холдинг терапия при аутизме: методические особенности и этические аспекты применения
игровая холдинг терапиядети с аутизмом
привязанность ребенка к матери
психологический механизм