Развитие речи
Альманах №51 · Выпуск первый · 2023 год

Анализ речевого развития ребенка дефектологом: современные представления отечественной научной школы
Ключевые слова
Анализ речевого развития ребенка дефектологом: современные представления отечественной научной школы
Л.С. ВыготскийР.Е. Левина
дети с нарушениями речевого развития
коммуникативное поведение
диагностика и коррекция нарушений речи
логопедия
коррекционная педагогика
Четырехкомпонентная характеристика нормативного речевого онтогенеза как ориентир дефектолога
Впервые представлено необходимое дефектологу последовательное описание трех уровней нормального речевого развития ребенка в контексте теории Л.С.Выготского, Р.Е.Левиной и на основе данных современных исследований. Описание каждого уровня включает: характеристику психо-физиологических предпосылок, условий речевого развития ребенка –коммуникативной ситуации его развития, коммуникативного поведения самого ребенка и освоенных им средств языка. Представленная логика анализа и конкретные характеристики всех трех уровней речевого онтогенеза позволяют дефектологу использовать описание практически в ходе диагностики и планирования коррекционной работы не только с ребенком, но и с его окружением, обосновать необходимость взаимодействия с врачом.
Ключевые слова
Четырехкомпонентная характеристика нормативного речевого онтогенеза как ориентир дефектолога
Коммуникацияразвитие речи
условия развития речи
коммуникативное поведение ребенка
коммуникативное поведение родителей
нарушения речевого развития
Четырехкомпонентный анализ речевого развития ребенка с ОНР и обоснование коррекционных задач
Ключевые слова
Четырехкомпонентный анализ речевого развития ребенка с ОНР и обоснование коррекционных задач
Р.Е. Левинадети с нарушениями речевого развития
общее недоразвитие речи
коммуникативное поведение
диагностика и коррекция нарушений речи
логопедия
коррекционная педагогика
Особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития в области коммуникации
Цель статьи – показать преобразование данных о разрыве языкового и социоязыкового компонентов речевой компетенции у дошкольников с задержкой психического развития в представления о содержании их особых образовательных потребностей в области развития коммуникации и речи.
Проведенное исследование основано на культурно-историческом подходе Л. С. Выготского в его современной интерпретации в специальной психологии и педагогике.
Показано своеобразие освоения и дисбаланс социоязыкового и языкового компонентов речевой компетенции детей с задержкой психического развития и определены их особые образовательные потребности в данной области дошкольного образования. Это позволяет обоснованно реконструировать сложившуюся практику, избегая неоправданной сфокусированности на освоении лексики, грамматики, фонетики и переходя к воссозданию в обучении психологических условий для согласованного развития коммуникации, речи и коррекции их недостатков.
Ключевые слова
Особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития в области коммуникации
задержка психического развитиякоммуникация
речевые средства
особые образовательные потребности
речевая компетенция
Коммуникативно-речевые умения дошкольников с задержкой психического развития: реализация в ситуациях сотрудничества со сверстником и взрослым
Ключевые слова
Коммуникативно-речевые умения дошкольников с задержкой психического развития: реализация в ситуациях сотрудничества со сверстником и взрослым
коммуникативно-речевые умениясоциально-коммуникативное развитие
задержка психического развития
системные нарушения речи
Развитие коммуникативного компонента социальной компетентности у младших школьников с интеллектуальными нарушениям
В статье в контексте представлений о социальной компетентности ребенка как многокомпонентном личностном образовании, проявляющемся в способности мобилизовать приобретенные знания и опыт в жизни и деятельности, в том числе во взаимодействии с окружающими сверстниками и взрослыми, освещаются результаты экспериментального изучения развития ее коммуникативного компонента у младших школьников с умственной отсталостью.
Эмпирические данные, полученные на материале изучения 68 младших школьников с умственной отсталостью по итогам двух срезов обследования, реализованных в течение 2 лет их обучения, свидетельствуют о положительной динамике в развитии коммуникативного компонента социальной компетентности у всех детей – участников эксперимента, в ее обусловленности проведением целенаправленной работы по формированию этого компонента, в том числе – с использованием игры.
Представлены данные о связи коммуникативной компетентности с когнитивной, содержательной, деятельностной и эмоциональной компетентностью, в контексте чего намечаются возможные пути использования этих связей в практической работе педагога. Сформулирован вывод о целесообразности применения игры в процессе формирования коммуникативной компетентности у младших школьников с умственной отсталостью.
Ключевые слова
Развитие коммуникативного компонента социальной компетентности у младших школьников с интеллектуальными нарушениям
младшие школьники с умственной отсталостьюсоциальная компетентность
коммуникативная компетентность
игра
Роль прогнозирования в социальном взаимодействии детей с особыми образовательными потребностями
Одним из барьеров, препятствующих полноценной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, является ограничение и нарушение взаимодействия и речевого общения, характерное в той или иной степени для всех нозологических групп, всех детей, развивающихся в условиях дизонтогенеза.
Анализируя проблему социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья, которая включает развитие, формирование и закрепление навыков коммуникации, самообслуживания, планирования, соблюдение норм и правил, мы ставим перед собой задачу поиска новых ресурсов. Анализ внешних факторов и условий социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья позволил обратиться к такому психологическому феномену как «прогнозирование», которое влияет на успешность социальной адаптации. В современных исследованиях прослеживается связь между уровнем развития прогнозирования ребенка и успешностью его социализации. Прогнозирование позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья предвосхищать картину развития будущих событий, действий участников, прогнозировать последствия собственных действий, выстраивать социально приемлемые стратегии взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Ключевые слова
Роль прогнозирования в социальном взаимодействии детей с особыми образовательными потребностями
прогнозированиесоциализация
ограниченные возможности здоровья
нарушение речи