Выпуски

Развитие речи

Альманах №51 · Выпуск первый · 2023 год

Альманах №51. Развитие речи

Читатель этого выпуска узнает, как высказанные классиками идеи о развитии речи в коммуникации обретают новую жизнь и превращаются в уникальные инструменты современного дефектолога. Мы начинаем разговор о том, что часто уходит из поля зрения дефектолога - оценка и коррекция коммуникативного поведения родителей. Впервые рассматриваются ориентиры дефектолога при оценке коммуникативной ситуации развития на всех трех уровнях речевого развития ребенка.

Анализ речевого развития ребенка дефектологом: современные представления отечественной научной школы

Гончарова Е.Л. , Кукушкина О.И.
В статье рассматривается подход ученицы Л.С. Выготского Р.Е. Левиной к анализу речевого развития детей в норме и при нарушениях. Показано, как понимает речевой онтогенез отечественная научная школа дефектологии и как применяется это знание на практике. Описаны причины и последствия объяснимой, но неоправданной редукции отечественного подхода в практике диагностики и коррекции речевых нарушений у детей. Предложена развивающая традицию и основанная на современных научных данных четырехкомпонентная схема анализа речевого развития, включающая оценку биологических предпосылок, коммуникативной ситуации речевого развития ребенка, его коммуникативное поведение и используемые средства языка. Раскрыта логика перехода от результатов диагностики к обоснованной постановке коррекционных задач в отношении и ребенка, и его семьи, и взаимодействия с медиками.
Ключевые слова

Анализ речевого развития ребенка дефектологом: современные представления отечественной научной школы

Л.С. Выготский
Р.Е. Левина
дети с нарушениями речевого развития
коммуникативное поведение
диагностика и коррекция нарушений речи
логопедия
коррекционная педагогика

Четырехкомпонентная характеристика нормативного речевого онтогенеза как ориентир дефектолога

Кукушкина О.И. , Китик Е.Е. , Гончарова Е.Л.

Впервые представлено необходимое дефектологу последовательное описание трех уровней нормального речевого развития ребенка в контексте теории Л.С.Выготского, Р.Е.Левиной и на основе данных современных исследований. Описание каждого уровня включает: характеристику психо-физиологических предпосылок, условий речевого развития ребенка –коммуникативной ситуации его развития, коммуникативного поведения самого ребенка и освоенных им средств языка. Представленная логика анализа и конкретные характеристики всех трех уровней речевого онтогенеза позволяют дефектологу использовать описание практически в ходе диагностики и планирования коррекционной работы не только с ребенком, но и с его окружением, обосновать необходимость взаимодействия с врачом.

Ключевые слова

Четырехкомпонентная характеристика нормативного речевого онтогенеза как ориентир дефектолога

Коммуникация
развитие речи
условия развития речи
коммуникативное поведение ребенка
коммуникативное поведение родителей
нарушения речевого развития

Четырехкомпонентный анализ речевого развития ребенка с ОНР и обоснование коррекционных задач

Китик Е.Е.
В статье показано, как применяется четырехкомпонентная схема анализа речевого развития ребенка с общим недоразвитием речи, включающая оценку биологических предпосылок речевого развития, условий - коммуникативной ситуации развития, коммуникативного поведения самого ребенка и используемых средств общения. Раскрыта логика перехода к постановке коррекционных задач в отношении ребенка с речевым нарушением и его семьи, взаимодействия с врачом.
Ключевые слова

Четырехкомпонентный анализ речевого развития ребенка с ОНР и обоснование коррекционных задач

Р.Е. Левина
дети с нарушениями речевого развития
общее недоразвитие речи
коммуникативное поведение
диагностика и коррекция нарушений речи
логопедия
коррекционная педагогика

Особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития в области коммуникации

Ларина Л.Ю.
Обоснованное проектирование образовательных программ для дошкольников с задержкой психического развития требует понимания своеобразия их развития и особых образовательных потребностей.
Цель статьи – показать преобразование данных о разрыве языкового и социоязыкового компонентов речевой компетенции у дошкольников с задержкой психического развития в представления о содержании их особых образовательных потребностей в области развития коммуникации и речи.
Проведенное исследование основано на культурно-историческом подходе Л. С. Выготского в его современной интерпретации в специальной психологии и педагогике.
Показано своеобразие освоения и дисбаланс социоязыкового и языкового компонентов речевой компетенции детей с задержкой психического развития и определены их особые образовательные потребности в данной области дошкольного образования. Это позволяет обоснованно реконструировать сложившуюся практику, избегая неоправданной сфокусированности на освоении лексики, грамматики, фонетики и переходя к воссозданию в обучении психологических условий для согласованного развития коммуникации, речи и коррекции их недостатков.
Ключевые слова

Особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития в области коммуникации

задержка психического развития
коммуникация
речевые средства
особые образовательные потребности
речевая компетенция

Коммуникативно-речевые умения дошкольников с задержкой психического развития: реализация в ситуациях сотрудничества со сверстником и взрослым

Лебедева И.Н. , Лопатина Л.В.
В статье представлены материалы исследования, детализирующие проблемы социально-коммуникативного развития дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР). Исследование проводилось в процессе организации совместной игровой деятельности и сотрудничества со сверстником и взрослым при восприятии художественной картины и дальнейшей изобразительной деятельности на основе её содержания. Определены различия в доступных коммуникативно-речевых умениях в организованном взаимодействии со взрослым и реально используемыми в процессе взаимодействия со сверстником. В синтаксическом аспекте речевая продукция при сотрудничестве со сверстником представлена отдельными немногословными высказываниями с нарушением вербализации логико-смысловых и предикативных отношений. Вместе с тем в сотрудничестве со взрослым выявлены потенциальные возможности использования продолжительного многословного высказывания (текста) как единицы коммуникативного взаимодействия. Выявленный фактический разрыв в указанных умениях ставит задачу дальнейшего поиска педагогических условий переноса доступных коммуникативно-речевых умений детей с ЗПР в реальную коммуникативную (дискурсивную) практику.
Ключевые слова

Коммуникативно-речевые умения дошкольников с задержкой психического развития: реализация в ситуациях сотрудничества со сверстником и взрослым

коммуникативно-речевые умения
социально-коммуникативное развитие
задержка психического развития
системные нарушения речи

Развитие коммуникативного компонента социальной компетентности у младших школьников с интеллектуальными нарушениям

Чеботова М.А.

В статье в контексте представлений о социальной компетентности ребенка как многокомпонентном личностном образовании, проявляющемся в способности мобилизовать приобретенные знания и опыт в жизни и деятельности, в том числе во взаимодействии с окружающими сверстниками и взрослыми, освещаются результаты экспериментального изучения развития ее коммуникативного компонента у младших школьников с умственной отсталостью.
Эмпирические данные, полученные на материале изучения 68 младших школьников с умственной отсталостью по итогам двух срезов обследования, реализованных в течение 2 лет их обучения, свидетельствуют о положительной динамике в развитии коммуникативного компонента социальной компетентности у всех детей – участников эксперимента, в ее обусловленности проведением целенаправленной работы по формированию этого компонента, в том числе – с использованием игры.
Представлены данные о связи коммуникативной компетентности с когнитивной, содержательной, деятельностной и эмоциональной компетентностью, в контексте чего намечаются возможные пути использования этих связей в практической работе педагога. Сформулирован вывод о целесообразности применения игры в процессе формирования коммуникативной компетентности у младших школьников с умственной отсталостью.

Ключевые слова

Развитие коммуникативного компонента социальной компетентности у младших школьников с интеллектуальными нарушениям

младшие школьники с умственной отсталостью
социальная компетентность
коммуникативная компетентность
игра

Роль прогнозирования в социальном взаимодействии детей с особыми образовательными потребностями

Ахметзянова А.И.

Одним из барьеров, препятствующих полноценной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, является ограничение и нарушение взаимодействия и речевого общения, характерное в той или иной степени для всех нозологических групп, всех детей, развивающихся в условиях дизонтогенеза.
Анализируя проблему социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья, которая включает развитие, формирование и закрепление навыков коммуникации, самообслуживания, планирования, соблюдение норм и правил, мы ставим перед собой задачу поиска новых ресурсов. Анализ внешних факторов и условий социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья позволил обратиться к такому психологическому феномену как «прогнозирование», которое влияет на успешность социальной адаптации. В современных исследованиях прослеживается связь между уровнем развития прогнозирования ребенка и успешностью его социализации. Прогнозирование позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья предвосхищать картину развития будущих событий, действий участников, прогнозировать последствия собственных действий, выстраивать социально приемлемые стратегии взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Ключевые слова

Роль прогнозирования в социальном взаимодействии детей с особыми образовательными потребностями

прогнозирование
социализация
ограниченные возможности здоровья
нарушение речи
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности