Альманах №54
30.12.2023 Дата публикации статьи: 30.12.2023
Альманах №54 · Дефектологический нон-фикшн
Альманах №54 · Дефектологический нон-фикшн

Эволюция терминов как отражение истории дефектологии и ее актуального этапа

Хайдарпашич М.Р. Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
Кукушкина, О.И., Гончарова, Е.Л., Малофеев, Н.Н. Специальная психология и коррекционная педагогика: эволюция терминов: учебное пособие (текстовое электронное издание) / О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, Н.Н. Малофеев; Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина. – Санкт-Петербург: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2022. – 1 CD-ROM – Загл. с титул. экрана. – Текст: электронный.

Введение

Приходя в Университет, будущий дефектолог изучает историю развития теории и практики обучения и воспитания разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, однако специально и системно не рассматривается вопрос об эволюции профессионального языка, истории его развития и движущих силах происходящих перемен, в то время как изменение профессиональной терминологии всегда отражает изменение самой реальности. Невозможно спорить с тем, что распространенный и привычный для конца XIX – начала ХХ вв. термин «дефективные дети» совершенно неприемлем в современном мире, более того – он считается уничижительным, оскорбительным, и потому выведен из употребления, что не вызывает ни возражений, ни сомнений современного специалиста.

Профессиональный язык, как и родной язык, интенсивно развивается, и происходящие перемены отражают изменение представлений людей, социального, культурного и профессионального контекстов их жизни. Казалось бы, это так понятно, однако до настоящего времени мы могли пользоваться дефектологическими словарями, в которых фиксируются дефиниции актуальных для времени издания словаря терминов, но не проводится их ревизия, осмысление происходящих перемен и их причин, мы не видим динамики и характера изменений профессионального языка. Впервые проведено специальное исследование этого процесса (Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина) и его результаты отражены в учебном пособии «Специальная психология и коррекционная педагогика: эволюция терминов» [5].

Изданная в Ленинградском государственном университете им. А.С. Пушкина книга адресована прежде всего студентам – будущим дефектологам, специальным и детским психологам, специалистам инклюзивного образования, но также и преподавателям высшей школы. Она помогает узнать и понять, что изменилось в профессиональном языке дефектологов, и что послужило запускающим механизмом этих перемен. В этой книге представлены результаты теоретического исследования специалистов отечественной научной школы дефектологии, изложенные для студентов так, чтобы получить научно обоснованные ответы на сложнейшие вопросы – почему одни термины выходят из употребления, а другие приходят им на смену, почему эти изменения происходят в данное время, что стоит за изменением профессионального языка, и каких перемен следует ожидать в будущем.

Современное теоретическое исследование эволюции базовых терминов специальной психологии и коррекционной педагогики

Цель исследования - теоретический анализ развития базовых терминов специальной психологии и коррекционной педагогики, выделение основных тенденций, раскрытие механизмов запуска этих перемен и их движущих сил.

Методологической основой проведенного исследования являлись:

  • отечественная научная школа дефектологии, основанная на идеях Л.С. Выготского;
  • цивилизационный подход к анализу истории развития национальных образовательных систем;
  • периодизации Н.Н. Малофеева.

Результаты исследования: впервые выявлена и описана связь между профессиональным языком дефектолога и актуальным отношением общества к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их гражданским правам, этапом развития дефектологической науки и ее достижениями, этапом развития практики – образовательной системы и ее индикаторами. Доказано наличие нескольких и разнородных движущих сил эволюции профессионального языка дефектолога.

Впервые выделены три ведущие тенденции эволюции базовых дефектологических терминов:

  • замена профессиональных терминов под влиянием смены социального и культурного контекста жизни страны и вытеснение терминов, ставших неприемлемыми из-за изменений, произошедших за пределами профессионального поля;
  • появление новых профессиональных терминов под влиянием развития теории специальной психологии и коррекционной педагогики и ее новых достижений;
  • обновление терминов под влиянием развития практики – образовательной системы для детей с ограниченными возможностями здоровья и ее новых индикаторов.

Показано, как термины смежных областей научного знания «приходят» в специальную психологию и коррекционную педагогику и наполняются здесь новым содержанием.

Используя в качестве инструмента анализа ранее разработанные периодизации эволюции отношения общества и государства к детям с ОВЗ и связанную с ней периодизацию развития системы специального и инклюзивного образования, Н.Н. Малофеев представляет убедительные доказательства соотнесенности используемой терминологии со строго определенным отношением общества к инвалидам и периодом эволюции гражданского права. Для этого рассматривается переход от термина «аномальные дети» к термину «дети с ОВЗ», а затем – «дети с особыми образовательными потребностями».

Анализ современных достижений в развитии отечественной научной школы дефектологии, выполненный О.И. Кукушкиной и Е.Л. Гончаровой, убедительно показывает, что расширение профессионального словаря психолога и дефектолога происходит под влиянием развития дефектологической науки. Примером могут служить термины, обозначающие новые, разработанные на современном этапе, подходы, методы и инструменты обучения и воспитания детей – эмоционально-смысловой подход к диагностике и коррекции нарушений развития при аутизме, метод 3П-реабилитации семьи и ребенка с КИ, специализированные цифровые инструменты диагностики и коррекции трудностей коммуникативного, речевого, читательского развития детей с нарушениями слуха, речи, ЗПР; цифровые инструменты профессиональной подготовки дефектологов, логопедов – тематические библиотеки детских и семейных случаев, виртуальные профессиональные практики, интерактивные модели профессиональной деятельности дефектолога, логопеда и др.

Как показали авторы исследования, словарь дефектолога пополняется и за счет терминологии, отражающей развитие практики – самой образовательной системы. Приводится убедительный пример – прочно вошедшие в обиход современного специалиста термины «стандарт образования детей с ОВЗ», «инклюзивное образование» и др. Таких терминов не знали и не могли знать дефектологи, работавшие в советской системе специального образования, поскольку она была единой и не требовала стандартов, а инклюзивного образования как массовой практики просто не существовало.

Благодаря проведенному исследованию впервые выявлена, осмыслена и описана связь между профессиональным языком дефектолога, актуальным отношением общества к детям с ОВЗ, этапом развития дефектологической науки и ее достижениями, этапом развития образовательной системы и ее индикаторами.

Следует подчеркнуть, что опубликованное учебное пособие представляет студентам содержание современных терминов с позиций доказавшей на практике свою эффективность отечественной научной школы дефектологии, основывающейся на культурно-исторической теории Л.С. Выготского и предлагающей ее современную интерпретацию в специальной психологии и коррекционной педагогике.

Трансляция результатов научного исследования студентам: интересно, ясно и просто о сложном

Язык отражает смену взглядов государства и общества на «особых» детей и их гражданские права

В первой главе пособия «Язык отражает смену взглядов государства и общества на «особых» детей и их гражданские права» авторы не только дарят студентам увлекательный рассказ о связи дефектологического словаря со временем и его ценностями, но и организовывают активную самостоятельную работу. Студентам предлагается расположить дефектологические термины на хронологической линейке, что сразу же делает очевидным и неоспоримым происходящую смену терминов с течением времени, но предлагается попытаться объяснить, почему происходят эти изменения. Так студенты убеждаются в том, что простой хронологический анализ меняющейся терминологии не обладает объясняющей силой. После этого предлагается подойти к ответу на вопрос иначе, использовать другую методологию. Для этого предлагается воспроизвести периодизацию эволюции отношения к детям с ОВЗ, выделить пять периодов, расположить в них термины, и вновь попытаться ответить на вопрос – почему происходит смена терминов. Смена подхода к анализу явления делает видимым и легко понимаемым, что каждая терминологическая парадигма соотносится с определенным отношением к «особым» детям, их гражданскими правами. Иначе говоря, у каждого периода эволюции отношения общества и государства к детям инвалидам своя терминология. И меняется она по мере развития гуманизма – эволюции отношения к больным, слабым, убогим, сиротам, немощным и беззащитным.

Далее студентам предлагается воспроизвести связанную с первой периодизацию развития практики специального и инклюзивного образования детей с ОВЗ – три основных этапа, расположив те же самые термины здесь. Это помогает обнаружить, что каждая терминологическая парадигма соотносится не только с определенным отношением общества к детям с ОВЗ, но и с соответствующим ему этапом развития образовательной системы. Эти связи и зависимости становятся наглядно представленным объектом анализа студентов.

В таком активном обучении студенты осваивают инструмент, позволяющий им далее самостоятельно анализировать и сопоставлять терминологию, используемую в разных странах на сходных этапах развития общества и национальных систем образования, выдвигать аргументированные гипотезы о причинах смены терминологии, которые кроются в изменении социокультурного контекста, прогрессе образовательной системы. Студентам становятся доступны анализ и прогнозирование появления новых терминов и примерных сроков их жизни. Так будущие дефектологи осваивают не только представления об эволюции терминологии, но и новые эффективные инструменты анализа и прогнозирования тенденций ее развития.

От термина «аномальные дети» к терминам «дети с ограниченными возможностями здоровья» и «дети с особыми образовательными потребностями»

Из второй главы студенты узнают, что изначально отечественные специалисты обозначали нуждающихся в специальном образовании детей обобщающим термином «дефективные дети», что требовалось для их отграничения от «нормы». С удивлением и подчас недоверием студенты читают о том, что термин «дефективные дети» долгое время считался приемлемым как в профессиональном, так и в социальном контексте, и только в середине ХХ века был заменен термином «аномальные дети», но затем и он перестал устраивать специалистов, потому что потребовалось показать, что ребенок с дефектом осмысливается теперь как ребенок с нарушением развития. Нужно было прямо и явно указать на представление отечественной научной школы дефектологии о детях с первичными, биологическими по своему характеру, проблемами как о детях с вторичными нарушениями развития, которые можно предупреждать и корригировать посредством специального обучения. Однако далее студенты узнают, что освоение ценностей пятого периода эволюции отношения к «особым» детям и признание всей полноты их гражданских прав в начале 90-х гг. ХХ века делает неизбежным и закономерным отказ от употребления в социальном контексте и этих терминов – «дети с отклонениями в развитии», «дети с нарушениями развития», поскольку они содержат указание на ненормальность. На смену ставшим политически некорректными и социально неприемлемыми приходят новые термины – «дети с ограниченными возможностями здоровья» и «дети с особыми образовательными потребностями».

Важно подчеркнуть, что авторы пособия последовательно и убедительно объясняют студентам, что «отечественная научная школа дефектологии отстаивает на всех этапах понимание этих детей как детей с первичными, биологическими по своему характеру, проблемами, вторичными нарушениями развития и потребностью в специально организованном и особым образом устроенном образовании на протяжении всей жизни» [5]. Так формируется понимание будущими специалистами достаточно тонких различий смыслов одних и тех же терминов, употребляемых в широком социальном контексте и используемых дефектологами в профессиональном сообществе.

Нам кажется важным и ценным, что при рассмотрении термина «Аномальные дети», авторы погружают студента в чтение первоисточников, и прежде всего – ставшего классическим текста Р.М. Боскис «Понятие «Аномальные дети» – фрагмента фундаментального труда «Основы обучения и воспитания аномальных детей». Именно эта книга определила и навсегда зафиксировала достижения учеников и последователей Л.С. Выготского, создавших научные основы специального образования аномального ребенка, начиная с раннего возраста и до периода взрослости.

Особое внимание уделяется современному термину «Дети с особыми образовательными потребностями». Он был введен в научный обиход дефектологов в 1992 г. авторами пособия. Студентов сразу же предупреждают от ошибки – попытки считать введение данного термина прямым заимствование англоязычного определения «дети с особыми нуждами» («Children with Special Needs»). Российская научная школа культурно-исторической дефектологии определила содержание этого термина, основываясь на традиционном для нее понимании ребенка с ОВЗ как ребенка, нуждающегося в особых условиях и «обходных путях» развития, обучения и воспитания.

В ходе освоения термина, студента учат различать три группы особых образовательных потребностей детей с ОВЗ:

  • общие для всех детей с ОВЗ;
  • специфичные для каждой нозологической группы детей с ОВЗ;
  • индивидуальные, обусловленные уникальной историей жизни, развития, воспитания и обучения ребенка.

Каждая группа потребностей рассматривается достаточно подробно и иллюстрируется яркими примерами.

Проблема замены термина «дефектология»

В третьей главе системно и взвешено анализируется проблема замены термина «Дефектология». Авторы раскрывают одно из сложнейших современных противоречий в сфере терминологии, показывая, что вступление РФ в пятый период эволюции отношения к детям с ОВЗ, признание всей полноты их гражданских прав, ратификация соответствующих международных конвенций сделали социально неприемлемым термин «Дефектология», однако возникшая из-за изменения социокультурного и юридического контекста необходимость отказаться от базового профессионального термина противоречит его устоявшейся положительной коннотации в среде специалистов-дефектологов. Авторы подробно разъясняют это противоречие студентам:

«Формально термин указывает на дефект в развитии ребенка, но дефектология осмысливается специалистами как наука о его преодолении средствами специального обучения и воспитания, вот почему профессионалам так трудно отказаться от термина «Дефектология» и найти его эквивалент, политически корректный и при этом точно отражающий суть этой уникальной междисциплинарной науки» [5].

Студентам, весьма далеким от времени возникновения термина «Дефектология», подробно рассказывается о его содержательном наполнении в советский период развития науки, ориентируя на чтение первоисточников - классических научных текстов, созданных основоположниками и выдающимися дефектологами этого времени.

Столь же подробно рассматривается смена социокультурного контекста в 90-е гг. ХХ века, обусловившая необходимость замены устоявшегося термина «Дефектология». Ратификация Российской Федерацией Деклараций ООН «О правах умственно отсталых лиц», «О правах инвалидов», Конвенции ООН «О правах ребенка требует отказаться от употребления всех указывающих на дефект терминов. Студент узнает, что точный по смыслу, социально приемлемый и политически корректный эквивалент термина «Дефектология» не был найден в 90-е гг. и не найден до настоящего времени.

Внимательно анализируется смена приоритетов научных исследований в области дефектологии в 90- е гг. и как результат – расширение и обновление содержательного наполнения термина «Дефектология», постановка новых задач ее развития на ближайшее десятилетие. Впервые формулируются «единые стратегические направления и ожидаемые результаты развития системы специального и инклюзивного образования разных категорий детей с ОВЗ, теперь уже начиная с первых месяцев жизни ребенка, в союзе с семьей, с опорой на современные представления о психическом развитии ребенка и уникальной роли аффективной сферы; представления о широком диапазоне различий в развитии детей каждой нозологической группы и столь же широком спектре особых образовательных потребностей, определяющем линейку вариантов образовательных маршрутов на всех уровнях образования и многообразие форм социальной и образовательной интеграции; признание необходимости введения детей с ОВЗ в цифровой мир и профилактики их безопасности в сети» [6].

Язык отражает развитие образовательной системы

В четвертой главе «Язык отражает развитие образовательной системы» студент знакомится с терминами, обозначающими ее ключевые точки: «Система специального образования» и «Инклюзивное образование».

Впервые дано четкое определение всех признаков системы специального образования, что помогает студенту учиться отличать сеть специальных образовательных учреждений от системы специального образования. Осваивая термин «Система специального образования», студент учится понимать, как различаются советская и современная система специального образования, в чем заключается ее развитие.

Трактовка термина «Инклюзивное образование» дана с позиций отечественной научной школы дефектологии. Показано, что «усложнение среды необходимо каждому ребенку с ОВЗ, но только в той мере и форме, что соответствует его возможностям и ограничениям – индивидуальному варианту развития и особым образовательным потребностям. Широкий диапазон различий в развитии детей каждой нозологической группы делает необходимым столь же широкий спектр вариантов совместного обучения детей. Предложенная дефектологами модель включения детей с ОВЗ в общеобразовательную среду предусматривает именно такой спектр вариантов: от полного включения (инклюзивного образования) до эпизодического, максимально регламентированного, и специально подготовленного взаимодействия со сверстниками, расширяющего пока еще весьма ограниченные возможности ребенка в силу тяжести нарушений развития. Представление о том, что само помещение ребенка с ОВЗ в общеобразовательную среду всегда полезно или играет решающую роль в его развитии и образовании не подкрепляется данными научных исследований. Дефектологи отстаивают научно обоснованное и проверенное практикой представление о необходимости баланса между развитием ребенка и его взаимодействием со здоровыми сверстниками в процессе образования» [5].

Термин «стандарт образования детей с ограниченными возможностями здоровья»

В пятой главе рассматривается «Термин «Стандарт образования детей с ограниченными возможностями здоровья», понимание которого потребуется каждому приходящему на практику студенту и будущему специалисту дефектологу, логопеду. Студент часто с удивлением узнает, что советская система специального образования была единой, что исключало необходимость введения стандартов образования аномальных детей, и потому это относительно новое понятие. Его содержание было впервые описано в 2008 году при разработке научной Концепции построения стандарта начального общего образования детей с ОВЗ [2].

В центре внимания уникальность стандартов образования детей с ОВЗ – системная дифференциация. Пожалуй, впервые так ясно и компактно изложена для студентов уникальная логика дифференциации образовательного стандарта для детей с ОВЗ:

  • дети с ОВЗ – это неоднородная группа детей – 9 нозологических групп – поэтому требуется дифференциация по нозологиям;
  • диапазон различий в развитии детей каждой нозологической группы очень велик – как минимум несколько типологических варианта развития – поэтому требуется дифференциация и по вариантам развития внутри каждой нозологии;
  • если в каждой нозологической группе есть несколько вариантов развития, то требуется несколько соответствующих вариантов образовательных маршрутов;
  • если в каждой нозологической группе есть несколько вариантов развития и несколько вариантов образования, то столь же необходимы варианты интеграции, лишь одним из которых является инклюзия.

В той же главе внимание фиксируется на уникальном компоненте содержания образования детей с ОВЗ, для обозначения которого был введен термин «Жизненная компетенция». Студенту раскрывают содержание термина и его базовую структуру – разделы жизненной компетенции, он получает представление о том, что роль и объем компонента жизненной компетенции дифференцируется, при этом логика дифференциации сохраняется:

если в каждой нозологической группе есть несколько вариантов развития, несколько вариантов образования, несколько вариантов интеграции, то столь же необходимы соответствующие им варианты соотношения академической и жизненной компетенции в программах обучения.

Чем сложнее ребенок, тем большее место в содержании его обучения и воспитания должно занимать формирование жизненной компетенции.

Это первое учебное пособие, где так ясно и аргументированно объясняется студенту дефектологу различие взглядов общей и коррекционной педагогики на содержание терминов «Инклюзивное образование», «Стандарт образования» и «Стандарт образования детей с ОВЗ».

Язык отражает развитие научного знания

В шестой главе учебного пособия «Язык отражает развитие научного знания» студенту показывают, что движущей силой обновления терминологии является не только смена социокультурного контекста, ценностных ориентаций государства и общества, отношения к детям с ОВЗ и их правам, но и развитие самого научного знания. Число новых терминов в специальной психологии и коррекционной педагогике растет и будет расти, отражая создание неизвестных ранее подходов, методов, инструментов изучения и обучения разных категорий детей с ОВЗ. Каждый из них требует обозначения, точного определения содержания и сферы применения. Студенты знакомятся с достижениями современной дефектологической науки – терминами, введенными для обозначения новой группы детей с ОВЗ – детей с КИ; нового подхода к диагностике и коррекции нарушений развития при аутизме – эмоционально-смыслового подхода; новой системы взглядов на методы развития глухого ребенка после кохлеарной имплантации – метода 3П-реабилитации семьи и ребенка с КИ; нового поколения цифровых инструментов обучения детей с ОВЗ [1], нового поколения цифровых инструментов профессиональной подготовки специалистов – библиотек детских случаев, виртуальных практик, интерактивных моделей профессиональной деятельности, проигрываемых на множестве подобранных детских случаев [4].

Заключая обзор вышедшего в свет учебного пособия о развитии профессиональной терминологии специальной психологии и коррекционной педагогики, подчеркнем, что достоверно известные, высокие и воспроизводимые достижения в развитии, воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья связаны, прежде всего, с культурно-исторической традицией в дефектологии, как в прошлом, так и в настоящем [3]. Вот почему так важно будущим специалистам дефектологам и логопедам владеть предлагаемой этой научной школой терминологической парадигмой, понимать основания, определяющие содержание современных терминов, и не просто отграничивать от других терминов, но отличать от других оснований для их определения, что послужит предупреждению размывания профессионального языка, его укреплению и развитию новым поколением специалистов.

  • 1. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Осмысленное чтение и письмо: «обходные пути», специальные методы, цифровые инструменты обучения: монография / Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина. – Санкт-Петербург: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2023. – 196 с.
  • 2. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И., Никольская О.С., Малофеев Н.Н. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №13 2009 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-13/edinaja-koncepcija-specialnogo-federalnogo-gosudarstvennogo
  • 3. Кукушкина О.И. Развитие культурно-исторической традиции в коррекционной педагогике. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах № 39 2019 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-39/the-development-of-cultural-and-historical-traditions-in-correctional-pedagogics
  • 4. Кукушкина О.И. Цифровые инструменты формирования профессиональных компетенций дефектологов. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах № 43 2021 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-43/digital-tools-for-the-formation-of-professional-skills-of-special-teachers
  • 5. Кукушкина, О.И., Гончарова, Е.Л., Малофеев, Н.Н. Специальная психология и коррекционная педагогика: эволюция терминов: учебное пособие (текстовое электронное издание) / О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова, Н. Н. Малофеев; Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина. – Санкт-Петербург: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2022. – 1 CD-ROM – Загл. с титул. экрана. – Текст: электронный.
  • 6. Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья: 2020-2030 годы // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №36 2019 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/

Библиография


Хайдарпашич М.Р. Эволюция терминов как отражение истории дефектологии и ее актуального этапа. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №54 2023 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-54/the-evolution-of-terms-as-a-reflection-of-the-history-of-defectology-and-its-modern-stage (Дата обращения: 22.02.2024)

©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности