Цель исследования
Разработать и обосновать методику адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта с участием родителей, направленную на коррекцию двигательных нарушений и оптимизацию двигательного режима.
Задачи исследования
Для достижения поставленной цели исследования были определены следующие задачи:
- Провести анализ современных тенденций в работе с родителями детей с ограничениями в состоянии здоровья в национальной и международной педагогической практике и определить целесообразность вовлечения родителей в процесс воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
- Выявить своеобразие психофизического развития и исходный уровень развития физических способностей и психических функций у детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями. Научно обосновать и разработать методику вовлечения родителей в процесс адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
- Экспериментально проверить и оценить эффективность влияния методики вовлечения родителей в процесс адаптивного физического воспитания детей с нарушением интеллекта.
Методы исследования
Для решения поставленных задач использовались следующие группы методов исследования:
- методы теоретического анализа: изучение, анализ и обобщение данных научно - методической литературы по рассматриваемой проблеме исследования;
- эмпирические методы: изучение выписок из медицинских карт детей, педагогическое наблюдение, тестирование физических способностей, психодиагностический метод, педагогический эксперимент, аппаратный метод измерения объѐма суточной активности;
- методы математической обработки и анализа результатов исследования: определение достоверности различий, статистическая обработка материалов исследования.
Организация исследования
Научное исследование проводилось в 3 этапа.
Первый этап – поисково-теоретический. Была изучена и обобщена литература по теме: «Роль семьи в развитии детей дошкольного возраста с умственной отсталостью»; «психофизические особенности развития детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости». Также были изучены и обобщены исследования ведущих специалистов по данной теме. Разработана методика вовлечения родителей в процесс адаптивного физического воспитания детей с нарушением интеллекта.
На втором этапе был проведен педагогический эксперимент на базе Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 14 компенсирующего вида. Эксперимент проводился в течении 2016-2017 учебного года.
Третий этап – обработка и анализ данных педагогического эксперимента; формулирование выводов и практических рекомендаций по применению разработанной методики и результатов исследования; выступления на научных конференциях с докладом полученного в исследования материала.
Разработанная методика вовлечения родителей в совместные занятия адаптивной физкультурой со своими детьми
Основной целью разработанной методики является повышение уровня психофизического развития детей с нарушением интеллекта. Условиями эффективного физического воспитания дошкольников с нарушением является:
- повышение компетентности их родителей в вопросах адаптивного физического воспитания;
- обеспечение необходимого объема двигательной активности ребѐнка в дошкольном учреждении и за его пределами.
Из этого следует необходимость обеспечить рациональное взаимодействие образовательного учреждения и семьи.
Для включения семьи в процесс физического развития ребенка с нарушением интеллекта были выделены два основных направления коррекционной работы с родителями:
- обучение родителей совместным занятиям со своими детьми адаптивной физической культурой
- расширение, уточнение и корректировка представлений родителей о коррекционных возможностях и эффектах адаптивной физической культуры в отношении их детей.
На специально организованных семинарах осуществляется уточнение представлений и обучение членов семьи ребенка с нарушением интеллекта специальным совместным занятиям физкультурой. Анализируется содержание предстоящего занятия (его цель, задачи, используемые средства и методы).
В ходе экспериментального обучения продолжительность каждого занятия составила 60 минут. Продолжительность семинара составляет 30 минут. Совместное занятие детей и их родителей длится 30 минут. Занятия проводились 2 раза в неделю. Данная методика рассчитана на 12 занятий.
Разработанная методика совместных детско-родительских занятий адаптивной физкультурой направленна на решение развивающих и коррекционных задач в отношении ребенка, образовательных задач – в отношении родителей.
- Развитие коммуникативных умений детей с нарушением интеллекта
- Повышение роли семьи в развитии детей с нарушением интеллекта
- Усвоение социальных ролей детьми с нарушением интеллекта
- Нормализация психо-эмоционального состояния детей с нарушением интеллекта
- Повышение компетентности родителей детей с нарушением интеллекта в области адаптивной физической культуры.
Основные компоненты разработанной методики и их взаимосвязи представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Вовлечение родителей в процесс АФВ детей с нарушением интеллекта
Для определения эффективности разработанной методики был проведен педагогический эксперимент на базе Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 14 компенсирующего вида в городе Санкт-Петербург.
Подготовка эксперимента началась в марте 2015 года. В задачи подготовительного этапа входило:
- знакомство со специалистами, работающими в ГБДОУ № 14 (старший воспитатель, психолог, инструктор по АФК, воспитатели);
- ознакомление специалистов с экспериментальной методикой (объяснение цели, задач и содержания);
- ознакомление специалистов с целью, задачами и ходом педагогического эксперимента, их ролью и функциями в его проведении;
- отбор детей и родителей – участников эксперимента, организация контрольной и экспериментальной групп (КГ и ЭГ);
- планирование наиболее удобного времени в учебном году 2016-2017 для проведения педагогического эксперимента.
В состав ЭГ вошли мальчики 5-6 лет с лѐгкой степенью умственной отсталости и родители детей. Специально расчитывался средний объѐм суточной активности каждого ребѐнка ЭГ и КГ. При этом родители детей экспериментальной группы вели специально разработанный дневник. В это же время психолог ГБДОУ № 14 провел исследование родительских установок с помощью методики PARI. Также был проведен тест на определение исходного уровня знаний в области адаптивной физической культуры среди родителей экспериментальной группы. С помощью подобранных тестов было проведено исследование психомоторики детей.
Далее применялась специальная методика просвещения и вовлечения родителей детей ЭГ в занятия АФК, проводился мониторинг происходящих изменений. Контрольный месячный мониторинг объѐма суточной двигательной активности детей был необходим для оценки происходящих изменений в условиях их физического развития и коррекции его нарушений.
Изменение уровня компетентности родителей ЭГ в вопросах АФК
Для определения изменения данного параметра нами было проведено бланковое тестирование родителей ЭГ в начале эксперимента и в конце. Разработанный нами бланк тестирования содержал 20 вопросов из различных разделов АФК. Содержание всех вопросов касалось адаптивного физического воспитания и развития детей с нарушением интеллекта.
Полученные результаты позволили установить, что занятия по экспериментальной методике способствовали повышению компетентности родителей в вопросах АФВ. Это достоверно подтверждает математико-статистический анализ данных тестирования. Расчѐт критерия значимости производился с помощью непараметрического критерия Уилксона для связанных выборок. После проведения занятий по предложенной методике 100 процентов родителей набрали более 90% правильных ответов. Это объективно указывает на расширение представлений, уточнение и повышение уровня знаний родителей ЭГ в вопросах АФК для ребѐнка с интеллектуальными нарушениями.
Изменение установок родителей
Одной из задач предложенной методики, является нормализация родительских установок. Для изучения влияния методики на семейные отношения мы использовали методику PARI, которая позволяет определить и оценить родительские установки.
Динамика изменений родительских установок в экспериментальной группе отражена в Диаграмме 1.
Диаграмма 1. Динамика изменений родительских установок в экспериментальной группе
Все изучаемые показатели родительских установок претерпели изменения. Так как все изменения являются положительными, мы вправе говорить об их оптимизации. Практически по всем признакам различия статистически достоверны. Показательно, что единственным признаком, изменения которого статистически не подтвердились, оказалось «стремление ускорить развитие ребѐнка».
Для подтверждения эффективности разработанной методики нами было проведено тестирование физических способностей и психических функций детей КГ и ЭГ. Все показатели в группах до начала констатирующего эксперимента были статистически достоверно равны. Результаты контрольного тестирования продемонстрировали более высокую положительную динамику в ЭГ. Значение P-value, показанный при сравнении итоговых показателей ЭГ и КГ и средний прирост показателей в ЭГ представлен в таблице 1.
Таблица 1 Достоверность различия результатов контрольного тестирования в КГ и ЭГ
Оцениваемая способность | Критерий значимости различий КГ иЭГ (P-value) | Процент прироста среднего показателя в ЭГ(%) |
---|---|---|
Силовая выносливость мышц спины (тест «Крылышки») | 0,03 | 34 |
Продуктивность внимания (Корректурная проба) | 0,01 | 53 |
Устойчивость внимания ( Корректурная проба) | 0,04 | 54 |
Ориентация в пространстве (бег к обозначенным медицинболам) | 0,04 | 45 |
Меткость и способность кинестетического дифференцирования пространственных параметров (метание м.мяча в цель) | 0,02 | 60 |
Исследование простой зрительно-моторной реакции проводилась нами с помощью компьютерной методики OZO.
Анализ достигнутого уровня скорости ПЗМР в КГ и ЭГ не выявил статистически достоверного различая. Это можно объяснить тем, что простая зрительно-моторная реакция является скорее показателем функционального состояния ЦНС и с учётом повышенной реактивности нервной системы у детей с интеллектуальными нарушениями мы считаем полученные данные достаточно информативными. Однако отчётливо прослеживается положительная динамика. Статистически достоверны различия между показателями исходными и достигнутыми показателями ЭГ, уровень значимости составил 0,04, а средний показатель улучшился на 14%. Исходя из этого, можно сделать косвенный вывод о том, что состояние ЦНС детей ЭГ на момент окончания эксперимента было лучше, чем в начале.
Изменение суточного объёма двигательной активности
В качестве способа получения данных о объёме и режиме двигательной активности детей КГ и ЭГ, нами был выбран метод математико- статистической обработки данных, полученных в результате эксперимента с использованием аппаратных средств (фитнес -трекер Xiaomi Mi-Band со встроенным шагомером).
Нами были проанализированы данные двигательной активности детей обеих групп полученные в течение 30 дней до начала занятий по предложенной методике и 30 дней после окончания занятий. Как отмечают современные исследования для нормального развития ребёнку старшего дошкольного возраста необходимо выполнять 10000-12000 локомоций в сутки. Средние результаты обеих групп представлены на диаграмме 2.
Диаграмма 2. Графическое отображение изменений среднего показателя суточного объёма двигательной активности в контрольной и экспериментальной группах
На графике видно, что исследуемые дети КГ и ЭГ на начальном этапе эксперимента выполняли около 62% от нижней границы нормы суточного объёма двигательной активности для здоровых сверстников.
Средние значения суточного объема двигательной активности у участников КГ и ЭГ до начала эксперимента достоверно равны. Сравнивая данные показатели после окончания занятий по экспериментальной методике, мы видим явную тенденцию к увеличению количества локомоций в сутки у участников ЭГ, различия между показателями контрольной и экспериментальной группы статистически достоверны и отображены на диаграмме 2.
Прирост среднего показателя в ЭГ составил 18% и достиг 75% от минимальных показателей здоровых детей. В свою очередь это подтверждает предположение о том, что рациональное вовлечение родителей в процесс адаптивного физического воспитания детей с нарушением интеллекта способствует созданию необходимых педагогических условий для развития ребёнка с нарушением интеллекта.
Стоит отметить тот факт, что в ходе анализа дневников заполняемых родителями детей, и анализа режима дня, полученного нами с фитнес- трекеров, было отмечено, что существенна часть прироста средних показателей объёма двигательной активности в ЭГ была достигнут во многом, благодаря изменению двигательного режима в выходные дни и изменения подхода родителей к организации досуга своих детей. Что в свою очередь является следствием изменения отношения родителей к физическому воспитанию ребёнка с нарушением интеллекта, а, следовательно, положительным изменением в его социальной ситуации развития.
Обобщение полученных экспериментальных данных подтверждает, что вовлечение родителей в процесс адаптивного физического воспитания детей с нарушением интеллекта способствует:
- Повышению уровня развития физических способностей детей с интеллектуальными нарушениями;
- Улучшению функционального состояния ЦНС детей с нарушением интеллекта;
- Повышению компетентности родителей в вопросах адаптивного физического воспитания детей с нарушением интеллекта;
- Оптимизацией родительских установок, а, следовательно, нормализации отношений между родителями и детьми;
- Повышению суточного объёма локомоций у детей с нарушением интеллекта, а, следовательно, положительному изменению их двигательного режима.
Впервые получена научно-обоснованная и экспериментально проверенная методика, направленная на физическое развитие и коррекцию его недостатков детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта с помощью включения родителей, обучения умению проводить занятия физкультурой в семье и налаживания реального взаимодействия специалистов дошкольных учреждений и семьи.
Практические рекомендации
Полноценное и наиболее эффективное использование методики вовлечения родителей в процесс адаптивного физического воспитания детей с нарушением интеллекта возможно в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. Это обусловлено возможностью осуществления междисциплинарной интеграции в условиях образовательного учреждения. Без слаженной работы команды специалистов, в которую входят: инструктор по адаптивной физической культуре, психолог, старший воспитатель, воспитатель- реализация подобной методики в полном объёме практически невозможна.
Отличительной особенностью и одновременно главной сложностью в реализации, является организация участия родителей, а точнее привлечение родителей к систематическим совместным занятиям со своими детьми, так как это подразумевает дополнительную нагрузку на родителя, требует от него сил и изменения привычно распорядка дня. Данное обстоятельство говорит нам о целесообразности предварительной работы с родителями, на основании которой будет осуществлен отбор в группу занимающихся. Именно на этом этапе, специалисту по адаптивной физической культуре необходима помощь специалистов, о которых было написано ранее.
На практике это выглядит следующим образом: воспитатель, старший воспитатель и психолог – специалисты регулярно или систематически контактирующие с родителями ученика, доводят до их сведения о возможности участия в методике, позволяющей повысить свою компетентность в вопросах физического воспитания своего ребёнка и потенциально способной повысить его уровень социализации и психофизического развития. Далее проводится родительское собрание, на котором c рассказом и подробным описанием структуры методики выступает инструктор по адаптивной физической культуре. Дальнейшая роль специалистов заключается в мониторинге психофизического состояния ребёнка и обеспечении обратной связи родитель-инструктор по адаптивной физической культуре.
Обязательные условия:
- посещение семинаров и занятий родителями должно быть регулярным. В том случае, если родитель не может посетить конкретное занятие, целесообразно предложить заранее продумать варианты замены на второго родителя или ближайшего родственника, к которому ребёнок привычен и чувствует себя с ним комфортно, например, брат, сестра, бабушка, дедушка;
- материал, рассказанный в ходе конкретного семинара должен отражать содержание предстоящего занятия. И наоборот, в ходе практического занятия родители должны иметь возможность применить знания, полученные в ходе семинара. Данный подход будет способствовать закреплению материала благодаря выполнению педагогического принципа связи теории с практикой;
- требуется добиваться понимания родителями того, что применение освоенных знаний и умений позволяет им внести ценный вклад в столь необходимое ребенку с нарушением интеллекта физическое развитие и физическое воспитание в семье, сделать совместные занятия АФК систематическими, регулярными, интересными ребенку, полезными его развитию, а самим родителям научиться лучше понимать его трудности, возможности, ограничения и способы их преодоления.
Необходимым и полезным инструментом повышения вовлеченности родителей и формирования их рефлексии на уровень физического развития своего ребенка является ведение дневника суточной активности сына/дочери при помощи фитнес-трекеров со встроенным шагомером. Такой ежедневный родительский труд займет буквально минуты, но заставит задумываться о том, движется ли мой ребенок вперед в своем физическом развитии, и что я могу для этого сделать.
Разработанная методика представляет ценность и для специалистов, поскольку может лечь в основу вариативной части образовательной программы дошкольной образовательной организации.