Альманах №51
02.06.2023 Дата публикации статьи: 02.06.2023
Альманах №51 · Развитие речи
Альманах №51 · Развитие речи

Четырехкомпонентная характеристика нормативного речевого онтогенеза как ориентир дефектолога

Кукушкина О.И. Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
Китик Е.Е. Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
Гончарова Е.Л. Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

«… узнать ребенка это значит
определить стадию развития,
на которой он находится»

Использование шкалы нормального развития в качестве ориентира для диагностики и коррекции нарушений в развитии у детей является устоявшейся традицией отечественной научной школы дефектологии [2,3,7,10].

Р.Е. Левина внесла вклад в развитие этой традиции в отношении детей с нарушениями речи, выделив наиболее типичные нарушения в развитии детской речи, описала 3 (три) уровня системного (общего) недоразвития речи, которые явно и ясно соотносятся с тремя уровнями нормативного онтогенеза [4,8].

Продолжая заложенную Р.Е. Левиной традицию и принимая во внимание результаты классических и современных исследований в детской психологии, коррекционной психологии и педагогике [1,5,6,9,11 и др.], мы предложили четырехкомпонентную схему анализа речевого развития ребенка. Логика анализа предполагает определение сохранности психо-физиологических предпосылок речевого развития ребенка, оценку коммуникативной ситуации развития (взаимодействия окружения с ребенком), коммуникативного поведения самого ребенка и освоенных им средств языка (см. подробнее в статье про анализ речевого развития дефектологом). Покажем, как выстраивается в этой логике описание всех трех уровней нормативного речевого развития ребенка от рождения до пяти-шести лет, которое может стать ориентиром дефектолога в ходе диагностики и при переходе к обоснованию задач, направлений и содержания коррекционной работы.

Описывая последовательно три уровня речевого развития ребенка, мы намеренно несколько «раздвигаем» типичные для "нормы" временные границы:
  • I уровень речевого развития – условная граница 2-2.5 года;
  • II уровень – условная граница 4-4.5 года;
  • III уровень – условная граница 5-6 лет.

Мы «отодвигаем» верхнюю границу потому, что она служит одним из ориентиров дефектолога и родителей - достижение ребенком указанного для каждого уровня возраста и при этом неполное освоение определенных или всех компонентов речевого развития является основанием для его анализа дефектологом и решения вопроса о необходимости оказания дефектологической помощи семье и ребенку в области развития коммуникации и речи.

Для понимания причин и характера нарушения речевого развития, степени его выраженности, условий, в которых оно складывается, важнейшим ориентиром остается логика речевого онтогенеза во всех его компонентах и их взаимосвязях.

I уровень нормативного речевого развития

  ← скрыть/показать

Психофизиологические предпосылки нормального речевого развития

характеристики (показатели)
  • в норме
  ← скрыть/показать

Условия нормального речевого развития – коммуникативная ситуация развития

  ← скрыть/показать

Коммуникативное поведение родителей

Отношение к ребенку в коммуникации
характеристики (показатели)
  • Отношение к ребенку как к собеседнику вне зависимости от его речевых возможностей - любые реакции ребенка воспринимаются как его «ответ» и осмысленное включение в «разговор» и выразительно поддерживаются
  • Родители следят в большей степени за поддержанием диалога, а не за правильностью произношения ребенка
Содержание общения близких взрослых с ребенком
характеристики (показатели)
  • Личный опыт ребенка: события, происходящие в настоящий момент или недавно завершившиеся, его желания, впечатления, наблюдения, действия
Инициатива родителей
характеристики (показатели)
  • Привлекает внимание ребенка к внешним объектам и совместным действиям с ними, комментирует, задавая смысл и эмоциональное отношение к происходящему
  • Начинает разговор и стимулирует ответную вербальную реакцию ребенка, делая паузу и ожидая ответ, задавая уточняющий вопрос, используя выразительную мимику, смену высоты и эмоциональной окраски голоса
  • Создает проблемные коммуникативные ситуации, требующие вербальных ответов, просьб, вопросов со стороны ребенка, эмоционально подкрепляет их, вызывая удовольствие малыша
Отклик родителей
характеристики (показатели)
  • Откликается на все обращения ребенка – как вербальные, так и не вербальные – действием, эмоциональной реакцией, словом, тактильным контактом и стимулирует продолжение диалога
  • Откликается на любые инициативы ребенка как на приглашение к разговору
  • Эмоционально реагирует на интерес ребенка, поддерживает и непременно комментирует его
  • Осуществление эмоциональной подстройки к малышу, которая сопровождается выразительным вербальным комментарием происходящего – его осмыслением
  • Повторяет за ребенком правильно сказанное им слово, уточняя и придавая ему разную эмоциональную окраску
  • При неправильном произношении или употреблении слова не повторяет за ребенком, а сразу предлагает правильный образец, подсказывает правильное произношение
  • При неправильном произношении или употреблении слова ребенком, взрослый не исправляет ребенка, а уточняет, четко проговаривая данное слово
  ← скрыть/показать

Речевые средства, используемые родителями

Невербальные
характеристики (показатели)
  • Говорят подчеркнуто выразительно, эмоционально заражая ребенка и вовлекая его в коммуникацию
Вербальные
характеристики (показатели)
  • Пользуются ситуативной речью - комментируют происходящее с ребенком «здесь и сейчас», недавно завершившиеся события, его желания, проявленный интерес, впечатления, действия
  • Используют слова с конкретным значением, обозначающие предмет, действие, признак
  • Пользуются простой конструкцией фразы, произносят ее с выразительной смысловой интонацией, чтобы сделать фразу максимально понятной ребенку в конкретной ситуации
  ← скрыть/показать

Коммуникативное поведение ребенка

  ← скрыть/показать

Круг собеседников

характеристики (показатели)
  • Свободно вступает в коммуникацию с близкими и хорошо знакомыми собеседниками
  • Допустимы отказы от коммуникации с малознакомыми собеседниками
  ← скрыть/показать

Содержание общения

характеристики (показатели)
  • Личный опыт ребенка: события, происходящие в настоящий момент или недавно завершившиеся, его желания, возникающий интерес, впечатления, наблюдения, действия
  ← скрыть/показать

Инициатива

характеристики (показатели)
  • Инициирует коммуникацию с близкими и хорошо знакомыми собеседниками о происходящем, заинтересовавшем, своих желаниях, впечатлениях, наблюдениях, действиях
  • Выражает свои желания, просьбы, обращается за помощью
  • Ожидает реакции партнера (собеседника) на заинтересовавший его предмет, на свои действия
  • Предвкушает понравившуюся реакцию и выразительный комментарий взрослого на свое действие; повторяет его, ожидая предстоящего удовольствия
  • Допустима низкая инициатива или ее отсутствие в коммуникации с малознакомыми собеседниками
  ← скрыть/показать

Отклик

характеристики (показатели)
  • Откликается на инициативу близких и хорошо знакомых людей
  • Способен в отклике соглашаться - не соглашаться, выражать сомнение
  • В случае непонимания близким взрослым его речи стремится добиться понимания, максимально привлекая доступные невербальные средства
  • Допустим отказ от отклика на коммуникативную инициативу малознакомых собеседников
  ← скрыть/показать

Отношение к своей речи

характеристики (показатели)
  • Отсутствует
  ← скрыть/показать

Речевые средства, освоенные ребенком

  ← скрыть/показать

Невербальные

характеристики (показатели)
  • Пользуется указательным жестом, замещая еще не освоенные слова, обозначающие предмет
  • Пользуется мимикой для выражения своего отношения к происходящему или качеству предмета
  • Использует интонацию для уточнения смысла своего высказывания
  • Заменяет естественным жестом то, что еще не может назвать словом (направление движения, величину предмета, указание места и др.)
  ← скрыть/показать

Вербальные

характеристики (показатели)
Понимание
  • Понимает слова и фразы с опорой на конкретную ситуацию или воспоминания о ней
  • Понимает слова и фразы, опираясь на выразительную смысловую интонацию собеседника
Cамостоятельное использование
Лексико-грамматические средства
  • Уверенно использует слова для выражения желания, призыва, просьбы, указания.
  • Использует в своей самостоятельной речи короткую фразу из 2-3-х слов, ранее используемую взрослым в аналогичных ситуациях
  • Уверенно использует слова, обозначающие знакомые предметы (существительные)
  • Начинает все чаще обозначать словом действие - использовать глаголы. Расширяется глагольный словарь ребенка
  • Начинает использовать притяжательные и указательные местоимения
  • Предпринимает попытки использовать слова, обозначающие признаки предметов (прилагательные)
  • Допустимо использование звукокомплексов, звукоподражаний, лепетных слов для пояснения просьбы, обращения, призыва, указания
  • Допустимо использование слов в широком значении
  • Допустимо использование отдельных слов в функции фразы
  • Может правильно согласовывать слова в единственном и множественном числе, мужском и женском роде
  • Допустимы аграмматизмы при согласовании слов в среднем роде, падежах
Фонетико-фонематические средства
  • Уверенно использует односложные слова с закрытым слогом
  • Уверенно использует двусложные слова с открытым слогом
  • Пока точно не воспроизводит звуковой состав 3-сложных слов, но уже воспроизводит их контур
  • Отчетливо и правильно произносит гласные звуки и согласные звуки раннего онтогенеза
    • П
    • Б
    • М
    • В
    • Ф
    • Т
    • Д
  • Различает на слух мелодику речи, интонацию, тембр, тон голоса
  • Допустимо смягченное произношение всех согласных
  • Допустим пропуск или замены согласных среднего и позднего онтогенеза на более простые по артикуляции
  • Допустим пропуск слогов в многосложных словах и словах со стечением согласных

II уровень нормативного речевого развития

  ← скрыть/показать

Психофизиологические предпосылки нормального речевого развития

характеристики (показатели)
  • в норме
  ← скрыть/показать

Условия нормального речевого развития – коммуникативная ситуация развития

  ← скрыть/показать

Коммуникативное поведение родителей

Отношение к ребенку в коммуникации
характеристики (показатели)
  • Уважительное отношение к ребенку как к собеседнику
  • Любые высказывания ребенка привлекают внимание взрослого и воспринимаются как приглашение к диалогу или отклик
Содержание общения близких взрослых с ребенком
характеристики (показатели)
  • Личный опыт ребенка, происходящие, недавно завершившиеся и предстоящие в ближайшем будущем события его жизни и жизни близких, желания ребенка, его интересы, впечатления и др.
  • Сюжеты и персонажи знакомых книг, любимых мультфильмов, связанные с личным опытом ребенка и выходящие за его пределы
Инициатива родителей
характеристики (показатели)
  • Инициируют обсуждение событий, – настоящих, прошлых и предстоящих, желаний, впечатлений, наблюдений, действий ребенка, того, что интересует
  • Инициируют обсуждение сюжетов и персонажей любимых книг и мультфильмов
  • Эмоционально-смысловой комментарий событий, желаний, впечатлений, наблюдений и действий ребенка – настоящих, прошлых и предстоящих
  • Инициируют ответную вербальную реакцию ребенка с помощью пауз, выразительного ожидания ответа, уточняющих вопросов, намеренной смены высоты и эмоциональную окраски голоса
  • Начинают использовать разговор с ребенком для разрешения трудностей взаимоотношений, возникающих в домашней жизни
Отклик родителей
характеристики (показатели)
  • Откликаются на инициативное обращение ребенка и стимулируют продолжение диалога
  • Главное назначение отклика состоит в эмоционально-смысловом комментарии сказанного ребенком
  • "Умышленно недопонимают" и переспрашивают неточно и невнятно сказанные слова, ненавязчиво помогают подобрать правильное слово, фразу, подсказывая их произнесение
  ← скрыть/показать

Речевые средства, используемые родителями

Невербальные
характеристики (показатели)
  • Используют выразительную интонацию, смену темпа, тембра и громкости голоса в диалоге с ребенком для удержания его внимания в разговоре и лучшего понимания сказанного
Вербальные
характеристики (показатели)
  • Пользуется преимущественно ситуативной речью, комментируя происходящие, недавно завершившиеся и предстоящие в ближайшем будущем события жизни ребенка, его впечатления, наблюдения, действия, желания
  • Включает в комментарий наряду со знакомыми ребенку новые для него слова и конструкции, которые становятся понятными в ситуации диалога
  • Начинает пользоваться контекстной речью, комментируя события жизни и чувства близких в семье, переживания самого ребенка
  ← скрыть/показать

Коммуникативное поведение ребенка

  ← скрыть/показать

Круг собеседников

характеристики (показатели)
  • Близкие, хорошо знакомые, малознакомые дети и взрослые. Допустимы отказы от коммуникации с незнакомыми людьми
  ← скрыть/показать

Содержание общения

характеристики (показатели)
  • Личный опыт: события своей жизни, желания, впечатления, переживания, наблюдения, действия
  • Предметом обсуждения становится не только настоящее и прошедшее, но и ближайшее будущее
  • Ребенок начинает обсуждать происходящее в жизни окружающих его детей и взрослых
  • Ребенок начинает обсуждать сюжеты и персонажи знакомых книг, любимых мультфильмов, не только связанные с его личным опытом, но и выходящие за его пределы
  ← скрыть/показать

Инициатива

характеристики (показатели)
  • Легко инициирует коммуникацию с близкими
  • Начинает инициировать коммуникацию с малознакомыми собеседниками – взрослыми и детьми, при этом допустимо импульсивное поведение, сумбурное выражение желаний
  ← скрыть/показать

Отклик

характеристики (показатели)
  • Откликается на коммуникативную инициативу как близких, так и малознакомых собеседников – детей и взрослых, принимает в большинстве случаев приглашение к разговору
  • Может повторять за собеседником выразительную интонацию, мимику, жесты, слова, коммуникативные действия
  • В случае непонимания его речи собеседником ребенок стремится добиться понимания, привлекая не только невербальные, но и вербальные средства
  ← скрыть/показать

Отношение к своей речи

характеристики (показатели)
  • Начинает обращать внимание на качество своей речи в коммуникации, появляются самоисправления
  • Начинает замечать коммуникативные неудачи и реагировать на неразборчивость своей речи, ее непонимание или недопонимание окружающими
  • Активно использует невербальные средства, чтобы добиться понимания своей речи: намеренно замедляет темп речи, утрированно повторяет сказанное по слогам, начинает говорить громче; перебирает слова вслух, подыскивая более точные
  • Появляется реакция на помощь взрослого при коммуникативных неудачах. Возможны варианты: от спокойного принятия до нетерпимого отношения и стремления все исправить самостоятельно
  • Начинает замечать ошибки в речи собеседника и реагировать на них
  ← скрыть/показать

Речевые средства, освоенные ребенком

  ← скрыть/показать

Невербальные

характеристики (показатели)
  • Уверенно использует все виды интонации в речи
  • Прибегает к невербальным средствам общения лишь в сложных случаях, когда не уверен в достижении коммуникативной цели
  ← скрыть/показать

Вербальные

характеристики (показатели)
Понимание
  • Хорошо понимает ситуативную речь, описывающую происходящее «здесь и сейчас», недавно завершившееся, намерения в отношении ближайшего будущего
  • Понимает, если разговор ведется об объектах вне поля зрения, но хорошо знакомых и легко представляемых
  • Начинает понимать контекстную речь
  • Разрыв между пониманием и самостоятельной речью незначительный
Cамостоятельное использование
Лексико-грамматические средства
  • Уверенно пользуется фразой из 2-3-х, реже – 4-х слов
  • Начинает предвосхищать события и действия на основе накопленного личного опыта, в его речи появляются элементы планирования
  • Правильно согласовывает существительные, глаголы, прилагательные в числе, мужском и женском роде
  • Начинает использовать служебные части речи - пространственные предлоги и простейшие союзы
  • Уверенно использует в речи слова, обозначающие предмет, действия, признак, местоимения 2 и 3 лица
  • Начинает употреблять местоимения 1-го лица, указательные, отрицательные и вопросительные местоимения
  • Начинает пользоваться элементарными формами словообразования, использует уменьшительно-ласкательные суффиксы
  • Допустимы ошибки согласования слов в косвенных падежах и среднем роде
  • Допустимы замены слов по внешнему и ситуативному сходству
  • Допустим ускоренный или замедленный темп речи
  • Допустимы повторы отдельных слогов и слов
  • Допустимо нарушение последовательности слов при попытках использования контекстной речи
  • Допустимо нарушение последовательности слов при попытках произнесения сложной фразы из 4 и более слов
Фонетико-фонематические средства
  • Уверенно использует 1-2-3х сложные слова с открытым и закрытым слогом
  • Дифференцирует на слух твердые-мягкие, переднеязычные-заднеязычные
  • Пока не может воспроизвести правильно звуковой состав 4-сложных слов, но воспроизводит их контур, упрощая звуковую структуру
  • Правильно и уже без смягчения произносит все звуки раннего и среднего онтогенеза
  • Допустимы замены звуков
    • Ш
    • Ж
    • Щ
    • Ч
    • Р
    • Л
    на более простые по артикуляции или их пропуск
  • Допустимо упрощение звукового или слогового состава в 3-х сложных словах со стечением согласных
  • На слух различает произносительные ошибки в чужой речи

III уровень нормативного речевого развития

  ← скрыть/показать

Психофизиологические предпосылки нормального речевого развития

характеристики (показатели)
  • в норме
  ← скрыть/показать

Условия нормального речевого развития – коммуникативная ситуация развития

  ← скрыть/показать

Коммуникативное поведение родителей

Отношение к ребенку в коммуникации
характеристики (показатели)
  • Уважительно относятся к ребенку как к собеседнику
  • Внимательно и спокойно выслушивают, не перебивая ребенка
  • Замечают и хвалят ребенка за стремление к точности и ясности высказывания, соблюдение принятых коммуникативных норм
  • Замечают и поддерживают попытки ребенка установить нужную дистанцию в коммуникации с разными людьми
Содержание общения близких взрослых с ребенком
характеристики (показатели)
  • События личной жизни ребенка: прожитые, настоящие, предстоящие; выходящие за рамки его опыта, в том числе вымышленные
  • События из жизни близких и знакомых ребенку взрослых и детей
  • Обсуждение сюжетов и персонажей игр, мультфильмов, книг, их сопоставление с личным опытом ребенка
  • Шутки
  • Анекдоты
Инициатива родителей
характеристики (показатели)
  • Инициируют развернутый диалог на любую значимую для ребенка тему, как в рамках его личного опыта, так и за его пределами
  • Инициируют высказывание ребенком собственного мнения, отношения, поддерживают попытки умозаключений и выводов в разговоре
  • Инициируют и используют разговор с ребенком для разрешения трудностей взаимоотношений, возникающих в жизни ребенка дома и за его пределами
  • Намеренно используют шутки и анекдоты для понимания ребенком скрытого смысла, контекста и подтекста описываемых в речи событий
Отклик родителей
характеристики (показатели)
  • Стараются откликаться (немедленно или отсроченно) на каждое инициативное обращение ребенка и стимулируют продолжение диалога
  • Главное назначение отклика – обозначить смысл и выразить эмоциональное отношение к обсуждаемому, высказать отношение к самому высказыванию ребенка в диалоге – его сути, логике, адекватности выбранной формы
  • Уточняет в отклике значение сложных для ребенка слов и понятий
  • В случаях неправильно или неточно выбранной интонации, слова, конструкции фразы, взрослый предлагает более точный и корректный вариант, поясняя при необходимости разницу
  • В случаях нарушения ребенком дистанции в разговоре, взрослый регулирует дистанцию, предлагает правильный вариант и объясняет, почему следует соблюдать такую дистанцию в разговоре с этим собеседником
  ← скрыть/показать

Речевые средства, используемые родителями

Невербальные
характеристики (показатели)
  • Говорят естественно, выразительно и спокойно, используют интонацию для передачи смысловых оттенков, контекстных отношений и собственного отношения к сказанному
Вербальные
характеристики (показатели)
  • Употребляют все части речи, простые и сложные конструкции фразы, все формы согласования слов в предложении
  • Используют и ситуативную, и контекстную речь
  • Активно используют в общении с ребенком отвлеченные понятия
  • Намеренно используют в своей речи слова и фразы с переносным смыслом, простые фразеологические обороты
  • В речи взрослых постоянно присутствуют шутки, соответствующие возрасту ребенка
  ← скрыть/показать

Коммуникативное поведение ребенка

  ← скрыть/показать

Круг собеседников

характеристики (показатели)
  • Свободно вступает в коммуникацию с близкими, хорошо знакомыми и малознакомыми людьми
  • Начинает вступать в коммуникацию с незнакомыми людьми
  • Все еще допустимы отказы от коммуникации с незнакомыми людьми
  ← скрыть/показать

Содержание общения

характеристики (показатели)
  • Предметом общения являются события, происходящие с ребенком и его окружением «здесь и сейчас», завершившиеся, будущие, намерения, желания, планы
  • Ребенок способен обсуждать то, что выходит за рамки его личного опыта, без наглядных опор, он способен обсуждать воображаемые ситуации
  ← скрыть/показать

Инициатива

характеристики (показатели)
  • Инициирует коммуникацию с разными по степени близости собеседниками – как детьми, так и взрослыми
  • В общении с близкими и знакомыми людьми коммуникативные инициативы усложняются
  • Допустимо отсутствие инициативы в сложных коммуникативных ситуациях
  ← скрыть/показать

Отклик

характеристики (показатели)
  • Откликается на инициативу разных по степени близости собеседников
  • Пробует сдерживать импульсивные реакции в общении на эмоционально значимые темы
  • Начинает предварять отклик подготовкой к нему, продумывает, как лучше ответить собеседнику
  • В случае непонимания ребенком сказанного собеседником он начинает переспрашивать и уточнять
  • Организован в процессе общения, контролирует очередность высказываний, способен выслушивать собеседника, не перебивая и не торопясь с откликом
  • Способен адекватно реагировать на изменение условий общения, способен сменить тему в ходе диалога
  ← скрыть/показать

Отношение к своей речи

характеристики (показатели)
  • Стремится к максимальному пониманию своей речи собеседником за счет точности, правильности и логичности изложения
  • Старается следить за своей речью и при необходимости может перестраиваться в диалоге, переключиться с одной темы на другую
  • Допустимы опасения ребенка не оправдать ожидания собеседника, аффективная окраска поисковых попыток с паузами ожидания и нерешительности
  • При коммуникативной неудаче осознанно ищет выход – начинает предпринимать попытки переформулировать сказанное и оценить реакцию собеседника
  • Появляется оценочное отношение к речи собеседника
  ← скрыть/показать

Речевые средства, освоенные ребенком

  ← скрыть/показать

Невербальные

характеристики (показатели)
  • Использует все виды интонации, логическое ударение, регулирует темп и ритм речи, ее выразительность
  • Начинает использовать интонацию и логическое ударение для передачи смысловых оттенков, контекстных отношений и собственного отношения к сказанному
  • Начинает использовать выразительные движения, мимику, жесты для выразительности речи и усиления коммуникативного эффекта
  ← скрыть/показать

Вербальные

характеристики (показатели)
Понимание
  • Понимает ситуативную речь и контекстную речь, описывающую происходящее за пределами личного опыта ребенка
  • Начинает понимать обобщающие и отвлеченные понятия, фразеологические обороты, переносный смысл высказываний
  • Начинает понимать шутки
  • Допустимы неточности в понимании переносных смыслов, отвлеченных понятий, юмора
  • Начинает различать жанры произведений, которые взрослый читает ребенку: бывальщину, небывальщину, сказки о животных, стихи и прозу
Cамостоятельное использование
Лексико-грамматические средства
  • Уверенно пользуется фразой из 4-х и более слов
  • Начинает использовать сложные предложения: сложносочиненные и сложноподчинённые
  • Способен составить связный рассказ из 4-5 предложений
  • Словарь содержит уже все части речи, включает родственные слова, антонимы и синонимы, обобщающие слова, некоторые абстрактные понятия
  • Способен правильно грамматически согласовывать слова во фразе
  • Владеет основными формами словообразования существительных, глаголов и прилагательных (суффиксальным, префиксальным и сложением основ)
  • Экспериментирует со словом, способен к словотворчеству
  • Начинает использовать более сложные предлоги и предложно-падежные конструкции, отражающие временные, причинно-следственные и пространственные отношения
  • Начинает использовать в речи фразеологические обороты
  • Пробует шутить
Фонетико-фонематические средства
  • Речь преимущественно внятная. Замечает свои ошибки в произнесении слов и фраз, пытается исправить
  • Правильно произносит слова разной слоговой структуры, в том числе и 4-сложные, многосложные
  • Правильно произносит слова со стечениями согласных звуков
  • Дифференцирует на слух и правильно произносит все группы звуков
  • Дифференцирует звуки в словах

I уровень нормативного речевого развития

компонент анализа
структура
характеристики (показатели)
Психофиз.Психофизиологические предпосылки нормального речевого развития
 
  • в норме
Условия нормального речевого развития – коммуникативная ситуация развития
Коммуникативное поведение родителей
 
Отношение к ребенку в коммуникации
  • Отношение к ребенку как к собеседнику вне зависимости от его речевых возможностей - любые реакции ребенка воспринимаются как его «ответ» и осмысленное включение в «разговор» и выразительно поддерживаются
  • Родители следят в большей степени за поддержанием диалога, а не за правильностью произношения ребенка
Содержание общения близких взрослых с ребенком
  • Личный опыт ребенка: события, происходящие в настоящий момент или недавно завершившиеся, его желания, впечатления, наблюдения, действия
Инициатива родителей
  • Привлекает внимание ребенка к внешним объектам и совместным действиям с ними, комментирует, задавая смысл и эмоциональное отношение к происходящему
  • Начинает разговор и стимулирует ответную вербальную реакцию ребенка, делая паузу и ожидая ответ, задавая уточняющий вопрос, используя выразительную мимику, смену высоты и эмоциональной окраски голоса
  • Создает проблемные коммуникативные ситуации, требующие вербальных ответов, просьб, вопросов со стороны ребенка, эмоционально подкрепляет их, вызывая удовольствие малыша
Отклик родителей
  • Откликается на все обращения ребенка – как вербальные, так и не вербальные – действием, эмоциональной реакцией, словом, тактильным контактом и стимулирует продолжение диалога
  • Откликается на любые инициативы ребенка как на приглашение к разговору
  • Эмоционально реагирует на интерес ребенка, поддерживает и непременно комментирует его
  • Осуществление эмоциональной подстройки к малышу, которая сопровождается выразительным вербальным комментарием происходящего – его осмыслением
  • Повторяет за ребенком правильно сказанное им слово, уточняя и придавая ему разную эмоциональную окраску
  • При неправильном произношении или употреблении слова не повторяет за ребенком, а сразу предлагает правильный образец, подсказывает правильное произношение
  • При неправильном произношении или употреблении слова ребенком, взрослый не исправляет ребенка, а уточняет, четко проговаривая данное слово
Речевые средства, используемые родителями
 
Невербальные
  • Говорят подчеркнуто выразительно, эмоционально заражая ребенка и вовлекая его в коммуникацию
Вербальные
  • Пользуются ситуативной речью - комментируют происходящее с ребенком «здесь и сейчас», недавно завершившиеся события, его желания, проявленный интерес, впечатления, действия
  • Используют слова с конкретным значением, обозначающие предмет, действие, признак
  • Пользуются простой конструкцией фразы, произносят ее с выразительной смысловой интонацией, чтобы сделать фразу максимально понятной ребенку в конкретной ситуации
Коммуникативное поведение ребенка
Собеседники
  • Свободно вступает в коммуникацию с близкими и хорошо знакомыми собеседниками
  • Допустимы отказы от коммуникации с малознакомыми собеседниками
Содержание общения
  • Личный опыт ребенка: события, происходящие в настоящий момент или недавно завершившиеся, его желания, возникающий интерес, впечатления, наблюдения, действия
Инициатива
  • Инициирует коммуникацию с близкими и хорошо знакомыми собеседниками о происходящем, заинтересовавшем, своих желаниях, впечатлениях, наблюдениях, действиях
  • Выражает свои желания, просьбы, обращается за помощью
  • Ожидает реакции партнера (собеседника) на заинтересовавший его предмет, на свои действия
  • Предвкушает понравившуюся реакцию и выразительный комментарий взрослого на свое действие; повторяет его, ожидая предстоящего удовольствия
  • Допустима низкая инициатива или ее отсутствие в коммуникации с малознакомыми собеседниками
Отклик
  • Откликается на инициативу близких и хорошо знакомых людей
  • Способен в отклике соглашаться - не соглашаться, выражать сомнение
  • В случае непонимания близким взрослым его речи стремится добиться понимания, максимально привлекая доступные невербальные средства
  • Допустим отказ от отклика на коммуникативную инициативу малознакомых собеседников
Отношение к своей речи
  • Отсутствует
Речевые средства, освоенные ребенком
Невербальные
  • Пользуется указательным жестом, замещая еще не освоенные слова, обозначающие предмет
  • Пользуется мимикой для выражения своего отношения к происходящему или качеству предмета
  • Использует интонацию для уточнения смысла своего высказывания
  • Заменяет естественным жестом то, что еще не может назвать словом (направление движения, величину предмета, указание места и др.)
Вербальные
Понимание
  • Понимает слова и фразы с опорой на конкретную ситуацию или воспоминания о ней
  • Понимает слова и фразы, опираясь на выразительную смысловую интонацию собеседника
Cамостоятельное использование
Лексико-грамматические средства
  • Уверенно использует слова для выражения желания, призыва, просьбы, указания.
  • Использует в своей самостоятельной речи короткую фразу из 2-3-х слов, ранее используемую взрослым в аналогичных ситуациях
  • Уверенно использует слова, обозначающие знакомые предметы (существительные)
  • Начинает все чаще обозначать словом действие - использовать глаголы. Расширяется глагольный словарь ребенка
  • Начинает использовать притяжательные и указательные местоимения
  • Предпринимает попытки использовать слова, обозначающие признаки предметов (прилагательные)
  • Допустимо использование звукокомплексов, звукоподражаний, лепетных слов для пояснения просьбы, обращения, призыва, указания
  • Допустимо использование слов в широком значении
  • Допустимо использование отдельных слов в функции фразы
  • Может правильно согласовывать слова в единственном и множественном числе, мужском и женском роде
  • Допустимы аграмматизмы при согласовании слов в среднем роде, падежах Фонетико-фонематические средства
Фонетико-фонематические средства
  • Уверенно использует односложные слова с закрытым слогом
  • Уверенно использует двусложные слова с открытым слогом
  • Пока точно не воспроизводит звуковой состав 3-сложных слов, но уже воспроизводит их контур
  • Отчетливо и правильно произносит гласные звуки и согласные звуки раннего онтогенеза
    • П
    • Б
    • М
    • В
    • Ф
    • Т
    • Д
  • Различает на слух мелодику речи, интонацию, тембр, тон голоса
  • Допустимо смягченное произношение всех согласных
  • Допустим пропуск или замены согласных среднего и позднего онтогенеза на более простые по артикуляции
  • Допустим пропуск слогов в многосложных словах и словах со стечением согласных

II уровень нормативного речевого развития

компонент анализа
структура
характеристики (показатели)
Психофиз.Психофизиологические предпосылки нормального речевого развития
 
  • в норме
Условия нормального речевого развития – коммуникативная ситуация развития
Коммуникативное поведение родителей
 
Отношение к ребенку в коммуникации
  • Уважительное отношение к ребенку как к собеседнику
  • Любые высказывания ребенка привлекают внимание взрослого и воспринимаются как приглашение к диалогу или отклик
Содержание общения близких взрослых с ребенком
  • Личный опыт ребенка, происходящие, недавно завершившиеся и предстоящие в ближайшем будущем события его жизни и жизни близких, желания ребенка, его интересы, впечатления и др.
  • Сюжеты и персонажи знакомых книг, любимых мультфильмов, связанные с личным опытом ребенка и выходящие за его пределы
Инициатива родителей
  • Инициируют обсуждение событий, – настоящих, прошлых и предстоящих, желаний, впечатлений, наблюдений, действий ребенка, того, что интересует
  • Инициируют обсуждение сюжетов и персонажей любимых книг и мультфильмов
  • Эмоционально-смысловой комментарий событий, желаний, впечатлений, наблюдений и действий ребенка – настоящих, прошлых и предстоящих
  • Инициирует ответную вербальную реакцию ребенка с помощью пауз, выразительного ожидания ответа, уточняющих вопросов, намеренной смены высоты и эмоциональную окраски голоса
  • Начинают использовать разговор с ребенком для разрешения трудностей взаимоотношений, возникающих в домашней жизни
Отклик родителей
  • Откликаются на инициативное обращение ребенка и стимулируют продолжение диалога
  • Главное назначение отклика состоит в эмоционально-смысловом комментарии сказанного ребенком
  • Умышленно недопонимают" и переспрашивают неточно и невнятно сказанные слова, ненавязчиво помогают подобрать правильное слово, фразу, подсказывая их произнесение
Речевые средства, используемые родителями
 
Невербальные
  • Используют выразительную интонацию, смену темпа, тембра и громкости голоса в диалоге с ребенком для удержания его внимания в разговоре и лучшего понимания сказанного
Вербальные
  • Пользуется преимущественно ситуативной речью, комментируя происходящие, недавно завершившиеся и предстоящие в ближайшем будущем события жизни ребенка, его впечатления, наблюдения, действия, желания
  • Включает в комментарий наряду со знакомыми ребенку новые для него слова и конструкции, которые становятся понятными в ситуации диалога
  • Начинает пользоваться контекстной речью, комментируя события жизни и чувства близких в семье, переживания самого ребенка
Коммуникативное поведение ребенка
Собеседники
  • Близкие, хорошо знакомые, малознакомые дети и взрослые. Допустимы отказы от коммуникации с незнакомыми людьми
Содержание общения
  • Личный опыт: события своей жизни, желания, впечатления, переживания, наблюдения, действия
  • Предметом обсуждения становится не только настоящее и прошедшее, но и ближайшее будущее
  • Ребенок начинает обсуждать происходящее в жизни окружающих его детей и взрослых
  • Ребенок начинает обсуждать сюжеты и персонажи знакомых книг, любимых мультфильмов, не только связанные с его личным опытом, но и выходящие за его пределы
Инициатива
  • Легко инициирует коммуникацию с близкими
  • Начинает инициировать коммуникацию с малознакомыми собеседниками – взрослыми и детьми, при этом допустимо импульсивное поведение, сумбурное выражение желаний
Отклик
  • Откликается на коммуникативную инициативу как близких, так и малознакомых собеседников – детей и взрослых, принимает в большинстве случаев приглашение к разговору
  • Может повторять за собеседником выразительную интонацию, мимику, жесты, слова, коммуникативные действия
  • В случае непонимания его речи собеседником ребенок стремится добиться понимания, привлекая не только невербальные, но и вербальные средства
Отношение к своей речи
  • Начинает обращать внимание на качество своей речи в коммуникации, появляются самоисправления
  • Начинает замечать коммуникативные неудачи и реагировать на неразборчивость своей речи, ее непонимание или недопонимание окружающими
  • Активно использует невербальные средства, чтобы добиться понимания своей речи: намеренно замедляет темп речи, утрированно повторяет сказанное по слогам, начинает говорить громче; перебирает слова вслух, подыскивая более точные
  • Появляется реакция на помощь взрослого при коммуникативных неудачах. Возможны варианты: от спокойного принятия до нетерпимого отношения и стремления все исправить самостоятельно
  • Начинает замечать ошибки в речи собеседника и реагировать на них
Речевые средства, освоенные ребенком
Невербальные
  • Уверенно использует все виды интонации в речи
  • Прибегает к невербальным средствам общения лишь в сложных случаях, когда не уверен в достижении коммуникативной цели
Вербальные
Понимание
  • Хорошо понимает ситуативную речь, описывающую происходящее «здесь и сейчас», недавно завершившееся, намерения в отношении ближайшего будущего
  • Понимает, если разговор ведется об объектах вне поля зрения, но хорошо знакомых и легко представляемых
  • Начинает понимать контекстную речь
  • Разрыв между пониманием и самостоятельной речью незначительный
Cамостоятельное использование
Лексико-грамматические средства
  • Уверенно пользуется фразой из 2-3-х, реже – 4-х слов
  • Начинает предвосхищать события и действия на основе накопленного личного опыта, в его речи появляются элементы планирования
  • Правильно согласовывает существительные, глаголы, прилагательные в числе, мужском и женском роде
  • Начинает использовать служебные части речи - пространственные предлоги и простейшие союзы
  • Уверенно использует в речи слова, обозначающие предмет, действия, признак, местоимения 2 и 3 лица
  • Начинает употреблять местоимения 1-го лица, указательные, отрицательные и вопросительные местоимения
  • Начинает пользоваться элементарными формами словообразования, использует уменьшительно-ласкательные суффиксы
  • Допустимы ошибки согласования слов в косвенных падежах и среднем роде
  • Допустимы замены слов по внешнему и ситуативному сходству
  • Допустим ускоренный или замедленный темп речи
  • Допустимо нарушение последовательности слов при попытках использования контекстной речи
  • Допустимо нарушение последовательности слов при попытках произнесения сложной фразы из 4 и более слов
Фонетико-фонематические средства
  • Уверенно использует 1-2-3х сложные слова с открытым и закрытым слогом
  • Дифференцирует на слух твердые-мягкие, переднеязычные-заднеязычные
  • Пока не может воспроизвести правильно звуковой состав 4-сложных слов, но воспроизводит их контур, упрощая звуковую структуру
  • Правильно и уже без смягчения произносит все звуки раннего и среднего онтогенеза
  • Допустимы замены звуков
    • П
    • Ш
    • Ж
    • Щ
    • Ч
    • Р
    • Л
    на более простые по артикуляции или их пропуск
  • Допустимо упрощение звукового или слогового состава в 3-х сложных словах со стечением согласных
  • На слух различает произносительные ошибки в чужой речи

III уровень нормативного речевого развития

компонент анализа
структура
характеристики (показатели)
Психофиз.Психофизиологические предпосылки нормального речевого развития
 
  • в норме
Условия нормального речевого развития – коммуникативная ситуация развития
Коммуникативное поведение родителей
 
Отношение к ребенку в коммуникации
  • Уважительно относятся к ребенку как к собеседнику
  • Внимательно и спокойно выслушивают, не перебивая ребенка
  • Замечают и хвалят ребенка за стремление к точности и ясности высказывания, соблюдение принятых коммуникативных норм
  • Замечают и поддерживают попытки ребенка установить нужную дистанцию в коммуникации с разными людьми
Содержание общения близких взрослых с ребенком
  • События личной жизни ребенка: прожитые, настоящие, предстоящие; выходящие за рамки его опыта, в том числе вымышленные
  • События из жизни близких и знакомых ребенку взрослых и детей
  • Обсуждение сюжетов и персонажей игр, мультфильмов, книг, их сопоставление с личным опытом ребенка
  • Шутки
  • Анекдоты
Инициатива родителей
  • Инициируют развернутый диалог на любую значимую для ребенка тему, как в рамках его личного опыта, так и за его пределами
  • Инициируют высказывание ребенком собственного мнения, отношения, поддерживают попытки умозаключений и выводов в разговоре
  • Инициируют и используют разговор с ребенком для разрешения трудностей взаимоотношений, возникающих в жизни ребенка дома и за его пределами
  • Намеренно используют шутки и анекдоты для понимания ребенком скрытого смысла, контекста и подтекста описываемых в речи событий
Отклик родителей
  • Стараются откликаться (немедленно или отсроченно) на каждое инициативное обращение ребенка и стимулируют продолжение диалога
  • Главное назначение отклика – обозначить смысл и выразить эмоциональное отношение к обсуждаемому, высказать отношение к самому высказыванию ребенка в диалоге – его сути, логике, адекватности выбранной формы
  • Уточняет в отклике значение сложных для ребенка слов и понятий
  • В случаях неправильно или неточно выбранной интонации, слова, конструкции фразы, взрослый предлагает более точный и корректный вариант, поясняя при необходимости разницу
  • В случаях нарушения ребенком дистанции в разговоре, взрослый регулирует дистанцию, предлагает правильный вариант и объясняет, почему следует соблюдать такую дистанцию в разговоре с этим собеседником
Речевые средства, используемые родителями
 
Невербальные
  • Говорят естественно, выразительно и спокойно, используют интонацию для передачи смысловых оттенков, контекстных отношений и собственного отношения к сказанному
Вербальные
  • Употребляют все части речи, простые и сложные конструкции фразы, все формы согласования слов в предложении
  • Используют и ситуативную, и контекстную речь
  • Активно используют в общении с ребенком отвлеченные понятия
  • Намеренно используют в своей речи слова и фразы с переносным смыслом, простые фразеологические обороты
  • В речи взрослых постоянно присутствуют шутки, соответствующие возрасту ребенка
Коммуникативное поведение ребенка
Собеседники
  • Свободно вступает в коммуникацию с близкими, хорошо знакомыми и малознакомыми людьми
  • Начинает вступать в коммуникацию с незнакомыми людьми
  • Все еще допустимы отказы от коммуникации с незнакомыми людьми
Содержание общения
  • События, происходящие с ребенком и его окружением «здесь и сейчас», завершившиеся, будущие, намерения, желания, планы
  • Ребенок способен обсуждать то, что выходит за рамки его личного опыта, без наглядных опор, он способен обсуждать воображаемые ситуации
Инициатива
  • Инициирует коммуникацию с разными по степени близости собеседниками – как детьми, так и взрослыми
  • В общении с близкими и знакомыми людьми коммуникативные инициативы усложняются
  • Допустимо отсутствие инициативы в сложных коммуникативных ситуациях
Отклик
  • Откликается на инициативу разных по степени близости собеседников
  • Пробует сдерживать импульсивные реакции в общении на эмоционально значимые темы
  • Начинает предварять отклик подготовкой к нему, продумывает, как лучше ответить собеседнику
  • В случае непонимания ребенком сказанного собеседником он начинает переспрашивать и уточнять
  • Организован в процессе общения, контролирует очередность высказываний, способен выслушивать собеседника, не перебивая и не торопясь с откликом
  • Способен адекватно реагировать на изменение условий общения, способен сменить тему в ходе диалога
Отношение к своей речи
  • Стремится к максимальному пониманию своей речи собеседником за счет точности, правильности и логичности изложения
  • Старается следить за своей речью и при необходимости может перестраиваться в диалоге, переключиться с одной темы на другую
  • Допустимы опасения ребенка не оправдать ожидания собеседника, аффективная окраска поисковых попыток с паузами ожидания и нерешительности
  • При коммуникативной неудаче осознанно ищет выход – начинает предпринимать попытки переформулировать сказанное и оценить реакцию собеседника
  • Появляется оценочное отношение к речи собеседника
Речевые средства, освоенные ребенком
Невербальные
  • Использует все виды интонации, логическое ударение, регулирует темп и ритм речи, ее выразительность
  • Начинает использовать интонацию и логическое ударение для передачи смысловых оттенков, контекстных отношений и собственного отношения к сказанному
  • Начинает использовать выразительные движения, мимику, жесты для выразительности речи и усиления коммуникативного эффекта
Вербальные
Понимание
  • Понимает ситуативную речь и контекстную речь, описывающую происходящее за пределами личного опыта ребенка
  • Начинает понимать обобщающие и отвлеченные понятия, фразеологические обороты, переносный смысл высказываний
  • Начинает понимать шутки
  • Допустимы неточности в понимании переносных смыслов, отвлеченных понятий, юмора
  • Начинает различать жанры произведений, которые взрослый читает ребенку: бывальщину, небывальщину, сказки о животных, стихи и прозу
Cамостоятельное использование
Лексико-грамматические средства
  • Уверенно пользуется фразой из 4-х и более слов
  • Начинает использовать сложные предложения: сложносочиненные и сложноподчинённые
  • Способен составить связный рассказ из 4-5 предложений
  • Словарь содержит уже все части речи, включает родственные слова, антонимы и синонимы, обобщающие слова, некоторые абстрактные понятия
  • Способен правильно грамматически согласовывать слова во фразе
  • Владеет основными формами словообразования существительных, глаголов и прилагательных (суффиксальным, префиксальным и сложением основ)
  • Экспериментирует со словом, способен к словотворчеству
  • Начинает использовать более сложные предлоги и предложно-падежные конструкции, отражающие временные, причинно-следственные и пространственные отношения
  • Начинает использовать в речи фразеологические обороты
  • Пробует шутить
Фонетико-фонематические средства
  • Речь преимущественно внятная. Замечает свои ошибки в произнесении слов и фраз, пытается исправить
  • Правильно произносит слова разной слоговой структуры, в том числе и 4-сложные, многосложные
  • Правильно произносит слова со стечениями согласных звуков
  • Дифференцирует на слух и правильно произносит все группы звуков
  • Дифференцирует звуки в словах
Подготовка файла займет около 30 секунд

Мы попытались компактно представить основанную на анализе работ Р.Е. Левиной и современных авторов реконструкцию трех уровней речевого развития ребенка в норме. Логику анализа и описания каждого уровня отражает четырехкомпонентная схема анализа:

  • Биологические предпосылки речевого развития – сохранность органов и систем, включенных в процесс понимания и порождения речи, развития коммуникации
  • Условия речевого развития – коммуникативная ситуация развития (кто, о чем и как должен разговаривать с ребенком, чтобы его речь благополучно развивалась в соответствии с возрастом).
  • Коммуникативное поведение ребенка (с кем, о чем и как должен разговаривать ребенок, чтобы его речь продуктивно развивалась в соответствии с возрастом)
  • Освоенные речевые средства – характеристики лексического, грамматического, фонетического строя речи и фонематического слуха

Была уточнена и представлена в таблицах структура анализа каждого из этих компонентов применительно ко всем трем уровням речевого развития в норме. Содержание компонентов было раскрыто на основе интеграции современных данных о речевом развитии детей раннего и дошкольного возраста.

Заключение

Созданное четырехкомпонентное описание трех уровней речевого развития представляет собой удобную систему координат для выявления нарушений в речевом развитии конкретного ребенка, осмысления его причин, условий, в которых оно складывалось, облегчает специалисту переход от диагностики к постановке и обоснованию задач, направлений и содержания системной коррекционной работы с ребенком и его окружением.

  • 1. Баенская Е.Р. Закономерности раннего эмоционального развития в норме. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №19 2014 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-19/zakonomernosti-rannego-emocionalnogo-razvitija-v (Дата обращения: 20.05.2023)
  • 2. Выготский ,Л.С. Проблемы дефектологии / Сост. Т.М. Лифанова. – М.: Просвещение, 1995. – 527 с.
  • 3. Кукушкина О.И. Развитие культурно-исторической традиции в коррекционной педагогике. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах № 39 2019 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-39/the-development-of-cultural-and-historical-traditions-in-correctional-pedagogics (Дата обращения: 13.05.2023)
  • 4. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: избр. тр. / Ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. - М.: Аркти, 2005.
  • 5. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: «Педагогика», 1986. – 143
  • 6. Никольская, О.С. Аффективная сфера как система смыслов, организующих сознание и поведение. – М.: МГППУ, 2008. 464 с.
  • 7. Основы обучения и воспитания аномальных детей / под общей редакцией проф. А.И. Дьячкова. – М.: Просвещение, 1965. – 343 с.
  • 8. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р.Е.Левиной - М.: Просвещение, 1968. – 367с
  • 9. Смирнова, Е.О. Психология ребенка: от рождения до семи лет : учебник для пед. вузов и училищ / Е.О.Смирнова. – М.: Школа-пресс, 1997. – 383
  • 10. Трошин, Г.Я. Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей: В 2 т.. Петроград,1915.
  • 11. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С.Ушакова. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. – 240 с.

Библиография


Кукушкина О.И., Китик Е.Е., Гончарова Е.Л. Четырехкомпонентная характеристика нормативного речевого онтогенеза как ориентир дефектолога. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №51 2023 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-51/four-component-characteristics-of-normative-speech-ontogenesis-as-a-landmark-for-a-defectologist (Дата обращения: 27.04.2024)

©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности