«… узнать ребенка это значит
определить стадию развития,
на которой он находится»
Использование шкалы нормального развития в качестве ориентира для диагностики и коррекции нарушений в развитии у детей является устоявшейся традицией отечественной научной школы дефектологии [2,3,7,10].
Р.Е. Левина внесла вклад в развитие этой традиции в отношении детей с нарушениями речи, выделив наиболее типичные нарушения в развитии детской речи, описала 3 (три) уровня системного (общего) недоразвития речи, которые явно и ясно соотносятся с тремя уровнями нормативного онтогенеза [4,8].
Продолжая заложенную Р.Е. Левиной традицию и принимая во внимание результаты классических и современных исследований в детской психологии, коррекционной психологии и педагогике [1,5,6,9,11 и др.], мы предложили четырехкомпонентную схему анализа речевого развития ребенка. Логика анализа предполагает определение сохранности психо-физиологических предпосылок речевого развития ребенка, оценку коммуникативной ситуации развития (взаимодействия окружения с ребенком), коммуникативного поведения самого ребенка и освоенных им средств языка (см. подробнее в статье про анализ речевого развития дефектологом). Покажем, как выстраивается в этой логике описание всех трех уровней нормативного речевого развития ребенка от рождения до пяти-шести лет, которое может стать ориентиром дефектолога в ходе диагностики и при переходе к обоснованию задач, направлений и содержания коррекционной работы.
- I уровень речевого развития – условная граница 2-2.5 года;
- II уровень – условная граница 4-4.5 года;
- III уровень – условная граница 5-6 лет.
Мы «отодвигаем» верхнюю границу потому, что она служит одним из ориентиров дефектолога и родителей - достижение ребенком указанного для каждого уровня возраста и при этом неполное освоение определенных или всех компонентов речевого развития является основанием для его анализа дефектологом и решения вопроса о необходимости оказания дефектологической помощи семье и ребенку в области развития коммуникации и речи.
Для понимания причин и характера нарушения речевого развития, степени его выраженности, условий, в которых оно складывается, важнейшим ориентиром остается логика речевого онтогенеза во всех его компонентах и их взаимосвязях.
I уровень нормативного речевого развития
Психофизиологические предпосылки нормального речевого развития
- в норме
Условия нормального речевого развития – коммуникативная ситуация развития
Коммуникативное поведение родителей
- Отношение к ребенку как к собеседнику вне зависимости от его речевых возможностей - любые реакции ребенка воспринимаются как его «ответ» и осмысленное включение в «разговор» и выразительно поддерживаются
- Родители следят в большей степени за поддержанием диалога, а не за правильностью произношения ребенка
- Личный опыт ребенка: события, происходящие в настоящий момент или недавно завершившиеся, его желания, впечатления, наблюдения, действия
- Привлекает внимание ребенка к внешним объектам и совместным действиям с ними, комментирует, задавая смысл и эмоциональное отношение к происходящему
- Начинает разговор и стимулирует ответную вербальную реакцию ребенка, делая паузу и ожидая ответ, задавая уточняющий вопрос, используя выразительную мимику, смену высоты и эмоциональной окраски голоса
- Создает проблемные коммуникативные ситуации, требующие вербальных ответов, просьб, вопросов со стороны ребенка, эмоционально подкрепляет их, вызывая удовольствие малыша
- Откликается на все обращения ребенка – как вербальные, так и не вербальные – действием, эмоциональной реакцией, словом, тактильным контактом и стимулирует продолжение диалога
- Откликается на любые инициативы ребенка как на приглашение к разговору
- Эмоционально реагирует на интерес ребенка, поддерживает и непременно комментирует его
- Осуществление эмоциональной подстройки к малышу, которая сопровождается выразительным вербальным комментарием происходящего – его осмыслением
- Повторяет за ребенком правильно сказанное им слово, уточняя и придавая ему разную эмоциональную окраску
- При неправильном произношении или употреблении слова не повторяет за ребенком, а сразу предлагает правильный образец, подсказывает правильное произношение
- При неправильном произношении или употреблении слова ребенком, взрослый не исправляет ребенка, а уточняет, четко проговаривая данное слово
Речевые средства, используемые родителями
- Говорят подчеркнуто выразительно, эмоционально заражая ребенка и вовлекая его в коммуникацию
- Пользуются ситуативной речью - комментируют происходящее с ребенком «здесь и сейчас», недавно завершившиеся события, его желания, проявленный интерес, впечатления, действия
- Используют слова с конкретным значением, обозначающие предмет, действие, признак
- Пользуются простой конструкцией фразы, произносят ее с выразительной смысловой интонацией, чтобы сделать фразу максимально понятной ребенку в конкретной ситуации
Коммуникативное поведение ребенка
Круг собеседников
- Свободно вступает в коммуникацию с близкими и хорошо знакомыми собеседниками
- Допустимы отказы от коммуникации с малознакомыми собеседниками
Содержание общения
- Личный опыт ребенка: события, происходящие в настоящий момент или недавно завершившиеся, его желания, возникающий интерес, впечатления, наблюдения, действия
Инициатива
- Инициирует коммуникацию с близкими и хорошо знакомыми собеседниками о происходящем, заинтересовавшем, своих желаниях, впечатлениях, наблюдениях, действиях
- Выражает свои желания, просьбы, обращается за помощью
- Ожидает реакции партнера (собеседника) на заинтересовавший его предмет, на свои действия
- Предвкушает понравившуюся реакцию и выразительный комментарий взрослого на свое действие; повторяет его, ожидая предстоящего удовольствия
- Допустима низкая инициатива или ее отсутствие в коммуникации с малознакомыми собеседниками
Отклик
- Откликается на инициативу близких и хорошо знакомых людей
- Способен в отклике соглашаться - не соглашаться, выражать сомнение
- В случае непонимания близким взрослым его речи стремится добиться понимания, максимально привлекая доступные невербальные средства
- Допустим отказ от отклика на коммуникативную инициативу малознакомых собеседников
Отношение к своей речи
- Отсутствует
Речевые средства, освоенные ребенком
Невербальные
- Пользуется указательным жестом, замещая еще не освоенные слова, обозначающие предмет
- Пользуется мимикой для выражения своего отношения к происходящему или качеству предмета
- Использует интонацию для уточнения смысла своего высказывания
- Заменяет естественным жестом то, что еще не может назвать словом (направление движения, величину предмета, указание места и др.)
Вербальные
- Понимает слова и фразы с опорой на конкретную ситуацию или воспоминания о ней
- Понимает слова и фразы, опираясь на выразительную смысловую интонацию собеседника
- Уверенно использует слова для выражения желания, призыва, просьбы, указания.
- Использует в своей самостоятельной речи короткую фразу из 2-3-х слов, ранее используемую взрослым в аналогичных ситуациях
- Уверенно использует слова, обозначающие знакомые предметы (существительные)
- Начинает все чаще обозначать словом действие - использовать глаголы. Расширяется глагольный словарь ребенка
- Начинает использовать притяжательные и указательные местоимения
- Предпринимает попытки использовать слова, обозначающие признаки предметов (прилагательные)
- Допустимо использование звукокомплексов, звукоподражаний, лепетных слов для пояснения просьбы, обращения, призыва, указания
- Допустимо использование слов в широком значении
- Допустимо использование отдельных слов в функции фразы
- Может правильно согласовывать слова в единственном и множественном числе, мужском и женском роде
- Допустимы аграмматизмы при согласовании слов в среднем роде, падежах
- Уверенно использует односложные слова с закрытым слогом
- Уверенно использует двусложные слова с открытым слогом
- Пока точно не воспроизводит звуковой состав 3-сложных слов, но уже воспроизводит их контур
-
Отчетливо и правильно произносит гласные звуки и согласные звуки раннего онтогенеза
- П
- Б
- М
- В
- Ф
- Т
- Д
- Различает на слух мелодику речи, интонацию, тембр, тон голоса
- Допустимо смягченное произношение всех согласных
- Допустим пропуск или замены согласных среднего и позднего онтогенеза на более простые по артикуляции
- Допустим пропуск слогов в многосложных словах и словах со стечением согласных
II уровень нормативного речевого развития
Психофизиологические предпосылки нормального речевого развития
- в норме
Условия нормального речевого развития – коммуникативная ситуация развития
Коммуникативное поведение родителей
- Уважительное отношение к ребенку как к собеседнику
- Любые высказывания ребенка привлекают внимание взрослого и воспринимаются как приглашение к диалогу или отклик
- Личный опыт ребенка, происходящие, недавно завершившиеся и предстоящие в ближайшем будущем события его жизни и жизни близких, желания ребенка, его интересы, впечатления и др.
- Сюжеты и персонажи знакомых книг, любимых мультфильмов, связанные с личным опытом ребенка и выходящие за его пределы
- Инициируют обсуждение событий, – настоящих, прошлых и предстоящих, желаний, впечатлений, наблюдений, действий ребенка, того, что интересует
- Инициируют обсуждение сюжетов и персонажей любимых книг и мультфильмов
- Эмоционально-смысловой комментарий событий, желаний, впечатлений, наблюдений и действий ребенка – настоящих, прошлых и предстоящих
- Инициируют ответную вербальную реакцию ребенка с помощью пауз, выразительного ожидания ответа, уточняющих вопросов, намеренной смены высоты и эмоциональную окраски голоса
- Начинают использовать разговор с ребенком для разрешения трудностей взаимоотношений, возникающих в домашней жизни
- Откликаются на инициативное обращение ребенка и стимулируют продолжение диалога
- Главное назначение отклика состоит в эмоционально-смысловом комментарии сказанного ребенком
- "Умышленно недопонимают" и переспрашивают неточно и невнятно сказанные слова, ненавязчиво помогают подобрать правильное слово, фразу, подсказывая их произнесение
Речевые средства, используемые родителями
- Используют выразительную интонацию, смену темпа, тембра и громкости голоса в диалоге с ребенком для удержания его внимания в разговоре и лучшего понимания сказанного
- Пользуется преимущественно ситуативной речью, комментируя происходящие, недавно завершившиеся и предстоящие в ближайшем будущем события жизни ребенка, его впечатления, наблюдения, действия, желания
- Включает в комментарий наряду со знакомыми ребенку новые для него слова и конструкции, которые становятся понятными в ситуации диалога
- Начинает пользоваться контекстной речью, комментируя события жизни и чувства близких в семье, переживания самого ребенка
Коммуникативное поведение ребенка
Круг собеседников
- Близкие, хорошо знакомые, малознакомые дети и взрослые. Допустимы отказы от коммуникации с незнакомыми людьми
Содержание общения
- Личный опыт: события своей жизни, желания, впечатления, переживания, наблюдения, действия
- Предметом обсуждения становится не только настоящее и прошедшее, но и ближайшее будущее
- Ребенок начинает обсуждать происходящее в жизни окружающих его детей и взрослых
- Ребенок начинает обсуждать сюжеты и персонажи знакомых книг, любимых мультфильмов, не только связанные с его личным опытом, но и выходящие за его пределы
Инициатива
- Легко инициирует коммуникацию с близкими
- Начинает инициировать коммуникацию с малознакомыми собеседниками – взрослыми и детьми, при этом допустимо импульсивное поведение, сумбурное выражение желаний
Отклик
- Откликается на коммуникативную инициативу как близких, так и малознакомых собеседников – детей и взрослых, принимает в большинстве случаев приглашение к разговору
- Может повторять за собеседником выразительную интонацию, мимику, жесты, слова, коммуникативные действия
- В случае непонимания его речи собеседником ребенок стремится добиться понимания, привлекая не только невербальные, но и вербальные средства
Отношение к своей речи
- Начинает обращать внимание на качество своей речи в коммуникации, появляются самоисправления
- Начинает замечать коммуникативные неудачи и реагировать на неразборчивость своей речи, ее непонимание или недопонимание окружающими
- Активно использует невербальные средства, чтобы добиться понимания своей речи: намеренно замедляет темп речи, утрированно повторяет сказанное по слогам, начинает говорить громче; перебирает слова вслух, подыскивая более точные
- Появляется реакция на помощь взрослого при коммуникативных неудачах. Возможны варианты: от спокойного принятия до нетерпимого отношения и стремления все исправить самостоятельно
- Начинает замечать ошибки в речи собеседника и реагировать на них
Речевые средства, освоенные ребенком
Невербальные
- Уверенно использует все виды интонации в речи
- Прибегает к невербальным средствам общения лишь в сложных случаях, когда не уверен в достижении коммуникативной цели
Вербальные
- Хорошо понимает ситуативную речь, описывающую происходящее «здесь и сейчас», недавно завершившееся, намерения в отношении ближайшего будущего
- Понимает, если разговор ведется об объектах вне поля зрения, но хорошо знакомых и легко представляемых
- Начинает понимать контекстную речь
- Разрыв между пониманием и самостоятельной речью незначительный
- Уверенно пользуется фразой из 2-3-х, реже – 4-х слов
- Начинает предвосхищать события и действия на основе накопленного личного опыта, в его речи появляются элементы планирования
- Правильно согласовывает существительные, глаголы, прилагательные в числе, мужском и женском роде
- Начинает использовать служебные части речи - пространственные предлоги и простейшие союзы
- Уверенно использует в речи слова, обозначающие предмет, действия, признак, местоимения 2 и 3 лица
- Начинает употреблять местоимения 1-го лица, указательные, отрицательные и вопросительные местоимения
- Начинает пользоваться элементарными формами словообразования, использует уменьшительно-ласкательные суффиксы
- Допустимы ошибки согласования слов в косвенных падежах и среднем роде
- Допустимы замены слов по внешнему и ситуативному сходству
- Допустим ускоренный или замедленный темп речи
- Допустимы повторы отдельных слогов и слов
- Допустимо нарушение последовательности слов при попытках использования контекстной речи
- Допустимо нарушение последовательности слов при попытках произнесения сложной фразы из 4 и более слов
- Уверенно использует 1-2-3х сложные слова с открытым и закрытым слогом
- Дифференцирует на слух твердые-мягкие, переднеязычные-заднеязычные
- Пока не может воспроизвести правильно звуковой состав 4-сложных слов, но воспроизводит их контур, упрощая звуковую структуру
- Правильно и уже без смягчения произносит все звуки раннего и среднего онтогенеза
-
Допустимы замены звуков
- Ш
- Ж
- Щ
- Ч
- Р
- Л
- Допустимо упрощение звукового или слогового состава в 3-х сложных словах со стечением согласных
- На слух различает произносительные ошибки в чужой речи
III уровень нормативного речевого развития
Психофизиологические предпосылки нормального речевого развития
- в норме
Условия нормального речевого развития – коммуникативная ситуация развития
Коммуникативное поведение родителей
- Уважительно относятся к ребенку как к собеседнику
- Внимательно и спокойно выслушивают, не перебивая ребенка
- Замечают и хвалят ребенка за стремление к точности и ясности высказывания, соблюдение принятых коммуникативных норм
- Замечают и поддерживают попытки ребенка установить нужную дистанцию в коммуникации с разными людьми
- События личной жизни ребенка: прожитые, настоящие, предстоящие; выходящие за рамки его опыта, в том числе вымышленные
- События из жизни близких и знакомых ребенку взрослых и детей
- Обсуждение сюжетов и персонажей игр, мультфильмов, книг, их сопоставление с личным опытом ребенка
- Шутки
- Анекдоты
- Инициируют развернутый диалог на любую значимую для ребенка тему, как в рамках его личного опыта, так и за его пределами
- Инициируют высказывание ребенком собственного мнения, отношения, поддерживают попытки умозаключений и выводов в разговоре
- Инициируют и используют разговор с ребенком для разрешения трудностей взаимоотношений, возникающих в жизни ребенка дома и за его пределами
- Намеренно используют шутки и анекдоты для понимания ребенком скрытого смысла, контекста и подтекста описываемых в речи событий
- Стараются откликаться (немедленно или отсроченно) на каждое инициативное обращение ребенка и стимулируют продолжение диалога
- Главное назначение отклика – обозначить смысл и выразить эмоциональное отношение к обсуждаемому, высказать отношение к самому высказыванию ребенка в диалоге – его сути, логике, адекватности выбранной формы
- Уточняет в отклике значение сложных для ребенка слов и понятий
- В случаях неправильно или неточно выбранной интонации, слова, конструкции фразы, взрослый предлагает более точный и корректный вариант, поясняя при необходимости разницу
- В случаях нарушения ребенком дистанции в разговоре, взрослый регулирует дистанцию, предлагает правильный вариант и объясняет, почему следует соблюдать такую дистанцию в разговоре с этим собеседником
Речевые средства, используемые родителями
- Говорят естественно, выразительно и спокойно, используют интонацию для передачи смысловых оттенков, контекстных отношений и собственного отношения к сказанному
- Употребляют все части речи, простые и сложные конструкции фразы, все формы согласования слов в предложении
- Используют и ситуативную, и контекстную речь
- Активно используют в общении с ребенком отвлеченные понятия
- Намеренно используют в своей речи слова и фразы с переносным смыслом, простые фразеологические обороты
- В речи взрослых постоянно присутствуют шутки, соответствующие возрасту ребенка
Коммуникативное поведение ребенка
Круг собеседников
- Свободно вступает в коммуникацию с близкими, хорошо знакомыми и малознакомыми людьми
- Начинает вступать в коммуникацию с незнакомыми людьми
- Все еще допустимы отказы от коммуникации с незнакомыми людьми
Содержание общения
- Предметом общения являются события, происходящие с ребенком и его окружением «здесь и сейчас», завершившиеся, будущие, намерения, желания, планы
- Ребенок способен обсуждать то, что выходит за рамки его личного опыта, без наглядных опор, он способен обсуждать воображаемые ситуации
Инициатива
- Инициирует коммуникацию с разными по степени близости собеседниками – как детьми, так и взрослыми
- В общении с близкими и знакомыми людьми коммуникативные инициативы усложняются
- Допустимо отсутствие инициативы в сложных коммуникативных ситуациях
Отклик
- Откликается на инициативу разных по степени близости собеседников
- Пробует сдерживать импульсивные реакции в общении на эмоционально значимые темы
- Начинает предварять отклик подготовкой к нему, продумывает, как лучше ответить собеседнику
- В случае непонимания ребенком сказанного собеседником он начинает переспрашивать и уточнять
- Организован в процессе общения, контролирует очередность высказываний, способен выслушивать собеседника, не перебивая и не торопясь с откликом
- Способен адекватно реагировать на изменение условий общения, способен сменить тему в ходе диалога
Отношение к своей речи
- Стремится к максимальному пониманию своей речи собеседником за счет точности, правильности и логичности изложения
- Старается следить за своей речью и при необходимости может перестраиваться в диалоге, переключиться с одной темы на другую
- Допустимы опасения ребенка не оправдать ожидания собеседника, аффективная окраска поисковых попыток с паузами ожидания и нерешительности
- При коммуникативной неудаче осознанно ищет выход – начинает предпринимать попытки переформулировать сказанное и оценить реакцию собеседника
- Появляется оценочное отношение к речи собеседника
Речевые средства, освоенные ребенком
Невербальные
- Использует все виды интонации, логическое ударение, регулирует темп и ритм речи, ее выразительность
- Начинает использовать интонацию и логическое ударение для передачи смысловых оттенков, контекстных отношений и собственного отношения к сказанному
- Начинает использовать выразительные движения, мимику, жесты для выразительности речи и усиления коммуникативного эффекта
Вербальные
- Понимает ситуативную речь и контекстную речь, описывающую происходящее за пределами личного опыта ребенка
- Начинает понимать обобщающие и отвлеченные понятия, фразеологические обороты, переносный смысл высказываний
- Начинает понимать шутки
- Допустимы неточности в понимании переносных смыслов, отвлеченных понятий, юмора
- Начинает различать жанры произведений, которые взрослый читает ребенку: бывальщину, небывальщину, сказки о животных, стихи и прозу
- Уверенно пользуется фразой из 4-х и более слов
- Начинает использовать сложные предложения: сложносочиненные и сложноподчинённые
- Способен составить связный рассказ из 4-5 предложений
- Словарь содержит уже все части речи, включает родственные слова, антонимы и синонимы, обобщающие слова, некоторые абстрактные понятия
- Способен правильно грамматически согласовывать слова во фразе
- Владеет основными формами словообразования существительных, глаголов и прилагательных (суффиксальным, префиксальным и сложением основ)
- Экспериментирует со словом, способен к словотворчеству
- Начинает использовать более сложные предлоги и предложно-падежные конструкции, отражающие временные, причинно-следственные и пространственные отношения
- Начинает использовать в речи фразеологические обороты
- Пробует шутить
- Речь преимущественно внятная. Замечает свои ошибки в произнесении слов и фраз, пытается исправить
- Правильно произносит слова разной слоговой структуры, в том числе и 4-сложные, многосложные
- Правильно произносит слова со стечениями согласных звуков
- Дифференцирует на слух и правильно произносит все группы звуков
- Дифференцирует звуки в словах
I уровень нормативного речевого развития
- в норме
- Отношение к ребенку как к собеседнику вне зависимости от его речевых возможностей - любые реакции ребенка воспринимаются как его «ответ» и осмысленное включение в «разговор» и выразительно поддерживаются
- Родители следят в большей степени за поддержанием диалога, а не за правильностью произношения ребенка
- Личный опыт ребенка: события, происходящие в настоящий момент или недавно завершившиеся, его желания, впечатления, наблюдения, действия
- Привлекает внимание ребенка к внешним объектам и совместным действиям с ними, комментирует, задавая смысл и эмоциональное отношение к происходящему
- Начинает разговор и стимулирует ответную вербальную реакцию ребенка, делая паузу и ожидая ответ, задавая уточняющий вопрос, используя выразительную мимику, смену высоты и эмоциональной окраски голоса
- Создает проблемные коммуникативные ситуации, требующие вербальных ответов, просьб, вопросов со стороны ребенка, эмоционально подкрепляет их, вызывая удовольствие малыша
- Откликается на все обращения ребенка – как вербальные, так и не вербальные – действием, эмоциональной реакцией, словом, тактильным контактом и стимулирует продолжение диалога
- Откликается на любые инициативы ребенка как на приглашение к разговору
- Эмоционально реагирует на интерес ребенка, поддерживает и непременно комментирует его
- Осуществление эмоциональной подстройки к малышу, которая сопровождается выразительным вербальным комментарием происходящего – его осмыслением
- Повторяет за ребенком правильно сказанное им слово, уточняя и придавая ему разную эмоциональную окраску
- При неправильном произношении или употреблении слова не повторяет за ребенком, а сразу предлагает правильный образец, подсказывает правильное произношение
- При неправильном произношении или употреблении слова ребенком, взрослый не исправляет ребенка, а уточняет, четко проговаривая данное слово
- Говорят подчеркнуто выразительно, эмоционально заражая ребенка и вовлекая его в коммуникацию
- Пользуются ситуативной речью - комментируют происходящее с ребенком «здесь и сейчас», недавно завершившиеся события, его желания, проявленный интерес, впечатления, действия
- Используют слова с конкретным значением, обозначающие предмет, действие, признак
- Пользуются простой конструкцией фразы, произносят ее с выразительной смысловой интонацией, чтобы сделать фразу максимально понятной ребенку в конкретной ситуации
- Свободно вступает в коммуникацию с близкими и хорошо знакомыми собеседниками Допустимы отказы от коммуникации с малознакомыми собеседниками
- Личный опыт ребенка: события, происходящие в настоящий момент или недавно завершившиеся, его желания, возникающий интерес, впечатления, наблюдения, действия
- Инициирует коммуникацию с близкими и хорошо знакомыми собеседниками о происходящем, заинтересовавшем, своих желаниях, впечатлениях, наблюдениях, действиях
- Выражает свои желания, просьбы, обращается за помощью
- Ожидает реакции партнера (собеседника) на заинтересовавший его предмет, на свои действия
- Предвкушает понравившуюся реакцию и выразительный комментарий взрослого на свое действие; повторяет его, ожидая предстоящего удовольствия
- Допустима низкая инициатива или ее отсутствие в коммуникации с малознакомыми собеседниками
- Откликается на инициативу близких и хорошо знакомых людей
- Способен в отклике соглашаться - не соглашаться, выражать сомнение
- В случае непонимания близким взрослым его речи стремится добиться понимания, максимально привлекая доступные невербальные средства
- Допустим отказ от отклика на коммуникативную инициативу малознакомых собеседников
- Отсутствует
- Пользуется указательным жестом, замещая еще не освоенные слова, обозначающие предмет
- Пользуется мимикой для выражения своего отношения к происходящему или качеству предмета
- Использует интонацию для уточнения смысла своего высказывания
- Заменяет естественным жестом то, что еще не может назвать словом (направление движения, величину предмета, указание места и др.)
- Понимает слова и фразы с опорой на конкретную ситуацию или воспоминания о ней
- Понимает слова и фразы, опираясь на выразительную смысловую интонацию собеседника
- Уверенно использует слова для выражения желания, призыва, просьбы, указания.
- Использует в своей самостоятельной речи короткую фразу из 2-3-х слов, ранее используемую взрослым в аналогичных ситуациях
- Уверенно использует слова, обозначающие знакомые предметы (существительные)
- Начинает все чаще обозначать словом действие - использовать глаголы. Расширяется глагольный словарь ребенка
- Начинает использовать притяжательные и указательные местоимения
- Предпринимает попытки использовать слова, обозначающие признаки предметов (прилагательные)
- Допустимо использование звукокомплексов, звукоподражаний, лепетных слов для пояснения просьбы, обращения, призыва, указания
- Допустимо использование слов в широком значении
- Допустимо использование отдельных слов в функции фразы
- Может правильно согласовывать слова в единственном и множественном числе, мужском и женском роде
- Допустимы аграмматизмы при согласовании слов в среднем роде, падежах Фонетико-фонематические средства
- Уверенно использует односложные слова с закрытым слогом
- Уверенно использует двусложные слова с открытым слогом
- Пока точно не воспроизводит звуковой состав 3-сложных слов, но уже воспроизводит их контур
-
Отчетливо и правильно произносит гласные звуки и согласные звуки раннего онтогенеза
- П
- Б
- М
- В
- Ф
- Т
- Д
- Различает на слух мелодику речи, интонацию, тембр, тон голоса
- Допустимо смягченное произношение всех согласных
- Допустим пропуск или замены согласных среднего и позднего онтогенеза на более простые по артикуляции
- Допустим пропуск слогов в многосложных словах и словах со стечением согласных
II уровень нормативного речевого развития
- в норме
- Уважительное отношение к ребенку как к собеседнику
- Любые высказывания ребенка привлекают внимание взрослого и воспринимаются как приглашение к диалогу или отклик
- Личный опыт ребенка, происходящие, недавно завершившиеся и предстоящие в ближайшем будущем события его жизни и жизни близких, желания ребенка, его интересы, впечатления и др.
- Сюжеты и персонажи знакомых книг, любимых мультфильмов, связанные с личным опытом ребенка и выходящие за его пределы
- Инициируют обсуждение событий, – настоящих, прошлых и предстоящих, желаний, впечатлений, наблюдений, действий ребенка, того, что интересует
- Инициируют обсуждение сюжетов и персонажей любимых книг и мультфильмов
- Эмоционально-смысловой комментарий событий, желаний, впечатлений, наблюдений и действий ребенка – настоящих, прошлых и предстоящих
- Инициирует ответную вербальную реакцию ребенка с помощью пауз, выразительного ожидания ответа, уточняющих вопросов, намеренной смены высоты и эмоциональную окраски голоса
- Начинают использовать разговор с ребенком для разрешения трудностей взаимоотношений, возникающих в домашней жизни
- Откликаются на инициативное обращение ребенка и стимулируют продолжение диалога
- Главное назначение отклика состоит в эмоционально-смысловом комментарии сказанного ребенком
- Умышленно недопонимают" и переспрашивают неточно и невнятно сказанные слова, ненавязчиво помогают подобрать правильное слово, фразу, подсказывая их произнесение
- Используют выразительную интонацию, смену темпа, тембра и громкости голоса в диалоге с ребенком для удержания его внимания в разговоре и лучшего понимания сказанного
- Пользуется преимущественно ситуативной речью, комментируя происходящие, недавно завершившиеся и предстоящие в ближайшем будущем события жизни ребенка, его впечатления, наблюдения, действия, желания
- Включает в комментарий наряду со знакомыми ребенку новые для него слова и конструкции, которые становятся понятными в ситуации диалога
- Начинает пользоваться контекстной речью, комментируя события жизни и чувства близких в семье, переживания самого ребенка
- Близкие, хорошо знакомые, малознакомые дети и взрослые. Допустимы отказы от коммуникации с незнакомыми людьми
- Личный опыт: события своей жизни, желания, впечатления, переживания, наблюдения, действия
- Предметом обсуждения становится не только настоящее и прошедшее, но и ближайшее будущее
- Ребенок начинает обсуждать происходящее в жизни окружающих его детей и взрослых
- Ребенок начинает обсуждать сюжеты и персонажи знакомых книг, любимых мультфильмов, не только связанные с его личным опытом, но и выходящие за его пределы
- Легко инициирует коммуникацию с близкими
- Начинает инициировать коммуникацию с малознакомыми собеседниками – взрослыми и детьми, при этом допустимо импульсивное поведение, сумбурное выражение желаний
- Откликается на коммуникативную инициативу как близких, так и малознакомых собеседников – детей и взрослых, принимает в большинстве случаев приглашение к разговору
- Может повторять за собеседником выразительную интонацию, мимику, жесты, слова, коммуникативные действия
- В случае непонимания его речи собеседником ребенок стремится добиться понимания, привлекая не только невербальные, но и вербальные средства
- Начинает обращать внимание на качество своей речи в коммуникации, появляются самоисправления
- Начинает замечать коммуникативные неудачи и реагировать на неразборчивость своей речи, ее непонимание или недопонимание окружающими
- Активно использует невербальные средства, чтобы добиться понимания своей речи: намеренно замедляет темп речи, утрированно повторяет сказанное по слогам, начинает говорить громче; перебирает слова вслух, подыскивая более точные
- Появляется реакция на помощь взрослого при коммуникативных неудачах. Возможны варианты: от спокойного принятия до нетерпимого отношения и стремления все исправить самостоятельно
- Начинает замечать ошибки в речи собеседника и реагировать на них
- Уверенно использует все виды интонации в речи
- Прибегает к невербальным средствам общения лишь в сложных случаях, когда не уверен в достижении коммуникативной цели
- Хорошо понимает ситуативную речь, описывающую происходящее «здесь и сейчас», недавно завершившееся, намерения в отношении ближайшего будущего
- Понимает, если разговор ведется об объектах вне поля зрения, но хорошо знакомых и легко представляемых
- Начинает понимать контекстную речь
- Разрыв между пониманием и самостоятельной речью незначительный
- Уверенно пользуется фразой из 2-3-х, реже – 4-х слов
- Начинает предвосхищать события и действия на основе накопленного личного опыта, в его речи появляются элементы планирования
- Правильно согласовывает существительные, глаголы, прилагательные в числе, мужском и женском роде
- Начинает использовать служебные части речи - пространственные предлоги и простейшие союзы
- Уверенно использует в речи слова, обозначающие предмет, действия, признак, местоимения 2 и 3 лица
- Начинает употреблять местоимения 1-го лица, указательные, отрицательные и вопросительные местоимения
- Начинает пользоваться элементарными формами словообразования, использует уменьшительно-ласкательные суффиксы
- Допустимы ошибки согласования слов в косвенных падежах и среднем роде
- Допустимы замены слов по внешнему и ситуативному сходству
- Допустим ускоренный или замедленный темп речи
- Допустимо нарушение последовательности слов при попытках использования контекстной речи
- Допустимо нарушение последовательности слов при попытках произнесения сложной фразы из 4 и более слов
- Уверенно использует 1-2-3х сложные слова с открытым и закрытым слогом
- Дифференцирует на слух твердые-мягкие, переднеязычные-заднеязычные
- Пока не может воспроизвести правильно звуковой состав 4-сложных слов, но воспроизводит их контур, упрощая звуковую структуру
- Правильно и уже без смягчения произносит все звуки раннего и среднего онтогенеза
-
Допустимы замены звуков
- П
- Ш
- Ж
- Щ
- Ч
- Р
- Л
- Допустимо упрощение звукового или слогового состава в 3-х сложных словах со стечением согласных
- На слух различает произносительные ошибки в чужой речи
III уровень нормативного речевого развития
- в норме
- Уважительно относятся к ребенку как к собеседнику
- Внимательно и спокойно выслушивают, не перебивая ребенка
- Замечают и хвалят ребенка за стремление к точности и ясности высказывания, соблюдение принятых коммуникативных норм
- Замечают и поддерживают попытки ребенка установить нужную дистанцию в коммуникации с разными людьми
- События личной жизни ребенка: прожитые, настоящие, предстоящие; выходящие за рамки его опыта, в том числе вымышленные
- События из жизни близких и знакомых ребенку взрослых и детей
- Обсуждение сюжетов и персонажей игр, мультфильмов, книг, их сопоставление с личным опытом ребенка
- Шутки
- Анекдоты
- Инициируют развернутый диалог на любую значимую для ребенка тему, как в рамках его личного опыта, так и за его пределами
- Инициируют высказывание ребенком собственного мнения, отношения, поддерживают попытки умозаключений и выводов в разговоре
- Инициируют и используют разговор с ребенком для разрешения трудностей взаимоотношений, возникающих в жизни ребенка дома и за его пределами
- Намеренно используют шутки и анекдоты для понимания ребенком скрытого смысла, контекста и подтекста описываемых в речи событий
- Стараются откликаться (немедленно или отсроченно) на каждое инициативное обращение ребенка и стимулируют продолжение диалога
- Главное назначение отклика – обозначить смысл и выразить эмоциональное отношение к обсуждаемому, высказать отношение к самому высказыванию ребенка в диалоге – его сути, логике, адекватности выбранной формы
- Уточняет в отклике значение сложных для ребенка слов и понятий
- В случаях неправильно или неточно выбранной интонации, слова, конструкции фразы, взрослый предлагает более точный и корректный вариант, поясняя при необходимости разницу
- В случаях нарушения ребенком дистанции в разговоре, взрослый регулирует дистанцию, предлагает правильный вариант и объясняет, почему следует соблюдать такую дистанцию в разговоре с этим собеседником
- Говорят естественно, выразительно и спокойно, используют интонацию для передачи смысловых оттенков, контекстных отношений и собственного отношения к сказанному
- Употребляют все части речи, простые и сложные конструкции фразы, все формы согласования слов в предложении
- Используют и ситуативную, и контекстную речь
- Активно используют в общении с ребенком отвлеченные понятия
- Намеренно используют в своей речи слова и фразы с переносным смыслом, простые фразеологические обороты
- В речи взрослых постоянно присутствуют шутки, соответствующие возрасту ребенка
- Свободно вступает в коммуникацию с близкими, хорошо знакомыми и малознакомыми людьми
- Начинает вступать в коммуникацию с незнакомыми людьми
- Все еще допустимы отказы от коммуникации с незнакомыми людьми
- События, происходящие с ребенком и его окружением «здесь и сейчас», завершившиеся, будущие, намерения, желания, планы
- Ребенок способен обсуждать то, что выходит за рамки его личного опыта, без наглядных опор, он способен обсуждать воображаемые ситуации
- Инициирует коммуникацию с разными по степени близости собеседниками – как детьми, так и взрослыми
- В общении с близкими и знакомыми людьми коммуникативные инициативы усложняются
- Допустимо отсутствие инициативы в сложных коммуникативных ситуациях
- Откликается на инициативу разных по степени близости собеседников
- Пробует сдерживать импульсивные реакции в общении на эмоционально значимые темы
- Начинает предварять отклик подготовкой к нему, продумывает, как лучше ответить собеседнику
- В случае непонимания ребенком сказанного собеседником он начинает переспрашивать и уточнять
- Организован в процессе общения, контролирует очередность высказываний, способен выслушивать собеседника, не перебивая и не торопясь с откликом
- Способен адекватно реагировать на изменение условий общения, способен сменить тему в ходе диалога
- Стремится к максимальному пониманию своей речи собеседником за счет точности, правильности и логичности изложения
- Старается следить за своей речью и при необходимости может перестраиваться в диалоге, переключиться с одной темы на другую
- Допустимы опасения ребенка не оправдать ожидания собеседника, аффективная окраска поисковых попыток с паузами ожидания и нерешительности
- При коммуникативной неудаче осознанно ищет выход – начинает предпринимать попытки переформулировать сказанное и оценить реакцию собеседника
- Появляется оценочное отношение к речи собеседника
- Использует все виды интонации, логическое ударение, регулирует темп и ритм речи, ее выразительность
- Начинает использовать интонацию и логическое ударение для передачи смысловых оттенков, контекстных отношений и собственного отношения к сказанному
- Начинает использовать выразительные движения, мимику, жесты для выразительности речи и усиления коммуникативного эффекта
- Понимает ситуативную речь и контекстную речь, описывающую происходящее за пределами личного опыта ребенка
- Начинает понимать обобщающие и отвлеченные понятия, фразеологические обороты, переносный смысл высказываний
- Начинает понимать шутки
- Допустимы неточности в понимании переносных смыслов, отвлеченных понятий, юмора
- Начинает различать жанры произведений, которые взрослый читает ребенку: бывальщину, небывальщину, сказки о животных, стихи и прозу
- Уверенно пользуется фразой из 4-х и более слов
- Начинает использовать сложные предложения: сложносочиненные и сложноподчинённые
- Способен составить связный рассказ из 4-5 предложений
- Словарь содержит уже все части речи, включает родственные слова, антонимы и синонимы, обобщающие слова, некоторые абстрактные понятия
- Способен правильно грамматически согласовывать слова во фразе
- Владеет основными формами словообразования существительных, глаголов и прилагательных (суффиксальным, префиксальным и сложением основ)
- Экспериментирует со словом, способен к словотворчеству
- Начинает использовать более сложные предлоги и предложно-падежные конструкции, отражающие временные, причинно-следственные и пространственные отношения
- Начинает использовать в речи фразеологические обороты
- Пробует шутить
- Речь преимущественно внятная. Замечает свои ошибки в произнесении слов и фраз, пытается исправить
- Правильно произносит слова разной слоговой структуры, в том числе и 4-сложные, многосложные
- Правильно произносит слова со стечениями согласных звуков
- Дифференцирует на слух и правильно произносит все группы звуков
- Дифференцирует звуки в словах
Мы попытались компактно представить основанную на анализе работ Р.Е. Левиной и современных авторов реконструкцию трех уровней речевого развития ребенка в норме. Логику анализа и описания каждого уровня отражает четырехкомпонентная схема анализа:
- Биологические предпосылки речевого развития – сохранность органов и систем, включенных в процесс понимания и порождения речи, развития коммуникации
- Условия речевого развития – коммуникативная ситуация развития (кто, о чем и как должен разговаривать с ребенком, чтобы его речь благополучно развивалась в соответствии с возрастом).
- Коммуникативное поведение ребенка (с кем, о чем и как должен разговаривать ребенок, чтобы его речь продуктивно развивалась в соответствии с возрастом)
- Освоенные речевые средства – характеристики лексического, грамматического, фонетического строя речи и фонематического слуха
Была уточнена и представлена в таблицах структура анализа каждого из этих компонентов применительно ко всем трем уровням речевого развития в норме. Содержание компонентов было раскрыто на основе интеграции современных данных о речевом развитии детей раннего и дошкольного возраста.
Заключение
Созданное четырехкомпонентное описание трех уровней речевого развития представляет собой удобную систему координат для выявления нарушений в речевом развитии конкретного ребенка, осмысления его причин, условий, в которых оно складывалось, облегчает специалисту переход от диагностики к постановке и обоснованию задач, направлений и содержания системной коррекционной работы с ребенком и его окружением.