Событие научной жизни
В 2023 году в издательстве «Наука» опубликована монография Н.Н. Малофеева «Как это было в Отечестве, или Практика обучения детей с нарушением слуха в Российской империи (1806–1917 годы)», отражающая результаты нового фундаментального исторического исследования в дефектологии, выполненного в ЛГУ имени А.С. Пушкина.
Появление этой книги стало событием научной жизни сообщества сурдопедагогов, дефектологов, историков, изучающих возникновение и развитие благотворительности в России, становление отечественной образовательной системы. В монографии впервые представлена полная, подробная и документально подтвержденная столетняя история образования глухих детей в дореволюционной России. На обширном историческом материале убедительно доказана взаимосвязь между социокультурным контекстом жизни страны и вероятностью появления образовательных учреждений для лиц с нарушением слуха, их жизнестойкостью, темпом и характером развития, долгосрочностью перспективы существования. Исследования такого масштаба, документальной точности и оригинальности замысла отечественная сурдопедагогика прежде не знала.
Цель. Методология. Результаты исследования
Целью выполненного исследования было восстановление исторической картины становления практики обучения детей с нарушениями слуха в границах Российской империи, охватывающей все виды создаваемых специальных образовательных учреждений, включающей историю каждого сурдопедагогического «Дома», появляющегося на карте страны в период 1806 – 1917 гг.
Методологической основой исследования был выбран цивилизационный подход, исключающий простое хронологическое изложение исторических фактов и предполагающий их осмысление в широком социокультурном контексте. Академик Н.Н. Малофеев остается верным цивилизационному подходу, выбранному им еще при написании докторской диссертации (1996), благодаря чему и в этом исследовании он рассматривает вопросы, не возникавшие ранее у историков дефектологии и сурдопедагогики, открывает неизвестные закономерности развития событий в пространстве российского образования XIX – начала ХХ века.
Избранная автором методология позволяет читателю впервые увидеть историю обучения глухих как неотъемлемую часть истории России, почувствовать атмосферу эпохи, дух времени, увидеть людей, чье благородство и преданность делу милосердия, человеколюбия, деятельной благотворительности послужили изменению общественного мнения о возможностях развития и обучения глухого ребенка, устранению барьеров на пути развития отечественной сурдопедагогики. Это исследование раскрывает роль социокультурных контекстов в развитии образовательных систем и позволяет увидеть гораздо более широкий, чем принято было думать, круг людей, по праву относящихся к подвижникам и организаторам отечественной практики обучения глухих, узнать имена тех, кто долгие годы не упоминался, но сделал возможным зарождение отечественной сурдопедагогики.
Читателю представлен разработанный автором инструмент анализа и прогнозирования развития образовательной системы в социокультурном контексте эпохи и убедительно показана результативность его применения в масштабном историческом исследовании.
Результатом исследования стала восстановленная автором в деталях и документально подтвержденная история становления специального образования глухих детей в Российской империи.
Проведенный научный анализ впервые охватывает все территории Российского государства того времени, а потому мы узнаем об организации обучения глухих детей не только в столичных городах – Санкт-Петербурге и Москве, но и в казачьих станицах, маленьких городках, селах (Вязниках, Максимовичах, Сычевке, Немде) и местечках, в Царстве Польском, Лифляндии, Курляндии, Казани и Одессе, Новороссии и Туле, Великом Княжестве Финляндском и Астрахани и др. Результатом исследования стало воссоздание полной географической карты становления специального образования глухих детей в Отечестве.
Важным результатом исследования мы считаем понимание общего и различного в исторических и генетических корнях сурдопедагогических «Домов», создаваемых в разных территориях империи на этапе становления отечественной сурдопедагогики. Показаны сходства и различия сословной принадлежности, образования, верований, ценностных установок и побудительных мотивов организаторов обучения глухих в различных географических точках страны, раскрыта связь между историческими и генетическими корнями создаваемых образовательных учреждений и выбором методов обучения глухих детей, жизнеспособностью и долгосрочностью перспективы существования организованных специальных школ.
Вопросы, которые ранее не возникали у историков дефектологии
Как показывает исследование, история науки и история практики, хотя и связаны между собой, но не тождественны. Наука опережает время, задавая векторы возможного изменения к лучшему ранее сложившейся и доминирующей практики, и в этом заключается ее предназначенье. Практика же, как правило, согласуется с традицией, системой ценностей большинства и запросами эпохи. Потому-то теории обучения глухих могли рождаться в одних странах, а успешно воплощаться в жизнь в других – тех, где сложились предпосылки для реализации высказанных идей и методов специального обучения, в первую очередь – политические, экономические и социокультурные.
Отказ автора исследования от простого хронологического описания исторических фактов в пользу цивилизационного подхода к анализу истории обучения глухих в Российской империи позволяет ему сформулировать вопросы, которыми ранее не задавались историки дефектологии.
- Почему известный Петру I и Екатерине II европейский опыт обучения глухих не был своевременно воспроизведен в России?
- Возникновение первых специальных школ есть результат эволюции отношения российского государства и общества к инвалидам или счастливое стечение обстоятельств?
- Кто и почему оказался в числе пионеров отечественной сурдопедагогической практики?
- Зависела ли деятельность «первопроходцев» от их вероисповедания, социального статуса, образования, особенностей характера и мировоззрения?
- Почему вплоть до 1917 года отечественные учебные заведения для глухих не были переданы в ведение Министерства народного образования, сохраняя статус благотворительных?
- Почему организационные формы и содержание образования детей с нарушением слуха не были унифицированы, да и цели этого образования его организаторами понимались не одинаково?
- Как случилось, что пионеры специального образования – устроители школ, педагоги, благотворители, живя в одном цивилизационно-культурном пространстве, по-разному понимали цели специального обучения?
- Почему сеть образовательных учреждений для детей с нарушением слуха в разных регионах Российской империи формировалась по-разному?
- Если за столетие в стране не удалось выработать единые правила комплектования специальных школ, решить проблему трудоустройства их выпускников, организовать централизованную подготовку сурдопедагогических кадров, выпуск учебно-методической литературы, преодолеть разобщенность научных школ Санкт-Петербурга и Москвы, можно ли было ожидать стремительных позитивных перемен после революции 1917 года?
- Можно ли советскую специальную школу считать в полной мере правопреемницей дореволюционной?
Последовательно и аргументированно выстраивая цепочку сколь-нибудь значимых прецедентов обучения глухих в России XIX – начала ХХ века, автор отвечает на эти вопросы, создавая достоверную и целостную картину становления отечественной сурдопедагогики. Погружение в исторический и социокультурный контексты способствует сосредоточению читателя на сути происходивших событий, пониманию того, что именно эти контексты – дух и душа времени – определяли вероятность появления специальных школ, их жизнестойкость, долгосрочность перспективы существования, предопределенность темпа и характера развития сети образовательных учреждений для детей с нарушением слуха. Прошлое изучается автором во имя понимания настоящего и прогнозирования будущего.
Чтобы знать в каком направлении идти, нужно обернуться назад, посмотреть, откуда ты
Монография является продолжением многолетнего фундаментального исследования Н.Н. Малофеева логики и условий становления национальных систем специального образования в странах Западной Европы и России [2,3,5]. И если в предшествующих работах автора факты из истории сурдопедагогики служили примерами, иллюстрирующими общие закономерности этого процесса, то теперь в центре внимания целостная история становления образования детей с нарушением слуха, которая рассматривается последовательно и системно.
В 25 главах монографии раскрываются один за другим конкретные события этой истории от момента появления первой и долгое время единственной школы, созданной по инициативе и при деятельной поддержке императрицы Марии Федоровны, до 1917 года, когда все благотворительные учреждения в России прекратили свое существование.
На основе уникальных архивных материалов описаны все, включая неизвестные ранее, прецеденты возникновения в границах империи частных благотворительных школ для глухих детей и их попечительских советов. Автор открывает не просто последовательность героических и трагических событий, участниками которых стали люди разной сословной и профессиональной принадлежности, а определяет место каждого отдельного события в общей картине становления отечественной сурдопедагогики, практики специального образования детей с нарушением слуха. Для этого используются разработанные автором и уже не раз доказавшие свою силу инструменты научного анализа:
- периодизация эволюции отношений государства и общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья;
- связанная с ней периодизация становления национальных систем специального образования в странах Западной Европы и России;
- система условий, необходимых для преобразования отдельных частных школ и образовательных инициатив в национальную систему образования [1].
Проведенный анализ вписывает отечественную историю становления образования глухих, слабослышащих и позднооглохших детей в общемировые социокультурные контексты, открывает возможность не только хронологических, но главное – содержательных сравнений и обобщений. Читателю открываются документально подтвержденные истории создания образовательных учреждений для глухих в Западной Европе и в Российской империи, что позволяет сопоставлять не только выбранные педагогические системы и методы обучения, но и основы организации специальных школ, условия их открытия - отношение к ним общества, вклад государства, города, церкви, деятельных благотворителей и филантропов, правила приема детей и требования к сурдопедагогам, круг людей, вовлеченных в становление национальных образовательных систем и их побуждающие мотивы.
Уделяя внимание основам организации образования, автор последовательно проясняет и такой важный для сурдопедагогики вопрос как влияние на отечественную практику обучения глухих разработанных на Западе методов и моделей и, прежде всего, двух конкурирующих педагогических систем – «орализма» и «мануализма», чистого устного и мимического метода.
Исследование доказывает, что известные всем сурдопедагогам «орализм» и «мануализм» имеют свои исторические и генетические корни, являются отражением философии своих стран, представлений о гражданских правах слышащего и глухого человека, ценностных и культурных установок, устоев, обычаев и традиций, принятых религиозных догматов. Понимание связи между системами обучения глухих и социокультурными предпосылками их появления и устойчивого развития позволяет вновь доказывать высказанную в начале 90-х гг. (1996) [6] мысль о непродуктивности механического копирования западного опыта и попыток его стремительного переноса на отечественную почву без предварительного формирования необходимых предпосылок. Автор последовательно разрабатывает и доказывает мысль о том, что устойчивое развитие вновь создаваемых образовательных учреждений для детей с нарушенным слухом не может быть определено исключительно блистательными сурдопедагогическими идеями и их выдающимся практическим воплощением, жизнеспособность, устойчивое и долгосрочное развитие требуют системы условий, лежащих за пределами сурдопедагогики. Доказательством тому служит последовательное рассмотрение истории становления и развития каждого сурдопедагогического «Дома» Российской империи. Мы видим, как различаются сословная принадлежность, образование, установки и верования организаторов обучения глухих в разных регионах страны и как это влияет на выбор методов обучения, жизнеспособность и перспективу развития создаваемых специальных школ.
Выполненное исследование позволяет преодолевать политически ангажированные заблуждения, тиражировавшиеся в учебниках истории сурдопедагогики советского периода, но документально не подтвержденные должным образом.
Живая история
Несомненной заслугой автора книги является его умение превратить рассказ о результатах сложного масштабного теоретического исследования в захватывающее повествование, что делает вышедшую монографию событием в жизни не только опытных профессионалов, но и студентов-дефектологов. Чтение этой книги, несомненно, поможет им понять, что история профессии дефектолога, сурдопедагога – это не трудный для запоминания набор дат и событий, не сухое перечисление биографических фактов, а увлекательная история людей, идей, страстей, закономерных и случайных встреч, борьбы, дискуссий, неудач и побед.
Монография, касающаяся сложнейших проблем истории специального образования детей с нарушением слуха, написана ясно, ярко и увлекательно. Приведем в подтверждение остроумное, интригующее и при этом точное, с точки зрения исследования, оглавление монографии (Список 1).
- Судьбоносная встреча: императрица Мария Фёдоровна и Саша Меллер
- Школьное обучение глухонемых детей - результат эволюции отношения
- 2.1 Педро Понсе де Леон: первый опыт индивидуального обучения глухих
- Обучение глухих в немецких землях
- 3.1. Гейнике: «чистый устный метод». Королевский институт глухонемых
- Учили ли глухих на Руси?
- 4.1. Правда и вымысел
- 4.2. Реформатор Петр I: обучение глухих целесообразно
- 4.3. Глухая принцесса: указ «О необучении»
- Де л´Эпе: французский или «мимический метод» обучения
- Рояль в кустах: Гаюи в Павловске
- Прихоть императрицы: Училище в Мариентале
- Мария Фёдоровна: особая миссия
- Санкт-Петербургское училище: 50 лет одиночества
- 9.1. Карл Гампельн: глухой учитель глухих
- 9.2. Александра Фёдоровна: смена Почетного Опекуна меняет учебный курс
- Параллельное движение: обучение глухих за пределами столицы
- 10.1. Рижская школа
- 10.2. Варшавский институт глухонемых и слепых
- 10.3. Школа в Вильно
- 10.4. Школа в Москве: «глухих учили понемногу, чему-нибудь, и как-нибудь. Образованием глухого в Москве на мудрено блеснуть…»
- Образ глухого в литературе
- Школа в Одессе
- Столичное училище: жизнь по инерции
- 11.1. Бланше: предтеча инклюзивного образования
- 11.2. Опытное училище при Марии Александровне
- Либерализация внутренней политики: рост сети учебных заведений
- 12.1. Случай Москвы: соперничество c Петербургом
- 12.1.1. Англия: казус Бульвера
- 12.2. Случай Великого княжества Финляндского: рост национального самосознания стимулирует появление специальных школ Финско-шведские школы: Алопеус – «апостол глухих»
- 12.3. Случай Одессы: утрата покровителя – финал частной школы
- 12.4. Случай Лифляндии: немецкая школа для латышских детей
- 12.5. Случай Польши: специальная школа – карта в политической игре
- 12.1. Случай Москвы: соперничество c Петербургом
- Оттепель сменилась заморозками
- 13.1. Обучение глухих детей, проживающих в черте оседлости
- 13.2. Случай Новороссии: немцы-колонисты
- Первый профессиональный съезд: 28 декабря 1895 - 5 января 1896 гг.
- Отдаленные результаты «великих реформ»: формирование системы
- 15.1. Казань: школу открывает отец глухих детей
- 15.2. Глухие приходят на помощь глухим
- 15.2.1. Астрахань: школа Анастасии Тимофеевой
- 15.2.2. Новочеркасск: братья Бурменские. Отделение при приюте, специальный класс, школа
- 15.2.3. Тула: школа Л.С. Вознесенской
- 15.2.4. Лохвицы: школа братьев Варда
- Русская православная церковь: ЦПШ для глухонемых детей
- 16.1. Вязники: ЦПШ протоиерея Веселовского
- 16.2. Село Максимовичи: ЦПШ о. Моисея Яворского
- 16.3. Сычёвка: школа-приют: о. Павла Троицкого
- 16.4. Немда: ЦПШ о. Василия Попова
- 16.5. Харьковская школа о. Василия Ветухова
- Разделение с ВУИМ: Попечительство Г.И.М.Ф. о глухонемых
- 17.1. Попечительство строит столичную систему специального образования
- Второй профессиональный съезд: 27-29 декабря 1903 г.
- Созидатели и разрушители: расцвет и гибель Александровской школы-хутора
- Под дланью Попечительства: региональные Отделы
- 20.1. Казус Герцена
- Третий профессиональный съезд: 1910г.
- 21.1. Участники Всероссийского съезда 1910 г. о профессиональном обучении глухонемых
- 21.1.1. Организация ремесленного обучения в Мурзинке
- 21.2. Участники Всероссийского съезда 1910 г. о материальное положение сурдопедагогов
- 21.1. Участники Всероссийского съезда 1910 г. о профессиональном обучении глухонемых
- Звезды первой величины: учебные заведения Петербурга, Москвы и Варшавы
- Вопрос урядника Климова: «Почему не учат глухих казачат?»
- Попечительство Г.И.М.Ф. о глухонемых накануне первой мировой войны
- Лидеры, середнячки, аутсайдеры?
- Финал: август 1914 – февраль 1917 гг.
Дефектолог. Исследователь. Писатель. Стилист. Иллюстратор
Опубликованный текст можно по праву причислить к блестящему литературному изложению результатов строгого и документально подтвержденного исторического исследования в дефектологии. Выбранная автором методология исследования требовала реконструкции эпохи, описания примет времени, поэтому в интересах читателя он временами оправданно переходит в жанр документального исторического романа. Именно в этом жанре выстроен рассказ об историческом событии, ставшем отправной точкой развития сурдопедагогики в России.
Автор умело пользуется не только различными литературными жанрами для изложения содержания исследования, но и выстраивает картину эпохи в фотографиях, гравюрах, картинах, почтовых марках. Подобранные иллюстрации помогают проникновению в культурно-исторические контексты становления отечественной сурдопедагогики, дают возможность увидеть приметы времени и вдохнуть воздух далекой эпохи.
Оригинальная идея проиллюстрировать историю сурдопедагогики тематическими почтовыми марками разных стран помогает понять, как высоко ценились и почитались основоположники и благотворители дела обучения глухих детей. Портреты этих людей тиражируются наряду с портретами государей, великих завоевателей, выдающихся ученых, первооткрывателей.
Найденные автором и никогда ранее не использовавшиеся для иллюстраций истории сурдопедагогики почтовые марки помогают почувствовать атмосферу эпохи, царящую в ней ценность деятельной благотворительности, милосердия, гуманитарного знания, признания ценности образования как слышащего, так и глухого человека, без которого не может быть достойного будущего ни у него самого, ни у общества, в котором он живет.
Событие в жизни потомков благотворителей и подвижников
Опубликованная монография станет событием и в жизни потомков тех удивительных людей – благотворителей, филантропов и волонтеров, чьи имена нередко скрывала тень забвения, чьими усилиями формировались в Отечестве условия для развития практики обучения глухих. Автор возвращает нашей памяти имена подвижников, способствовавших вхождению России в круг стран-лидеров в деле школьного и ремесленного обучения глухих. С первых страниц читатель стремительно погружается в прошлое, насыщенное малоизвестными, подчас невероятными событиями, открывая неизвестную большинству сторону жизни российских купцов, промышленников, предпринимателей, аристократов, части духовенства, врачей, связанную с деятельной помощью детям с нарушенным слухом.
Монография позволяет подробнее узнать и филантропическую сторону жизни императрицы Марии Фёдоровны, инициировавшей обучение глухих в России. Ее «Портрет» написан с подобающими ее деяниям уважением и любовью. Посвященная монаршей персоне часть монографии открывает в государыне человека высокообразованного, мудрого, человека сложной судьбы, сумевшего превозмочь вынужденное одиночество и выпавшие на ее долю страдания, направив свои силы и ум на дело помощи тем, кто в ней особенно нуждался - глухим детям.
Завершая краткий обзор результатов научного исследования, подчеркнем, что оно ставит новые вопросы, открывает новые смыслы и ориентиры в понимании давно известных и, казалось бы, устоявшихся вещей в истории сурдопедагогики, вот почему это увлекательное научное чтение!